Конспект интегрированного урока по литературе и экологии
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)
Урок по литературе и экологии рассчитан расширить кругозор учащихся 5 классов через воспитание любви к литературе и природе, родному краю.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного урока по литературе и экологии
Класс: 5
Тема урока: «На лесной тропинке»
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: интегрированная
Общая цель урока: расширить кругозор учащихся через воспитание любви к литературе и природе, родному краю.
Цель урока по литературе: познакомить учащихся с художественными произведениями разных жанров о природе.
Цель урока по экологии: повышение уровня экологической культуры обучающихся и мотивации к природоохранной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
развитие представления учащихся о рациональном взаимодействии человека с природой - допустимых и недопустимых действиях в природе, природоохранной деятельности;
расширять опыт работы учащихся в экологически ориентированной деятельности.
Воспитательные:
воспитание осознанного понимания экологической культуры человека;
формирование потребности бережного отношения к природе, ресурсах, заботы о «братьях наших меньших»;
формировать умение учащихся оценивать результаты взаимодействия людей с природой.
Развивающие:
формирование умения и навыков поведения в экстремальных ситуациях;
формирование интеллектуальной и коммуникативной подготовки учащихся к личной безопасности жизни.
Формирующиеся ценности: созидательный труд.
Педагогические технологии: сотрудничества, личностно-ориентированные и игровые технологии.
Подготовительная работа:
поиск информации;
подготовка материального обеспечения мероприятия: презентация, интерактивное задание, эпизод из мультфильма.
Форма проведения: интеллектуальная игра.
Методы проведения: групповая и индивидуальная работа.
Продолжительность занятия: 40 минут.
Структура занятия
I. Организационная часть. Вступительное слово учителя.
II. Основная часть.
1.Учащиеся читают стихотворение о природе Бурятии.
1. Разминка.
2. Царица Флора.
3. Конкурс «Перечисли названия растений, растущих в Бурятии».
4. Собери пословицу, поговорку.
5. Творческая работа. «Сочини четверостишие».
6. Работа с картинками.
7. Уборка мусора.
III. Подведение итогов игры. Рефлексия.
- Знакомство с наукой экологией.
- Просмотр видеоролика, обсуждение.
- Подведение итогов игры.
Ход мероприятия.
Часть 1. Мотивационная.
Учитель. Добрый день, ребята, к нам пришли гости, давайте их поприветствуем. Сегодня у нас с вами необычный урок, так как к нам пришли девочки, эко волонтеры, из 9 класса.
Учащиеся 5класса рассказывают стихотворение.
- Мой край родной! Бурятия родная!
Красивее тебя нет ничего на свете!
Живу в природе я родного края,
Жить будут здесь мои родные дети!
2. Красивее природы не сыскать,
В тебе хранится полыхающая слава
И ты смогла в земле своей зачать
Прозрачность шумных вод Байкала!
3. Любуюсь я просторами твоими,
Любуюсь хвойными лесами и тайгой.
Горжусь! Что родилась в краях Сибири,
Горжусь! И восхищаюсь я тобой.
Учитель. Ребята, вы догадались, о чем мы сегодня с вами поговорим?
Ответы обучающихся.
Учитель. Верно. Сегодня наш урок мы посвятим природе родного края.
Часть 2. Основная.
Учитель. Дорогие друзья, в нашем регионе наступила зима, природа уснула, она должна отдохнуть, но жизнь в зимнем лесу продолжается. Сегодня мы с вами на уроке совершим путешествие по лесным тропинкам в мир растений. Для этого вы должны обсудить и дать названия своим командам.
Учащиеся делятся на 4 команды.
Учитель. Ребята, отправляемся в путешествие по лесным тропинкам. Первое задание – разминка. Команды совещаются и показывают карточки, если будете выкрикивать, то снижаются баллы.
Интерактивное задание 1.
- Перед нами деревья, вспомните, какое из них первым сбросит листву? (береза)
Какую особенность у березы отмечает Светлана Пшеничных в своем стихотворении?
И летом, и зимою
Как будто
Вьюга белая
Берёзку замела:
И летом, и зимою
Она белым-бела.
Лишь чёрные
Подпалины,
Как на снегу
Проталины.
- Идем дальше и видим вечнозеленые деревья, но одно из них не является таковым. Назовите его. (Лиственница).
Ангелина Шевели в своем стихотворении отметила черту отличие лиственницы от вечнозеленых деревьев отличие, назовите его.
Лиственница желтая,
Осенняя горит.
Хвойными, пушистыми
Ветками манит.
Возвышается в саду
Золотая стать.
Как царица наяву
Издали видать.
Осень разукрасила
Хвойные листы-
Желтые иголочки,
Шишки-янтари.
