Методическая разработка открытого урока в 7 классе по теме: «Частица как часть речи»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Клемешова Наталья Владимировна

 В данной методической разработке представлен план урока русского языка по теме: «Частица как часть речи». Структура и содержание урока соответствует требованиям ФГОС. Организация образовательного процесса на данном уроке обеспечивает приобретение ребенком двух важнейших интегрированных качеств личности: желание и умение учиться. Обучающиеся — активные участники образовательного процесса, так как выбранная форма сотрудничества, построенная на самостоятельной работе детей под руководством учителя, обеспечивает развитие мыслительных операций, формирование творческого мышления, произвольности всех психических процессов. Школьнику дается право на ошибку, на коллективное обсуждение поставленных гипотез, анализа причин возникновения ошибок и их исследование. В настоящее время огромное внимание при обучении русскому языку уделяется творческим видам работы, которые имеют большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Творческая деятельность способствует расширение культурного кругозора, эрудиции обучающихся, духовно-нравственной сферы, и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка . Актуальность использования такого вида работы определяется потребностями современной лингводидактики. Сегодня образовательные учреждения переходят на систему компетентностного подхода, что требует особое внимание уделять развитию личности обучаемого, его деловых и творческих способностей. Таким образом, расширяются задачи преподавания русского языка. Данная методическая разработка может быть использована как учителями общего образования. Урок может использоваться в урочной и внеурочной деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Первоавгустовская средняя общеобразовательная школа»

Дмитриевского района Курской области

Открытый урок в 7 классе по теме:

«Частица как часть речи»

Подготовила учитель русского языка и литературы

Клемешова Наталья Владимировна

П. Первоавгустовский, 2025г

Цель урока: Познакомить учащихся с новой частью речи – частицей, с ее лексическими и грамматическими особенностями.
Задачи:

1. Формировать понятие о функциях частицы как служебной части речи в предложениях.

2. Показать отличие частицы от других служебных частей речи.

3. Развивать умение употреблять частицы в предложении и тексте, определять оттенки значения, вносимые каждой частицей в речь.

Тип урока: урок изложения нового материала.

Планируемые результаты:

1. Личностные:

#1054;сознание потребности в знаниях.

#1059;важительное отношение к родному языку, к родному культуре и родной природе, к историческому прошлому.

#1042;оспитание чувства патриотизма, гордости за своих земляков и соотечественников

4. Умение выразить ценностное отношение к результатам образовательной деятельности через оценку себя и других в контексте учебной ситуации.

2. Метапредметные:

-познавательные:

1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, #1054;сознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

3. Выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач, структурирование знаний.

- регулятивные:

#1062;елеполагание и планирование путей достижения целей.

#1057;амостоятельный контроль своего времени.

#1055;ринятие решений в проблемной ситуации.

#1056;азвитие навыков самооценки и осуществление самоконтроля и взаимоконтроля

- коммуникативные:

1. Формулировать высказывание, мнение, в рамках учебного диалога.

2. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

3. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения.

4. Использовать адекватные языковые средства для отображения своих мыслей и чувств

3. Предметные:

1. Повторить различные орфограммы в корнях слов, суффиксах

2. Уметь правильно писать предлоги и союзы.

#1055;овторить различные виды разборов.

#1043;рафически обозначать условия выбора правильных написаний.

5. Формы организации познавательной деятельности: исследовательская работа учащихся, комментарии учителя

Вид урока: урок-исследование

Организационные формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Ресурсы: учебники (Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык 7 класс, М.: Просвещение, 2023 г.), раздаточный материал: таблица(приложение 1), толковые словари

Оборудование: экран, ноутбук, мультимедийный проектор

Наглядно - демонстрационный материал: презентация PowerPoint

Основные понятия: культура

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Учитель:Здравствуйте, ребята.Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь поделимся своими улыбками, глядя друг на друга и на наших гостей, и громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня дружно и активно поработаем.Проверьте наличие всего необходимого для урока на парте.

Посмотрите на экран. Давайте прочитаем эпиграф к нашему уроку. (слайд 1)

"Культура объединяет все стороны человеческой личности. Нельзя быть культурным в одной области и оставаться невежественным в другой. Уважение к разным сторонам культуры, к разным ее формам — вот черта истинно культурного человека."

