Открытый урок русского языка в 6 классе
методическая разработка по русскому языку (6 класс)
Открытый урок по теме «Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных».
Цель урока: организация деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению знаний написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных;
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных».
Цель урока: организация деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению знаний написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных;
1.Образовательные задачи:
∙ составлять алгоритм действий на основе выявленных закономерностей и применять его в практической деятельности;
∙ обеспечить усвоение учащимися написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных;
2. Развивающие задачи:
∙ способствовать развитию речи учащихся, словарного запаса, новых понятий;
∙ формировать у учащихся умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной форме;
∙ совершенствовать навыки монологической и диалогической речи в атмосфере сотрудничества;
∙ способствовать развитию у учащихся орфографической зоркости;
∙ способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся при выполнении практических заданий;
∙ создать условия для оценивания собственной учебной деятельности, для принятия учебной задачи и планирования действий в соответствии с учебной задачей.
3. Воспитательные задачи:
- содействовать воспитанию нравственных качеств у обучающихся, любви к своему языку, сознательного отношения к процессу обучения
Тип урока: освоение новых знаний и способов деятельности
Вид урока: урок-практикум
Методы обучения:
∙по типу (характеру) познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, работа с мультимедийными средствами.
∙по организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности: практические упражнения, репродуктивные и проблемно-поисковые методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя.
Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся: фронтальная, самостоятельная, индивидуальная, групповая, в парах.
Планируемые результаты:
Предметные:
∙ освоение знаний написания О и Е после шипящих в морфемах;
∙ овладение алгоритмом написания орфограммы после шипящих и Ц в корне и в окончании, элементами научной организации самостоятельной работы со словом.
Метапредметные: понимать учебную задачу урока и стремиться к ее выполнению; применять уже полученные знания при изучении нового материала, уметь сравнивать; наблюдать; делать выводы; отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Личностные: уметь сотрудничать; понимать и осознавать важность изучаемой темы
Ход урока
- Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь.
- Откройте тетради, запишите число и классная работа.
I. СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА.
- Начнём наш урок с синтаксической разминки.
-Ваша задача установить соответствие между предложениями и пунктуационными правилами, которые регулируют постановку знаков препинания в данных предложениях. Правила я вам зачитаю.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА |
1.Каждое слово русского языка особый мир. | А – Между частями сложного предложения ставится запятая. |
2.Изучайте ребята внимательно свой язык. | Б - Если оба главных члена выражены именем существительным в им.п., то между ними ставится тире. |
3. Русский язык творит чудеса и мы в этом убеждаемся не раз. | В – Если обращение стоит в середине предложения, то выделяется запятыми с обеих сторон. |
4. Вы откроете всё тайны загадки секреты. | Г – Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то ставится двоеточие. |
- Каждое слово русского языка - особый мир. Какое правило подходит к данному предложению? (Б) Если оба главных члена выражены именем существительным в им.п., то между ними ставится тире. Напишите схему у доски.
- Изучайте, ребята, внимательно свой язык. Правило под буквой В. Если обращение стоит в середине предложения, то выделяется запятыми с обеих сторон. Схема.
- Русский язык творит чудеса, и мы в этом убеждаемся не раз. Правило под буквой А. Между частями сложного предложения ставится запятая. А какое сложное ? (Сложносочинённое) Почему? (сочинительные союзы) Схема
- Вы откроете всё: тайны, загадки, секреты. Самое трудное правило. (Г) Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то ставится двоеточие. Схема. Кроме того, у нас есть однородные знаки препинания.
-Прочитайте данные предложения. Вы можете сказать, что это текст? Как определили?
-Какой тип текста? (Рассуждение)
-Какой стиль используется? (Публицистический) Его цель призвать или воззвать к совершению чего-либо.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.
- И сегодня на один секрет правописания будет меньше.
На доске записаны фразеологизмы болеть душ….й, болеть сердц….м
–Перед вами два оборота речи. Прочитай, ……вслух.
- Объясните их лексическое значение. (Они имеют одно значение - волноваться, сильно переживать, беспокоиться).
- Как называются слова, имеющие одно значение? (Синонимы). Значит они синонимичны.
- Запишите в тетрадь два словосочетания так же, как у меня на доске. На месте пропуска оставьте окошко.
– Скажите , в какой морфеме пропущена орфограмма? (В окончаниях), отметим окончание
- Какая часть речи? Имя существительное. (Я на доске выделяю окончания и указываю часть речи)
– За какими согласными следует неизвестная гласная? (За шипящими и Ц-).
- Подчеркните согласную двумя чертами. (подчеркиваю на доске)
- Назовите шипящие согласные, которые вы знаете? (ж,ш,ч,щ и ц).
- А какие это могут быть гласные? (о или е).
