Конспект открытого урока на тему "Распространенные и нераспространенные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Фазлитдинова Илюза Илдаровна

Урок соответствует стандартам ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx25.92 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока

  1. Орг. Момент.

- Добрый день, ребята.

Чтоб урок наш стал светлее, 
Мы поделимся добром. 
Вы ладони протяните, 
В них любовь свою вложите, 
Ей с друзьями поделитесь 
И друг другу улыбнитесь. 

Давайте сразу напишем в тетради число. Оставьте две строчки для темы.

Сейчас во дворе ноябрь, земля покрылась пушистым снегом. Но ведь совсем недавно под ногами шуршали опавшие с деревьев листья.

Вот и сейчас, как листочки, опали следующие слова.

  1. Целеполагание.

(Слайд) Даны слова: наступить, листья, на, багряный, осень, падать, земля.

  • Можно ли эти слова назвать членами предложения? Почему?
  • В каком случае они могут стать членами предложения?
  • Составьте и запишите 2 простых предложения.

Наступила осень. Багряные листья падают на землю.

  • Без каких членов предложение не может существовать? (без главных)
  • Подчеркните грам. основу обоих предложений.
  • Как называются остальные члены предложения во 2 предложении? (второстепенными) Почему?
  • Так чем же различаются эти предложения?
  • Вы увидели, что в русском языке есть 2 вида предложений по структуре.
  • А как бы вы назвали предложения только с главными ЧП, и предложения, в которых есть еще и второстепенные ЧП? (короткие-длинные, полные-неполные)
  • Интересно, какой из названных вами терминов больше подходит для определение вида предложения по структуре?
  • В языкознании для характеристики таких предложения существуют 2 понятия: распространенное предложение и нераспространенное предложение.
  • Соотнесите с нашими предложениями и сами дайте определения. (предложение, которое состоит из главных и второстепенных членов предложения, называется распространенным; предложение, состоящее только из главных членов предложения, называется нераспространенным)

Молодцы. Сегодня мы будем говорить о распространенных и нераспространенных предложениях.

Запись темы: «Члены предложения. Распространенное и нераспространенное предложение»

Обратите внимание, как пишутся эти слова. Подчеркните в них орфограммы.

Недавно мне сдали такое сочинение. Прочитаем его.

  1. Красив и спокоен лес! Небо. Плывут облака. Стоят берёзы и осины, сосны и ели. Раскинулось поле. Тишина и покой. Становится радостно.

О чём этот текст?

Понимаем ли мы, какой именно лес здесь описан? В какое время года, например?

Удалось ли ученику раскрыть тему полностью? Почему?

Чего не хватает в этих текстах? (подробной информации, второстепенных членов)

А зачем же нужны второстепенные члены? В чем их роль? (распространяют предложения, делают ее конкретнее и ярче)

Целеполагание.

А чему, как вы думаете, мы должны сегодня научиться? А чего должны достичь?

Посмотрите, перед нами дерево достижений. И оно совершенно голое: все листья опали. Сегодня на уроке нужно будет одеть наше дерево. Давайте соберем разноцветные листья. Чтобы дерево вновь радовало нас своей пышной кроной. А для этого нужно сформулировать цели нашего урока.


1) Знать понятия ...

2) знать роль …

3) уметь различать …

4) уметь составлять …

Цели:

- знать понятия распространенное предложение и нераспространенное предложениями;

- уметь различать распространенные и нераспространенные члены предложения;

- знать роль распространенных и нераспространенных предложений, чтобы уметь правильно составлять текст.

Усвоение нового теорет. уч. материала.

Итак, цели нашего урока мы назвали. И я бы хотела, чтобы мы сейчас научились определять структуру предложения. Я приготовила необходимые элементы для одной схемы, но был сильный ветер, который перемешал их. Теперь вам нужно собрать эту схему самостоятельно.

1) Работа в парах. Составление схемы.

        - А теперь с товарищем по парте продолжите схему.

Вид предложения по наличию второстепенных членов предложения

                                        …                                …

                                (………………)                (…………………)

А теперь проверьте, что же у вас должно было получиться.

Вид предложения по структуре

                                Нерастространенное                Распространенное

(только главные члены предложения)        (главные и второстепенные члены

        предложения)

2) А теперь проверим, как работает эта схема. Опираясь на нее, определим вид предложений по наличию второстепенных членов. (два предложения разбираем у доски)

  1. Потускнела трава. (нераспр.)

  1. Птицы улетают в теплые края.(распр)

Остальные предложения разберите самостоятельно.

  1. А вы гуляли в осеннем лесу?
  2. Летят листья.

Проверяем (проговаривают с места).

Молодцы! Различать распространенные предложения от нераспространенных мы научились.

