Конспект занятия "Основные принципы руссской орфографии"
план-конспект по русскому языку

Ольга Сергеевна Цыганкова

Конспект занятия по теме " Основные принципы русской орфографии" для обучающихся 1 курса, дисциплина ООД.01 "Русский язык"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ

занятия «Принципы русской орфографии»

Дисциплина ООД.01 Русский язык

Тема:

Тип

Принципы русской орфографии

          Комбинированное занятие

Цель  :

систематизировать изученный в курсе основной школы материал о принципах русской орфографии, обобщить знания по данной теме

Задачи:

  1. Обучающие задачи:

- закрепление умения выполнять обобщенные орфографические действия;

- закрепление умения написания гласных и согласных в корне слова;

- активизация словаря школьников.

  1. Развивающие задачи:

   - формирование умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;

- развивитие умения анализировать и оценивать собственную деятельность;

  1. Воспитательные задачи:

- воспитание положительное отношение к знаниям и изучению русского языка;

- воспитание такие нравственные качества, как преданность, патриотизм, доброта, человеколюбие.

Оборудование:

  •  презентация, интерактивная доска
  • раздаточный материал

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Сообщение  темы и цели  урока.

II. Основная часть.

  1. Орфоэпическая разминка. Конкурс дикторов. 1-2 мин

       Расставьте ударения: газопровод, валовой, гастрономия, дефис, августовский, каталог, искра, занятый, намерение, жалюзи, медикаменты, коклюш, крапива, кремень, баловник, арест, алкоголь, апостроф, гренадер, осведомить.

  1. Выборочная проверка домашнего задания.

а) Ответы на контрольные вопросы( 3-4 мин)

б) Практический тренинг. (5 мин).

в) Работа у доски по карточкам.

Карточка 1.  Запишите слова в столбик,  выделите все в словах морфемы. Объясните свой выбор.

Баскетбол, вкусный, этап, патриот, колодец, одинаковый, деликатный, понтон, сеять.

Карточка  2. Запишите слова в столбик, выделите все в словах морфемы. Объясните свой выбор

баскетболист, горяченький, поэтапный, патриотизм, колодезный, неодинаковый, деликатность, понтонный, засеянный.

Разминка.

 1. В каком ряду расположены слова, образованные суффиксальным способом?

1) юбиляр, силач, аморальный

2) драчун, банкир, хитрец

3) антиобщественный, стряпуха, умница

4) беженец, привокзальный, спилить

2. В каком ряду расположены слова, образованные приставочным способом?

1) сыграть, подполковник, поджелудочный

2) соразмерный, загадать, представление

3) развесёлый, прабабушка, утомление

4) поумнее, прескверный, буквенный

3. В каком ряду расположены слова, образованные приставочно-суффиксальным способом?

1) надомник, приусадебный, пресмешной

2) подбородок, бесстыдник, разнесчастный

3) по-братски, подводник, переувлажнить

4) подснежник, разбежаться, приморский

4. В каком ряду расположены слова, образованные бессуффиксным  способом?

1) березняк, разрыв, сплетение

2) разговоры, отмена, переезд, синь

3) тишь, умение, спецназ, гарь

4) даль, стенгазета, отказ, подсказка

5. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке: молодой – молодец -….-по-молодецки?

1) молодчик

2) молодецкий

3) молодцеватый

4) молодеть

6. Укажите способ образования слова хорошо из приведённого отрывка:

-   Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Коммерческую академию, а сестру в пансион, да оба вдруг и умерли в холеру; мы с сестрой сиротами и остались.

7. Из предложений  выпишите слово, образованное суффиксальным способом.

Потом мы слышим, что и бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам заплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие, только с условием.

8. Из предложений  выпишите слово (а), образованное (ые)  бессуффиксным способом.

А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится. Другой рад от своего отступиться, только бы он унялся.

9. Из предложений  выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. 

10. Из предложений  выпишите слово(а), образованное(ые) приставочно-суффиксальным способом.

Как зачем бояться! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет? Ведь ты, чай, с ней в законе живешь. Али, по-вашему, закон ничего не значит?

- Ребята, вы узнали из какого произведения эти предложения? («Гроза» А.Островского)

  1. Изучение нового  материала

Морфологический принцип (сообщение ученика).

Сущность морфологического принципа в том, что общие для родственных слов значимые части (морфемы) сохраняют на письме единое начертание, хотя в произношении различаются.

Морфологический принцип применяется при написании корней (ход - ходок – ходовой), суффиксов (дубовый, липовый), окончаний (на реке - на речке).

Морфологическим также является принцип графически единообразного написания слов, относящихся к некоторым грамматическим категориям (инфинитив, существительное 3-го склонения, глаголы в повелительном наклонении).

Фонетический принцип (сообщение ученика).

Помимо морфологического принципа, который является основным, применяются также фонетические написания, т.е. написания, соответствующие произношению. Наиболее ярким примером таких написаний служит написание приставок на –з, -с., раз-, рас-, вместо начального и после приставок, оканчивающихся на твердый согласный.

Традиционный и дифференцирующий принципы (сообщение ученика).