- Опираясь на исследовательскую работу, попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Правописание о – е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц).
- Запишите тему урока в тетради.
- Тему мы с вами определили, а теперь, исходя из темы, сформулируйте цели урока.
Вам небольшая подсказка
(Основная цель – узнать правило написания о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных и научиться применять его на практике.)
III. СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ «ВЫЗОВА», ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ.
- Есть ли у Вас предположение, какую букву мы будем писать в слове сердцем? (е) Душой? (о)
- Почему?
- Не переживайте, я Вам помогу открыть новое знание. Для этого поставьте ударение в словах.
- Что вы можете сказать о написании букв о-е после шипящих в окончаниях существительных? (В окончаниях существительных после шипящих под ударением пишется о, без ударения – е).
- А теперь давайте проверим, правы мы или нет, так ли мы с вами сформулировали правило.
-Откройте учебники на странице 76. Прочитаем правило.
Обратите внимание, как выделяется орфограмма. (Один ученик читает вслух).
- Вставьте пропущенную букву в слова (сердцем, душой). Докажите.
- Так от чего же зависит правописание букв о – е после шипящих в окончаниях имен существительных? (от ударения)
IV. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
-Объяснительный диктант. (по два слова три человека)
Потренируемся у доски.
К доске идёт ______________Калачом, тучей
Пожалуйста, к доске__________Лужей, ужом
И ещё вызову______________-Смерчем, кольцом
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.
1) - Сейчас мы будем работа в группах по четыре человека. Первые парты повернутся ко вторым. Третьи к четвёртым.
- Игра «Назови другим словом». Но не просто назвать, а поставить слово в Тв. падеж.
- Имейте в виду, что слова должны быть на изучаемую орфограмму. Какая группа готова, выбираете одного человека, который идёт к доске, он поднимает руку. (учитель вызывает к доске одного из группы; одновременно выходят 5-6 человек)
- Невежливого, грубого человека...невежей.
- Человека, лечащего людей...врачом.
- Красный суп со свёклой называется...борщом.
- Рисунок, картину, изображающую природу...пейзажем.
- Человек, который борется на ринге…..борцом
Молодцы, хорошо справились. Поворачивайтесь ко мне.
2) Задание усложняется. «Буквенный диктант». А работать мы будем в парах. На экране вам будут показаны предметы, слова, их обозначающие, вы ставите снова в Тв. п. и записываете в таблицу только букву в окончании. Работайте тихо, совещайтесь между собой, таблица одна на двоих.
Проверили себя и оценили. У кого нет ни одной ошибки, поднимите руки. Молодцы! У кого есть ошибки? Оцените себя.
ФИЗМИНУТКА
3) А сейчас каждый работает в своих тетрадях, для некоторых будет Индивидуальная работа.
Знаете, у меня произошла неприятность. Две изученные нами орфограммы перепутались. Мне нужна помощь! «Распределительный диктант». Вставьте пропущенные буквы, распределите слова на две группы, подобрав к существительным подходящее по смыслу прилагательное. (как дополнительное задание-составить с любым словом предложение Соне, Матвею, Ане и по желанию)
Посмотрите на слова. Слова с какими орфограммами перепутались?
Пч…лы, с плащ…м, крыж…вник, с птиц….й, ш…пот, письмец…м, крыльц…м, щ….чки
Буквы о – ё после шипящих и ц- в корне слова | Буквы о – е после шипящих и ц- в окончании существительных |
пчёлы | плащом |
крыжовник | птицей |
шёпот | письмецом |
щёчки | крыльцом |
- Проверяем (ученики зачитывают словосочетания, объясняют правописание).
Какое слово в первом столбике отличается от своих соседей? Помните ещё исключение?
- Зачитайте свои предложения?
VI. ИТОГ УРОКА.
- Назовите тему сегодняшнего урока. (Правописание о – е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц)
-Какие цели мы ставили? ( Узнать правило написания о-ё после шипящих и ц в окончаниях существительных и научиться применять его на практике)
-Достигли ли мы целей урока?
-Какое задание для вас было самое трудное или вызвало затруднение?
- Какое задание было для вас интересным?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (дифференцированное)
- Упражнение 559- записать слова в два столбика и обозначить орфограмму
- Упражнение 558- записать разговор мальчиков в форме диалога и продолжить его двумя репликами (Что такое диалог?)
Обратимся к таблице оценивания.
Оцените свою работу, поставьте себе оценку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка в классе-комплекте (2 и 4 классы)
В сельских школах существуют классы-комплекты, уроки в которых очень специфичны. Можно, например, проводить русский язык в 1 классе и окружающий мир в 3 классе, причем одновременно. Я считаю, что учит...

Открытый урок русского языка, 5 класс «Будущее время глагола»
Тема: «Будущее время глагола»Тип урока. Урок обобщения, углубления и систематизации изученного.Цели: показать значение глаголов будущего времени, способы их образования, развивать навыки анализа текст...

Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".
Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...

открытый урок русский язык 6 класс ФГОС
технологическая карта урока русского языка по теме Корни с чередованием КАС, КОС...

Открытый урок русского языка 8 класс. Развитие речи. II четверть.Подготовка к сочинению «Мой город Пушкин».
Подготовка к сочинению «Мой город Пушкин»....

Открытый урок русского языка. 5 класс. Тема "Правописание наречий"
Открытый урок русского языка с использованием возможностей интерактивной доски ActivBoard и ПО ActivInspire по теме "Правописание наречий" разработана с учетом требований адаптированной основной...