Физминутка

Давайте представим, что мы в осеннем лесу. Листья летят, с тихим шорохом падают на землю. Вспоминается одно замечательное стихотворение. Я его прочитаю, а вы внимательно послушайте. Если предложения нерасп. – поднимаем руки, распр. – один хлопок в ладоши.

Листики осенние на веточках сидели. 

Ветер дунул.

Полетели. 
И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал
И листочки все поднял. 

Повертел их. Покружил. 
И на землю опустил.

3) Работа с текстом

А теперь мне нужна ваша помощь. Вернемся к сочинению моего ученика. Давайте поможем ему изменить структуру предложений: распространим их, чтобы текст стал ярче и выразительное. Но вам придется ориентироваться на тему, которую я предложу для каждой группы.

  1. Красив и спокоен лес! Небо. Плывут облака. Стоят берёзы и осины, сосны и ели. Раскинулось поле. Тишина и покой. Становится радостно.

Работа в группах. На партах лежат свои тексты и задания. У каждого своя тема. Распространите предложения так, чтобы наиболее полно раскрыть именно вашу тему. Вставьте второстепенные члены. Остальным нужно будет озаглавить текст.

1 – весенний лес

2 – летний лес

3 – осенний лес

4 – зимний лес

Послушаем, что у вас получилось.

Так какова роль второстепенных членов/ распространенных предложений? (они дают более полную и подробную информацию, делают речь богатой)

4) Синтаксический разбор предложения.

- Сегодня мы с вами изучаем вид предложения по наличию второстепенных членов. А по каким еще признакам определяются виды предложения? (по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по числу грамматических основ)

- Давайте выполним синтаксический разбор предложений и в характеристике предложения укажем и вид предложения по наличию второстепенных членов.

Медленно кружатся в воздухе жёлтые листья.

Ещё цветут поздние осенние цветы.

Графический диктант

А напоследок, я предлагаю вам графический диктант с самопроверкой. На столе лежат листочки с номерами предложений. Я сейчас буду читать предложения, ваша задача определить какое оно: РАСПР. или НЕРАСПР. Ставите Р или Н.

  1. Кончилось лето.
  2. Вы сходили в лес?
  3. Лес удивляет.
  4. Появились грибы.
  5. Созрели поздние ягоды.
  6. Время собирать урожай.
  7. Люди убирают овощи.
  8. Скоро пойдут затяжные дожди.
  9. Ударят заморозки.
  10.  Наступит холодный ноябрь.

С соседом по парте поменяйтесь работами. Взяли карандаши и оценили своего товарища.

10 – «5»

9-8 – «4»

7-6 – «3»

5- «2».

Передали работы мне.

Рефлексия

Ну что ж. Все листочки собраны, осталось только одеть наше дерево.  Давайте украсим его листочками.

Прикрепите листочек того цвета, цель которой вы полностью достигли.

  • 1 ветвь – я знаю понятия распространенное предложение и нераспространенное предложения (зеленый листочек)
  • 2 ветвь - я умею различать распространенные и нераспространенные предложения (розовый листочек)
  • 3 ветвь – я умею составлять текст с распространенными и нераспространенными предложениями (желтый листочек)

Домашняя работа

В качестве домашнего  задания я предлагаю вам  выбрать то, которое вам больше понравится:

  1. Упражнение 222.
  2. Творческое задание. Вам необходимо нарисовать любимое время года и составить несколько предложений к рисунку, используя распространенные и нераспространенные предложения.

- Ребята, спасибо вам большое за урок! Мне понравилось с вами работать. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе по теме "Обобщающее повторение о второстепенных членах предложения"

Урок проводился в игровой форме на этапе, когда весь материал по теме"Второстепенные члены предложения" полностью изучен и необходимо проверить, готовы ли ученики к контрольной работе.Это урок-соревно...

План-конспект открытого урока по английскому языку по теме "Условные предложения 2 типа"

План-конспект открытого урока подготовлен учителем английского языка Арутюнян Ж.Д. для 7-х классов по учебнику Биболетовой М.З. "Enjoy English"...

Конспект открытого урока по теме "Односоставные предложения" 8кл.

Рассмотрены основные типы односоставных предложений...

Конспект открытого урока "Автоматизация звука "Р" в словах и предложениях".

Урок рекомендован для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью  1класс. В ходе урока использовались различные методы и приемы работы на развитие зрительного внимания, памяти, мыслител...

Конспект открытого урока по русскому языку в 10 классе "Типы сложных предложений и средства связи в них"

Тема: Типы сложных предложений и средства связи в них.                                        ...

Конспект открытого урока в 9 классе" Сложные предложения с различными видами связи"

Тема урока: Сложные предложения с различными видами связи"...