Функциональная грамотность модуль "Читательская грамотность" 6 класс 34 ч.
рабочая программа по русскому языку (6 класс)

Маурер Анна Николаевна

Функциональная грамотность модуль "Читательская грамотность" 6 класс 34 ч. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsion_gramotnost_6_a_kl.docx34.38 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

КГБОУ «Ачинская школа № 3»

РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

________________________

Ерилова Ю.Н.

от «30» августа   2025 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

________________________

Ерилова Ю.Н.

 от «30» августа   2025 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор

________________________

Шадрина И.Л.

Приказ № 300/3

от «30» августа   2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

МОДУЛЬ  «Читательская грамотность»

для обучающихся 6 "А" класса

г. Ачинск 2025 - 2026 гг.

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Читательская грамотность» для учащихся 6 классов составлена с опорой на:

•        Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

•        СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);

•        Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования");

•        Информационное письмо МОиН РФ №03-296 от 12 мая 2011г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

•        Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1577«О внесении изменений в ФГОС ООО»;

•        Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960;

Цель программы:  

Создать условия, актуализирующие потребность в свободном, осмысленном, развивающем чтении с учетом изменившихся реалий существования текста как социокультурного и образовательного феномена.

Задачи:

Способствовать мотивации школьников к чтению через формирование интереса к книге, работе с текстом;

Инициировать расширение поля читательских ориентаций школьников за счет обогащения интеллектуального, духовного и социального потенциала чтения;  

Содействовать формированию читательских компетенций, включая такие умения как: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации;

Поддерживать читательскую активность школьников через включение в различные формы социального и учебно-исследовательского проектирования с использованием потенциала текстов разной природы;

Осуществлять педагогическое сопровождение читателя-школьника с помощью своевременной диагностики и коррекции возникающих проблем;  

Создать предпосылки (образовательную среду, событийный контекст) для формирования полноценного читательского сообщества школьников, учителей, родителей и социальных партнеров, готовых к принятию чтения как личностно-значимой ценности.

Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди них занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».  

У развитого читателя должны быть сформированы две группы умений:

  1. умения, целиком основанные на тексте:

– извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения;

– найти в тексте информацию, представленную в явном виде;

– основываясь на тексте, делать простые выводы;

  1. умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном:

– интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»;

– устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;  

– интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;  

– реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).  

Планируемые результаты

Предметные результаты

Учащиеся получат возможность использовать навыки смыслового чтения на уроках различных предметных областей, где есть необходимость работы с текстом для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; обогатить, углубить знания, расширить культурный кругозор.

Личностные результаты

В сфере личностных результатов приоритетное внимание уделяется формированию:

• основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты); патриотизм, уважение к Отечеству, осознание субъективной значимости использования русского языка;

• основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);

•осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;

• развитого морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;

• нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

• целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

•готовности и способности к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).
  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).
  • Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
  • Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
  • Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

  • Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
  • Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
  • Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
  • Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
  • Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

Регулятивные УУД:

  • Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
  • Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
  • Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
  • В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».

Ученик научится:

  • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста;  
  • выбирать из текста или придумывать заголовок, соотве6тствующий содержанию и общему смыслу текста;  
  • формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;  
  • предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;  
  • объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте;  
  • сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.;  
  • находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);  
  • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов;  
  • ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;  
  • выделять главную и избыточную информацию;  
  • прогнозировать последовательность изложения идей текста;  
  • сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
  • выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей;
  • формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.  

Ученик получит возможность научиться

  • анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления;
  • выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста);
  • критически относиться к рекламной информации;
  • находить способы проверки противоречивой информации;
  • определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.

Место учебного курса

По учебному плану на курс «Читательской грамотности» в 6 классе отводится 34 часов в год (1 час в неделю).  

Общая характеристика курса

Программа по формированию навыков смыслового чтения ориентирована на развитие  навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся.

Содержание программы

Определение основной темы и идеи в лирическом произведении. Поэтический текст как источник информации.  

Сопоставление содержания текстов публицистического стиля. Общественная ситуация в текстах.  

Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования?  

Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение).  

Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа.  

Типы задач на грамотность. Позиционные задачи.  

Работа с несплошным текстом: информационные листы и объявления, графики и диаграммы.  

Итоговый контроль.

Формы контроля

Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме.

По завершении курса обучающиеся пишут итоговую работу.

Итоги учёта знаний, умений, овладения обучающимися универсальных учебных действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, опросников.

Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

 Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности

зависит от тематики и содержания изучаемого раздела.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование тем

Характеристика основных видов деятельности ученика

Дата

Вводное занятие

Работа с текстом

Определение основной темы и идеи в лирическом произведении.

Работа с текстом: умение определять тему, идею назначение текста

Определение основной темы и идеи в лирическом произведении.

