Открытый урок русского языка в 6 классе
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Курова Ольга Викторовна

Открытый урок по теме «Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных».

Цель урока: организация деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению знаний написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse.docx32.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных».

Цель урока: организация деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению знаний написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных;

1.Образовательные задачи:

 составлять алгоритм действий на основе выявленных закономерностей и применять его в практической деятельности;

 обеспечить усвоение учащимися написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных;

2. Развивающие задачи:

 способствовать развитию речи учащихся, словарного запаса, новых понятий;

  формировать у учащихся умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной форме;

 совершенствовать навыки монологической и диалогической речи в атмосфере сотрудничества;

 способствовать развитию у учащихся орфографической зоркости;

 способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся при выполнении практических заданий;

 создать условия для оценивания собственной учебной деятельности, для принятия учебной задачи и планирования действий в соответствии с учебной задачей.

3. Воспитательные задачи:

  •  содействовать воспитанию нравственных качеств у обучающихся, любви к своему языку, сознательного отношения к процессу обучения

Тип урока: освоение новых знаний и способов деятельности

Вид урока: урок-практикум

Методы обучения:

по типу (характеру) познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, работа с мультимедийными средствами.

по организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности: практические упражнения, репродуктивные и проблемно-поисковые методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя.

Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся: фронтальная, самостоятельная, индивидуальная, групповая, в парах.

Планируемые результаты:

Предметные:

 освоение знаний написания О и Е после шипящих в морфемах;

 овладение алгоритмом написания орфограммы после шипящих и Ц в корне и в окончании, элементами научной организации самостоятельной работы со словом.

Метапредметные: понимать учебную задачу урока и стремиться к ее выполнению; применять уже полученные знания при изучении нового материала, уметь сравнивать; наблюдать; делать выводы; отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

 Личностные: уметь сотрудничать; понимать и осознавать важность изучаемой темы

Ход урока

- Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь.

- Откройте тетради, запишите число и классная работа.

I.  СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА.

- Начнём наш урок с синтаксической разминки.

-Ваша задача установить соответствие между предложениями и пунктуационными правилами, которые регулируют постановку знаков препинания в данных предложениях. Правила я вам зачитаю.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

1.Каждое слово русского языка  особый мир.

     А – Между частями сложного  

      предложения ставится запятая.

2.Изучайте  ребята  внимательно свой язык.

     Б -    Если оба главных члена выражены   именем существительным в им.п., то    между ними ставится тире.

3. Русский язык творит чудеса  и мы в этом убеждаемся не раз.

      В – Если обращение стоит в середине      предложения, то выделяется запятыми с   обеих сторон.

  4. Вы   откроете   всё    тайны загадки  секреты.

    Г – Если обобщающее слово стоит перед  однородными членами, то ставится  двоеточие.

  1. Каждое слово русского языка -  особый мир. Какое правило подходит к данному предложению? (Б)  Если оба главных члена выражены именем существительным в им.п., то между ними ставится тире. Напишите схему у доски.
  2. Изучайте, ребята, внимательно свой язык. Правило под буквой В. Если обращение стоит в середине предложения, то выделяется запятыми с обеих сторон. Схема.
  3. Русский язык творит чудеса, и мы в этом убеждаемся не раз. Правило под буквой А. Между частями сложного предложения ставится запятая. А какое сложное ? (Сложносочинённое) Почему? (сочинительные союзы) Схема

  1. Вы откроете всё:  тайны, загадки,   секреты. Самое трудное правило. (Г) Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то ставится двоеточие. Схема. Кроме того, у нас есть однородные знаки препинания.

-Прочитайте данные предложения. Вы можете сказать, что это текст? Как определили?

-Какой тип текста?   (Рассуждение)

-Какой стиль используется? (Публицистический) Его цель призвать или воззвать к совершению чего-либо.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.

- И сегодня на один секрет правописания будет меньше.

На доске записаны фразеологизмы            болеть душ….й,  болеть сердц….м

–Перед вами два  оборота речи. Прочитай,   ……вслух.

- Объясните  их лексическое значение. (Они имеют одно значение - волноваться, сильно переживать, беспокоиться).

- Как называются слова, имеющие одно значение? (Синонимы). Значит они синонимичны.

- Запишите в тетрадь два словосочетания так же, как у меня на доске. На месте пропуска оставьте окошко.

– Скажите , в какой морфеме пропущена орфограмма? (В окончаниях), отметим окончание

- Какая часть речи? Имя существительное. (Я на доске выделяю окончания и указываю часть речи)

– За какими согласными следует неизвестная гласная? (За шипящими и Ц-). 

- Подчеркните согласную двумя чертами. (подчеркиваю на доске)

- Назовите шипящие согласные, которые вы знаете? (ж,ш,ч,щ и ц).

- А какие это могут быть гласные? (о или е).

- Опираясь на исследовательскую работу, попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Правописание о – е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц).

- Запишите тему урока в тетради.

- Тему мы с вами определили, а теперь, исходя из темы, сформулируйте цели урока.

Вам небольшая подсказка

(Основная цель – узнать правило написания о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных и научиться применять его на практике.)

III. СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ «ВЫЗОВА», ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ.

- Есть ли у Вас предположение, какую букву мы будем писать в слове сердцем? (е) Душой? (о)

- Почему?

- Не переживайте, я Вам помогу открыть новое знание. Для этого поставьте ударение в словах.

- Что вы можете сказать о написании букв о-е после шипящих в окончаниях существительных? (В окончаниях существительных после шипящих под ударением пишется о, без ударения – е).

- А теперь давайте проверим, правы мы или нет, так ли мы с вами сформулировали правило.

-Откройте учебники на странице 76. Прочитаем правило.

Обратите внимание, как выделяется орфограмма. (Один ученик читает вслух).

- Вставьте пропущенную букву в слова (сердцем, душой). Докажите.

- Так от чего же зависит правописание букв о – е после шипящих в окончаниях имен существительных? (от ударения)

IV. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

-Объяснительный диктант. (по два слова три человека)

Потренируемся у доски.

К доске идёт   ______________Калачом, тучей

Пожалуйста, к доске__________Лужей, ужом

И ещё вызову______________-Смерчем, кольцом

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.

1) - Сейчас мы будем работа в группах по четыре человека. Первые парты повернутся ко вторым. Третьи к четвёртым.

- Игра «Назови другим словом». Но не просто назвать, а поставить слово в Тв. падеж.

- Имейте в виду, что  слова должны быть на изучаемую орфограмму. Какая группа готова, выбираете одного человека, который идёт к доске, он поднимает руку. (учитель вызывает к доске одного из группы; одновременно выходят 5-6 человек)

  1. Невежливого, грубого человека...невежей.
  2. Человека, лечащего людей...врачом.
  3. Красный суп со свёклой называется...борщом.
  4. Рисунок, картину, изображающую природу...пейзажем.
  5. Человек, который борется на ринге…..борцом

Молодцы, хорошо справились. Поворачивайтесь ко мне.

2) Задание усложняется. «Буквенный диктант». А работать мы будем  в парах. На экране вам будут показаны предметы,  слова, их обозначающие,  вы ставите снова  в Тв. п. и записываете в таблицу только букву в окончании. Работайте тихо, совещайтесь между собой, таблица одна на двоих.  

Проверили себя и оценили. У кого нет ни одной ошибки, поднимите руки. Молодцы! У кого есть ошибки? Оцените себя.

ФИЗМИНУТКА

3) А сейчас каждый работает в своих тетрадях, для некоторых будет Индивидуальная работа. 

Знаете, у меня произошла неприятность. Две изученные нами орфограммы перепутались. Мне нужна помощь! «Распределительный диктант».  Вставьте пропущенные буквы, распределите слова на две группы, подобрав к существительным подходящее по смыслу прилагательное. (как дополнительное задание-составить с любым словом предложение Соне, Матвею, Ане и по желанию)

Посмотрите на слова. Слова с какими орфограммами перепутались?

Пч…лы, с плащ…м,  крыж…вник,  с птиц….й, ш…пот,   письмец…м,  крыльц…м, щ….чки

Буквы о – ё после шипящих и ц- в корне слова

Буквы о – е после шипящих и ц- в окончании существительных

пчёлы

плащом

крыжовник

птицей

шёпот

письмецом

щёчки

крыльцом

- Проверяем (ученики зачитывают словосочетания, объясняют правописание).

Какое слово в первом столбике отличается от своих соседей? Помните ещё исключение?

- Зачитайте свои  предложения?

 VI. ИТОГ УРОКА.

- Назовите тему сегодняшнего урока. (Правописание о – е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц)

-Какие цели мы ставили? ( Узнать правило написания о-ё после шипящих и ц в окончаниях существительных и научиться применять его на практике)

-Достигли ли мы целей урока?

-Какое задание для вас было самое трудное или вызвало затруднение?

- Какое задание было для вас интересным?

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ   (дифференцированное)

  1. Упражнение 559- записать слова в два столбика и обозначить орфограмму
  2. Упражнение 558- записать разговор мальчиков в форме диалога и продолжить его двумя репликами (Что такое диалог?)

Обратимся к таблице оценивания.

Оцените свою работу, поставьте себе оценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка в классе-комплекте (2 и 4 классы)

В сельских школах существуют классы-комплекты, уроки в которых очень специфичны. Можно, например, проводить русский язык в 1 классе и окружающий мир в 3 классе, причем одновременно. Я считаю, что учит...

Открытый урок русского языка, 5 класс «Будущее время глагола»

Тема: «Будущее время глагола»Тип урока. Урок обобщения, углубления и систематизации изученного.Цели: показать значение глаголов будущего времени, способы их образования, развивать навыки анализа текст...

Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".

Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...

открытый урок русский язык 6 класс ФГОС

технологическая карта урока русского языка по теме Корни с чередованием КАС, КОС...

Открытый урок русского языка 8 класс

Односоставные предложения...

Открытый урок русского языка. 5 класс. Тема "Правописание наречий"

Открытый урок русского языка с использованием возможностей интерактивной доски ActivBoard и ПО ActivInspire по теме "Правописание наречий" разработана  с учетом требований адаптированной основной...