( Д.С. Лихачев )

- Как вы понимаете данное высказывание?

- Вы с ним согласны?

- Так давайте наш урок мы проведём под этим девизом, так как сегодня Международный день культуры.

-Открываем тетради, записываем сегодняшнюю дату, классная работа.

-Оставляем 1 строчку для темы, которую вы сами чуть позже сформулируете.

II. Актуализация опорных знаний

  1. -Не будем терять время и перейдём к работе.

Проверка д/з: упр.489 (выборочная проверка:

-у доски морфемный разбор слов потух, густели-1 уч-ся

-фронтальный опрос: определите функционально-смысловой тип речи и функциональную разновидность языка текста (описание, художественный),

-индивидуальный опрос: назовите простые предлоги и простые союза ( 2 ученика с места)

-Тетради с домашней работой положите на край стола.

2.- Мы с вами продолжаем изучение такого раздела науки о языке как морфология. Давайте вспомним, что она изучает?(ответ: Морфология – раздел науки о языке, изучающий слова как части речи.)

III. Подведение к теме урока

. Сегодня мы должны познакомиться с новой частью речи. Многие русские писатели и поэты употребляли её в своем творчестве. Например, А.С. Пушкин использовал одно слово этой части речи около 1000 раз, и другое слово этой же части речи звучит у поэта более 300 раз. Чтобы узнать, как называется эта часть речи, предлагаю выполнить задание. (Тема урока зашифрована в словах, которые вы запишете)

(Слайд 2)

-К словам, записанным на слайде, подберите антонимы и запишите их в столбик в тетрадь.-1 минута (Песочные часы)

Родной – чужой

Неряшливый – аккуратный

Горький – сладкий

Светлый – тёмный

Ложный – истинный

Разбитый – целый

Пассивный – активный

- Прочитайте получившееся слово по первым буквам по вертикали. (Слайд 3)

-Итак, как будет звучать тема нашего урока? (ответ: Частица как часть речи) (Слайд 4)

- Запишите её в тетрадь.

Целеполагание.

- Какие задачи вы сегодня для себя поставите, исходя из темы урока? (Ответы:

- Знать определение частицы

- Уметь отличать частицы от других частей речи.

- Знать, для чего служит частица

- Находить частицы в предложениях, текстах

-Уметь строить предложения с частицами)

-Молодцы! Вы самостоятельно и верно определили учебную задачу урока.

IV. Открытие новых знаний.

-На прошлых уроках вы получили уже знания о служебных частях речи, в том числе в ознакомительном плане и о частице. Применяйте их на нашем уроке, по ходу мы будем их озвучивать.

1. Языковая разминка.

Лингвистическая задача «Кто быстрее» ( слайд5 )- 1 мин.

Ваша задача – выписать в первый столбик предлоги, а во второй - союзы, а в третий - все оставшиеся слова

Что(бы), за(то), из(под), пусть, ( в)виду, разве, через, даже, то(же), как( будто), вследстви...

Учащиеся распределяют слова в виде таблицы:

Предлоги

Союзы

Частица

из-под

ввиду

через

вследствие

чтобы

зато

тоже

как будто

пусть

разве

даже

-Какие слова вы отнесли к первой группе? Опрос учеников

-Для чего служат предлоги?(предлог-это служебная часть речи, которая служит для связи существительного, местоимения и числительного с другими словами в словосочетании)

-Объясните написание орфограмм-1 ученик

-Какие слова отнесли ко второй группе?

Для чего служат союзы?(союз- это служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения, частей сложного предложения, а также отдельных предложений в тексте)

-Объясните написание орфограмм -1 ученик

Какие слова отнесли к третьей группе? -1 ученик.

Самоконтроль( слайд 6)

Поднимите руки, кто не сделал ни одной ошибки.

Молодцы, вы умеете отличать частицы от других частей речи.

2. Наблюдение.

#1057;интаксический разбор-1 ученик-2 мин.

