Конспект открытого урока на тему "Распространенные и нераспространенные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок соответствует стандартам ФГОС
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход урока
- Орг. Момент.
- Добрый день, ребята.
Чтоб урок наш стал светлее,
Мы поделимся добром.
Вы ладони протяните,
В них любовь свою вложите,
Ей с друзьями поделитесь
И друг другу улыбнитесь.
Давайте сразу напишем в тетради число. Оставьте две строчки для темы.
Сейчас во дворе ноябрь, земля покрылась пушистым снегом. Но ведь совсем недавно под ногами шуршали опавшие с деревьев листья.
Вот и сейчас, как листочки, опали следующие слова.
- Целеполагание.
(Слайд) Даны слова: наступить, листья, на, багряный, осень, падать, земля.
- Можно ли эти слова назвать членами предложения? Почему?
- В каком случае они могут стать членами предложения?
- Составьте и запишите 2 простых предложения.
Наступила осень. Багряные листья падают на землю.
- Без каких членов предложение не может существовать? (без главных)
- Подчеркните грам. основу обоих предложений.
- Как называются остальные члены предложения во 2 предложении? (второстепенными) Почему?
- Так чем же различаются эти предложения?
- Вы увидели, что в русском языке есть 2 вида предложений по структуре.
- А как бы вы назвали предложения только с главными ЧП, и предложения, в которых есть еще и второстепенные ЧП? (короткие-длинные, полные-неполные)
- Интересно, какой из названных вами терминов больше подходит для определение вида предложения по структуре?
- В языкознании для характеристики таких предложения существуют 2 понятия: распространенное предложение и нераспространенное предложение.
- Соотнесите с нашими предложениями и сами дайте определения. (предложение, которое состоит из главных и второстепенных членов предложения, называется распространенным; предложение, состоящее только из главных членов предложения, называется нераспространенным)
Молодцы. Сегодня мы будем говорить о распространенных и нераспространенных предложениях.
Запись темы: «Члены предложения. Распространенное и нераспространенное предложение»
Обратите внимание, как пишутся эти слова. Подчеркните в них орфограммы.
Недавно мне сдали такое сочинение. Прочитаем его.
- Красив и спокоен лес! Небо. Плывут облака. Стоят берёзы и осины, сосны и ели. Раскинулось поле. Тишина и покой. Становится радостно.
О чём этот текст?
Понимаем ли мы, какой именно лес здесь описан? В какое время года, например?
Удалось ли ученику раскрыть тему полностью? Почему?
Чего не хватает в этих текстах? (подробной информации, второстепенных членов)
А зачем же нужны второстепенные члены? В чем их роль? (распространяют предложения, делают ее конкретнее и ярче)
Целеполагание.
А чему, как вы думаете, мы должны сегодня научиться? А чего должны достичь?
Посмотрите, перед нами дерево достижений. И оно совершенно голое: все листья опали. Сегодня на уроке нужно будет одеть наше дерево. Давайте соберем разноцветные листья. Чтобы дерево вновь радовало нас своей пышной кроной. А для этого нужно сформулировать цели нашего урока.
1) Знать понятия ...
2) знать роль …
3) уметь различать …
4) уметь составлять …
Цели:
- знать понятия распространенное предложение и нераспространенное предложениями;
- уметь различать распространенные и нераспространенные члены предложения;
- знать роль распространенных и нераспространенных предложений, чтобы уметь правильно составлять текст.
Усвоение нового теорет. уч. материала.
Итак, цели нашего урока мы назвали. И я бы хотела, чтобы мы сейчас научились определять структуру предложения. Я приготовила необходимые элементы для одной схемы, но был сильный ветер, который перемешал их. Теперь вам нужно собрать эту схему самостоятельно.
1) Работа в парах. Составление схемы.
- А теперь с товарищем по парте продолжите схему.
Вид предложения по наличию второстепенных членов предложения
… …
(………………) (…………………)
А теперь проверьте, что же у вас должно было получиться.
Вид предложения по структуре
Нерастространенное Распространенное
(только главные члены предложения) (главные и второстепенные члены
предложения)
2) А теперь проверим, как работает эта схема. Опираясь на нее, определим вид предложений по наличию второстепенных членов. (два предложения разбираем у доски)
- Потускнела трава. (нераспр.)
- Птицы улетают в теплые края.(распр)
Остальные предложения разберите самостоятельно.
- А вы гуляли в осеннем лесу?
- Летят листья.
Проверяем (проговаривают с места).
Молодцы! Различать распространенные предложения от нераспространенных мы научились.
Физминутка
