Урок русского языка по теме "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)
Цель урока - обобщение и систематизация знаний об имени существительном, полученных ранее.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
Урока русского языка
На тему
«Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных» 10 класс
Учитель русского языка и литературы
ГКОУ школа-интернат г. Долинска
Бубело Татьяна Викторовна
Урок русского языка
«Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных» 10 класс
Тема урока: «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных».
Цель урока – Обобщение и систематизация знаний об имени существительном полученных в среднем звене.
Задачи: совершенствовать умения учащихся определять род, число и тип склонения существительных, обогатить словарный запас учащихся, развивать монологическую речь, умение выступать перед классом, развивать самостоятельность, воспитывать положительные черты характера.
Форма проведения урока – урок-семинар.
Оборудование урока: компьютер, экран, проектор, заранее заготовленные тесты.
План урока.
- Организационный момент.
- Постановка целей и задач.
- Основная часть (выступления учеников, выполнение заданий).
- Подведение итогов урока (обобщение, выставление оценок).
Ход урока.
- Организационный момент. Приветствие учителя, проверка готовности к уроку.
Фонетическая зарядка.
С-С-С Щ-Щ-Щ
С____ Щ_____
АС-АЩ
СУ-ЩУ
АСА-АЩА
АСЕ-АЩЕ
СУЩЕ
СУЩЕ-СТВИТЕЛЬНОЕ
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
- Постановка целей и задач.
Учитель:
Сегодня у нас не обычный урок, а урок-семинар. Мы должны обобщить знания, обсудить вопросы по этой теме. Наш семинар будет состоять из двух частей – теоретической и практической. В теоретической части мы выслушаем и обсудим ваши выступления, затем во второй части вы выполните практические задания. Итак, давайте начнем семинар «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных».
- Основной этап.
Выступления учеников по заранее подготовленным вопросам.
- Что такое имя существительное?
Ученик: (Ученик выступает по заранее подготовленной презентации)
Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы КТО? ЧТО? обозначает предмет. Например: книга – это слово отвечает на вопрос ЧТО? обозначает предмет книгу.
Учитель: Какие у вас есть дополнения?
Ученик: Имя существительное может обозначать не только предмет, но и явления природы (дождь, ветер), процесс действия (бег, прыжок), события (праздник), животный и растительный мир (медведь, роза). В предложении существительное бывает подлежащим или второстепенным членом предложения (дополнением, обстоятельством).
- Какие непостоянные признаки есть у имени существительного?
Ученик: (Ученик демонстрирует приготовленную презентацию)
У имени существительного есть непостоянные признаки – число и падеж.
Число может быть единственным и множественным. Например: журнал – журналы. Падежей в русском языке – шесть. Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Изменить существительное по падежам значит просклонять или изменить окончание по вопросу.
Учитель: Какие есть добавления по этому вопросу?
Ученик: Есть существительные в русском языке, которые имеют форму только единственного числа: молоко, сметана, любовь, дружба, краснота. И есть существительные, которые имеют форму только множественного числа: ножницы, брюки, очки, каникулы.
- Какие постоянные признаки есть у имени существительного?
Ученик: (Ученик демонстрирует приготовленную презентацию)
Постоянные признаки имени существительного - это одушевленность или неодушевленность, род и тип склонения. Одушевленные существительные отвечают на вопрос КТО? Неодушевленные существительные отвечают на вопрос ЧТО? Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода и относятся к одному из трех типов склонений.
Учитель: Есть какие-либо добавления по постоянным признакам?
Ученик: В русском языке есть существительные общего рода: забияка, сирота, неряха, обжора.
Учитель: Расскажите о трех склонениях имен существительных.
Ученик: Мы вспомнили, что к 1скл относятся существительные м.р. и ж.р. с окончаниями –а, -я. Например: дорога, земля, дедушка. Ко 2скл относятся существительные м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончаниями –о, -е. Например: порт, горизонт, поле. К 3скл относятся существительные ж.р. с нулевым окончанием, оканчивающиеся на Ь.
Учитель: Как определить склонение существительного?
Ученик: Чтобы определить склонение существительного нужно:
- Определить род существительного.
- Определить окончание в И.п. в ед.ч.
- По роду и окончанию определить склонение.
Например: человек. (Ученик подробно рассказывает, как он определяет склонение существительного человек)