Запишите предложение, выполните синтаксический разбор, затем проведем наблюдение, по ходу будем заполнять таблицу( Приложение 2), которая лежит у вас на столе.

Как прекрасно запечатлел художник на полотне весну! (повествовательное, восклицательное, простое, двусоставное, распространенное)

(Слайд 7) Комментарий учителя : Многие художники изображали весну на своих полотнах, среди них Лидия Исааковна Бродская(советская, российская художник- живописец) Полотно привлекает зрителя своей непосредственностью, любовью к природе России. Совершенно потрясающе написаны тонкие берёзки, которые словно хрупкие юные девушки водят хороводы прямо в воде. Мы видим и апрельское лазурное небо, сияющее чистотой, и обрывающуюся тропинку, и седую дымку лёгкого тумана.

- Какие слова вы не определили как члены предложения, не определили их синтаксическую роль? Почему? (как, на)

- Как вы думаете Kак, какая это часть речи, служебная или самостоятельная? (Служебная)

-Почему? ( К ней нельзя задать вопрос, её можно убрать, не имеет лексического значения, не изменяется, не является членом предложения)

1ый вывод. Частица – служебная часть речи.

– А для чего же служит?

– Прочитаем предложение без частицы и сравним.

-Изменился ли основной смысл предложения?(нет)

– Какое значение вносит частица в предложение?

(Частица как вносит дополнительный оттенокусиливает значение слово – сочетания прекрасно запечатлел.) Это первое значение частицы.

Обилие частиц в разговорной речи объясняется тем, что в условиях общения нужно не просто передать определенную информацию, а выразить свое отношение к ней и собеседнику сжато и эмоционально. Эту роль хорошо исполняют частицы.

2) Значения частиц

Частицы могут «путешествовать» по предложению, но их место все-таки строго закреплено: каждая частица употребляется говорящим или пишущим перед тем словом или словосочетанием, которое важно для автора.

Слайд № 8

#1047;адание. Включите в предложение Я был чемпионом частицы 1 вариант-бы и 2 вариант-пусть-1 мин. Частицы записаны на доске. Можете менять слова местами.

(Варианты, предложенные учащимися:

1- Был бы я чемпионом.

2-Пусть я буду чемпионом.)

- Для чего служит частица бы? (С помощью ее глагол приобретает форму условного наклонения)

-Для чего частица пусть?( Образует повелительное наклонение?)

-Какие значения придают частицы словам и предложению?(Образуют формы наклонения глагола ).Таким образом, выделяем 2 функции. Внимание на слайд. (слайд 9)

(Слайд 10)

Словарная работа.

Сегодня мы познакомимся со словарным словом чемпион. Загляните в толковые словари, найдите лексическое значение этого слова. Запишите это слово в тетради и запомните его написание.

Чемпион (франц.) – учащиеся приводят толкование слова.)

Чемпион- спортсмен (или спортивная команда) - победитель в соревнованиях по какому-нибудь виду спорта на первенство города, страны какого-нибудь региона, мира
Пример: Ч. мира. Ч. Европы по прыжкам в высоту.

Синоним - победитель.

Однокоренные слова – чемпионский, чемпионат, чемпионка, чемпионство.(устно)

-Что же вы записали в таблице о частице как части речи?

Таблица (слайд 11) Монологические высказывания учащихся

Давайте сравним свой вывод с учебником стр.74- зачитать определение (слайд 12)

Физминутка.

Чтоб глаза твои зоркие были,

Чтоб в очках тебе не ходить,

Эти лёгкие движенья

Предлагаю повторить.

Вдаль посмотри и под ноги,

Вправо, влево побыстрей.

Удивимся, что такое?

И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро,

Словно стрелочка часов,

Проведём глазами дружно,

Ну, а дальше будь здоров!

IV. Практика. Развитие учебно-языковых умений.

3. Разгадка тайны.

