Конспект урока по русскому языку на тему "Однородные члены предложения"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему "Однородные члены предложения"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 125.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык
5 класс
Учебный комплекс под редакцией М.М. Разумовской
Учитель: Сорокоумова К.С.
Тема урока: «Однородные члены предложения»
Цели урока:
Воспитательная – формировать любовь к родному языку и культуре.
Познавательная - изучить аспекты раздела «Однородные члены предложения»; научить видеть проблемные вопросы в разделе «Однородные члены предложения»; определение понятия, способы выражения однородных членов предложения, уметь находить однородные члены, соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами; обосновывать постановку знаков препинания при однородных членах.
Задачи урока:
Образовательные:
- Обеспечить закрепление основных понятий раздела «Однородные члены предложения»
- Обеспечить контроль знаний и умений по теме урока
- подвести учащихся к пониманию сущности изучаемого материала.
Развивающие:
- развивать мотивационные качества учащихся, мотивы учебной деятельности;
- развивать волевые качества учащихся, самостоятельность, умение преодолевать трудности в изучении сложного материала;
- формировать умение логически рассуждать, четко, кратко и исчерпывающе излагать свои мысли;
- умение слушать, выделять главное и второстепенное.
Воспитательные:
- воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, аккуратность при выполнении заданий;
- воспитывать уважительное отношение к изучаемому предмету и преподавателю;
- воспитывать учеников в духовно-нравственном ключе, прививать положительные социальные качества.
Ключевые понятия урока: дополнение, подлежащее, сказуемое, определение, однородные члены предложения.
Методы, приемы, технологии: ответы на вопросы, рассказ преподавателя.
Оборудование: доска, учебники, раздаточный материал.
Планируемые результаты (по ФГОС):
Предметные (в соответствии с образовательной задачей): овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Метапредметные (в соответствии с развивающей задачей): освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
Личностные (в соответствии с воспитательной задачей): принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания.
Ход урока:
На перемене учитель готовит доску: пишет число, «Классная работа».
1. Оргмомент (2 мин). – Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверим присутствующих на уроке. Ира, скажи, кто сегодня отсутствует?
- Сегодня отсутствует Виталий Крючков, остальные присутствуют.
- Спасибо.
2. Проверка домашнего задания (5 минут).
Дома вы делали упражнение 458. Давайте проверим, справились ли вы с заданием. Вам нужно было списать предложения, подчеркнуть обстоятельства, указать какие они, и чем выражены. Андрей, какие обстоятельства ты подчеркнул?
-Из воды (сущ., обст. места), в воде (сущ., обст. места), безпрестанно (нареч., обст. образа действия).
У всех так? Хорошо. Виктор, следующее предложение.
- Местами (сущ., обст. места), около берегов (сущ., обст. места), трав (сущ., обст. места), на мель (сущ., обст. места), на траву (сущ., обст. места), в озере (сущ., обст. места).
Замечательно. У всех получилось так? Если нет, исправьте свои ошибки.
3. Актуализация знаний (3 минуты).
Устная синтаксическая пятиминутка.
На доске написано предложение Бесшумно трепетали на осинке разноцветные листочки.
Назовите грамматическую основу предложения.
- Листочки трепетали.
Хорошо. Отгадайте, о каких членах предложения идет речь:
1)зависит от существительного, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какие?
- Определение разноцветные.
2) обозначает место действия, зависит от сказуемого-глагола, отвечает на вопрос где?, выражено существительным
- Обстоятельство места на осинке.
3) зависит от сказуемого-глагола, обозначает способ действия, отвечает на вопрос как?, выражено наречием.
- Обстоятельство бесшумно.
4. Формулировка темы, цели и задач урока (2 мин).
