ЕГЭ. Теория. Задание 20
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)
Предварительный просмотр:
20 задание ЕГЭ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
Формулировка задания: расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Сначала никто не мог понять (1) каким образом лодка шла против течения без паруса и мотора (2) но (3) когда народ спустился к реке (4) все увидели тянущую лодку упряжку собак.
Правильный ответ 1, 2, 3, 4.
Алгоритм выполнения задания:
1. Обозначьте ГО, чтобы понять, сколько частей в сложном предложении, и суметь определить границы этих частей.
2. Найдите в предложении союзы или союзные слова, которые соединяют части сложного предложения. Обратите внимание на местоположение союзов. Помните, что предложения могут быть с союзной и бессоюзной связью.
3. Выясните, есть ли в предложении союз И, и в случае его наличия в предложении определите, что он соединяет:
• если союз И соединяет ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ, то перед ним НЕ СТАВИТСЯ запятая;
• если союз И соединяет ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, то перед ним СТАВИТСЯ ЗАПЯТАЯ;
4. Установите, есть ли в сложной синтаксической конструкции стык союзов, и в случае его наличия определите, имеется ли при втором союзе продолжение (через одно простое предложение) в виде слов ТО, НО:
1) если у второго союза нет продолжения в виде слов ТО, НО,ЧТО и др., запятая ставится на стыке двух союзов;
2) если у второго союза есть продолжение в виде слов ТО, НО, ЧТО и др, запятая не ставится на стыке двух союзов.
5. Найдите границы между главной и придаточной частью и на их месте поставьте запятые. Запишите правильный ответ.
Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными.
СПП с несколькими придаточными имеют следующие типы подчинения:
1) Однородное подчинение: [Слышу], (как дубы ведут беседу), (как лесной ручей бежит в овраг).
2) Неоднородное (параллельное подчинение):(Когда поднялось солнце),[ мы увидели картину],( которая удивила всех).
3) Последовательное подчинение: [Дети рассказали],(что нарвали тех цветов), (которые любила мама)
При ОДНОРОДНОМ подчинении придаточные отделяются друг от друга в соответствии с правилами постановки знаков препинания при однородных членах простого предложения.
- Если между однородными придаточными нет сочинительных союзов, то между ними ставятся запятые: Я не могу передать того, что думаю, что чувствую, но это все не то!
- Если два однородных придаточных соединены союзом И, ЛИБО, ИЛИ, ДА=И, между придаточными запятая не ставится: Там, где из расщелин сочилась вода и где раньше её не было видно, теперь образовались ледяные натёки
- Часто в таких предложениях бывает пропущен второй подчинительный союз. Его отсутствие не влияет на пунктуацию: Когда дождик прошел и всё вокруг засверкало, мы по тропе, пробитой ногами прохожих, вышли из леса.
- При однородном подчинении (2 придаточных изъяснительных) могут быть использованы разные союзные слова: «В своих письмах я не пытаюсь объяснить, что такое добро и почему добрый человек внутренне красив…»
При параллельном и последовательном подчинении придаточных запятой отделяется каждая придаточная часть.
При ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОМ союзы могут оказаться рядом и надо знать о пунктуации на стыке союзов
1. Пунктуация на стыке союзов (это пространство в предложении между двумя союзами).
Запятая ставится на стыке двух союзов, если:
- у второго союза НЕТ ПРОДОЛЖЕНИЯ в виде слов ТО, НО, ЧТО и др.: Лихачёв писал, что, если у вас будет уважительное отношение к другим и немного находчивости, придёт память на правила хорошего поведения..
- придаточная часть может быть удалена без нарушения общей структуры предложения.
Зима закончилась, и, когда солнце стало пригревать, всё словно проснулось. – Зима закончилась, и всё словно проснулось.
Запятая НЕ ставится на стыке двух союзов, если:
- у второго союза есть продолжение виде слов ТО, НО, ЧТО и др: Лихачёв писал, что если у вас будет уважительное отношение к другим и немного находчивости, то придёт память на правила хорошего поведения..