Для того чтобы понять, какое значение имеют частицы в нашей речи, обратимся к книге С.Н. Приходько «Хоровод цветов», в которой повествуется об истории цветка гладиолуса, благородного чужестранца, имя которого с латинского переводится как меч, а его русское название – шпажник (показать рисунок, обратить внимание на форму цветка).(слайд 13)

Учитель читает легенду («тихий фон» – музыка Шопена «Вальс цветов):

(слайд 14) текст на слайде(слайд 15)

Жестокий римский полководец, взяв в плен воинов-фракийцев, сделал их гладиаторами. Двум же из них – Севту и Тересу – красавцам юношам, друзьям – он приказал биться друг с другом насмерть, обещая победителю свободу и руку своей дочери. Но кровавая битва все-таки не состоялась. Разве могли юноши предать дружбу? И они воткнули свои мечи в землю. Тогда разъяренные римляне убили их. И вот на месте воткнутых гладиаторами в землю мечей расцвели прекрасные гладиолусы. Именно с тех пор этот цветок считается символом дружбы, верности и памяти.

Задание. После прослушивания учащиеся записывают в тетрадь только частицы, объясняют их роль в тексте.-до 2 мин.

(Же-усиление, все-таки-усиление, разве-вопрос, вот-указание, именно-уточнение- придают дополнительный смысловой оттенок )

Комментарий учителя: Роль частиц в художественном произведении чрезвычайно велика. Они придают тексту экспрессивность, емкость, выразительность.

Исследовательская работа

Это случилось давно, а в наше время нужны ли частицы в нашей речи? Или, может, они вообще не нужны и не важны?

А для доказательства этой гипотезы я предлагаю провести исследовательскую работу.

4. Исследовательская работа. Упр. 495-до 5 мин.

-Прочитайте текст.(Вслух)

*- Как его можно озаглавить? запишите(Улыбка-искра счастья)

*-Какова его тема и главная мысль? устно (Тема: сила и значение улыбки в жизни человека. Основная смысль: только искренняя улыбка приносит немного радости, утешения, облегчения и любви)

-К какой части речи относятся выделенные слова. Какова их роль?( Ли, пусть, бы- частицы. Ли- выражает смысловой оттенок, пусть, бы- образовывают формы слов)

-Вставьте орфограммы в слова из первого абзаца, объясните написание. 1 ученик работает у доски(закрытая)

5. Творческий эксперимент.

Наша задача - уметь правильно и целесообразно строить предложения с частицами.

4. ЗАДАНИЕ. Ребята, чего больше всего хотят все люди сейчас, накануне 80 –летия Великой Победы? (ответы: мира) Должны ли мы помнить нашу историю?(ответы)

(слайд 16) Составьте 3 предложения на тему «Мир и дружба», употребив глаголы в повелительном наклонении с частицами пусть, да, давайте. - до 5 минут

НАПРИМЕР:

Люди всей земли, боритесь за мир! Пусть никогда не повторится война, пусть будут счастливы дети планеты! Пусть будет светлое и чистое небо над нами! Да здравствует мир на земле!- опрос1-2 учеников

Дополнительные вопросы (если есть время):

- В каких жизненных ситуациях может быть использован данный текст? ( Может прозвучать с трибуны на митинге, на собрании.)

- Какова его задача? (Воздействовать на людей.)

- К какому стилю речи он относится? (Текст создан в публицистическом стиле. Для такого стиля характерна призывность, эмоциональность, взволнованность.)

- *Какие языковые приметы этого стиля здесь есть? (Прямое распространенное обращение к слушателям, побудительные, восклицательные предложения.)

Давайте сделаем вывод: частицы вносят различные оттенки в предложении. Для чего еще служат частицы в речи? (образуют формы наклонений глагола)

Многие русские писатели и поэты употребляли в своем творчестве частицы.

Они выделяют, усиливают те слова, которые необходимы автору для более точного выражения идейно-художественного содержания.

V. Итог урока. Рефлексия

Какие задачи, поставленные в начале урока, удалось решить?

(Ответы: - Узнать, для чего служит частица

- Находить частицы в предложениях, текстах

- Уметь строить предложения с частицами

- Уметь отличать частицы от других частей речи)

Какова цель нашего первого урока по данной теме? (Познакомиться с частицами как частью речи?)

Мне сегодня было интересно с вами работать, а вам? Поделитесь своими впечатлениями об уроке.

