Урок русского языка по теме "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

Бубело Татьяна Викторовна

Цель урока - обобщение и систематизация знаний об имени существительном, полученных ранее. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_imya_sushch.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

Урока русского языка

На тему

«Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных» 10 класс

Учитель русского языка и литературы

ГКОУ школа-интернат г. Долинска

Бубело Татьяна Викторовна

Урок русского языка  

«Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных» 10 класс

 Тема урока: «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных».

 Цель урока – Обобщение и систематизация знаний об имени существительном полученных в среднем звене.

 Задачи: совершенствовать умения учащихся определять род, число и тип склонения существительных, обогатить словарный запас учащихся, развивать монологическую речь, умение выступать перед классом, развивать самостоятельность, воспитывать положительные черты характера.

 Форма проведения урока – урок-семинар.

 Оборудование урока: компьютер, экран, проектор, заранее заготовленные тесты.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Постановка целей и задач.
  3. Основная часть (выступления учеников, выполнение заданий).
  4. Подведение итогов урока (обобщение, выставление оценок).

Ход урока.

  1. Организационный момент. Приветствие учителя, проверка готовности к уроку.

Фонетическая зарядка.

С-С-С      Щ-Щ-Щ

С____      Щ_____

АС-АЩ

СУ-ЩУ

АСА-АЩА

АСЕ-АЩЕ

СУЩЕ

СУЩЕ-СТВИТЕЛЬНОЕ

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

  1. Постановка целей и задач.

Учитель: 

Сегодня у нас не обычный урок, а урок-семинар.  Мы должны обобщить знания, обсудить вопросы по этой теме. Наш семинар будет состоять из двух частей – теоретической и практической. В теоретической части мы выслушаем и обсудим ваши выступления, затем во второй части вы выполните практические задания. Итак, давайте начнем семинар «Имя существительное. Род, число и  склонение имен существительных».

  1. Основной этап.

Выступления учеников по заранее подготовленным вопросам.

  1. Что такое имя существительное?    

Ученик: (Ученик выступает по заранее подготовленной презентации)

 Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы  КТО? ЧТО? обозначает предмет. Например: книга – это слово отвечает на вопрос ЧТО? обозначает предмет книгу.

Учитель: Какие у вас есть дополнения?

Ученик:    Имя существительное может обозначать не только предмет, но и явления природы (дождь, ветер), процесс действия (бег, прыжок), события (праздник), животный и растительный мир (медведь, роза). В предложении существительное бывает подлежащим или второстепенным членом предложения (дополнением, обстоятельством).

  1. Какие непостоянные признаки есть у имени существительного?

Ученик: (Ученик демонстрирует приготовленную презентацию)

У имени существительного есть непостоянные признаки – число и падеж.

Число может быть единственным и множественным. Например: журнал – журналы. Падежей в русском языке – шесть. Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Изменить существительное по падежам значит просклонять или изменить окончание по вопросу.

Учитель: Какие есть добавления по этому вопросу?

Ученик: Есть существительные в русском языке, которые имеют форму только единственного числа: молоко, сметана, любовь, дружба, краснота. И есть существительные, которые имеют форму только множественного числа: ножницы, брюки, очки, каникулы.

  1. Какие постоянные признаки есть у имени существительного?

Ученик: (Ученик демонстрирует приготовленную презентацию)

Постоянные признаки имени существительного - это одушевленность или неодушевленность, род и тип склонения. Одушевленные существительные отвечают на вопрос КТО? Неодушевленные существительные отвечают на вопрос ЧТО? Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода и относятся к одному из трех типов склонений.  

Учитель: Есть какие-либо добавления по постоянным признакам?

Ученик: В русском языке есть существительные общего рода: забияка, сирота, неряха, обжора.

Учитель: Расскажите о трех склонениях имен существительных.

Ученик: Мы вспомнили, что к 1скл относятся существительные м.р. и  ж.р. с окончаниями –а, -я. Например: дорога, земля, дедушка. Ко 2скл относятся существительные м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончаниями –о, -е. Например: порт, горизонт, поле. К 3скл относятся существительные ж.р. с нулевым окончанием, оканчивающиеся на Ь.

Учитель: Как определить склонение существительного?

Ученик: Чтобы определить склонение существительного нужно:

  1. Определить род существительного.
  2. Определить окончание в И.п. в ед.ч.
  3. По роду и окончанию определить склонение.

Например: человек. (Ученик подробно рассказывает, как он определяет склонение существительного человек)

Учитель: Зачем нужно уметь определять тип склонения существительных?

Ученик: Чтобы правильно писать безударные падежные окончания существительных, успешно сдать экзамен.

