Приемы для повышения уровня читательской грамотности
презентация к уроку по русскому языку
перечень приемов для повышения уровня читательской грамотности
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.3 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Лови ошибку» универсален, его применение возможно на уроках практически по всем школьным дисциплинам; приводит в тонус внимание, мыслительную деятельность учащихся; развивает аналитические способности; предоставляет поле для практического применения полученных знаний; заставляет взглянуть на получаемую информацию с долей скептицизма, порождает желание проверить надежность источников, сравнить с данными других ресурсов; воздействует на эмоциональную сферу учащихся, способствует более прочному усвоению учебного материала.
Инструкция по «Ловле ошибок» Предупредите детей о наличии ошибок, неточностей, неверной информации в задании. Дайте установку найти определенное количество неверных пунктов, внести правки. При высоком уровне знаний у детей и большом опыте работы с подобными заданиями можно не указывать число ошибок в тексте. Составляя задание, продумайте с позиции ученика, по каким признакам он найдет ошибку, какие аргументы приведет в пользу своей точки зрения. Используйте прием в начале урока для активизации имеющихся знаний, в середине урока для повторения изученного материала, на этапе рефлексии с целью подведения итогов.
Не переусердствуйте. Следуйте принципу «хорошего — понемногу». Обязательно после обнаружения ошибки, акцентируйте внимание детей на правильном варианте так, чтобы именно он отложился в сознании. Используйте доску, мультимедиа, карточки. Организуйте работу в парах, группах по обсуждению информации из текста, по корректировке. Результаты, проведенной работы в группах, оглашают избранные спикеры-представители. Индивидуальную форму приема «Лови ошибку» используйте в качестве контроля или работы с одаренными/ отстающими учащимися (здесь требуется индивидуальный подход в выборе степени сложности заданий).
Одна буква изменила смысл всей пословицы, найди ошибку и прочитай правильно. Слезами морю не поможешь. Здоровому – грач не нужен. Лес рубят – кепки летят. Два сапога – тара. Не руби лук, на котором сидишь. Ус хорошо, а два лучше
Анаграмма – это перестановка букв в слове (или в нескольких словах) в любом порядке, образующая новое слово Использование анаграмм решает следующие задачи : Развитие познавательных процессов. Расширение лексического запаса. Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза слов , ( фонематических представлений). Воспитание положительной мотивации обучения. Создание обстановки эмоционального подъёма, комфортности для каждого ученика. Предупреждение нарушений чтения и письма.
Реконструкция слова в составе предложения – упрощенная форма Прочитай оба предложения. Определи недостающее второму предложению слово. Маша живёт недалеко от КОЛЫШ. Недалеко от школы... Маша. Весна была АННЯЯР. Была ранняя... Мороз сковал УЛИЖ. Лужи... мороз. Птицы клевали НАРЁЗ. Клевали... зёрна.
Прочитай текст Уходит ЕНЬОС. Часто идут ДИДОЖ. На ЦЕУЛИ дует сильный НЫЙЛОДХО ветер. ТИДЕ играют дома. Был КИЙЖАР день. Ярко светит НЫШСОЛКО Папа, мама и я ХАПОЕЛИ к реке. РОШОХО летом возле воды. Несла девочка РОВЕД воды. Ведро ЛОБЫ худое. Вода ЛАТЕК на землю. А девочка была ДАРА. Ей нести стало ЧЕЛЕГ. Пришла она МОЙДО, а воды в ведре нет.
«Тонкий и Толстый вопрос » - это способ организации взаимоопроса учащихся по теме, при котором «тонкий» вопрос предполагает (репродуктивный) однозначный ответ, а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализа информации. Цели: обучает ребёнка на практике применять новые знания и соотносить их с уже полученными; отрабатывает умение формулировать вопросы; воспитывает уважение к различным мнениям и взглядам на одну и ту же проблему.
«Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы Кто? Что? Когда? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли? Дайте три объяснения, почему… ? Объясните, почему… ? Почему вы думаете… ? Почему вы считаете… ? В чём различие… ? Предположите, что будет, если… ? Что, если… ? Может… ? Будет… ? Мог ли… ? Согласны ли вы… ? Верно ли… ?
« Чтение в кружок» Цель : управление процессом осмысления текста во время чтения. Читают по очереди текст по абзацам. Задача читателя – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.
Анаграмма Этот текст содержит слова с перемешанными буквами . Попробуйте прочитать текст, приведенный ниже. Этот текст содержит слова с перемешанными буквами. По рзеузльаттам илссоевадний одонго анлигсйокго унвиертисета , не иеемт занчнеия , в каокм проякде рсапжоолены бкувы в солве . Галовне , чотбы преавя и пслонедяя бквуы блыи на мсете . осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке , все рвано ткест чтаитсея без побрелм . Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиаетм кдаужю бкуву по отдльенотси , а все солво цлиеком .
По результатам исследований одного английского университета, не имеет значения, в каком порядке расположены буквы в слове. Главное, чтобы первая и последняя буквы были на месте. Остальные буквы могут следовать в полном беспорядке, все равно текст читается без проблем. Причиной этого является то, что мы не читаем каждую букву по-отдельности, а все слово целиком.
«Лови ошибку» Делать из мошки слона зарубить на руке кол как сокол д ело в шапке в ытирать очки пелены объелся м артышкин прут я блоко разбора
Делать из мошки слона Делать из мухи слон Это значит сильно преувеличивать, придавать мелочам огромное значение. Такой фразеологизм родом из книги "Похвала мухе" древнегреческого писателя Лукиана. Он записал это забавное выражение, услышав его на рынке.
зарубить на руке Зарубить на носу Так говорят, когда нужно что-то хорошо запомнить. Зарубить себе на носу – з начит оставить в памяти надолго или навсегда.
Кол как сокол Г ол как сокол Так говорят про бедных людей, у которых почти ничего нет. Но почему гол именно как сокол? Оказывается, птица тут ни при чём. Сокол (ударение на второй слог) — это специальное бревно на цепях, которое использовали как таран. Русские воины с его помощью разрушали стены городов во времена войны
Дело в шапке дело в шляпе Это выражение означает, что всё в полном порядке или затея удачно завершится. На Руси шляпа была не только головным убором: в неё собирали милостыню и голосовали. Отсюда такое значение, то есть результат в шляпе (деньги, например).
Вытирать или втереть очки втирать или втереть очки Это значит намеренно лгать, искажать факты, чтобы получить выгоду. Ещё выражение используют, когда говорят о тех, кто любит рассказывать небылицы. Почему именно очки, а не кольца, например? Обратимся к истории: на Руси была популярна карточная игра в очко. В колоде были карты чёрной и красной масти. Некоторые игроки пытались обмануть других и меняли цвет масти — “втирали очки”.
П елены объелся Б елены объелся Так говорят о людях, которые ведут себя нелогично, как безумные. Белена — это ядовитое растение. Объелся белены — значит потерял рассудок, ведёт себя ненормально.
Мартышкин пруд мартышкин труд Так называют утомительную и бесполезную работу, которая не приносит хорошего результата и одобрения других людей. Например, мама попросила приготовить суп к приезду гостей. Дочь радостно сварила целую кастрюлю, но случайно положила вместо соли сахар. Это “мартышкин труд” — потеряно время, а результат не тот.
Яблоко разбора яблоко раздора Это словосочетание обозначает причину ссоры, конфликта или недопонимания. История фразеологизма так же связана с древнегреческим мифом. Однажды богиню Эриду не пригласили на пир. Она обиделась и решила отомстить. Эрида взяла золотое яблоко, написала на нём “прекраснейшей” и незаметно положила его между богинями Герой, Афиной и Афродитой. Начался спор, кому достанется это яблоко, ведь каждая богиня считала прекраснейшей себя. Так выражение “яблоко раздора” превратилось во фразеологизм.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение уровня экономической грамотности учащихся через внедрение программ элективных курсов и факультативных занятий по экономике
Выступление на методическом объединении . Материал собран из опыта работы в направлении экономической подготовки учащихся....