Продолжите следующие предложения:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я научился …

За работу на уроке я ставлю оценки ……., потому что……

VI. Домашнее задание. Инструктаж по его выполнению (слайд 16)

Домашнее задание выбираете в зависимости от того, как вы оцениваете свои способности.

КРАСНЫЙ

§ 73 , упр. 497 стр.75-76

ЖЁЛТЫЙ

выписать из художественных произведений

7 предложений с частицами

ЗЕЛЁНЫЙ

сочинить сказку «Жила-была частица…»

или подготовить сообщение об истории одной частицы

Спасибо за урок, желаю вам хорошего настроения, мира, добра, уважайте разные стороны культуры, тогда улыбка всегда будет украшать ваши лица. Подарите нашим гостям для хорошего настроения сувениры.

Приложение 1

Заполни 2-ю часть таблицы

Вопросы

Ответы

#1050;акая часть речи частица?

2. Для чего служат частицы? Что вносит в предложение частица?

3. Какое значение имеет частица?

4. Попробуйте изменить частицу

5. Попробуйте задать к ним вопрос.

#1071;вляются ли частицы членами предложения?

7. Употребляются ли самостоятельно?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"Культура объединяет все стороны человеческой личности. Нельзя быть культурным в одной области и оставаться невежественным в другой. Уважение к разным сторонам культуры, к разным ее формам — вот черта истинно культурного человека." ( Д.С. Лихачев )

Слайд 2

Родной – Неряшливый – Горький – Светлый – Ложный – Разбитый – Пассивный –

Слайд 3

Родной – ч ужой Неряшливый – а ккуратный Горький – с ладкий Светлый – т ёмный Ложный – и стинный Разбитый – ц елый Пассивный – а ктивный

Слайд 4

Частица как часть речи

Слайд 5

Что(бы), за(то), из(под), пусть, ( в)виду, разве, через, даже, то(же), как ( будто), вследстви...

Слайд 6

Предлоги Союзы Частица из-под ввиду через вследствие чтобы зато тоже как будто пусть разве даже

Слайд 7

Л. Бродская «Апрель»

Слайд 8

Я был чемпионом.

Слайд 9

Функции частиц вносят различные оттенки значения в предложение служат для образования форм слова Как хорошо! Пусть встретят Прочитал бы

Слайд 10

чемпион

Слайд 12

- это служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования форм глагола. Частица -

Слайд 15

Жестокий римский полководец, взяв в плен воинов-фракийцев, сделал их гладиаторами. Двум же из них – Севту и Тересу – красавцам юношам, друзьям – он приказал биться друг с другом насмерть, обещая победителю свободу и руку своей дочери. Но кровавая битва все-таки не состоялась. Разве могли юноши предать дружбу? И они воткнули свои мечи в землю. Тогда разъяренные римляне убили их. И вот на месте воткнутых гладиаторами в землю мечей расцвели прекрасные гладиолусы. Именно с тех пор этот цветок считается символом дружбы, верности и памяти.

Слайд 16

Составьте 3 предложения на тему «Мир и дружба», употребив глаголы в повелительном наклонении с частицами пусть, да, давайте.

Слайд 17

Домашнее задание: КРАСНЫЙ § 7 3 , упр. 497 стр.75-76 ЖЁЛТЫЙ выписать из художественных произведений 7 предложений с частицами ЗЕЛЁНЫЙ сочинить сказку «Жила-была частица…» или подготовить сообщение об истории одной частицы



Предварительный просмотр:

Самоанализ открытого урока русского языка в 7 классе по теме:  

«Частица как часть речи»

Цель урока: Познакомить учащихся с новой частью речи – частицей, с ее лексическими        и        грамматическими        особенностями.

Задачи урока:

 1. Формировать понятие о функциях частицы как служебной части речи в предложениях.

2. Показать отличие частицы от других служебных частей речи.

3. Развивать умение употреблять частицы в предложении и тексте, определять оттенки значения, вносимые каждой частицей в речь.

Тип урока: урок изложения нового материала.

Планируемые результаты:

1. Личностные:

1.Осознание потребности в знаниях.

2.Уважительное отношение к родному языку, к родному культуре и родной природе, к историческому прошлому.

