Конспект урока "Обращение в лирике С. Есенина"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Елена Александровна Головачева

Конспект урока предназначен для учащихся 5 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx19.39 КБ
Файл rabochiy_list_uchenika.docx14.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

Обращение в лирике С. Есенина

- Добрый день, уважаемые ребята, гости! Слайд 3 октября наша страна праздновала день рождения поэта Сергея Есенина, одного из самых известных и любимых русских лириков. Слайд В этом году ему исполнилось бы 130 лет. Обращаясь к творчеству того или иного поэта всегда задаешься вопросом: «А что натолкнуло его на написание этого стихотворения? Какова история его создания?»

-Сейчас я продемонстрирую вам видеофрагмент истории создания одного очень известного стихотворения С. Есенина «Собаке Качалова». Слайд  Качалов -….

 Это стихотворение в народе больше известно по первой строчке «Дай, Джим, на счастье лапу мне».

 Посмотрите его и подумайте:

-Что стало поводом для написания этого стихотворения?

ВИДЕО

- Что стало поводом написания этого стихотворения?

ОТВЕТ:

Василий Качалов отыграл спектакль и поздно, часам к двенадцати, возвращался домой. А там оказалась компания его друзей и Есенина, которого артист увидел впервые. Пока Качалов поднимался по лестнице, слышал лай своего щенка Джима, которому было всего четыре месяца. Войдя домой, хозяин увидел Есенина и Джима: «они уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись друг к другу. Есенин одною рукой обнял Джима за шею, а другой держал его лапу и хриплым баском приговаривал: "Что за лапа, я сроду не видал такой". Джим радостно взвизгивал, стремительно высовывал голову из подмышки Есенина и лизал его лицо; когда Есенин читал стихи, Джим внимательно смотрел ему в рот. Перед уходом Есенин долго жал ему лапу: «Ах ты, черт, трудно с тобой расстаться. Я ему сегодня же напишу стихи». И написал! Познакомимся со стихотворением! Стихотворение читает 1 ученик.

Собаке Качалова

 (Дай, Джим, на счастье лапу мне)

Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.
Дай, Джим, на счастье лапу мне.

Пожалуйста, голубчик, не лижись.
Пойми со мной хоть самое простое.
Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,
Не знаешь ты, что жить на свете стоит.

Хозяин твой и мил и знаменит,
И у него гостей бывает в доме много,
И каждый, улыбаясь, норовит
Тебя по шерсти бархатной потрогать.

Ты по-собачьи дьявольски красив,
С такою милою доверчивой приятцей.
И, никого ни капли не спросив,
Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.

Мой милый Джим, среди твоих гостей
Так много всяких и невсяких было.
Но та, что всех безмолвней и грустней,
Сюда случайно вдруг не заходила?

Она придет, даю тебе поруку.
И без меня, в ее уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За все, в чем был и не был виноват.

-Понравилось ли вам стихотворение?

-Все ли слова понятны?

-Какие чувства испытывает лирический герой стихотворения к собаке?

-Чем является слово Джим в предложении «Дай, Джим, на счастье лапу мне»?

ОТВЕТ: Верно. Это обращение.

Тема нашего урока «Обращение в лирике С. Есенина».

Цели урока:

  1. Подробнее познакомиться с обращением.
  2. Узнать отличительные особенности обращений.
  3. Научиться правильно находить обращения в предложениях.

-Что такое обращение?

ОТВЕТ: Обращение –это слово или сочетание слов, которые называют того, к кому обращаются с речью.

-Приведите свои примеры обращений?

-А обращаться можно только к живым существам?

ОТВЕТ: нет. Приведите примеры.

-Молодцы.

-На ваших партах лежат рабочие листы, в них вы сегодня будете работать и текст стихотворения.

Чтобы добиться поставленных целей, возьмите в руки рабочие листы. Выполним задание №1. 1 ученик читает задание.  Сравните 2 предложения. Выделите грамматическую основу предложений. Определите, чем выражены главные члены предложения.

.Выполняют. Запись предложений на доске.

ДОСКА!!!

Джим дал на счастье лапу мне.

Дай, Джим, на счастье лапу мне.


Проверка.

-Определим основные особенности обращений. Какой частью речи является обращение в предложении: Дай, Джим, на счастье лапу мне.

ОТВЕТ: существительное.

- Падеж?

-Верно. И это первая особенность обращений. Они выражаются именем существительным в И. П. И это 1 особенность обращений, которую мы запишем в таблицу задания 2 на наших рабочих листах.

-Понаблюдайте за синтаксической функцией обращения в предложении. Что можем отметить?

ОТВЕТ: обращение не является членом предложения.

-Верно. И это 2 особенность обращений, которую мы запишем в таблицу.