Работа с текстом: умение определять тему, идею назначение текста

Поэтический текст как источник информации

Практикум: самостоятельная работа с текстом

Сопоставление содержания текстов публицистического стиля

Работа с текстом: умение сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера

Сопоставление содержания текстов публицистического стиля

Работа с текстом: умение сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера

Общественная ситуация в текстах

Работа с текстом: умение откликаться на содержание текста

Общественная ситуация в текстах

Работа с текстом: умение связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других

источников

Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования?

Работа с текстом: умение преобразовывать текст, используя новые формы представления информации

Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования?

Работа с текстом: умение преобразовывать текст, используя новые формы представления информации

Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования?

Работа с текстом: умение преобразовывать текст, используя новые формы представления информации

Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования?

Практикум: самостоятельная работа с текстом

Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение)

Работа с текстом: умение анализировать текст-объяснение и писать объяснительное сочинение

Типы текстов: текст-объяснение (резюме)

Работа с текстом: умение писать резюме

Типы текстов: текст-объяснение (толкование)

Работа с текстом: умение работать с текстом, содержащим толкование

Типы текстов: текст-объяснение (определение)

Работа с текстом: умение давать определение

Типы текстов: текст-объяснение

Практикум: самостоятельная работа с текстом

Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа

Работа с текстом: умение выводить заключение о намерении автора

Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа

Работа с текстом: умение оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире

Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа

Работа с текстом: умение откликаться на форму текста: оценивать содержание текста и мастерство его исполнения

Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа

Работа с текстом: умение откликаться на форму текста: оценивать содержание текста и мастерство его исполнения

Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа

Практикум: самостоятельная работа с текстом

Типы задач на грамотность. Позиционные задачи

Знакомство с понятием «позиционные задачи»

Типы задач на грамотность. Позиционные задачи

Работа с текстом: умение решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи

Типы задач на грамотность. Позиционные задачи

Работа с текстом: умение решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи

Типы задач на грамотность. Позиционные задачи

Работа с текстом: умение решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи

Типы задач на грамотность. Позиционные задачи

Практикум: самостоятельная работа с текстом

Работа с несплошным текстом: информационные листы

Работа с текстом: умение составлять и анализировать

текст информационного листа

Работа с несплошным текстом: объявления

Работа с текстом: умение составлять и анализировать текст объявления

Работа с несплошным текстом: графики

Работа с текстом: умение преобразовывать текст, используя графики

Работа с несплошным текстом: диаграммы

Работа с текстом: умение преобразовывать текст, используя диаграммы

Работа с несплошным текстом

Практикум: самостоятельная работа с текстом

Итоговый контроль

Комплексная работа с текстом

Итоговый контроль

Комплексная работа с текстом

Описание материально-технического обеспечения

образовательного процесса

  1. Читательская грамотность школьника (5-9 кл.). Дидактическое сопровождение. Книга для учителя / О.М. Александрова, М.А. Аристова, И.Н. Добротина, Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых, Ж.И. Стрижекурова, И.В. Ускова.
  2. Гончарук С. Ю., Есауленко Ю. А., Федоров В. В. и др. Русский язык. Сборник задач по формированию читательской грамотности
  3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2 – е изд
  4. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. – 2 – е изд. дораб
  5. Логвина И.А., Мальцева-Замковая Н.В.   От текста к тексту. Методические подсказки для учителей и родителей.
  6. Минеева Н. Ю. «Интерпретация текста: основы грамотного чтения».
  7. Поварнин C. B. Как читать книги. http://www.reader.boom.ru/povarnin/read.htm
  8. Рождественская Л.В. Блоггинг в школе для развития навыков чтения и письма// Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности». Санкт-Петербург. Сборник тезисов и докладов.

Информационно-коммуникативные средства

Мультимедийные обучающие программы

Тренажёрные компьютерные программы

Экранно-звуковые пособия

СD / DVD – проигрыватель

Компьютер с программным обеспечением

Экспозиционный экран

Мультимедийный проектор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности (5-6 классы)

Функциональная грамотность – умение решать жизненные задачи в различных сферах деятельности; способность использовать приобретенные математические знания для решения задач в различных сферах; го...

Задание по функциональной грамотности в 6 классе.

Данный материал по функциональной грамотности хорошо использовать на уроках литературы при изучении рассказа "Конь с розовой гривой" В.П.Астафьева....

«Выполнение задания части С в региональных диагностических работах и проблема функциональной грамотности учеников 6 классов»

Презентация содержит анализ заданий части С в материалах РДР 2021-2022 учебного года по английскому языку....

Формирование функциональной грамотности учащихся 7 класса на уроках информатики с помощью информационно-коммуникационных технологий

В данной статье рассматриваются способы формирования функциональной грамотности учащихся 7 класса на уроках информатики с помощью информационно-коммуникационных технологий...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие функциональной грамотности" для 6 класса

Данная  рабочая  программа по внеурочной деятельности «Развитие функциональной деятельности» для учащихся 6 классов общеобразовательного учреждения разработана на основе примерно...

Рабочая программа элективного курса _Функциональная грамотность_ 5-9 классы

Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов ко...