Давайте представим, что мы в осеннем лесу. Листья летят, с тихим шорохом падают на землю. Вспоминается одно замечательное стихотворение. Я его прочитаю, а вы внимательно послушайте. Если предложения нерасп. – поднимаем руки, распр. – один хлопок в ладоши.
Листики осенние на веточках сидели.
Ветер дунул.
Полетели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Повертел их. Покружил.
И на землю опустил.
3) Работа с текстом
А теперь мне нужна ваша помощь. Вернемся к сочинению моего ученика. Давайте поможем ему изменить структуру предложений: распространим их, чтобы текст стал ярче и выразительное. Но вам придется ориентироваться на тему, которую я предложу для каждой группы.
- Красив и спокоен лес! Небо. Плывут облака. Стоят берёзы и осины, сосны и ели. Раскинулось поле. Тишина и покой. Становится радостно.
Работа в группах. На партах лежат свои тексты и задания. У каждого своя тема. Распространите предложения так, чтобы наиболее полно раскрыть именно вашу тему. Вставьте второстепенные члены. Остальным нужно будет озаглавить текст.
1 – весенний лес
2 – летний лес
3 – осенний лес
4 – зимний лес
Послушаем, что у вас получилось.
Так какова роль второстепенных членов/ распространенных предложений? (они дают более полную и подробную информацию, делают речь богатой)
4) Синтаксический разбор предложения.
- Сегодня мы с вами изучаем вид предложения по наличию второстепенных членов. А по каким еще признакам определяются виды предложения? (по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по числу грамматических основ)
- Давайте выполним синтаксический разбор предложений и в характеристике предложения укажем и вид предложения по наличию второстепенных членов.
Медленно кружатся в воздухе жёлтые листья.
Ещё цветут поздние осенние цветы.
Графический диктант
А напоследок, я предлагаю вам графический диктант с самопроверкой. На столе лежат листочки с номерами предложений. Я сейчас буду читать предложения, ваша задача определить какое оно: РАСПР. или НЕРАСПР. Ставите Р или Н.
- Кончилось лето.
- Вы сходили в лес?
- Лес удивляет.
- Появились грибы.
- Созрели поздние ягоды.
- Время собирать урожай.
- Люди убирают овощи.
- Скоро пойдут затяжные дожди.
- Ударят заморозки.
- Наступит холодный ноябрь.
С соседом по парте поменяйтесь работами. Взяли карандаши и оценили своего товарища.
10 – «5»
9-8 – «4»
7-6 – «3»
5- «2».
Передали работы мне.
Рефлексия
Ну что ж. Все листочки собраны, осталось только одеть наше дерево. Давайте украсим его листочками.
Прикрепите листочек того цвета, цель которой вы полностью достигли.
- 1 ветвь – я знаю понятия распространенное предложение и нераспространенное предложения (зеленый листочек)
- 2 ветвь - я умею различать распространенные и нераспространенные предложения (розовый листочек)
- 3 ветвь – я умею составлять текст с распространенными и нераспространенными предложениями (желтый листочек)
Домашняя работа
В качестве домашнего задания я предлагаю вам выбрать то, которое вам больше понравится:
- Упражнение 222.
- Творческое задание. Вам необходимо нарисовать любимое время года и составить несколько предложений к рисунку, используя распространенные и нераспространенные предложения.
- Ребята, спасибо вам большое за урок! Мне понравилось с вами работать. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе по теме "Обобщающее повторение о второстепенных членах предложения"
Урок проводился в игровой форме на этапе, когда весь материал по теме"Второстепенные члены предложения" полностью изучен и необходимо проверить, готовы ли ученики к контрольной работе.Это урок-соревно...
План-конспект открытого урока по английскому языку по теме "Условные предложения 2 типа"
План-конспект открытого урока подготовлен учителем английского языка Арутюнян Ж.Д. для 7-х классов по учебнику Биболетовой М.З. "Enjoy English"...

Конспект открытого урока по теме "Односоставные предложения" 8кл.
Рассмотрены основные типы односоставных предложений...

Конспект открытого урока "Автоматизация звука "Р" в словах и предложениях".
Урок рекомендован для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 1класс. В ходе урока использовались различные методы и приемы работы на развитие зрительного внимания, памяти, мыслител...

Конспект открытого урока русского языка в 9 классе по теме: «Сложноподчиненные предложения с придаточными условия»
Технология критического мышления...
Конспект открытого урока по русскому языку в 10 классе "Типы сложных предложений и средства связи в них"
Тема: Типы сложных предложений и средства связи в них. ...

Конспект открытого урока в 9 классе" Сложные предложения с различными видами связи"
Тема урока: Сложные предложения с различными видами связи"...