3.Воспитание чувства патриотизма, гордости за своих земляков и соотечественников

4. Умение выразить ценностное отношение к результатам образовательной деятельности через оценку себя и других в контексте учебной ситуации.

2. Метапредметные:

-познавательные:

1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, 2.Осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

3. Выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач, структурирование знаний.

- регулятивные:

1.Целеполагание и планирование путей достижения целей.

2.Самостоятельный контроль своего времени.

3.Принятие решений в проблемной ситуации.

4.Развитие навыков самооценки и осуществление самоконтроля и взаимоконтроля

- коммуникативные:

1. Формулировать высказывание, мнение, в рамках учебного диалога.

2. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

3. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения.

4. Использовать адекватные языковые средства для отображения своих мыслей и чувств

3. Предметные:

1. Повторить различные орфограммы в корнях слов, суффиксах

2. Уметь правильно писать предлоги и союзы.

 3.Повторить различные виды разборов.

4.Графически обозначать условия выбора правильных написаний.

5. Формы организации познавательной деятельности: исследовательская работа учащихся, комментарии учителя

Вид урока: урок-исследование

Организационные формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Ресурсы: учебники (Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык 7 класс, М.: Просвещение, 2023 г.), раздаточный материал: таблица(приложение 1), толковые словари

 Оборудование:  экран, ноутбук, мультимедийный проектор

Наглядно - демонстрационный материал: презентация PowerPoint

Основные понятия: культура

Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, построен с учетом психологических особенностей детей, связан с предыдущими уроками, работает на последующие.

                          Краткая характеристика класса

     В классе обучается 12 учащихся:  2 мальчика и 10 девочек. Из них 3 уч-ся имеют высокий уровень усвоения знаний и положительную мотивацию к учению. Они хорошо владеют общеучебными умениями и навыками: имеют высокий темп чтения, умеют работать с учебным текстом (определяют его основную мысль, находят ключевые слова, составляют его план; обладают высоким темпом работы; легко овладевают работой с разными информационными источниками, включая компьютерные; имеют правильную литературную речь, достаточный для своего возраста лексикон).                    

Развитым стремлением к пополнению знаний, хорошей познавательной активностью обладают ещё  6 учащихся. Данные дети имеют хорошие теоретические знания, готовятся к урокам, старательны, но не всегда могут применять знания на практике. Имеют хорошие отметки по предмету русский язык  благодаря прилежанию, а не способностям.

          Остальную  часть класса представляют дети, имеющие недостаточную мотивацию к учению, низкий познавательный интерес. Они имеют достаточно плохо развитую  память и внимание. И все 3 ребенка имеют по большинству письменных работ отметку «2».

       Класс дружен, сплочен, с удовольствием занимается внеурочной деятельностью.

   На основе выявленных уровней, с учетом видов восприятия, развития памяти и внимания, возможностей учащихся  я  позволила себе планировать урок с использованием разных заданий и видов деятельности уч-ся.

1 этап: организационный,   мотивация к учебной деятельности Задача этапа – подготовить учащихся к работе на уроке. Оргмомент урока кратковременный, направлен на включение всех уч-ся в деловой ритм и создание дружеской, комфортной обстановки. Рабочее место учителя и учащихся подготовлены.

2 этап:. Актуализация имеющихся знаний.

1.Проверка домашнего задания. Задача: Установить правильность понимания опорных понятий, формировать язык предмета, и правильность  запоминания, развития памяти и внимания, развитие речеведческих умений.

  • Упр.489 (выборочная проверка:

-у доски морфемный разбор слов  потух, густели-1 уч-ся

-фронтальный опрос: определите функционально-смысловой тип речи и функциональную разновидность языка текста (описание, художественный),  

-индивидуальный опрос: назовите простые предлоги и простые союза ( 2 ученика с места)

Оценивание.

  1. Затем с места отвечают ребята на вопрос: 

- Мы с вами продолжаем изучение такого раздела науки о языке как морфология. Давайте вспомним, что она изучает?

3 этап. Подведение к теме урока 

Постановка цели урока.  Были созданы условия, при которых ученики сами вывели цель урока. Задача этапа - формулирование темы и задач урока.  Цели урока формулировали учащиеся с помощью учителя. Фиксировались устно. Наблюдение над языковым материалом.