Мы продолжаем изучать второстепенные члены предложения. Мы уже знаем такие второстепенные члены, как дополнение, определение, обстоятельство. Знаем такие главные члены, как подлежащее и сказуемое. А сегодня мы вспомним, какие члены предложения называются однородными.
5. Мотивация учебной деятельности и повторение ранее изученного (5 минут).
На прошлом уроке мы говорили о второстепенных членах предложения, а именно – об обстоятельстве. Давайте вспомним, что обозначает обстоятельство?
(Фронтальный опрос).
- Как, когда и где совершается действие.
Хорошо. На какие вопросы отвечает обстоятельство времени, места, образа действия?
- Времени: когда, как долго?, места: где, куда, откуда?, образа действия как, каким образом?.
Хорошо. А к чему относится обстоятельство?
- К сказуемому.
Хорошо. Какие члены предложения называются однородными?
- Однородными членами предложения называют такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову
Какие члены предложения могут быть однородными?
- Подлежащие, сказуемые, дополнения, обстоятельства, определения.
6.Закрепление материала (20 минут).
Перейдем к практике.
№1. Давайте посмотрим на страницу 154 в учебнике. Прочитаем предложения.
В саду росли (что?) астры, георгины, розы.
Лесной ручей (что делает?) звенит, шумит.
В небо поднялись (какие?) желтые, синие и красные шары.
Во время поездки в Москву мы побывали (где?) в музеях и на выставках.
Какие однородные члены есть в этих предложениях?
- Подлежащие, сказуемые, определения, обстоятельства.
Какими средствами они связаны?
- С помощью интонации или союзов.
В чем особенность интонации предложений с однородными членами?
- Интонация перечисления.
Какие знаки препинания ставятся между однородными членами, связанными только интонацией?
- Запятые.
А какие знаки препинания ставятся между однородными членами, связанными одиночным союзом «и»?
- Не ставятся.
Давайте сделаем вывод. Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Однородные члены не зависят друг от друга. Они произносятся с интонацией перечисления. Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.
Как же мы будем обозначать однородные члены предложения? Давайте откроем в учебнике страницу 155, и посмотрим обозначения. Как мы видим, мы будем заключать в кружок обычные обозначения членов предложения, как мы и обозначаем их в предложении.
Вам все понятно?
№2. А теперь давайте посмотрим рубрику «Понаблюдайте!». Нам нужно прочитать предложения и рассмотреть схемы однородных членов. Давайте прочитаем, Дима.
А теперь расскажите о знаках препинания при однородных членах с союзами и, а, но, опираясь на приведенные примеры.
- Когда мы используем союзы «А», и «НО», тогда мы ставим запятую, а когда используем союз «И» - не используем.
Хорошо.
№3. А теперь мы потренируемся. Я сейчас прочитаю вам стихотворения, а вы на слух должны определить, какие члены предложения в них однородные. Для удобства вы можете пометить их у себя в тетради. Я прочитаю несколько раз.
1) Дом царевна обошла,
Все порядком убрала.
Засветила Богу свечку,
Затопила жарко печку.
(А. Пушкин.)
- Обошла, убрала, засветила, затопила. Однородные сказуемые.
2) За стеклом стоят в порядке
Склянки, банки и горшки.
(С. Михалков.)
- Склянки, банки и горшки. Однородные подлежащие.
№4. А теперь мы поиграем. На раздаточном материале у вас есть предложения, а также составлены к ним схемы. Вам нужно соединить предложение и его схему, а также название однородных членов. Первое мы сделаем вместе. На выполнение задания у вас есть 2 минуты, а потом мы проверим.
1. Растворились в темноте рощи, сады, поля. (А. Гайдар.) | . | Однородные подлежащие. | ||
2. Текла, извивалась, блестела река. (С. Маршак.) | . | Однородные сказуемые. | ||
3. Снег ложился на поля, на кусты, на деревья. | . | Однородные обстоятельства. | ||
4. Луна освещала сад, дорожки, беседку. | . | Однородные дополнения. | ||
5. Подарила яблонька людям крупные, сочные плоды. | . | Однородные определения. |
№5. А теперь вы должны сами придумать предложения с однородными членами по таким же схемам, а также подписать, какие это члены предложения. Заполните таблицу самостоятельно. Обратите внимание, у нас появились новые схемы, если вы затрудняетесь придумать предложение, обратитесь к учебнику на странице 155.
