Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка.
статья по русскому языку (6 класс)
Статья содержит описание опыта формирования навыков смыслового чтения на уроках.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка.
Умение адекватно интерпретировать и использовать информацию - неотъемлемая часть функциональной грамотности человека. Функциональная грамотность – это способность использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия человека с социумом. Неотъемлемой оставляющей функциональной грамотности является читательская грамотность, основой которой в свою очередь выступает смысловое чтение. Читательский навык является основой всего образования, а проблема смыслового чтения становится одной из наиболее актуальных проблем современного образования. Чтение – это сложный и многогранный процесс, подразумевающий решение познавательных и коммуникационных задач.
Любой из нас, учителей, понимает, что работа с текстом - важная часть учения. Если дети мало читают и не понимают прочитанное, то у них возникают трудности в обучении.
Проблема смыслового чтения волнует меня давно. Стараюсь организовать работу с текстом так, чтобы ученики максимально точно и полно понимали прочитанное. Для этого вовлекаю детей в познавательную деятельность. Сначала читаем текст вполголоса, затем кто-то читает текст вслух. В паре определяем тему и основную мысль текста. В 5 классе сначала предлагаю тексты, в которых основная мысль сформулирована в одном из предложений, а потом - текст без таких предложений. Ребята находят такие предложения и выписывают их полностью или в усечённом виде. В паре подбираем два заголовка к тексту: первый - выражающий тему текста, второй - его основную мысль. Если заголовок есть, определяем, что он выражает. А второй, выражающий тему или основную мысль, ребята предлагают сами.
Если мы работаем с лингвистическим текстом, предлагаю закончить схему-опору или предложить свою, заполнить пробелы в таблице по данному тексту. Затем используем эти опору или таблицу на уроке. Стараясь привлечь своих учеников к чтению, отказалась от традиционных читательских дневников, заменив их цитатными дневниками читателей.
Хочу предложить вниманию коллег фрагмент урока по теме “Употребление глаголов в речи” в 6 классе.
- Мотивация учебной деятельности.
- Добрый день, ребята! Скажите, вы мечтаете о счастье? Каждый человек ищет заветный путь к счастью. Какое оно, ваше счастье? Что значит, по-вашему, быть счастливым человеком?
- Как стать счастливым и можно ли своё счастье построить?
- Предлагаю вам обратиться к короткому стихотворению персидского поэта Нуридди́на Абдуррахма́на ибн Ахма́д Джами́:
Пять важных правил в жизни соблюдай,
И на земле увидишь светлый рай.
В делах мирских не возмущай покой,
Зря не рискуй своею головой,
Здоровье береги, как редкий клад,
Живи в достатке, но не будь богат,
И пусть приходит разделить досуг
К тебе надёжный и сердечный друг…
- О чём это стихотворение?
- Какой синоним к слову “счастье” использован в стихотворении?
- Что такое важное автор хотел сказать читателям? Есть в тексте предложение, в котором основная мысль сформулирована? Или она между строк? Постарайтесь “прочитать” её. ( Например, то, что счастье - это труд, работа над собой). Согласны ли вы с автором?
- Какие глагольные формы использует Джами, воздействуя на читателей? Как эти глаголы помогают установить контакт с читателем, создать атмосферу доверительной беседы? Назовите глаголы в повелительном наклонении.
- Каков рецепт счастья восточного мудреца и философа? Попробуйте перевести язык поэзии на язык прозы.
- А теперь давайте поговорим об удивительной силе глагола, о которой говорили многие писатели.
Почему выбран этот текст? Он позволяет размышлять о том, что волнует любого человека. Понятен детям 11-12 лет.
Итак, систематическая работа по развитию смыслового чтения на уроках является эффективным средством общего развития учащихся и их успешного обучения в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности"
В докладе говорится о трх фазах процесса чтения, о технологии работы с текстом, о заглавии и ключевых словах как опорных элементах текста, приводятся фрагменты уроков....

«Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»
«Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»...

Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ООО относит «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами» к обязательным...

Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы как основы интеллектуальных умений.
Выступление на педсовете....

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Данный материал познакомит с формированием навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы....

Методический семинар "Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы"
Формирование навыков смыслового чтения на уроках - одна из главных задач. По словам В. А. Сухомлинского, «кто не умеет читать – тот не умеет мыслить». Поэтому важно научить ребё...

Педагогический проект«Развитие навыка смыслового чтения на уроках русского языка и литературы как условие формирования универсальных учебных действий обучающихся».
Целью педагогического проекта является развитие навыков смыслового чтения и работы с текстом в соответствии с уровнем возрастного развития обучающихся. Актуальность инновационного проекта обуслав...