Мастер-класс для учителей. Культура речи. Урок и презентация
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

Преподаватель должен быть грамотным не только в своём предмете, но и в своей речи. Учитель, наставник всегда должен давать чуть больше, чем то, чему обязыает учебная программа. Школьники только учатся говорить правильно, и речь учителей для них образцовая, а потому неправильности в ней недопустимы. Урок может быть использован для подготовки к ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx24.04 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku_na_sayt.pptx2.91 МБ

Предварительный просмотр:

Культура речи.

«Выучить несколько языков — дело одного или двух лет, а чтобы научиться говорить на своем языке как следует, надо полжизни».

                                 Вольтер.
Главный ресурс – учитель.

Не говори красиво, говори правильно...

Добрый день, уважаемые коллеги! Начну свой урок с утверждения, что преподаватель должен быть грамотным не только в своём предмете, но и в своей речи.

Преподаватель — это образец. Вслед за учителями школьники перенимают не только знания по предмету, но и модели поведения. Учитель, наставник всегда должен давать чуть больше, чем то, чему обязывает учебная программа.

Конечно, немного  можно сделать, когда вся семья и ближайшее окружение ребенка говорит звóнит, но хотя бы убедить в том, что это не единственный и, возможно, не самый правильный вариант, под силу каждому из нас.

Школьники  только   учатся  говорить  правильно,   и  речь  учителей  для  них  – образцовая, а потому неправильности в ней недопустимы.

Предлагаю вам поработать в командах.

РАУНД ТЭЙБЛ (Round Table)

Сейчас каждая команда за 3 минуты на большом листе бумаги должна как можно больше   написать существительных.

Задание. Что является показателем культуры речи?

Начинает партнер под  номером 1и так далее.                      (Таймер 3  минуты)

-Слово для команды, написавшей наибольшее количество. Послушаем их…

Правильность   Точность  Логичность  Уместность  Чистота  Богатство Выразительность Содержательность Ясность

Культура речи – это умение четко и ясно выражать свои мысли, умение говорить грамотно, привлекать внимание аудитории не только содержанием своей речи, но и эмоциональным воздействием на слушателей.

Один из показателей культуры речи- правильность.

Чтo же включaeт в ceбя это понятие? Пpaвильнocть peчи - это coблюдeние литepaтypныx нopм(орфоэпических, лексических, грамматических).

Каждый из нас, наверное, сталкивался с такой проблемой, как правильная постановка ударения в слове. Этот вопрос нашел свое место и в тестах ВПР и ЕГЭ.

ЗАДАНИЕ: ролевая игра.

-Посмотрите, на слайде представлены слова, прочитайте их, поставив правильно ударение.

Сингапурская методика преподавания(Круговой обмен) – «обучающая структура, в которой учащиеся проговаривают ответы по кругу один раз» . Раунд Робин(круговой обмен).

ЗвонИт, положИл,  баловАться, включИт, недУг, красИвее, ворожеЯ, цемЕнт, квартАл, твОрОг.

Kaк пoвыcить гpaмoтнocть в игpoвoй фopмe? 

Мнемотехника – один из важных вспомогательных приёмов обучения русскому языку, это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание.

Рифма – один из наиболее действенных способов обеспечить

запоминание материала.

        1). Коль будильник зазвони'т -У меня ужасный вид;

2). Коль поло'жил, значит – ложь,

А зачем тогда ты врешь.

Помни: положи'л и жил

        3). Хватит балова'ться,

        Будем улыбаться.

4). Он свет включи'т,

Аж проводка трещит.

        5). Пусть неду'г

        Обойдет твоих подруг

6). Красивее  ноту си выделяй, произноси.

        7). Ворожея', да жаль – не я.

8). Я беру свой инструмент,

Быстро развожу цемЕнт.

9). Брёл я долго и устал,

Перешёл седьмой квартАл.

10). Что за странный носорог

Ел и твОрог , и творОГ.

Рифмовки хорошо справляются с функцией запоминания ударений в словах:

1)         Надеваю шо'рты, чтобы кушать то'рты

2)        Нефтепрово'д сломал бегемо'т.

3)        В детской сказке колобок без чулок и без сапог,

Ведь не шьют для колобков ни ботинок, ни носков.

Используем рифмовки. Общность ударений.

ЗАДАНИЕ.

Перед вами слова каталОг, тУфля.

-Предлагаю Вам составить рифмовки с этими словами по аналогии с теми, которые вы слышали: каталог (Слышен в классе диалог: Обсуждают каталОг), тУфля ( Обошёл я кухню, обнаружил тУфлю).

ЗАДАНИЕ: аэропОрты, балОванный,  баловАть, бухгАлтеров, вероисповЕдание, взялА,
вручИт, дозИровать, еретИк, завИдно, зАгнутый, звонИт, издрЕвле, клАла, красИвее, лЕкторов, мусоропровОд, накренИт, некролОг, нормировАть, обеспЕчение, опломбировАть, оптОвый, освЕдомишься, понЯвший, принУдить, прозорлИва, сирОты, слИвовый, сОгнутый, тОрты, убыстрИть, чЕлюстей, шАрфы, щавЕль.