- А кто это прячется, кто не впал в спячку? (мышь)
А вот как в загадке отмечены качества мышки.
Этот зверь всю зиму спит.
Снег растает - полетит.
Попищит, послушает,
Мотылёчка скушает.
Учитель. Молодцы, ребята, вы справились с заданием, можно идти дальше.
2. Появляется царица Флора
Царица Флора. Здравствуйте, ребята. По преданию, миром растений управляю я, то есть древнеримская богиня цветов и расцвета. Все, что произрастает на земле, называют моим именем Флора. В Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге есть картина «Флора» Голландского живописца Рембрандта.
Учитель. «Она величаво, неслышной поступью проходит перед тобой, и кажется, что этот свет ей дают живые цветы венка, украшающего ее голову. Венок состоит из живых цветов, которые растут в лесах и перелесках, на лесных лугах и опушках». (Из книги Валентин Геннадьевич Рубцова «Зеленая аптека».)
Царица Флора. Ребята, мы продолжим экскурсию по лесной тропинке родного края и найдем там сюрпризы (дает задания командам).
3. Конкурс «Перечисли названия растений, растущих в Бурятии».
1 команда. Лекарственные растения встречаются и на лугах, и в лесах: Перечислите их названия.
2 команда. Здесь растут ягодные кусты: перечислите их названия
3 команда. Назовите грибы, растущие в Бурятии
4 команда. Большую часть Бурятии занимают леса, встречаются как лиственные, так и хвойные деревья, кустарники. Перечислите их названия.
5 задание. Флора раздала листочки с заданием. Ребята, вставьте пропущенное слово.
- От корня … крапива и растёт. (крапивы)
- Растение – земли … (украшение).
- Сломить дерево - секунда,
А вырастить – …(года).
- Где цветок, там и …( медок).
Учитель. Ребята, а что за предложения у нас получились? Как в литературе называется такой жанр? (пословицы, поговорки).
6. Творческая работа. Сочини четверостишие.
Флора раздает конверты с карточками, команды должны сочинить четверостишие, используя любые названия растений, записанные в задании.
Ромашка, фиалка, брусника, земляника, черника, пион, малина.
Учитель. Вот вы и добрались до конца тропинки. Но, ребята, мы не сможем пройти. Что делать? (На презентации показана гора мусора)
Ответы учащихся
Учитель. Правильно, ребята. Природу нужно беречь от пожаров, от мусора, от безжалостного отношения людей. И помогает нам в этом …
Часть 3. Заключительная
Ученица. Я экология, наука об изучении взаимоотношений живых организмов, об образе жизни людей и их связях со средой обитания. Слово «экология» происходит от греческого слова «ойкос» – дом. Наш дом – планета Земля, и каждый человек своей деятельностью оказывает огромное влияние на окружающий его мир.
Ребята, сейчас мы встретимся со знакомыми вам героями и попытаемся разобраться, где они правы, а где нет.
Командам раздаются листки, с указанием + и -.
Демонстрация видеоролика. (эпизод «Смешарики». Сезон 1. Серия 41. Маленькое большое Море)
Экология. А теперь дружно, всей командой, напишите + и - работы Кроша и Ёжика. Капитаны команды, выступите в защиту экологии, чтобы Крош и Ёжик поняли свою ошибку.
Учитель. Ребята, перечислите, пожалуйста, какие жанры литературы нам сегодня помогли на уроке (стихотворения, загадки, пословицы, поговорки). В завершение нашего разговора хочу еще раз подчеркнуть, что от каждого из нас зависит, какой планета Земля достанется нашим детям, внукам и правнукам. Давайте всегда об этом помнить и беречь наш общий дом – прекрасную и удивительную планету Земля.
Подведение итогов игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока (музыка, литература) Тема: Образ зимы в искусстве 6 класс
Цель: Учить детей анализировать музыкальные и литературные произведения, видеть образ зимы.Коррекционная работа с опорой на эмоциональные впечатления.Учить детей работать в коллективе....

Конспект интегрированного урока по литературе и английскому языку
Данный урок является инновационным, интегрированным, разработан совместно с учителем английского языка....

конспект интегрированного урока музыка-литература "Час мужества"
конспекты открытых уроков, материалы и презентации к проведению уроков по искуссвту, рабочие программы...

Конспект интегрированного урока (история, литература, МХК) на тему: «Начало Отечественной войны 1812 года в истории, литературе и живописи».
Урок проводится в 8 классе...

Конспект интегрированного урока по литературе для 6 класса "Е.А. Баратынский "Весна, весна, как воздух чист!"
Интегрированный урок по литературе для 6 класса. (Интегрирован литература, русский язык, марийский язык, музыка ИЗО)....

