Конспект урока русского языка в 5 классе с использованием приёмов ТРКМ Тема: Подготовка к сочинению-описанию по картине П.П. Брюллова «Пейзаж с рекой»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Подготовка к сочинению-описанию по картине П.П. Брюллова «Пейзаж с рекой». Подготовить учащихся к написанию сочинения-описания пейзажа через активизацию восприятия, анализ художественных деталей и структурирование текста с использованием приёмов ТРКМ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rya_5_podgotovka_k_sochineniyu_po_kartine._trkm.docx17.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 5 классе с использованием приёмов ТРКМ

Тема: Подготовка к сочинению-описанию по картине П.П. Брюллова «Пейзаж с рекой»

Цель: Подготовить учащихся к написанию сочинения-описания пейзажа через активизацию восприятия, анализ художественных деталей и структурирование текста с использованием приёмов ТРКМ.

Задачи:

1.  Познакомить с творчеством П.П. Брюллова и его картиной «Пейзаж с рекой».

2.  Активизировать словарный запас учащихся по теме «Пейзаж», «Природа».

3.  Научить «читать» картину: анализировать композицию, цвет, настроение.

4.  Сформировать умение структурировать описание (делить на абзацы, подбирать материал для каждого абзаца).

5.  Развивать критическое мышление, воображение и устную монологическую речь.

Оборудование: Репродукция картины П.П. Брюллова «Пейзаж с рекой» (в учебнике «Русский язык. 5 класс, часть 2, на цветной вклейке), музыкальная запись (звуки природы: шум леса, пение птиц).

Ход урока:

 1. Стадия ВЫЗОВА (5-7 минут)

Цель: Актуализировать имеющиеся знания, создать мотивацию, сформулировать вопросы.

Приём: «Корзина идей» + «Верные и неверные утверждения»

Введение в тему: Учитель объявляет тему урока, но не показывает картину сразу.

 «Корзина идей»: На доске записывается ключевое слово «ПЕЙЗАЖ». Ученики высказывают ассоциации, которые приходят им на ум: какие бывают пейзажи, какие элементы природы в них входят, какие чувства они вызывают. Все идеи кратко записываются на доске.

    *  Пример: лес, река, горы, небо, лето, зелень, спокойствие, радость, солнце и т.д.

 «Верные и неверные утверждения»: Учитель предлагает несколько утверждений о пейзаже как жанре (или загадывает будущее содержание картины):

    1.  Пейзаж — это изображение природы. (Верно)

    2.  Художник-пейзажист использует только тёмные краски. (Неверно)

    3.  Картина может передавать настроение. (Верно)

    4.  Чтобы описать пейзаж, достаточно просто перечислить то, что нарисовано. (Неверно, нужно описывать детали, чувства)

* Формулировка вопросов: Учитель: Как вы думаете, что мы должны узнать и понять, чтобы красиво описать пейзаж на картине?

Ученики формулируют вопросы (зачем художник нарисовал? какое настроение? что главное?), которые также фиксируются. Это переход к стадии осмысления.

2. Стадия ОСМЫСЛЕНИЯ (20 минут)

Цель: Получить новую информацию (анализ картины), осмыслить её, найти ответы на поставленные вопросы.

Приём: «Наблюдение с остановками» + «составление кластера»

 Первое впечатление (музыкальное сопровождение): Учитель включает запись со звуками леса и реки и впервые демонстрирует картину. Ученики 1-2 минуты молча её рассматривают.

*  «Наблюдение с остановками»: Учитель задаёт серию вопросов, направляющих взгляд и мысль учеников. Ответы обсуждаются в парах или фронтально.

 Остановка 1: Композиция. Что изображено?

       Вопросы: Назовите основные элементы картины (передний план, задний план, центр). Куда устремлён ваш взгляд? Есть ли в картине «герой»?

        Выводы: Река ведёт взгляд зрителя вглубь картины. Основные элементы: река (ведущий элемент), деревья, небо, лужайка.

Остановка 2: Цвет и свет. Какие краски использует художник?

        Вопросы: Какие цвета преобладают? (оттенки зелёного, голубого, коричневого). Где светлее, где темнее? Где падает свет? (небо и дальний план светлее, лес темнее). Какое время дня, года, какая погода?

        Выводы: Художник использует спокойную, природную цветовую гамму. Светлое небо создаёт ощущение простора и лёгкости.

 Остановка 3: Настроение. Какие чувства вызывает картина?

        Вопросы: Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на этот пейзаж? (спокойствие, умиротворение, прохлада, лёгкая грусть). Почему? (мягкие цвета, нет бурного действия, гармония). Хотели бы вы оказаться в этом месте? Что бы вы там делали?

Выводы: Картина передаёт ощущение тишины, покоя и уединения с природой.

Составление «Кластера» (в группах или всем классом): На основе анализа учитель предлагает структурировать будущее сочинение, создав кластер. В центре — тема «Пейзаж с рекой». От неё отходят лучи-абзацы:

    *   Передний план (трава, кусты, начало реки)

    *   Река (извилистая, чистая, с отражениями)

    *   Деревья (старые, могучие, разной формы)

    *   Небо (светлое, с лёгкими облаками)

    *   Настроение картины (спокойствие, гармония)

    К каждому элементу ученики подбирают ключевые слова и словосочетания (записывают на лучах): изумрудная трава, тихая заводь, густая листва, солнечные лучи, чувство умиротворения.