Приём «Посмотри-подумай-задумайся»

Что вы видите? Начинать –Я вижу…

Что вы об этом думаете? Начинать-Я думаю, что…

О чём это заставляет вас задуматься? Начинать- Почему не закончено предложение…

Что это за шляпа такая?

Вспомним  этот известный  пример  из  рассказа  А.П.  Чехова -  

запись  чиновника  Ярмонкина  в  жалобной  книге  железнодорожной  станции:

«Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа».

В  этом  предложении  нарушены  синтаксические нормы,  регулирующие  употребление деепричастных оборотов.

– Как исправить грамматическую ошибку Ярмонкина?

–  Когда  я подъезжал к этой станции и задумчиво глядел в окно, с моей  головы слетела  шляпа.  Или:  Подъезжая  к сией станции и глядя на природу в окно,  я обнаружил, что у меня с головы слетела шляпа.

Редактирование.

Итак, с помощью первых двух шагов вы осознали, что предложение написано неверно. Как его отредактировать? Надо привести все к общему знаменателю — сделать так, чтобы действия совершались одним и тем же лицом.

Обучающая структура РАУНД ТЕЙБЛ(письменная работа в команде по кругу

на одном листе бумаги).Обсуждение ответов.

«Исправь ошибку». Обучающая структура РЕЛЛИ РОБИН(два участника

поочередно обмениваются короткими ответами в виде списка)

В предложении: Подъезжая к реке, всадники остановили лошадей — есть смысловая неточность. Деепричастие несовершенного вида указывает на совпадение по времени двух действий, выраженных глаголом и деепричастием, а в действительности всадники сначала подъехали к реке, а затем остановили лошадей. Поэтому уместнее использовать деепричастие совершенного вида: Подъехав к реке, всадники остановили лошадей.

  К сожалению, мы не всегда замечаем грамматические ошибки.

Нередко употребление предлогов с существительными вызывает затруднение.

РЕФЛЕКСИЯ. Приём «Незаконченные предложения».

Я знала раньше…Свяжите полученную сегодня информацию с тем, что вы знали и использовали ранее.

Я узнала…Расширьте Какие новые идеи получили для применения в будущем.

Нельзя забывать…

Свой урок  я хочу закончить словами известного  всему педагогическому миру Симона  Львовича  Соловейчика:

Учитель- это ученик, навсегда вызванный к доске. (С. Соловейчик). Обучая других – учись сам. Всем огромное спасибо за работу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Культура речи «Выучить несколько языков — дело одного или двух лет, а чтобы научиться говорить на своем языке как следует, надо полжизни ». Вольтер.

Слайд 2

Главный ресурс – учитель !

Слайд 4

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова . 1) в две тысячи двадцать втором году 2) несколько помидор 3) совсем озяб 4) старые пропуска 2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова . 1) килограмм помидоров 2) будущие выборы 3) в двух тысяч втором году 4) опять ошиблась 3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова . 1) более нужнее 2) несколько гектаров 3) с четырьмястами рублями 4) поезжай домой

Слайд 10

Неправильное употребление предлогов К ак правильно: согласно приказа, договора, распоряжения или согласно приказу, договору, распоряжению ?

Слайд 12

Расставьте ударение аэропорты, балованный, баловать, бухгалтеров, вероисповедание, взяла, вручит, дозировать, еретик, завидно, загнутый, звонит, издревле, клала, красивее, лекторов, мусоропровод, накренит, некролог, нормировать, обеспечение, опломбировать, оптовый, осведомишься, понявший, принудить, прозорлива, сироты, сливовый, согнутый, торты, убыстрить, челюстей, шарфы, щавель.

Слайд 14

Проверьте себя аэроп О рты, бал О ванный, балов А ть, бухг А лтеров, вероиспов Е дание, взял А , вруч И т, доз И ровать, ерет И к, зав И дно, з А гнутый, звон И т, издр Е вле, кл А ла, крас И вее, л Е кторов, мусоропров О д, накрен И т, некрол О г, нормиров А ть, обесп Е чение, опломбиров А ть, опт О вый, осв Е домишься, пон Я вший, прин У дить, прозорл И ва, сир О ты, сл И вовый, с О гнутый, т О рты, убыстр И ть, ч Е люстей, ш А рфы, щав Е ль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Подростковая культура". Мастер-класс для эстонских учителей

Мастер-класс  для делегации из русскоязычных школ Эстонии  на тему...

Презентация для мастер-класса "Виды работ по развитию речи учащихся на уроках русского языка и чтения"

Презентация составлена для проведения мастер-класса, проводившегося для учителей старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида. Содержит методические материалы, используемые автором в пр...

Презентация к мастер-классу "Формула успеха учителя"

Материал муниципального конкурса  "Учитель года 2017"...

презентация и мастер -класс по для учителей-логопедов по воспитанию звуковой культуры речи у детей 5-7 лет с ффнр средствами фонетической ритмики

раскрывается значение воспитания звуковой культуры речи, способы использования в работе фонетической ритмики...

Презентация мастер-класса на конкурсе "Учитель года"

Презентация "Метод интеллект-карт"...

Мастер класс "Технология формирования экологической культуры на уроках биологии"

Методическая разработка мастер класса, экологического праздика, социально значимых зкологических акций...