Схема | Предложение | Член предложения |
. | Мама, папа, сын отправились в поход. | Однородные подлежащие. |
. | Заря восходила, розовела, наливалась. | Однородные сказуемые. |
. | Мы отдыхали на даче, море, в санатории. | Однородные обстоятельства. |
. | Мама купила яблоки, груши, бананы. | Однородные дополнения. |
. | Маша красивая, умная. | Однородные определения. |
Мы приехали не домой, а в санаторий. | Однородные обстоятельства. | |
Они уехали на курорт, но не в Анапу. | Однородные обстоятельства. | |
Миша гулял и смеялся. | Однородные сказуемые. | |
Андрей пошел, устал и сел. | Однородные сказуемые. |
№6. Выполним упражнение из учебника 463 на странице 156.
Прочитаем выразительно предложения.
А теперь спишем предложения, подчеркнем однородные члены и обозначим окончания глаголов.
1) Звонко, тонко журчит в ручье волна. Окончание «ит».
2) Охотник не пошёл в лес, а свернул к озеру. Нулевые окончания.
3) Встают передо мною деревни, поля и леса. Окончание «ют».
4) Звёзды тускнеют и тают в синем небе. Окончания «ют».
У вас остались вопросы?
7. Итоги урока (3 минуты).
Подведем итоги сегодняшнего урока. (Фронтальные ответы)
- С какой интонацией произносятся однородные члены?
- С интонацией перечисления.
- Какие члены предложения могут быть однородными?
- Главные и второстепенные.
- Как мы обозначаем в схеме однородные члены предложения?
- Значки членов предложения заключаем в кружочки.
Сегодня мы с вами углубили ваши знания по теме «однородные члены предложения». Мы узнали много нового: они отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Однородные члены не зависят друг от друга. Они произносятся с интонацией перечисления. Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.
А также мы затронули вопросы пунктуации и узнали, что если у нас нет союзов или есть союз «и» мы пишем без запятой, а если есть союзы а, но, то пишем с запятой. На следующем уроке мы продолжим закреплять наши знания об однородных членах предложения.
Вам было все понятно на уроке, остались ли вопросы?
8.Рефлексия, оценка результатов (2 минуты).
Эмпатийные вопросы.
1. Что, в изученном сегодня, для вас самое главное?
2. Какие новые мысли, чувства у вас появились?
3. О чем хотелось бы поговорить поподробнее?
9. Домашнее задание.
Откройте дневники, давайте запишем домашнее задание: упр. 462, стр. 156. Посмотрите домашнее упражнение.
А также вам нужно будет выучить правописание слов в упражнении 472. Вам понятно задание?
Литература
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе. М: Просвещение, 2011. – с.49-50.
Раздаточный материал
1. Растворились в темноте рощи, сады, поля. (А. Гайдар.) | . | Однородные определения. | ||
2. Текла, извивалась, блестела река. (С. Маршак.) | . | Однородные дополнения. | ||
3. Снег ложился на поля, на кусты, на деревья. | . | Однородные сказуемые. | ||
4. Луна освещала сад, дорожки, беседку. | . | Однородные подлежащие. | ||
5. Подарила яблонька людям крупные, сочные плоды. | . | Однородные обстоятельства. |
Схема | Предложение | Член предложения |
. | ||
. | ||
. | ||
. | ||
. | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока по русскому языку на тему : "Односоставные предложения"
Задачи курса русского языка отчасти сводятся к совершенствованию орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, закреплению и совершенствованию навыков конструирования текстов, развитию речи и...

Конспект урока по русскому языку "Знаки препинания в предложениях с прямой речью".
Конспект урока предназначен для учащихся школ 7 вида....

Конспект урока по русскому языку на тему "Сложное предложение"
Конспект урока по русскому языку на тему "Сложное предложение"...

Конспект урока по русскому языку на тему "Сложное предложение" 9 класс
Конспект урока по русскому языку на тему "Сложное предложение" 9 класс...

Конспект урока по русскому языку 5 класс "Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения".
Конспект разработан согласно требованиям ФГОС....

План-конспект урока по русскому языку: "Обособление уточняющих члено предложения" 8 класс
Урок объяснение нового материала...














