Конспект урока по русскому языку "Полные и краткие причастия" 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Анна Владимировна Гусева

Конспект урока по русскому языку "Полные и краткие причастия" 7 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку.

Тема: «Полные и краткие причастия».

Предмет: русский язык.

Класс: 6.
Тип урока: комбинированный урок.
Тема: «Полные и краткие причастия».
Цель урока: сформировать представление о грамматических особенностях причастий в полной и краткой форме.

Задачи урока: 
Повторить пройденный материал;
Научить образовывать краткую форму причастия;
Научить разграничивать краткие прилагательные и краткие причастия;
Определять синтаксическую роль кратких причастий и правильно их писать.

Ход урока

  1.  Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Приветствие учителя. Оформление начала работы в тетрадях учащихся (тема не называется, оставляется место для ее написания).
(2 мин)

  1. Актуализация знаний

а) Повторение изученных понятий по теме "Причастие" (устный опрос).

Учитель: Давайте вспомним материал прошлых уроков!

- Что такое причастие? (Причастие - самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию.)
- Что называют причастным оборотом? (
Причастный оборот – это причастие с зависимыми словами.)
- В чем отличие между действительными и страдательными причастиями? Особенности их образования.

Ученики вспоминают прошлые темы, отвечают на вопросы по руке. (5 мин)

б) Устное задание

(2 слайд)
Учитель: Попробуем все вместе сделать упражнение. (5 мин)

Определите залог причастия (действительное/страдательное) и его время (настоящее/прошедшее):

  1. Оторванная пуговица – страдат. Прич. прош. Вр.
  2. Спящий ребенок – действит. Прич. наст. вр.
  3. Выполняемая работа – страдат. Прич. прош. вр.
  4. Брошенный мяч – страдат. Прич. прош. вр.
  5. Дувший с моря ветер – действит. Прич. прош. вр.
  6. Освещаемая улица – страдат. Прич. наст. вр.
  7. Закрытая дверь – страдат. Прич. прош. вр.
  8. Цветущий сад – действит. Прич. наст. вр.

в) (3 слайд) Письменное творческое упражнение (6 мин)

Учитель: На слайде представлены пары причастий. Одно из них действительное, другое страдательное. Ваша задача состоит в том, чтобы определить какое из них действительное, а какое страдательное, а затем подобрать к каждому из них существительное.

Например, играющий – играемый
Играющий (действит. прич.) – играющий во дворе
Играемый (страдат. прич.) – играемая нами роль.

Видевший – видимый;
Скрываемый – скрывающийся;
Продуманный – задумавшийся;
Несущий – отнесенный;
Читавший – читаемый
Решающий – решаемый.

Ученики самостоятельно подбирают существительные к причастиям, а затем по очереди озвучивают получившиеся варианты.

г) (4 слайд) *Физминутка (3 мин)

Учитель: Давайте немного отдохнем, а затем перейдем к изучению новой темы.
Сейчас я буду говорить вам словосочетания с причастием, а вы должны быстро определить действительное оно или страдательное. Если оно действительное, то хлопните в ладоши, а если страдательное, то поднимите руку вверх. На слайде есть подсказка, чтобы вы не запутались.

Съеденный ужин (руку вверх), распустившийся цветок (хлопок), играющий щенок (хлопок), раскрашенный рисунок (руку вверх), поспевшая клубника (хлопок), забытая игрушка (руку вверх), закрывшаяся дверь (хлопок), летящий самолёт (хлопок), проверенная тетрадь (руку вверх), запряжённая лошадь (руку вверх),

  1. Изучение нового материала

а) (5 слайд) Учитель обращает внимание учеников на запись на доске.

  1. На письменном столе лежали фразы, вырезанные аккуратно из разных газет.
  2. Статья была аккуратно вырезана.