Учитель: Правильно. Далее на уроке мы будем выполнять различные задания и тренироваться определять склонение  и род существительного.

Физ. минутка.

- Встаньте, пожалуйста. Я буду называть существительные. Если оно относится к 1скл. – присядьте, если ко 2скл – руки вверх, если к 3скл – сделайте прогиб назад.

Береза, карандаш, сирень, щука, ночь, окунь, осень, тополь, река, мозоль, яблоня, тюль.

- Какие слова вызвали сомнения? (мозоль, тюль )

- Запомните, что мозоль – ж.р., а значит – 3скл., а тюль, шампунь, рояль – м.р., и значит 2скл.

Запись в тетради: мозоль (ж.р.,3скл), тюль(м.р., 2скл), шампунь(м.р., 2скл), рояль(м.р., 2скл).

Задание. Найди лишнее существительное.

( На доске слова)

Пальто, воротник, карман, рукав, платье.

Учитель: Что общего у этих слов? (Значение. Одежда и детали одежды)

Найдите лишнее слово. (Пальто, т.к. это существительное несклоняемое)

Учитель: Что такое несклоняемые существительные?

Ученик: Это сущ., которые во всех падежах имеют одинаковую форму (ед.ч., И.п.)

Учитель: Какие несклоняемые существительные вы знаете?

Ученик: метро, кафе, кофе, ателье, меню, кенгуру, жюри.

Учитель: Запишите их в тетрадь.

 

Задание.

К именам существительным подберите антонимы, которые относятся к другому склонению.

                                                                                                

Учитель: Прочитайте слова. Что такое антонимы?

Ученик: Антонимы – это слова противоположные по значению.

Проводится работа над лексическим значением слов.

Затем дети самостоятельно подбирают антонимы другого склонения и записывают в тетрадь. Проверка.

Задание. Восстановление текста.

Учитель: А вы знаете в каком романе описывается человек, который попал на необитаемый остров? ( Даниель Дефо « Робинзон Крузо»)  

Представьте, что к нам попало письмо с необитаемого острова, но оно наполовину размыто водой. Осталось только начало и некоторые слова. Давайте разберемся и восстановим письмо. (Работа в группе, ученики восстанавливают текст)

Учитель: Назовите существительные, которые вы использовали в своем тексте, определите склонение.

Проверочный тест.

Ученики выполняют тест, самопроверка

Подведение итогов.

Учитель: Какую тему мы повторили? Что нового узнали на этом уроке?

Выставление оценок.

Домашнее задание.      

Приложение

Тест «Имя существительное»

  1. Найдите правильный вариант ответа: Морфология изучает…

А) правила постановки знаков препинания;

Б) Слово как часть речи и его формы;

В) правила произношения слов;

Г) состав слова и способы образования слов.

  1. Найдите правильный вариант ответа: Имя существительное – часть речи, которая изучает…

А) признак предмета;

Б) предмет;

В) признак другого признака;

Г) действие предмета.

  1.  Найдите слово, употребляемое только в единственном числе:

А) асфальт, камень, столб, синева;

Б) косьба, белизна, свежесть, синева;

В) плаванье, столб, дорога;

Г) ходок, ходьба, хождение, переход.

  1. Существительные, употребляемые только во множественном числе:

А) Семена, рельсы, каникулы;

Б)  Брёвна, сани, вожжи

В)  сумерки, шахматы, духи;

Г) Берёзы, грабли, обои.

  1. Найдите существительные общего рода:

А) рабочий, работник, больной,

Б) работяга, скорость, молодость,

В) неряха, выскочка, плакса,

Г) терраса, шасси, регби.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка.5 класс.Существительное как часть речи.Форма проведения:заседание Учёного совета.

Интерес к русскому языку и литературе у моих учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.Мои уроки отличаются глубоким содержанием и разнообразием форм организации учебной деяте...

Конспект урока русского языка "Изменение имён существительных по родам"

В конспекте урока русского языка для учащихся 5 класса коррекционной школы по теме "Изменение имён существительных по родам" использованы коррекционные приёмы и упражнения на развитие высших психическ...

урок Русского языка Падежные окончания существительных

Конспект урока  для коррекционной школы VIII вида...

урок Русского языка Падежные окончания существительных

Презентация к уроку "Падежные окончания существительных" для коррекционной школы VIII вида...

Урок русского языка "Употребление суффиксов существительных -ЕК- и -ИК-" 5 класс

Урок русского языка  «Употребление суффиксов существительных  –ЕК- и –ИК-» (5 класс) Цели: - усвоение правила правописания суффиксов –ек- и –ик-; - развитие логического мышле...

Урок русского языка "Великая битва существительных с глаголами"

Урок - игра обобщит изученное о существительных и глаголах....