Урок по теме "Понятие о причастии"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Урок по теме "Понятие о причастии" предназначен в помощь учителю русского языка, работающему в 7 классе
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.19 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока русского языка в 7 классе по ФГОС
ТЕМА: « Понятие о причастии».
ЦЕЛЬ: знакомство учащихся с грамматическими признаками причастия, формирование умения различать причастия и имена прилагательные; обогащение синтаксического строя учащихся путём использования причастий.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ: беседа, сравнение, наблюдение, работа по таблице.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, тетрадь.
УУД:
Предметные: научиться определять причастия и отличать их от глаголов и прилагательных
Регулятивные: адекватное оценивание своих достижений, осознание возникающих трудностей и поиск способов их преодоления.
Познавательные: внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия.
Коммуникативные: формулирование собственного мнения.
Личностные: способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе.
ХОД УРОКА
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
- приветствие
- посадка, проверка готовности к уроку
- настрой на работу
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА
- Какая часть речи называется глаголом?
- Как изменяется глагол?
- Что такое спряжение глагола?
- Назовите виды глаголов.
- Какая часть речи называется именем прилагательным?
- Как изменяются имена прилагательные?
- Назовите разряды имён прилагательных.
- СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.
Проведём эксперимент.
У меня в руках мячик. Опишите его.(Круглый, синий, маленький и др.) Какая это часть речи. (Прилагательное. Отвечает на вопрос какой?)
Учитель бросает мячик. Что делает мячик в воздухе? Летит, Падает.
Поставьте вопрос к глаголам летит, падает какой? и опишем мячик в действии.
Мячик какой летящий, падающий.
Эти слова – причастия. В них соединяются признаки глагола и прилагательного.
Признаки глагола: время.Признаки прилагательного: род, число, падеж.
По форме на какую часть речи похоже причастие? (на прилагательное: даже вопрос один у этих частей речи).
Записывается тема урока.
Какие цели поставим. Зачем мы изучаем причастие?
Как узнать причастия? Как отличать от глагола и прилагательного?
Оформляем таблицу.
(На доске появляется запись первой колонки)
Имя прилагательное | Глагол | Причастие |
Признак предмета | Действие предмета | Признак предмета по действию |
круглый | летит | летящий |
синий | падает | падающий |
маленький |
- Какие же морфологические признаки прилагательного можно обнаружить у причастия? Для этого обратимся к учебнику.
Сделайте вывод:
- причастие, как и имена прилагательные, изменяются по родам, числам и падежам.
- причастие, как и глаголы, изменяются по временам (в прошедшем и настоящем времени) и могут быть совершенного и несовершенного времени.
Первичное закрепление.
Устная работа н первичное закрепление значения причастия – формы глагола, обозначающей признак действия (учащиеся заменяют причастия выражением «который что-либо делаеет» и, наоборот, сочетания глаголов с местоимениями – причастиями.
а) Прыгающая девочка — которая читает; убежавший щенок — который убежал; выполненная работа — которую выполнили; прибираемая комната — которую прибирают.
б) Дождь, который идёт — идущий дождь; ручка, которую взял мальчик – ручка, взятая мальчиком; задача, которую задали — заданная задача; спортсмен, который выиграл чемпионат — спортсмен, выигравший чемпионат.
А теперь критически посмотрим на свою работу на уроке. Сигнализируем поднятием руки.
- Поднимите руки те, кому новая тема хорошо понятна, доступна.
- А кому было интересно на уроке?
- Что полезного о новой теме вы взяли с урока?
- Кому сложно ориентироваться в данной теме?
Вторичное закрепление.
Прокомментируем несколько пословиц. Найдём причастия и определим признаки прилагательного и причастия.
Объяснительный диктант
- Добро по миру не рекой течёт, а сплочённой семьёй живёт. 2. Материнский гнев, что тающий снег. 3. Родившая мать кормит детей, как плодородная земля людей. 4. На что найденный клад, коли в семье лад. 5. Без охоты и человек – болван, не знающий забавы. 6. Битому коту лишь лозу покажи.
Итог урока. Домашнее задание. Придумать 5 предложений с причастиями, т.
1) Что называется причастием?
2) Какие свойства глагола и прилагательного имеет причастие?
3) Какой признак предмета обозначает причастие?
4) Какова синтаксическая роль причастия в предложении?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок-путешествие по городу Причастие
Данный урок является заключительным уроком обобщения и закрепления материала, а потому было необходимо направить работу учащихся таким образом, чтобы повторить изученный материал, организовать самосто...
Методическая разработка урока по теме :"Страдательные причастия настоящего времени"
Урок русского языка ...
6 класс. урок-путешествие по теме: "Причастие" (обобщающий урок)
Обобщающий урок по теме "Причастие" в 6 классе (учебник Разумовской). Построен в форме путешествия по картинам Айвозовского....
Конспект урока русского языка в 7 классе ( Комплексная работа с текстом на уроке повторения по теме «Причастие» )
Тема урока: «Осень». Цель урока: продолжить формирование и закрепление у учащихся навыков работы с текстом; повторить основные речеведческие понятия; закрепить навыки правописания одной «н»...

Осенние причастия. Урок обобщения по теме "Причастие"
Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Причастие"....
Презентация к уроку на тему "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастиях""
Презениция к уроку на тему" Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени" Тип урока: отработка умений и рефлексии Цель:формировать на...

Урок-путешествие "По бушующему морю причастий" (урок- обобщение по теме "Причастие"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13294049","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"270","width":"480"}}]]...