– Прочитайте 1 и 2 предложения и ответьте на вопрос: Что общего вы видите в этих предложениях (корень, суффикс а, слова вырезанные и вырезаны, суффиксы н и нн)
– Слово «вырезанные» какая часть речи? (причастие)
– Какое это причастие действительное или страдательное? (страдательное, имеет нн в суффиксе)
– Как вы думаете, почему в слове «вырезана» одна н?

(6 слайд) Ученики выписывают эти слова и ставят к ним вопросы: вырезанные (какие?) вырезана (какова?)

Учитель: С такими же вопросами вы уже встречались, когда проходили имена прилагательные.

– На вопрос (какой?) какое прилагательное отвечает? (полное)

– На вопрос (каков?) (краткое)

– Есть какие-то предположения, какие формы причастия перед вами? (полная

«вырезанные» и краткая «вырезана»)

– На вопрос (какой?) какое прилагательное отвечает? (полное)
– На вопрос (каков?) (краткое)

Учитель: Все верно! Похожая ситуация и с причастиями. Они, как и прилагательные имеют краткую и полную форму (полная «вырезанные» и краткая «вырезана»). Как мы видим, в суффиксах полных причастий пишется две Н, а в суффиксах кратких причастий – одна.

(7 слайд) Теперь запишем тему в тетрадь: «Полные и краткие причастия».
(3 мин)

б) Учитель: Итак, мы выяснили, что причастия, также как прилагательные, могут иметь краткую форму. В краткой форме причастия отвечают на вопрос каков? какова? каково? каковы?
Как вы считаете, от всех ли причастий можно образовать краткую форму?

(8 слайд) Давайте понаблюдаем. Зададим вопрос от существительных к причастиям в следующих словосочетаниях:
Покрашенный пол (пол каков? – покрашен; покрашенный страдат. прич. => краткую форму образовать можно)
Строящийся дом (дом каков? -/-; строящийся – действит. Прич. => краткую форму образовать нельзя)
(9 слайд)
Сделаем вывод : краткие формы могут образовываться только от страдательных причастий, действительные причастия всегда имеют полную форму.
Ученики фиксируют вывод в тетрадь.
(3 мин)

(10 слайд)
в) Учитель: Также важно знать о синтаксической роли полных и кратких причастий в предложении:

1. Действительные причастия обычно употребляются в качестве определения;
2. Полное страдательное прич. в предложении является определением, а краткое страдательное причастие – сказуемым.

(11 слайд) Теперь зафиксируем все рассмотренные особенности кратких и полных причастий в виде схемы.

(3 мин)

  1. Закрепление материала

Совместное выполнение упражнения из учебника с. 172 упр. 436. (5 мин).

  1. Домашнее задание: Параграф 37, упр. 433. (1 мин)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 5-ом классе "Буквы Ы-И после Ц"

Конспект открытого урока порусскому языку с применением игровых технологий и технологии уровневой дифференциации....

конспект урока по русскому языку "Личные местоимения" (7 класс)

Цель: Проверить знания учащихся особенностей личных местоимений. Формировать умения распознавать их. Научить правильно употреблять местоимения в устной речи. Задачи:  1. сформировать общее поня...

конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное" 6 класс

Контрольно- обобщающий урок может быть использован при закреплении темы "Имя прилагательное". Контроль индивидуальный и коллективный, что заставляет каждого ученика активно включаться в мыслительную д...

Конспекты уроков по русскому языку в 7, 8 классах

Разработки уроков с применением  технологии проблемного обучения и ЭОР...

Конспекты уроков по русскому языку "Имя прилагательное" 6 класс

Конспекты уроков созданы согласно планированию по программе Бабайцевой с учетом психофизиологических особенностей учащихся ( см. на моем сайте статью "Моя педагогическая концепция", таблицу "Диагности...

Конспект урока по русскому языку в 6-м классе на тему: "Употребление наклонений"

Цель урока: использование разных форм наклонений глагола в устном общении и на письме. Задачи урока: • образовательные: закрепить сведения о способах образования форм наклонений глагола и сферах употр...

Конспект урока по русскому языку в 7-ом классе

Конспект урока по русскому языку в 7-ом классе...