К дифференцирующим относятся написания, служащие для различения на письме омофонов (поджог – сущ., поджёг – гл., бал – балл, компания – кампания, Орел – орел). Существуют еще традиционные написания , например написание жи – ши (в древне – русском языке [ж], [ш] были мягкими, написание и после них было закономерным.

а) Самостоятельная работа в группах.

-  В каждой группе слов найдите такие, которые нельзя проверить постановкой сомнительной гласной в сильную позицию.

1) Протяженность, безмятежность, травоядный, предусмотрительный, кораблекрушение, кровопролитие.

2) Полнолуние, багровый, поплавок, жемчужина, жизнерадостный, балалайка, безобразие, безоговорочно, топорный.

3) Бесконечный, берлога, неизъяснимый, живописец, балетный, многоопытный, несравненный, скороспелый, ватага.

4) Престарелый, ослепительный, компания, водохранилище, вокальный, возражение, приближение, доброжелательный.

Карточка для проверки:

1)Протяженность, безмятежность, травоядный, предусмотрительный, кораблекрушение, кровопролитие,

2) Полнолуние, багровый, поплавок, жемчужина, жизнерадостный, балалайка, безобразие, безоговорочно, топорный.

3) Бесконечный, берлога, неизъяснимый, живописец, балетный, многоопытный, несравненный, скороспелый, ватага.

4) Престарелый, ослепительный, компания, водохранилище, вокальный, возражение, приближение, доброжелательный.

- Как называются слова, которые вы выделили? (Словарные)

б) Слово учителя. Слушая учителя и одноклассника, учащиеся делают записи в тетради, чтобы подготовиться к ответу на вопрос: «Каковы главные принципы русской орфографии?»

 - Несколько лет назад в «Известиях» была опубликована информация об эксперименте, в ходе которого через любую поисковую систему предлагалось задать любое немыслимое слово, чтобы найти единомышленников, которые именно так и пишут. Слово еденомышленник было найдено на 111 серверах, а лидерами, по данным поисковой системы «Яндекс», стали слова агенство, обьявление, сдесь, адресс...(слайд 13)

- Как вы думаете, допустимо ли такое письмо? Почему?

-Как вы понимаете слова Л.В.Щербы? (слайд 14?)

- Что такое таратайка?  ( Лёгкая двухколёсная повозка с откидным верхом)

- Какой художественный приём использует лингвист? (Сравнение)

д) Работа по цепочке с комментированием

     Дилетан..ский (морфологический), небез..звестный (фонетический), пред..нфарктный (фонетический), бе..таланный (фонетический), бума..ка(морфологический), владел..ца(традиционный), фр..нтовской(морфологический), подж..г (дифференцирующий), ж..ри (традиционный), вдумч..вый(традиционный), о..делочный(традиционный), прил..гательное(традиционный), пр..зреть (сироту) (дифференцирующий), пр.. зирать (труса) (дифференцирующий), бл..стательный(традиционный), р..ссыпать (фонетический), р..ссыпь (фонетический).

3. Закрепление.

Распределить слова в 3 группы: 1. С традиционным написанием. 2. По фонетическому принципу. 3. Отступления от морфологического принципа, связанные с историческими чередованиями.

(с,з)держивать, бе..различный, без..нициативный, з..рница, р..сток, бе..правный, раз..грать, сверх..нтересный, рю..зак, ни..вергать, о..править, и(з,с)бавить, от..скать, чере..полосица,пл..вец, отр..сль, бе..крайний, зам..рать, бл..стеть, к..бинет, фу..бол, выл..жить, окрес..ность, г..релый, (с,з)боры, лотерейный б..лет.

Проверка.

  1. С традиционным написанием: сдерживать, рюкзак, отправить, чересполосица кабинет, футбол, сборы, окрестность, билет;
  2. По фонетическому принципу: безразличный, безынициативный, бесправный, разыграть, сверхинтересный, низвергать, избавить,
  3. Отступления от морфологического принципа, связанные с историческими чередованиями: зарница, росток, пловец, отрасль, замирать, блестеть, выложить, горелый

III.  Итог занятия.

 «Писать безграмотно – это посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе».

- Желаю вам всегда писать правильно. Закрепить полученные навыки вам поможет выполнение домашнего задания.

 Подберите по 3-4 примера, иллюстрирующих основные принципы русской орфографии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. Презентация "Основные принципы русской орфографии". 11 класс

Данная презентация по объёму небольшая, но она в полной мере дает учащимся понять, что из себя представляют принципы русской орфографии, какой докумаент регламентирует эти принципы....

Урок с применением проектной технологии. 10 кл."Основные принципы русской орфографии"

Урок с применением КСО. Класс разбит на две группы. Каждая из них должнв выполнить определенную творческую работу. К уроку заранее была создана презентация, которую надо было преобразовать. Конечный и...

Раздел "Принципы русской орфографии"

Теоретические понятия, связанные с орфографией...

Основной принцип русской орфографии. Фонетические и традиционные написания.

Урок русского языка в 10 классе в формате подготовки к ЕГЭ (часть А)....

Элективный курс по русскому языку "Принципы русской орфографии"

Актуальность введения в школе элективного курса "Принципы русской орфографии"  определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с д...

Орфография_Принципы русской орфографии

В тетрадь для правил учащихся...