ЕГЭ. Теория. Задание 16.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)

Елисова Татьяна Сергеевна

Теоретический материал для подготовки к заданию 16 (ЕГЭ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 16_zadanie._teoriya.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:

Задание 16 ЕГЭ. Пунктуация в ССП и простом предложении с однородными членами (ОЧ).

Формулировка задания. "Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений".

1) Пришедшие в цирк малыши смеялись и приходили в совершеннейший восторг от забавных и умных дрессированных собачек и от огромного доброго слона.

2) От сильного волнения мысли путались и поэтому невозможно было принять хоть какое-то решение.

3) Спустя несколько минут небо опять было прозрачно-голубым и по-прежнему ярко сияло лучистое солнце.

4) За время прогулки дети успели измерить глубину всех луж и мимоходом нарвать крыжовника и малины.

5) Вот уже и солнце скрылось и небо потемнело.

Алгоритм выполнения 1. Выделите грамматическую основу. Будьте внимательны в тех случаях, когда части ССП - односоставные предложения. Вечерело, и мы отправились домой.
2. Если предложение простое, то обратите внимание на ОЧ, которые присутствуют в предложении. Вспомните правила, при которых ставится запятая и особые случаи постановки/отсутствия запятой между однородными. Совет: лучше всего рисовать схему однородных членов, чтобы не запутаться в запятых.
3. Если предложение сложное, применяем правило постановки запятой в ССП (в ССП обычно ставится запятая). Не забываем про случаи отсутствия запятой в ССП.(см. таблицу ниже)
4. Выпишите ответ. В качестве ответа выступают цифры, записанные в произвольном порядке.

Запятая между однородными членами

ЗАПЯТАЯ СТАВИТСЯ

ЗАПЯТАЯ НЕ СТАВИТСЯ

Между ОЧ, НЕ соединенными союзами. ( ), ( ), ( ), ( )
Здесь уже все смешалось, закружилось, зашумело.

Запятая не ставится ОЧ, соединенными одиночными союзами И, ДА (=И) ИЛИ, ЛИБО  ( ) и ( )
День был ясный и теплый.!!! Перед союзом ДА И должна ставиться запятая
Мы охотились исключительно за белыми, да и у тех отрезали одни шляпки.

Между ОЧ, соединенными союзами А, НО, ЗАТО, ОДНАКО, ДА (=НО), ВПРОЧЕМ, А ТАКЖЕ, А ТО И, ХОТЯ.  ( ), а ( )
Ибрагим проводил дни однообразные, НО деятельные
Ври, ДА меру знай (пословица) (да=но)
Одета она была в
опрятное, ХОТЬ И старое платье…

Запятая НЕ СТАВИТСЯ между разными рядами однородных членов. ( ) и ( )  ( ) и ( )
Она говорила быстро и громко и во время рассказа улыбалась.
Быстро и громко/ Говорила и улыбалась/.
Каждый ряд ОЧ рассматривается отдельно.

Между ОЧ, соединенными повторяющимися союзами (И… И… И, ДА… ДА… ДА, НИ… НИ… НИ, ИЛИ… ИЛИ… ИЛИ, ЛИ… ЛИ… ЛИ, ЛИ… ИЛИ… ИЛИ, ЛИБО… ЛИБО… ЛИБО, ТО… ТО… ТО, НЕ ТО… НЕ ТО… НЕ ТО, ТО ЛИ… ТО ЛИ… ТО ЛИ). 

Перед ПЕРВЫМ повторяющимся союзом:

- запятая НЕ СТАВИТСЯ, если перед ним НЕТ ОЧ:

Овсяников разъезжал ЛИБО на дрожках, ЛИБО в тележке с кожаным верхом.
-запятая СТАВИТСЯ, если перед ним ЕСТЬ ОЧ:

Витя, И Коля, И Петя пришли в кино.
( ), и ( ), и ( )
   

 Если два ОЧ, соединенных повторяющимися союзами, составляют смысловое единство (в том числе ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ), то ЗАПЯТАЯ МЕЖДУ НИМИ НЕ СТАВИТСЯ: И ДЕНЬ И НОЧЬ, И СТАР И МЛАД, И СМЕХ И ГОРЕ, И ТАМ И СЯМ, И ТО И СЕ, И ТУДА И СЮДА, НИ ДВА НИ ПОЛТОРА, НИ ДАТЬ НИ ВЗЯТЬ, НИ СВАТ НИ БРАТ, НИ ВЗАД НИ ВПЕРЕД, НИ ДНА НИ ПОКРЫШКИ, НИ ТО НИ СЕ, НИ СТАТЬ НИ СЕСТЬ, НИ ЖИВ НИ МЕРТВ, НИ ДА НИ НЕТ, НИ СЛУХУ НИ ДУХУ, НИ СЕБЕ НИ ЛЮДЯМ, НИ РЫБА НИ МЯСО, НИ ТАК НИ СЯК, НИ ПАВА НИ ВОРОНА, НИ ШАТКО НИ ВАЛКО, НИ ТОТ НИ ЭТОТ, НИ СВЕТ НИ ЗАРЯ
На другой день
ни свет ни заря Лиза проснулась

А дубы и подавно ни живы ни мертвы

Если ОЧ объединяются при помощи союза И в пары, то ЗАПЯТАЯ СТАВИТСЯ МЕЖДУ ПАРАМИ однородных членов. ( ) и ( ), ( ) и ( )
Книги по географии и туристские справочники, друзья и случайные знакомые твердили нам, что Ропотамо — один из самых красивых и диких уголков Болгарии.

