ОГЭ. Упражнения на сжатие текста
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Коврижных Галина Александровна

ОГЭ. Упражнения на сжатие текста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oge._uprazhneniya_na_szhatie_teksta.docx23.7 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЯ НА СЖАТИЕ ТЕКСТА.

  1. Перестройте сложные предложения в простые, сохраняя их суть.
  • Философы, то есть древние философы, первыми поняли ценность времени — они наверняка ещё до Сенеки пробовали как-то обуздать время, приручить, понять его природу, ибо и тогда оно доставляло людям огорчение своей быстротечностью.
  • Деловой человек наращивает скорости, внедряет ЭВМ, переделывает универмаги в универсамы, печатает газеты фотоспособом, он и говорить старается лаконичнее, уже не пишет, а диктует в диктофон, а дефицит времени увеличивается.
  • Не только у него цейтнот становится всеобщим: недостаёт времени на друзей, на письма, на детей, нет времени на то, чтобы думать, чтобы не думая постоять в осеннем лесу, слушая черенковый хруст облетающих листьев, нет времени ни на стихи, ни на могилы родителей.
  • Самое дорогое, что есть у человека, — это жизнь, но если всмотреться в эту самую жизнь поподробнее, то можно сказать, что самое дорогое — это Время, потому что жизнь состоит из времени, складывается из часов и минут.

  1. Составьте к абзацам прочитанного текста опорные фразы, которые являлись бы ключом к его пониманию.

Абзацы текста

Опорные фразы

Обиды, которые в наших взаимоотношениях мы наносим друг другу, не объясняются непосредственно нашей злой волей. Люди не причиняют друг другу зла в силу какой-то особой жестокости, зверства.

Непосредственной причиной нанесения ближним обид часто бывает

отсутствие необходимого опыта общения, неумение пойти навстречу окружающим, чрезмерное увлечение собой.

После того как человек нанёс обиду, он может опомниться, но чаще всего это происходит с большим опозданием. Ранящие слова уже произнесены. Боль, которую человек пытается насильно переложить на

ближнего, рано или поздно возвращается к обидчику, причём зачастую с двойной силой.

И хотя человек порой действительно не ведает, что творит, когда причиняет зло тем, кого больше всего любит (унижение окружающих, применение насилия к ним является выражением чувства собственной слабости), однако это не означает, что он может чувствовать себя свободным от ответственности за собственные слова и поступки,

которыми он нанёс своим близким столько обиды и зла.

  1. Сократите сложное предложение за счёт менее существенной части.

Помню, как восхищала меня в детстве суровая и гордая романтика Древней Спарты.

Мне нравилось всё в этой удивительной стране: и то, что слабых детей сбрасывали со скалы, и что мать-спартанка провожала сына на войну не слезами, а прекрасной афористичной фразой: «Со щитом или на щите», и что маленький спартанец, пронёсший в школу под рубахой живого лисёнка, не плакал и не кричал, когда зверёк вгрызался в его тело. (По Л. Жуховицкому)

  1. Исключите однородные члены предложения.
  1. Среди птиц, насекомых, в сухой траве — словом, всюду, даже в воздухе, чувствовалось приближение осени.
  2. С большой и сердечной любовью относились к Чехову и все люди попроще, с которыми он сталкивался: слуги, разносчики, носильщики, странники, почтальоны, — и не только с любовью, но и с тонкой чуткостью, с бережностью и с пониманием.
  3. Добрые люди понимали её [жизнь] не иначе, как идеалом покоя и бездействия, нарушаемого по временам разными неприятными случайностями, как то: болезнями, убытками, ссорами и между прочим трудом.
  4. Герасим ничего не слыхал: ни быстрого визга падающей Муму, ни тяжкого всплеска воды.
  5. Михаил Михайлович Пришвин навсегда подарил нам много замечательных книг:

«Кладовая солнца», «Кащеева цепь», «Календарь природы», «Золотой луг», «Лесная

капель», «Осударева дорога»...

  1. Всё человечество Каштанка делила на две очень неравные части — на хозяев и заказчиков.

  1. Замените фрагменты предложений обобщающими понятиями.
  1. Мордочка Микки-Мауса изображена на куртках, футболках, ночных рубашечках, пижамках, носках, свитерах, фартучках, портфелях, пеналах, карандашах, на обоях, на

часах (предмет коллекционный): на детских бутылочках, на баночках, коробках,- картонках, на бумаге, пластмассе, дереве, жести.

