Сложноподчиненное предложение. Закрепление изученного.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slozhnopodchinennoe_predlozhenie._zakreplenie_izuchennogo.docx101.91 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Класс: 9

Тема: Сложноподчиненное предложение. Закрепление изученного.

Цель: закрепить понятие о СПП и видах придаточных, понятие однородного, последовательного, параллельного подчинения.

Планируемые результаты

образовательные: знания о классификации СПП, умение отличать СПП от других видов предложений, разграничивать части СПП, задавать вопрос от главного предложения к придаточному, определять средства связи между частями сложного предложения, способность различать виды СПП, правильно ставить знаки препинания в СПП, конструировать СПП по заданной схеме.

развивающие: совершенствование построение схем, определения вида придаточных, пунктуационных навыков, умения конструировать СП.

воспитательные: проявление инициативности, управление своей деятельностью, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; проговаривание последовательности действий на уроке; работа по плану, инструкции; осуществление самоконтроля.

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Вид урока: практикум.

Технологии: проблемное обучение, развивающее обучение, коллективно-ориентированное обучение.

Методы и приемы работы: репродуктивный метод (слово учителя, работа с неверными утверждениями, составление схемы, схематический диктант, репродуктивная работа, тест), эвристический метод (аналитическая беседа).

Дидактический материал: Русский язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов. – Москва : ДРОФА, 2019. – 242 с.

Оборудование: экран, компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, сигнальные карточки.

Этап урока, время этапа

Цель

Методы обучения

Приемы, формы организации учебной деятельности обучающихся, виды работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и компетенции

Планируемый результат

Предметные:

Метапредметные:

регулятивные

коммуникативные

познавательные

Личностные:

МОТИВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ЭТАП

1.Организационный момент.

(2 мин.)

Активизировать внимание учащихся, настроить на продуктивную работу.

Слово учителя, фронтальная беседа, записи на доске и в тетради.

Приветствие обучающихся, выявление отсутствующих на уроке, проверка готовности к уроку.

Приветствие учителя, погружение в рабочую атмосферу.

Регулятивные: волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил).

Коммуникативные:

взаимодействие учащихся с учителем и друг с другом.

Познавательные:

подготовка к осознанию учебно-познавательной задачи.

Самоопределение (мотивация).

Готовность учеников к продуктивной деятельности на уроке.

2. Актуализация опорных ЗУН.

Постановка темы и цели урока.

(12 мин.)

Актуализация опорных ЗУН. Постановка учебной проблемы.

Репродуктивный метод.

Работа с неверными утверждениями.

Выполнение задания.

Слово учителя.

Раздает учащимся листочки с заданием.

Задание: быстро прочитывая грамматические формулировки, отмечайте знаком «+» в пустом квадрате справа лишь те утверждения, которые являются верными.

(Приложение 1).

Собирает листочки для проверки.

Предлагает прочитать предложения и выполнить следующее задание: установите соответствие: СПП – вид подчинения.

Всю ночь Василиса Егоровна не могла заснуть и никак не могла догадаться, что бы такое было в  голове её мужа, о чём ей нельзя было знать.     (последовательное)

В детстве моём, когда я осиротел и остался один на свете, дядя заменил мне собой отца, воспитал меня на свой счёт, и словом, сделал для меня то, что не всегда сделает родной отец.  (параллельное)

Слышно было, как в саду шагал дворник, как скрипела его тачка. (однородное)

В воздухе, куда не взглянешь, кружатся целые облака снежинок, так что не разберешь, идёт ли снег с неба или с земли. (комбинированное).

Проверяет правильность выполнения, опрашивая по цепочке.

-Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

-Сегодня мы закрепим знания о СПП.

Получают листочки, актуализируют знания по теме, выполняют задание. (Приложение 1). Сдают листочки на проверку.

Читают предложения, выполняют задание.

Проверяют по цепочке.

Высказывают свои предположения по поводу темы урока.

Записывают тему урока.

Уметь опознавать сложноподчинённые предложения, устанавливать средства связи, различать союзы и союзные слова, находить указательные слова в главной части, характеризовать придаточную часть по трём признакам.

Уметь

пунктуационно оформлять сложноподчинённые предложения с разными видами придаточных и составлять их схемы.