СЛАЙД: Дай, Джим, на счастье лапу мне. Джим, дай на счастье лапу мне. Дай на счастье лапу мне, Джим.

-Что вы можете сказать о месте нахождения обращения в предложении?

ОТВЕТ: в любой части предложения.

- И это третья особенность обращения, которую мы запишем в таблицу.

- На этих же предложениях понаблюдайте за знаками препинания. Как и когда выделяются обращения?

ОТВЕТ: 1 запятая, если в начале предложения, 2 если в середине.

 -Молодцы и это 4 особенность обращений, которую мы запишем в таблицу.

-Найдите в стихотворении С. Есенина «Дай, Джим, на счастье лапу мне» все обращения.

ОТВЕТ: Джим, Джим, голубчик, мой милый Джим. Доска!!!

- Молодцы. Мой милый Джим – это обращение.

-Обращение в лирике С. Есенина занимает особое место. Давайте посмотрим к кому/ чему обращается поэт в своих стихотворениях. Задание №3 на ваших рабочих листах.

Обращения в стихотворениях Сергея Есенина играют ключевую роль, добавляя эмоциональную глубину и создавая уникальную атмосферу, характерную для его стихотворного стиля. Они помогают поэту выражать внутренние переживания, отразить личную связь с природой и миром вокруг, а также усилить драматизм и выразительность произведений.

Одним из главных аспектов использования обращений у Есенина является их способность создавать эффект личного разговора между поэтом и его читателем или окружающим его миром. Через обращения Есенин стремится установить интимный, почти дружеский контакт, взывая к сердцам своих слушателей и создавая у них ощущение непосредственного участия в событиях, о которых он пишет.

В своих стихах Есенин нередко апеллирует к элементам природы: деревьям, рекам, животным. Такие обращения усиливают романтическое восприятие окружающего мира, подчеркивая его красоту и одушевленность. Природа в его работах часто представляется живым существом, с которым можно вести диалог, делиться своими мыслями и чувствами, что способствует более глубокому пониманию лирических образов.



Предварительный просмотр:

Рабочий лист ученика

Задание 1. Сравните 2 предложения. Выделите грамматическую основу предложений. Определите, чем выражены главные члены предложения.

Джим дал на счастье лапу мне.

Дай, Джим, на счастье лапу мне.

Задание 2.  Заполните таблицу.

Обращение

Особенности обращений

1.

2.

3.

4.

Задание 3. Найдите обращения в предложениях. Поставьте недостающие знаки препинания. Определите к кому/чему обращается поэт.

Предложения

К кому обращается поэт?

Цветы скажите мне прощай…

Дорогая сядем рядом…

Пойте в чаще  птахи  я вам подпою…

Дождик дождик полей нашу рожь!

Песни песни о чем вы кричите?

Спаси  Господи люди твоя…

Сыпь ты  черёмуха  снегом…

Ой вы  луга и дубравы  — я одурманен весной…

Я помню любимая помню…

Любимая
Меня вы не любили…

Прядите дни свою былую пряжу…

Вот где Русь твои добрые молодцы…

Ничего родная! Успокойся...

Мир вам рощи луг и липы…

Плюйся ветер охапками листьев…

Эй ямщик неси вовсю!

Стой душа! Мы с тобой проехали через бурный положенный путь…

Эх вы сани!

Почему С. Есенина считают народным поэтом?

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Образ Родины в лирике С. Есенина"

Конспект урока литературы "Образ Родины в лирике С.Есенина" предназначен для проведения урока в 9 классе при изучении раздела "Русская литература ХХ века" по программе В.Я. Коровиной....

Конспект урока "Образ Родины в лирике С. Есенина"

Конспект урока литературы на тему "Образ Родны в лирике Сергея Есенина" создан в рамках учебной программы дя общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной. На уроке учащимся предлаг...

Конспект урока краеведения "Лирика Есенина"

Разработка урока с презентацией...

Конспект урока по литературе "Тема Родины в лирике С. Есенина"

Одной из главных тем в лирике С. Есенина  является тема Родины. Как писал сам поэт: "Чувство Родины - основное в моем творчестве". Именно чувство,  а не тема  было основным  в...

План-конспект урока литературы в 11 классе Тема: Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы. (Тема Дома в лирике С. Есенина).

План-конспект урока литературы в 11 классеТема: Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы. (Тема Дома в лирике С. Есенина).Цели: Показать в развитии художественный образ Дома в творчестве С....

Конспект урока по литературе на тему "Любовная лирика Сергея Есенина".

урок-исследование, призванный показать динамику в развитии  любовной темы в лирике С. Есенина, обозначить специфику поэтических образов; раскрыть красоту и искренность чувств....

Конспект урока по литературе "С.Есенин. Тема Родины в лирике поэта"

Конспект урока по литературе "С.Есенин. Тема Родины в лирике поэта"...