  1. Не менее щедра была и наша Чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве, жёлтой, красной, мраморной, листве берёз, осин, клёнов, лип.
  2. Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём внешнем облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина, Целый день бродил я из комнаты в комнату, с кровли на кровлю, с лестницы на лестницу.
  3. Возы были нагружены сеном, соломой, мешками с мукой , горшками, кирпичом, дровами.

  1. Устраните повторы и объедините предложения, используя известные вам средства их связи.

В Спарте сразу после рождения в пропасть швыряли слабосильных и нестандартных, то есть тех, кто в дальнейшем просто вынужден был бы противопоставить

безукоризненной мужественности окружающих мощь разума и силу духа. Тех, кого непосильная тяжесть меча поневоле отталкивала бы к резцу, линейке и перу. Тех, для кого

«выжить» означало бы —- «изобрести».

  1. Сжато изложите содержание абзаца.

Что надо лесному зверю, зверьку или зверёнышу для зимнего выживания? То же, что и человеку: надёжная крыша над головой, удобная, тёплая одёжка да приличный запас калорийного корма, которого до спасительницы-весны должно хватить. Бобры не

исключение. Но в отличие от всяких разных любителей чужими руками сотворённых убежищ, от охочих до соседских кладовых воришек, а также от некоторых «хитрецов», погружающихся зимой в крепкий сон, лесные дровосеки всё от начала до конца делают сами. И жилища сооружают, надёжнее не придумаешь, и корм припасают, как усердные домохозяйки, и образ жизни ведут — любой спортсмен позавидует. (90 слов) (По Е. Арбузову)

  1. Замените прямую речь косвенной, сохранив смысл высказывания.

Знаменитый художник В.В. Стасов так. говорил об И.И. Шишкине: «Шишкин — художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный». (37 слов)

  1. Изложите выделенную часть текста одним предложением.

Едва ли кто-нибудь может сказать, что однажды увидев море, он забыл его.

Более того, море продолжает звать к себе, оно является в сновидениях, в мечтах и думах. И сколько бы ни прошло лет, каждый из нас, вновь увидев море, потрясён его жизненной силой, игрой волн, неукротимым ритмом движения. Море — вот поистине колдовской калейдоскоп самых невероятных сочетаний цветов, бликов и пятен.

Изменяемость отношений красок моря и неба, смена состояний мгновенны, и поэтому мастерство, изображающее эту красоту на холсте или бумаге, выделено в особый жанр, и пейзажисты, изображающие море, зовутся маринистами. Маринист... Это гордое, звонкое слово само уже несёт в себе запас романтики, от него как будто исходит дыхание моря с его бесконечным, беспокойным и могучим движением.

Художник моря! Этот жанр дался по-настоящему очень немногим большим живописцам, ибо, чтобы изобразить стихию моря, надо быть и вдохновенным поэтом. (По И. Долгополову)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дать понятие о сжатом изложении, повторить способы сжатия текста, учить выделять микротемы текста; развивать монологическую речь учащихся

Осложнённое списывание.  Задание: вставить пропущенные буквы; обозначить корни слов; указать к какой части речи относится каждое слово....

ГИА. Сжатое изложение. Способы сжатия текста.

Представлен материал по подготовке к ГИА по русскому языку. Способы сжатия текста....

Приёмы сжатия текста (сжатое изложение ОГЭ-2016)

Материал содержит информацию по приёмам сжатия текста в рамках формата ОГЭ по русскому языку для учащихся 9-х классов....

Презентация "Приемы сжатия текста" Учебный текст для сжатия

Материал содержит презентацию с подробным описанием приемов сжатия и  конкретными примерами и  текст, на котором показаны приемы сжатия ( исключение,обощение и замена).Преднахначен для урока...

Презентация "Приемы сжатия текста" Учебный текст для сжатия

Презентация "Приемы компрессии текста" Для подготовки к ОГЭ...

Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста"

Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста", 8 класс...

Подготовка к ОГЭ: сжатое изложение. Приемы сжатия текста

Повторить понятия «тема» и «микротема», приемы сжатия текста, написать сжатое изложение.Обучающиеся должны уметь находить главную информацию, направленную на раскрытие микротем...