Между ОЧ, соединенными ДВОЙНЫМИ СОЮЗАМИ: КАК… ТАК И, НЕ ТОЛЬКО… НО И, НЕ СТОЛЬКО… СКОЛЬКО, НАСКОЛЬКО… НАСТОЛЬКО, ХОТЯ И… НО, ЕСЛИ НЕ… ТО, НЕ ТО ЧТО… НО, НЕ ТО ЧТОБЫ… А, НЕ ТОЛЬКО НЕ… А, СКОРЕЕ… ЧЕМ
Санин ощущал во всем существе своем если не удовлетворението некоторую легкость.

Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя.

Однородные и неоднородные определения

Однородные определения (запятая нужна).

-используются для перечисления разновидностей предметов, характеризуя их с одной стороны;

И река и леса играли множеством солнечных пятен – золотых, синих, зеленых и радужных. 

- перечисляют признаки одного предмета, оцениваемые положительно или отрицательно, т. е. синонимичные эмоционально; 

Это была холодная, снежная, скучная пора.

-последующее определение раскрывает содержание предыдущего;

Перед ним открылись новые, неведомые горизонты 

 Неоднородные определения (запятая не нужна).
-Характеризуют предмет
с разных сторон, обычно выражаются сочетанием качественных и относительных прилагательных.

Был солнечный апрельский день.
Жесткая сухая земля сыпалась из-под ладоней и колен

Запятая при сочетании определения-прилагательного с причастным оборотом

(в зависимости от порядка следования этих определений)

Если причастный оборот стоит после определения-прилагательного и перед определяемым словом, то между определениями ставится запятая:

Даже старые, серыми лишаями покрытые ветви деревьев зашептали о прошлых днях; 

Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины;

Если причастный оборот стоит перед определением-прилагательным и относится к следующему затем сочетанию определения-прилагательного и определяемого слова, то запятая между ними не ставится: Каждый раз появлялась и снова тонула в кромешном мраке припавшая к широким балкам степная станица; Сергей увидел плавающие в воздухе белые листки тетрадки.

Не являются однородными членами, не разделяются запятой:
1. Два глагола в одинаковой форме, обозначающие действие и его цель (пойду поищу, пойду посмотрю) 
2. Глаголы со значением движения, положения (Сижу читаю; пойду посмотрю; иди садись)
3. Сочетания двух глаголов при помощи союзов
да и, и, да, частиц не, так (возьму да и скажу; взял и пожаловался; спит не спит; смотри не смотри)
Жду не дождусь, когда вернется отец с охоты
Лежу смотрю телевизор. 
Идем разговариваем с другом по улице.

ЗАПЯТАЯ В СЛОЖНОСОЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ:

Между двумя грамматическими основами в сложносочиненном предложении в большинстве случаев ставится ЗАПЯТАЯЗапахло гарью, и воздух посинел от дыма.  Постояльцы с ним не разговаривали, да и он сам не любил тратить попусту слова. Пришла весна, прилетели перелетные птицы

Запятая в ССП (сложносочиненном предложении) НЕ СТАВИТСЯ.

В сложносочиненном предложении с одиночными союзами И, ДА (=И), ИЛИ, ЛИБО запятая не ставится в следующих ситуациях:

1. Если части ССП имеют что-то общее:

Общий второстепенный член

В эту ночь на море дул крепкий береговой ветер и шел снег

Общую придаточную часть

Как только поднялись мы на изволок, туман исчез и первый луч солнца проник почти сзади в карету..

Общее вводное слово

Возможно, прошло еще слишком мало времени и информация скоро появится.

Общий обособленный член предложения

Вопреки предсказаниям синоптиков, небо уже прояснилось и дождь перестал.

2. Если части ССП представляют собой

Два назывных предложения

Зной и свет…(А. Толстой)

Два безличных предложения

Светло и жарко (А. Черемнов).

Два неопределенно-личных предложения

Зрителей разместили вокруг арены и на арену вывели зверей.

Два вопросительных предложения

Кем налит был стакан и почему нет розы на столе?

Два побудительных предложения

Пусть светит солнце и птицы поют!

Два восклицательных предложения

Как хороша сирень и память хороша!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теория заданий А3 ГИА по русскому языку

Методическая разработка содержит информацию, необходимую для успешного решения заданий данного типа и предназначена для учащихся 9 классов.Отработать данный тип заданий можно на сайте:http://quizlet.c...

Теория заданий А4 ГИА по русскому языку

Методическая разработка содержит информацию, необходимую для успешного решения заданий данного типа и предназначена для учащихся 9 классов.Отработать данный тип заданий можно на сайте:http://quizlet.c...

Теория заданий А5 ГИА по русскому языку

Методическая разработка содержит информацию, необходимую для успешного решения заданий данного типа и предназначена для учащихся 9 классов.Отработать данный тип заданий можно на сайте:http://quizlet.c...

Теория заданий А6 ГИА по русскому языку

Методическая разработка содержит информацию, необходимую для успешного решения заданий данного типа и предназначена для учащихся 9 классов.Отработать данный тип заданий можно на сайте:http://quizlet.c...

Теория заданий А7 ГИА по русскому языку

Методическая разработка содержит информацию, необходимую для успешного решения заданий данного типа и предназначена для учащихся 9 классов.Отработать данный тип заданий можно на сайте:http://quizlet.c...

Теория заданий В2 ГИА по русскому языку

Методическая разработка содержит информацию, необходимую для успешного решения заданий данного типа и предназначена для учащихся 9 классов.Отработать данный тип заданий можно на сайте:http://quizlet.c...

Краткая теория заданий группы В ЕГЭ по русскому языку

Для успешного решения заданий группы В ЕГЭ по русскому языку необходимо выучить большой пласт теории. К сожалению, не всем учашимся 11 классов это под силу. Мы предлагаем "выжимку" из необходимой инфо...