- удаление придаточного предложения невозможно без нарушения структуры.
Зима закончилась, и когда солнце стало пригревать, то всё вокруг словно проснулось.
Предложения с разными видами связи
В сложном предложении с разными видами связи могут сочетаться:
1. Сочинение и подчинение: В доме Шуминых только что закончилась служба, которую заказывала бабушка, и теперь Наде было видно, как в зале накрывали на стол. [ ], ( ), и [ ], ( ).
2. Сочинение и бессоюзная связь: Шампанское явилось, разговор оживился, и все приняли в нём участие. [ ], [ ], и [ ].
3. Подчинение и бессоюзная связь: Кто-то заметил однажды, что существуют два рода писателей: одни умирают при жизни, другие живут после смерти. [ ], ( ): [ ].
Пунктуация перед союзом И в сложном предложении
Трудность в задании 20: пунктуация перед союзом И. Сравним два предложения:
1. Молодой писатель внимательно приглядывался к окружающим людям (1) и (2) если подмечал что-нибудь интересное (3) записывал свои наблюдения (4) чтобы затем использовать их в своих книгах. – СОЮЗ И соединяет однородные сказуемые («приглядывался» и «записывал»), поэтому на месте цифры 1 запятая не ставится. На месте цифры 2 мы поставим запятую: это стык союзов И+ЕСЛИ, при втором союзе ЕСЛИ нет продолжения в виде слова ТО. На месте цифр 3 и 4 также ставятся запятые, как на границе главной и придаточной части. Ответ: 2, 3, 4.
2. В тот день мы ужинали вчетвером (1) и (2) когда подали десерт (3) девочка капризно сказала (4) что вишнёвый компот невкусный. - союз И соединяет два простых предложения в составе сложного (первая ГО: «мы ужинали», вторая ГО: «девочка сказала»), поэтому на месте цифры 1 ставится запятая. На месте цифры 2 также следует поставить запятую: это стык союзов И+КОГДА, при втором союзе КОГДА нет продолжения в виде слова ТО. На месте цифр 3 и 4 тоже должны быть запятые, как на границе главной и придаточной части. Ответ: 1, 2, 3, 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теория заданий А3 ГИА по русскому языку
Методическая разработка содержит информацию, необходимую для успешного решения заданий данного типа и предназначена для учащихся 9 классов.Отработать данный тип заданий можно на сайте:http://quizlet.c...
Теория заданий А4 ГИА по русскому языку
Методическая разработка содержит информацию, необходимую для успешного решения заданий данного типа и предназначена для учащихся 9 классов.Отработать данный тип заданий можно на сайте:http://quizlet.c...
Теория заданий А5 ГИА по русскому языку
Методическая разработка содержит информацию, необходимую для успешного решения заданий данного типа и предназначена для учащихся 9 классов.Отработать данный тип заданий можно на сайте:http://quizlet.c...
Теория заданий А6 ГИА по русскому языку
Методическая разработка содержит информацию, необходимую для успешного решения заданий данного типа и предназначена для учащихся 9 классов.Отработать данный тип заданий можно на сайте:http://quizlet.c...
Теория заданий А7 ГИА по русскому языку
Методическая разработка содержит информацию, необходимую для успешного решения заданий данного типа и предназначена для учащихся 9 классов.Отработать данный тип заданий можно на сайте:http://quizlet.c...
Теория заданий В2 ГИА по русскому языку
Методическая разработка содержит информацию, необходимую для успешного решения заданий данного типа и предназначена для учащихся 9 классов.Отработать данный тип заданий можно на сайте:http://quizlet.c...
Краткая теория заданий группы В ЕГЭ по русскому языку
Для успешного решения заданий группы В ЕГЭ по русскому языку необходимо выучить большой пласт теории. К сожалению, не всем учашимся 11 классов это под силу. Мы предлагаем "выжимку" из необходимой инфо...