Регулятивные: уметь оценивать результаты деятельности и анализировать собственную работу; уметь ставить новые цели деятельности.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные: находить нужную информацию, устанавливать причинно-следственные связи, ставить проблему.

Формирование ответственного отношения к учению,

готовность и способность к саморазвитию.

Формирование коммуникативной компетентности.

Актуализировать основные ЗУН по синтаксису, орфографии, культуре речи.

ОПЕРАЦИОННО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

3. Первичная проверка понимания изученного.

(8 мин.)

Обеспечить закрепление учащимися изучаемого материала.

Репродуктивный метод.

Выполнение задания.

Составление схемы.

Схематический диктант.

Предлагает выполнить задание «Конструктор»: Из трех простых предложений составить и записать одно СПП. Определить вид подчинения. Начертить схему.

1.        Хлынул дождь.  Мы бросились к сараю. Сарай стоял на краю деревни  (когда …, который …).

2.         Тело опускается в жидкость. Оно теряет часть своего веса. Эта часть равна весу вытесненной им жидкости (когда  …,  то …, которая …).

Вызывает к доске двух человек. Проверяет правильность выполнения задания. Корректирует при необходимости.

Проводит схематический диктант. Вызывает одного ученика к доске.

Задание: начертите схемы и определите устно вид придаточного.

1. Если будет летная погода, экспедиция отправится в Арктику.

2. В одном месте мы спугнули несколько пар журавлей, которые с печальным криком полетели дальше.

3. Чтобы свет не беспокоил больного, окна завесили шторами.

4. Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное.

5. Трудись, чтобы в твоей душе не умерли те крошечные искры небесного огня, которые зовутся совестью.

Проверяет правильность выполнения задания.

Выполняют задание, составляют СПП, чертят схему.

Два человека у доски, остальные работают в тетрадях.

Сверяют свои ответы с ответами учащихся, выполнивших задание на доске.

Выполняют схематический диктант. Один учащийся у доски, остальные у себя в тетради. Сверяют свои ответы с ответом учащегося у доски.

Уметь находить в тексте сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными, видеть их части и правильно расставлять знаки препинания, воспроизводить схемы.

Регулятивные: ориентироваться в изучаемом материале.

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, строить монологические высказывания, формулировать и аргументировать своё мнение.

Познавательные: умение анализировать языковые факты, строить логическую цепь рассуждений.

Умение адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку.

Умение составлять из простых предложений СПП.

Умение составлять схему СПП.

Знание вида подчинения.

4. Применение и добывание знаний в новой ситуации (15 мин.)

Сформировать умение применять знания в новой ситуации.

Репродуктивный метод.

Выполнение задания.

Репродуктивная работа.

Тест.

Предлагает выполнит ь упражнение «Синтаксическое лото». Задание: прочитать предложения, определить, какая схема соответствует тому или иному предложению, а так же определить тип подчинения.

1. Когда мне захотелось пить, я нагнулся к ручью, в водах которого увидел резвящихся рыбёшек.

2. Макар знал, что лютый мороз не шутит с людьми, которые уходят в тайгу без рукавиц и без шапки.

3. Я хорошо помню, как мы шли по тропинке, как ярко светило солнце, как я нашёл грибное место.

4. Если мы обратимся к лучшим образцам прозы, то убедимся, что они полны подлинной поэзии.

5. В тишине отчетливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса.

Для проверки задания вызывает по очереди учащихся к доске.

Проводит мини – тест:

А) Укажите номер СПП с союзным словом.

 

1. Воздух так чист, что видна каждая ветка.

2. Вы знаете, что облака – точные предсказатели погоды.

3. Дом украшала веранда, которая тянулась вдоль всего первого этажа.

 

Б) Укажите номер СПП с указательным словом.

1. Когда я первый раз увидел море, оно взволновало и поразило меня.

2. Вы знаете, что облака – точные предсказатели погоды.

3. Я давно уж оставил тот край, где цветут луга и чащи.

 

В) Укажите номер СПП с придаточным обстоятельственным.

        

1. Письмо, что ты мне написала, меня обрадовало.

2. Нет истины, где нет любви.

3. Недаром говорится, что дело мастера боится.

 

 

Г)  Укажи номер СПП с придаточным определительным.

1. Воздух так чист, что видна каждая ветка.

2. Я давно уж оставил тот край, где цветут луга и чащи

3. Когда я первый раз увидел море, оно взволновало и поразило меня.

