Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка.
статья по русскому языку (6 класс)

Статья содержит описание опыта формирования навыков смыслового чтения на уроках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка.

Умение адекватно интерпретировать и использовать информацию - неотъемлемая часть функциональной грамотности человека. Функциональная грамотность – это способность использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия человека с социумом. Неотъемлемой оставляющей функциональной грамотности является читательская грамотность, основой которой в свою очередь выступает смысловое чтение. Читательский навык является основой всего образования, а проблема смыслового чтения становится одной из наиболее актуальных проблем современного образования. Чтение – это сложный и многогранный процесс, подразумевающий решение познавательных и коммуникационных задач.

Любой из нас, учителей, понимает, что работа с текстом - важная часть учения. Если дети мало читают и не понимают прочитанное, то у них возникают трудности в обучении.

Проблема смыслового чтения волнует меня давно. Стараюсь организовать работу с текстом так, чтобы ученики максимально точно и полно понимали прочитанное. Для этого вовлекаю детей в познавательную деятельность. Сначала читаем текст вполголоса, затем кто-то читает текст вслух. В паре определяем тему и основную мысль текста. В 5 классе сначала предлагаю тексты, в которых основная мысль сформулирована в одном из предложений, а потом - текст без таких предложений. Ребята находят такие предложения и выписывают их полностью или в усечённом виде. В паре подбираем два заголовка к тексту: первый - выражающий тему текста, второй - его основную мысль. Если заголовок есть, определяем, что он выражает. А второй, выражающий тему или основную мысль, ребята предлагают сами.

Если мы работаем с лингвистическим текстом, предлагаю закончить схему-опору или предложить свою, заполнить пробелы в таблице по данному тексту. Затем используем эти опору или таблицу на уроке. Стараясь привлечь своих учеников к чтению, отказалась от традиционных читательских дневников, заменив их цитатными дневниками читателей.

Хочу предложить вниманию коллег фрагмент урока по теме “Употребление глаголов в речи” в 6 классе.

  1. Мотивация учебной деятельности.
  • Добрый день, ребята! Скажите, вы мечтаете о счастье? Каждый человек ищет заветный путь к счастью. Какое оно, ваше счастье? Что значит, по-вашему, быть счастливым человеком?
  • Как стать счастливым и можно ли своё счастье построить?
  • Предлагаю вам обратиться к короткому стихотворению персидского поэта Нуридди́на Абдуррахма́на ибн Ахма́д Джами́:

Пять важных правил в жизни соблюдай,

И на земле увидишь светлый рай.

В делах мирских не возмущай покой,

Зря не рискуй своею головой,

Здоровье береги, как редкий клад,

Живи в достатке, но не будь богат,

И пусть приходит разделить досуг

К тебе надёжный и сердечный друг…

  • О чём это стихотворение?
  • Какой синоним к слову “счастье” использован в стихотворении?
  • Что такое важное автор хотел сказать читателям? Есть в тексте предложение, в котором основная мысль сформулирована? Или она между строк? Постарайтесь “прочитать” её. ( Например, то, что счастье - это труд, работа над собой). Согласны ли вы с автором?
  • Какие глагольные формы использует Джами, воздействуя на читателей? Как эти глаголы помогают установить контакт с читателем, создать атмосферу доверительной беседы? Назовите глаголы в повелительном наклонении.
  • Каков рецепт счастья восточного мудреца и философа? Попробуйте перевести язык поэзии на язык прозы.
  • А теперь давайте поговорим об удивительной силе глагола, о которой говорили многие писатели.

Почему выбран этот текст? Он позволяет размышлять о том, что волнует любого человека. Понятен детям 11-12 лет.

Итак, систематическая работа по развитию смыслового чтения на уроках является эффективным средством общего развития учащихся и их успешного обучения в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности"

В докладе говорится о трх фазах процесса чтения, о  технологии работы с текстом, о заглавии и ключевых словах как опорных элементах текста, приводятся фрагменты уроков....

«Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»

«Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»...

Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ООО относит «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами» к обязательным...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Данный материал познакомит с формированием навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы....

Методический семинар "Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы"

Формирование навыков смыслового чтения на уроках - одна из главных задач. По словам В. А. Сухомлинского, «кто не умеет читать – тот не умеет мыслить». Поэтому важно научить ребё...

Педагогический проект «Развитие навыка смыслового чтения на уроках русского языка и литературы как условие формирования универсальных учебных действий обучающихся».

Целью педагогического проекта является развитие навыков смыслового чтения и работы с текстом в соответствии с уровнем возрастного развития обучающихся. Актуальность инновационного проекта обуслав...