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
На сегодняшний день мы наблюдаем падение интереса к чтению, а отсюда и дефицит знаний, информации. Падение интереса к чтению – это ступень к кризису читательской грамотности.Данная проблема масш...

повышение уровня читательской грамотности через формирование умений работы с текстом. на уроке географии
Задачи: Образовательные: Находить нужную информацию в незнакомом тексте, применять географические знания в новой ситуации, продолжить формирование ...

Доклад - презентация О приемах и методах формирования читательской грамотности в процессе изучения иностранного языка по УМК "Английский в фокусе"
Жанр разработки: Презентация Power PointЦель презентации: Сформировать целостное представление о приемах и методах формирования функциональной грамотности.Задачи презентации:1. Способс...
Выступление на ШМО ""Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы"
Выступление на ШМО...

Использование приёмов работы с текстом на уроках русского языка и литературы в 5 – 11 классах с целью повышения уровня читательской грамотности учащихся
В данной статье представляю приёмы, которые использую в своей практике с целью повышения интереса к урокам русского языка и литературы. Их применение на уроке позволяет осуществлять индивидуальный под...

Семинар-практикум на тему «Интерпретация и обобщение информации при работе с текстом», способствующий развитию и совершенствованию методов и приемов работы по формированию читательской грамотности»
Практический семинар дает возможность педагогическим работникам МБОУ «Ингалинская СОШ им. В. А. Колбунова» изучить и освоить эффективные приемы обобщения и интерпретации информации при раб...