 

Д) Укажи номер СПП с придаточным изъяснительным.

 

1. Воздух так чист, что видна каждая ветка.

2. Вы знаете, что облака – точные предсказатели погоды.

3. Я давно уж оставил тот край, где цветут луга и чащи.

Диктует правильные ответы для самопроверки учащихся.

Выполняют задание.

Выходят по очереди к доске, записывают предложение, схему, определяют тип подчинения.

(1. параллельное

2. последовательное

3. однородное

4. неоднородное

5. комбинированное).

Решают мини – тест. Выполнив его, осуществляют самопроверку.

Уметь различать виды СПП по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи.

Уметь

выделять главную и придаточную части предложения, средства связи частей СПП (подчинительные союзы и союзные слова).

Уметь отличать СПП от других видов сложных предложений и от простых осложнённых предложений.

Регулятивные систематизировать свои знания.

Коммуникативные: строить монологические высказывания, формулировать и аргументировать своё мнение.

Познавательные: соблюдать логику рассуждения.

Умение адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку. Формирование коммуникативной компетентности.

Распознавать СПП с несколькими придаточными, СПП с придаточной частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной (места, времени, причины, образа действия, меры и степени, сравнения, условия, уступки, следствия, цели).

Выявлять однородное, неоднородное и последовательное подчинение придаточных частей.

Строить схемы СПП, в том числе с несколькими придаточными.

РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП

5.Подведение итогов урока.

Рефлексия. Информирование о домашнем задании.

(3 мин.)

Подведение итогов урока,

информирование о домашнем задании.

Эвристический метод.

Аналитическая беседа.

Учитель подводит итоги урока и инициирует рефлексию учащихся:

 – что у вас получалось сегодня лучше всего?

– в чём испытали затруднения?

– достигли ли мы цели урока?

Просит поднять учащихся сигнальные карточки разных цветов для оценивания работы на уроке.

Информирует о домашнем задании:

подготовиться к контрольной работе по теме «СПП».

Совместно с учителем подводят итоги урока.  

Анализируют свою работу на уроке.

Поднимают красную карточку те, кому непонятна сегодняшняя тема, желтую – если поняли, но нужно еще раз повторить, зеленую – если поняли и не возникло никаких сложностей.

Записывают домашнее задание, при необходимости задают вопросы.

Осмысление результатов своей деятельности.

Регулятивные: уметь адекватно оценивать результаты собственной деятельности.

Коммуникативные: уметь выражать полно и точно свои мысли.

Познавательные: уметь обобщать полученную информацию.

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Умение планировать и оценивать свою деятельность.

Приложение 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закрепление и повторение темы «Сложноподчиненное предложение».

Цели: Закрепить знания учащихся о сложноподчиненных предложениях:1.находить главные и придаточные предложения;2.определять место придаточного,средства связи с главным;3.правильно ставить знаки препина...

Урок закрепления по теме "Сложноподчиненное предложение" в 9 классе.

Урок для закрепления основных признаков  сложноподчиненного  предложения,  содержит материал для подготовки к ГИА в 9 классе в новой форме. Сопровождается мультимедийной презентацией....

Сложноподчиненное предложение. Обобщение изученного. Подготовка к ГИА,ЕГЭ

Сложноподчиненное предложение. Обобщение по теме  Подготовка к ЕГЭ, ГИА Цели урока: 1. Познавательный аспект: 1. Обобщение знаний по теме: «Сложноподчиненное предложение» ...

Сложноподчиненное предложение (повторение изученного)

Презентация предназначена для повторения темы "Сложноподчиненное предложение"...

Закрепление и обобщение по теме " Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными"

Данный материал  разработан для коррекционных школ I вида, позволит закрепить знания обучающихся по теме и подготовиться к контрольной работе...

Урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения. Обобщение и закрепление» в 9 классе

Урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения. Обобщение и закрепление». Цель урока: 1. Образовательные цели: o закрепить полученные знания о СПП; o формировать умения находить ...

Мастер - класс для обучающихся 5 класса по русскому языку " Словосочетание. Предложение. Закрепление изученного материала"

Данная работа представляет собой мастер-класс по русскому языку в 5 классе. Тема: " Словосочетание. Предложение. Закрепление изученного материала"Материал рассчитан на 25 минут.Дан...