Элемент театрализации на уроке русского языка при изучении темы «Местоимения» в 6 классе.
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс)

Есина Лариса Анатольевна

Чтение по ролям стихотворения Марины Бородицкой «Лягушка и тыква» в самом начале урока, до объявления новой темы создаёт нужную атмосферу, вызывает интерес учеников к теме, помогает лучше усвоить новый материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_-_obobshchenie_po_teme_mestoimenie.docx18.85 КБ

Предварительный просмотр:

21 марта – 6  класс

Учитель – Есина Лариса Анатольевна

Тема: Слитное и раздельное правописание местоимений с НЕ- и НИ-, дефисное правописание неопределённых местоимений

  1. Оргмомент
  2. Вводное слово учителя:

Ребята, сегодня 21 марта мировая общественность отмечает День поэзии, поэтому сегодняшний урок мне бы хотелось начать со стихотворения Марины Бородицкой «Лягушка и тыква». Я предлагаю не просто его прочитать, а инсценировать его.

  1. (распределение ролей, распечатки актёрам, чтение стихотворения по ролям)

Автор: Лягушка у тыквы спросила:
Лягушка: «Ты — ква?»
Автор: Но та промолчала в ответ.
Лягушка: «Бедняжка!
Жива она или мертва?
Скажите мне, да или нет?»

Автор: Лягушка ладошкой стучала по ней
И тыкала тыкву ногой,
А тыква лежала на грядке своей
И коркой блестела тугой.

Лягушка: «Ты — ква? 

Автор: — надрывалась квакушка. —

Лягушка: Ты — ква?»

Автор: Пока не шепнул ей осот:

Осот: «Хорошая тыква

Всегда такова:

Молчит себе знай да растёт».

Учитель: Итак, кто какие местоимения увидел в этом стихотворении? (ты, та, она, мне, по ней, ей, такова, себе) Каждый выберете по одному местоимению и разберите его на доске морфологически.

(ребята, участвующие в инсценировке, производят у доски разбор выбранного местоимения. Класс выполняет ту же работу в тетрадях. Проверка работ. Выставление отметок).

Учитель: Местоимения широко употребляются не только в поэтической, но и в научной речи, в чем вы могли убедиться, выполняя домашнее задание. Итак, кто хочет зачитать предложение из учебника с местоимением вместе с морфологическим разбором местоимения?

  1. (проверка Д/З, фронтальный опрос по пройденным темам)

Учитель: А теперь вернёмся к учебнику и вместе найдём правильные утверждения, предлагаемые в упражнении № 629 на стр. 100.

  1. работа с классом, обсуждение, верное ли утверждение или нет, и почему. Устно.

  1. Выполнение упражнения № 619 на странице: у доски по 1 предложению, и самостоятельно.

Вывод по результатам работы – Отрицательное местоимение с НИ усиливает отрицательную частницу НЕ в предложении. Местоимения с НЕ – отрицают что-либо.

Чтение правила на стр. 95

(Первые три аккуратно и грамотно оформленные работы оцениваются на отметку в журнал)

  1. Задание с РЭШ: - назвать местоимения и определить разряд:

Никто никому ничего не сказал,

Что Некто и с Кем-то куда-то попал

Никто ведь об этом ничто не узнал,

Что Некто зачем-то куда-то попал.

А Некто с кого-то пример не берёт,

Он только худеет, не ест и не пьёт,

Не видит он даже, что Некто идёт,

Он знает, что кто-то кого-то не ждёт.

В какой день недели, в котором часу

Тот Некто усвоит, что грусть не к лицу

Кому бы то ни было: этойтому,

Нашемувашему, даже ему.

Вернётся когда-нибудь Некто к себе,

Не спросит он больше: «Доколе?» и «Где?»

В любой день недели он будет всегда

Повсюду, везде улыбаться тогда. (Ян Эйдманс)

  1. Задание РЭШ: Выберите местоимения, образованные приставочным способом.

несколько

чему-нибудь

о ком-нибудь

некоторый

кое-кто

что-то

Учитель: Снова вернёмся к учебнику. Рассмотрим картинку на стр. 92. На ней изображены танцующие мальчик с девочкой. Скажите, нам известно, кто это, как их зовут, на каком празднике они танцуют и какой танец? (ответы учеников)

Нет, конечно, не известны. Задание – составить небольшой рассказ – 4-5 предложений, используя неопределённые и относительные местоимения.

  1. Описание картинки. Самостоятельно.

Желающие зачитывают то, что получилось.

Учитель: Итак, ребята, изучение темы «Местоимение» мы почти завершили. И сейчас проверим, насколько вы её усвоили.

(задание РЭШ – Назовите предложения с ошибками в употреблении местоимений)

В адрес нас были сделаны правильные замечания.

В наш адрес были сделаны правильные замечания.

Работа выполнена с моим участием.

Работа выполнена с участием меня.

Я учёл ихние предложения.

Я учёл их предложения.

Ихний ребёнок много читает, особенно Пушкина. 

Их ребёнок много читает, особенно Пушкина.

Мы пошли к ему в гости. 

Мы пошли к нему в гости.

Учитель: Молодцы! Скажите мне, пожалуйста, есть ли у вас вопросы по теме «Местоимения»? Чему вы сегодня или научились? Или усвоили лучше? (ответы учеников, работа с классом)

На этом наш урок завершён. Он – последний в этом месяце, в этой четверти. Домашнего задания на каникулы не будет. Желаю всем хорошо отдохнуть и вернуться в лицей с новыми ударными силами, которые вам очень понадобятся в заключительной 4-й четверти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков УУД на уроке русского языка при изучении темы «Причастие» в 6 классе.

Формирование навыков УУд на уроке русского языка при изучении темы "Причастие" в 6 классе....

Методическая разработка "Дидактические игры на уроках русского языка при изучении темы"Лексика " в 6 классе

Данная методическая разработка содержит учебный занимательный игровой материал при изучении темы "Лексика" в 6 классе. Он помогает развивать интерес к преподаваемому предмету у учащихся....

Компетентностно-ориентированные задания на уроках русского языка при изучении темы «Имя прилагательное»

КОЗ направлено на оценку умения извлекать и систематизировать информацию, планировать познавательную деятельность....

Совершенствование речевых навыков на уроках русского языка при изучении темы "Лексика" (на материалах собственных имен и прозвищ)

Мир, в котором мы живем, можно назвать миром имен и названий. Каждый человек имеет личное имя, отчество и фамилию. Помимо имени, фамилии, отчества у многих людей имеются еще и прозвища. Как образуются...

Образовательный проект "Использование элементов театрализации на уроках русского языка и литературы как средство развития творческого мышления обучающихся»

Образовательный проект "Использование элементов театрализации на уроках русского языка и литературы как средство развития творческого мышления обучающихся»...

Статья "Элементы театрализации на уроках русского языка"

В статье представлены элементы театралзации на уроках русского языка в 5-7 классах....