Учитель: Зачем нужно уметь определять тип склонения существительных?
Ученик: Чтобы правильно писать безударные падежные окончания существительных, успешно сдать экзамен.
Учитель: Правильно. Далее на уроке мы будем выполнять различные задания и тренироваться определять склонение и род существительного.
Физ. минутка.
- Встаньте, пожалуйста. Я буду называть существительные. Если оно относится к 1скл. – присядьте, если ко 2скл – руки вверх, если к 3скл – сделайте прогиб назад.
Береза, карандаш, сирень, щука, ночь, окунь, осень, тополь, река, мозоль, яблоня, тюль.
- Какие слова вызвали сомнения? (мозоль, тюль )
- Запомните, что мозоль – ж.р., а значит – 3скл., а тюль, шампунь, рояль – м.р., и значит 2скл.
Запись в тетради: мозоль (ж.р.,3скл), тюль(м.р., 2скл), шампунь(м.р., 2скл), рояль(м.р., 2скл).
Задание. Найди лишнее существительное.
( На доске слова)
Пальто, воротник, карман, рукав, платье.
Учитель: Что общего у этих слов? (Значение. Одежда и детали одежды)
Найдите лишнее слово. (Пальто, т.к. это существительное несклоняемое)
Учитель: Что такое несклоняемые существительные?
Ученик: Это сущ., которые во всех падежах имеют одинаковую форму (ед.ч., И.п.)
Учитель: Какие несклоняемые существительные вы знаете?
Ученик: метро, кафе, кофе, ателье, меню, кенгуру, жюри.
Учитель: Запишите их в тетрадь.
Задание.
К именам существительным подберите антонимы, которые относятся к другому склонению.
Учитель: Прочитайте слова. Что такое антонимы?
Ученик: Антонимы – это слова противоположные по значению.
Проводится работа над лексическим значением слов.
Затем дети самостоятельно подбирают антонимы другого склонения и записывают в тетрадь. Проверка.
Задание. Восстановление текста.
Учитель: А вы знаете в каком романе описывается человек, который попал на необитаемый остров? ( Даниель Дефо « Робинзон Крузо»)
Представьте, что к нам попало письмо с необитаемого острова, но оно наполовину размыто водой. Осталось только начало и некоторые слова. Давайте разберемся и восстановим письмо. (Работа в группе, ученики восстанавливают текст)
Учитель: Назовите существительные, которые вы использовали в своем тексте, определите склонение.
Проверочный тест.
Ученики выполняют тест, самопроверка
Подведение итогов.
Учитель: Какую тему мы повторили? Что нового узнали на этом уроке?
Выставление оценок.
Домашнее задание.
Приложение
Тест «Имя существительное»
- Найдите правильный вариант ответа: Морфология изучает…
А) правила постановки знаков препинания;
Б) Слово как часть речи и его формы;
В) правила произношения слов;
Г) состав слова и способы образования слов.
- Найдите правильный вариант ответа: Имя существительное – часть речи, которая изучает…
А) признак предмета;
Б) предмет;
В) признак другого признака;
Г) действие предмета.
- Найдите слово, употребляемое только в единственном числе:
А) асфальт, камень, столб, синева;
Б) косьба, белизна, свежесть, синева;
В) плаванье, столб, дорога;
Г) ходок, ходьба, хождение, переход.
- Существительные, употребляемые только во множественном числе:
А) Семена, рельсы, каникулы;
Б) Брёвна, сани, вожжи
В) сумерки, шахматы, духи;
Г) Берёзы, грабли, обои.
- Найдите существительные общего рода:
А) рабочий, работник, больной,
Б) работяга, скорость, молодость,
В) неряха, выскочка, плакса,
Г) терраса, шасси, регби.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка.5 класс.Существительное как часть речи.Форма проведения:заседание Учёного совета.
Интерес к русскому языку и литературе у моих учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.Мои уроки отличаются глубоким содержанием и разнообразием форм организации учебной деяте...
Конспект урока русского языка "Изменение имён существительных по родам"
В конспекте урока русского языка для учащихся 5 класса коррекционной школы по теме "Изменение имён существительных по родам" использованы коррекционные приёмы и упражнения на развитие высших психическ...

Презентация к уроку русского языка "Правописание сложных существительных,начинающихся с пол-"
В наглядной и доступной форме объяснение сложной орфограммы....

урок Русского языка Падежные окончания существительных
Конспект урока для коррекционной школы VIII вида...

урок Русского языка Падежные окончания существительных
Презентация к уроку "Падежные окончания существительных" для коррекционной школы VIII вида...

Урок русского языка "Употребление суффиксов существительных -ЕК- и -ИК-" 5 класс
Урок русского языка «Употребление суффиксов существительных –ЕК- и –ИК-» (5 класс) Цели: - усвоение правила правописания суффиксов –ек- и –ик-; - развитие логического мышле...
Урок русского языка "Великая битва существительных с глаголами"
Урок - игра обобщит изученное о существительных и глаголах....