4этап .Открытие новых знаний.

1. Языковая разминка.

Лингвистическая задача «Кто быстрее»

Ученики учатся отличать частицы от других частей речи. Проверка, оценивание.

2. Наблюдение. 

Выполнив синтаксический разбор, ученики  проводят наблюдение о частице как части речи, по ходу заполняют таблицу. Проверка, оценивание.

Словарная работа

Физминутка.

IV. этап.Практика. Развитие учебно-языковых умений.

 3. Разгадка тайны.

Учащиеся определяют, какое значение имеют частицы в нашей речи, работая с текстом.  После  прослушивания учащиеся записывают в тетрадь только частицы, объясняют их роль в тексте. Проверка, оценивание.

4.Исследовательская работа. Упр. 495. Выборочные задания по упражнению. Словарная работа. Взаимопроверка (правильно писать, объяснять условия выбора орфограмм)Проверка, оценивание

5. Творческий  эксперимент.

Ученики учатся правильно и целесообразно строить предложения с   частицами. Проверка, оценивание.

 V. Итог урока. Рефлексия

Дан краткий анализ работы уч-ся на уроке. Учащиеся  поделились своими впечатлениями об уроке.

VI. Домашнее задание разноуровневое. Инструктаж по его выполнению

 Домашнее задание ребята выбрали  в зависимости от того, как  оценили свои способности.

КРАСНЫЙ

§ 73       , упр. 497             стр.75-76

ЖЁЛТЫЙ

выписать из художественных произведений

7 предложений с частицами

ЗЕЛЁНЫЙ

сочинить сказку «Жила-была частица…»

 или подготовить сообщение об истории одной частицы

На протяжении всех этапов урока реализовывались поставленные задачи. Дети были активны, работали все.

       Получив разноуровневое задание на выбор, ученики ушли с урока, озадаченные новой проблемой, что ведет к поиску решений заданий  и повышению качества знаний.

         Я считаю, что проведенный урок реализовал поставленные задачи.  Структура урока выдержана. Формы урока адекватны целям и задачам, предложенные задачи использованы целесообразно, содержание урока соответствует содержанию стандарта,  учебника и  программы. Приемы обучения соответствуют триединой образовательной цели. Все предложенные задания имели практическую направленность.  

        Уровень самостоятельности уч-ся на этапах урока достаточен. Характер самостоятельной учебной деятельности  имеет репродуктивный и творческий характер. УУД формировались на каждом этапе урока. Максимально использовались ИКТ. Гигиенические требования соблюдались. Создан нужный для работы психологический микроклимат, характер общения с учащимися доброжелательный.

В ходе урока дети усвоили новое для себя правило: узнали новую часть речи – частицу,  ее лексические         и        грамматические        особенности.
       Оценки учащимся  были выставлены в конце урока: «5»- 4человека, «4»-5  человек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "частица как часть речи"

Урок русского языка по теме "частица как часть речи"...

Методическая разработка открытого урока по истории на тему: "Спартанский полис" для учащихся 5 классов.

 Урок по типу комбинированный, в форме беседы, с использованием технологии дифференцированного обучения....

Методическая разработка открытого урока по истории на тему: "Путешествие по Древней Греции" для учащихся 5 классов.

Методическая разработка открытого урока по истории на тему: "Путешествие по Древней Греции" для учащихся 5 классов с использованием технологий: игровая, ИКТ, групповая деятельность, сотрудничеств...

Методическая разработка открытого урока по математике по теме "Сложение чисел с разными знаками" для 6 класса

Цель открытого урока по математике по теме "Сложение чисел с разными знаками" для 6 класса - формирование у учащихся навыков оперирования алгоритмом сложения чисел с разными знаками.Учебник: Математик...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)...

Методическая разработка открытого урока по столярному делу Тема: «Изготовление строительного инструмента. Терка». Для учащихся воспитанников 9 класса.

Методическая разработка открытого урока по столярному делу Тема: «Изготовление строительного инструмента. Терка».Для учащихся воспитанников 9 класса....