3. Стадия РАЗМЫШЛЕНИЯ (РЕФЛЕКСИИ) (13-15 минут)

Цель: Обобщить полученные знания, сформулировать выводы, подготовиться к письменной работе.

Приём: «Синквейн» + составление плана сочинения

Синквейн: Учитель предлагает составить синквейн к картине. Это поможет выделить самое главное и сформулировать эмоцию.

    1.  Существительное (тема): Пейзаж.

    2.  Два прилагательных: Спокойный, солнечный.

    3.  Три глагола: Успокаивает, манит, радует.

    4.  Фраза из четырёх слов: Я чувствую гармонию с природой.

    5.  Синоним/резюме: Умиротворение.

    (Вариант может быть другим, главное — обсуждение выбора слов).

Составление общего плана сочинения: На основе кластера учитель с классом выводит на доску чёткий план:

    1.  Вступление. Художник П.П. Брюллов и его картина «Пейзаж с рекой». Моё первое впечатление.

    2.  Основная часть. Описание картины:

        *   Передний план и река.

        *   Деревья и небо.

        *   Цветовая палитра и свет.

    3.  Заключение. Какое настроение передаёт картина? Моё отношение к ней.

3. Стадия РАЗМЫШЛЕНИЯ (РЕФЛЕКСИИ) (продолжение)

Приём: «Толстые и тонкие вопросы» для выхода на заключение

После составления плана учитель предлагает ученикам вернуться к идее, что описание — это не просто перечисление. Чтобы углубить заключительную часть, можно задать «толстые» вопросы: Как вы думаете, почему художник изобразил именно этот уголок природы? Что он хотел сказать? (показать красоту обычной природы, передать чувство покоя, запечатлеть момент уходящего дня).

Согласны ли вы, что главный «герой» картины — это свет? Почему? (Этот вопрос заставляет обобщить наблюдения за цветом и освещением).

Приём: «RAFT» (Роль. Аудитория. Форма. Тема) – для дифференциации и творчества

Чтобы дать возможность выбора и учесть разные способности учеников, можно предложить несколько вариантов творческого задания на дом, используя стратегию RAFT:

    *   Р (Роль): Кто вы? (1. Автор картины; 2. Путешественник, впервые попавший в эту местность; 3. Художник, который хочет написать копию картины).

    *   А (Аудитория): Для кого вы пишете? (1. Для одноклассников; 2. Для своего дневника; 3. Для письма другу).

    *   Ф (Форма): В какой форме? (1. Сочинение-описание; 2. Запись в дневнике; 3. Письмо).

    *   Т (Тема): О чём? (Опишите картину и свои впечатления от неё).

Учащиеся могут выбрать понравившуюся им «роль», что повысит мотивацию и сделает работу более осмысленной.

Итог урока. Рефлексия деятельности:

Учитель задаёт вопросы:

Как помогли нам приёмы (корзина, кластер, синквейн, толстые вопросы) в подготовке к сочинению?» (Помогли собрать идеи, структурировать мысли, подобрать слова, понять настроение).

Что было самым интересным? Трудным?

Изменилось ли ваше первоначальное представление о пейзаже после глубокого анализа?» (Важно подвести к выводу, что вдумчивое рассмотрение открывает новые детали и чувства).

Домашнее задание (на выбор ученика, но это в зависимости от уровня подготовки класса):

1.  Базовый уровень: Написать сочинение-описание по картине П.П. Брюллова «Пейзаж с рекой», следуя составленному в классе плану.

2.  Творческий уровень (на основе RAFT): Написать текст, выбрав одну из ролей:

    Вариант А (Путешественник): Напишите письмо другу от имени путешественника, который случайно забрёл в это прекрасное место. Опишите, что вы видите вокруг, и свои чувства.

    Вариант Б (Художник): Сделайте запись в дневнике от имени художника, который только что закончил работу над этим пейзажем. Что важнее всего вам удалось передать? Почему вы выбрали именно эти краски?

Примечание для учителя: Использование стратегии RAFT позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся и дать им возможность проявить творческие способности, оставаясь в рамках темы. Это также делает подготовку к сочинению более личностно-ориентированной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка 11 класс "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению"

Урок развития речи в 11 классе "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению" формирует умение анализировать текст, находить тему , проблему текста,расширяет представления уч...

Конспект урока русского языка 11 класс "Комплексный анализ текста. Подготовка к ЕГЭ"

Данный конспект содержит материал по подготовке к ЕГЭ по русскому языку....

Конспект урока русского языка 11 класс " Культура речи. Подготовка к ЕГЭ"

Урок русского языка 11 класс " Культура речи. Подготовка к ЕГЭ"...

конспект урока русского языка 6 класс "Подготовка к сочинению-описанию"

конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Подготовка к сочинению-описанию" - часть единого интегрированного дня по теме "Реки"...

Развитие речевой деятельности обучающихся в рамках ФГОСОО» Конспект урока русского языка (развития речи) с использованием метода исследования

Происходящий в настоящее время переход  к информационному обществу резко повышает роль человеческой индивидуальности, творческого начала в школьнике. По-новому складываются и взаимоотношения межд...

Конспект урока русского языка 11 класс Подготовка к ЕГЭ. Комплексный анализ текста

Конспект урока русского языка в 11 классе для подготовик к ЕГЭ....