Интегрированный урок по физике и русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Интегрированный урок по физике и русскому языку 6 класс. Тема "Роль звуков в нашей жизни"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного урока по физике и русскому языку по теме ««Роль звуков в нашей жизни».
».
Цель: изучить звук в окружающем нас мире с точки зрения физики и русского языка.
Задачи: ввести понятие звука в русском языке и физике.
Ввести понятие звуковой волны, познакомится с характеристиками звуков в русском языке и физике.
Слайд 1
Мы живем в звучащем мире.
Звуки всюду нам слышны.
Часто слышим мы в эфире
Сотни звуков тишины.
Вся природа – мир звучащий:
Шелест листьев на ветру,
Дятла стук в глубокой чаще,
Дождь, шумящий поутру.
Есть особенные звуки –
Это музыки полет.
В час веселья и разлуки
Нас прекрасный мир влечет.
Ощущенье света, тени,
Мир прохлады и тепла.
Пестрый мир тревог, волнений
Нам природа в дар дала.
Звуки леса, поля, моря...
Каждый день и каждый час.
Звуки радости и боли
В сердце каждого из нас.
Мир звуков так многообразен,
Богат, красив, разнообразен,
Но всех нас мучает вопрос
Откуда звуки возникают,
Что слух наш всюду услаждают?
Пора задуматься всерьез.
Слайд 2
Учитель РЯ:
Сегодняшний урок нам хотелось бы начать с отрывка из стихотворения С. А. Есенина:
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Как Вы думаете, на что мы в первую очередь обратили внимание при прочтении этого стихотворения?
Этот отрывок о различных звуках (звоны под копытом на снегу, вороны расшумелись на лугу).
Слайд 3
Учитель Ф:
Сегодня мы будем изучать явления, которые называются звуковыми. Запишите тему урока «Роль звуков в нашей жизни».
Часто ли вы сталкиваетесь со звуковыми явлениями?
Да, очень часто. Так часто, что даже и не замечаем многие звуки вокруг.
Сегодня мы познакомимся с понятием звука с точки зрения физики и русского языка, с источниками звука, с наукой, изучающей звуковые явления, с характеристиками звука, сравним звук в физике и в русском языке.
Какова же цель нашего урока?
Цель сегодняшнего урока изучить звук в окружающем нас мире с точки зрения физики и русского языка.
Слайд 4
В теме «Колебания и волны» можно выделить особый раздел, посвященный звукам. И это не случайно.
Учитель РЯ:
Звуки занимают в жизни человека важное место. С помощью звуков мы получаем информацию об окружающем мире, что позволяет нам уверенно ориентироваться в пространстве; получаем наслаждение от звуков природы и музыки; а самое главное - речь, благодаря звуку, мы общаемся с вами; опытный шофер по звуку работающего двигателя может определить неисправности; прослушивая с помощью специальных устройств (фонендоскопа) звуки в организме, можно получить важные сведения о работе сердца и других органов. Большое значение имеет звук также в искусстве, музыке.
Слайд 5
Учитель Ф:
Мы живем в мире самых разнообразных звуков, звуки нас окружают всегда и везде.
Любой уголочек окружающего нас пространства наполнен звуками.
Какие звуки можно услышать на изображенном слайде?
Звуки проезжающего транспорта, сигналы машин, речь и крики людей, звуки насекомых, животных…
Слайд 6
Давайте проведём эксперимент: растянем резиновое колечко между пальцами и щипком заставьте его звучать. Изменяя натяжение, получим разные звуки.
Слайд 7
Что является источником звуковых колебаний?
Колеблющееся тело
Можно ли утверждать, что всякое звучащее тело, колеблется?
Да
Звучит ли всякое колеблющееся тело?
Для ответа на последний вопрос будем совершать колебательные движения, делая взмахи вытянутыми руками.
Слышим звук?
Нет.
Значит, не все колебания в природе являются звуковыми.
Слайд 8
Человеческое ухо способно воспринимать только упругие волны с частотой от 16 до 20000 Гц.
Какое определение можно дать звуковым волнам?
Звук это механические колебания с частотой от 16 Гц до 20000 Гц.
Колебания с частотой меньше 20 Гц называются инфразвуком, а с частотой больше 20000 Гц – ультразвуком.
Слайд 9
Учитель РЯ:
А что же такое звук с точки зрения русского языка?
Человеческая речь состоит из звуков речи.
Звуки речи— это особые звуки, произносимые человеком при устном общении.
Они используются для создания слов и частей слова. По особенностям своего образования и звучания звуки речи делятся на гласные и согласные.
Слайд 10
Гласными называются звуки, при образовании которых воздух свободно проходит через полость рта, не встречая какой-либо преграды. Поэтому гласные звуки состоят только из голоса. Гласные звуки образуют в русском языке слоги (являются слогообразующими).
Слайд 11
В русском языке под ударением выделяют 6 гласных звуков: [а́], [о́], [и́], [ы́], [э́], [у́].
Слайд 12
При образовании согласных звуков воздух встречает в полости рта какую-либо преграду (сомкнутые губы, прижатый к зубам язык и т. д.). Согласные звуки состоят из голоса и шума (звонкие) либо только из шума (глухие). Согласные звуки в русском языке не способны образовывать слоги.
В русском языке 36 согласных звуков
Слайд 13
Учитель Ф:
А что может быть источником звуковой волны? Приведите примеры источников звука.
Струна, динамик, крылья насекомых и птиц, голосовые связки и так далее.
Слайд 14
А теперь давайте обобщим и сделаем вывод какие бывают источники звука: естественные и искусственные.
Искусственным источником звука является камертон. Камертон был изобретен в начале VIII века для настройки музыкальных инструментов. Он состоит из V-образной трубки и резонаторного ящичка, который открыт с одного торца для усиления звука. Стандартный камертон излучает волны с частотой 440 Гц.
Мощным естественным источником звука является грозовой разряд. Рядом с каналом грозового разряда воздух нагревается до высокой температуры и его расширение приводит к образованию ударной волны. Это волна постепенно переходит в звуковые колебания.
Слайд 15
Для распространение звука необходима упругая среда.
В каких средах может распространяться звук?
В газообразных, жидких, твердых.
Слайд 16
В 1660 году Роберт Бойль доказал, что звук не может распространяться в вакууме. Если звучащее тело, например электрический звонок, поставить под колокол воздушного насоса, то по мере откачивания из под него воздуха - звук будет делаться слабее, и наконец, когда под колоколом весь воздух кончится, то звук прекратится.
Слайд 17
Учитель РЯ:
Какими же характеристиками обладает звук. Чтобы в этом разобраться, мы с вами создадим памятку по теме звуки в русском языке.
Первое, что мы запишем, что Гласные звуки бывают ударными и безударными, от ударения может меняться смысл слова. Замок, замок, белки, белки, ирис, ирис, хлопок, хлопок, мука, мука: во́ды, вода́, земля, земли, моря, море, окно, окна, (Подготовить на доске слова, дети ставят ударение)
Слайд 18.
По звучанию и способу образования согласные звуки делятся в русском языке на звонкие и глухие.
Звонкие согласные образуются при участии голосовых связок и состоят из голоса и шума. Глухие согласные образуются без участия голосовых связок и состоят только из шума.
Ребята, какие звонкие и глухие согласные вы знаете дети говорят
Слайд 19
Большинство согласных образуют пары по глухости / звонкости.
[б] — [п] | [б’] — [п’] |
[в] — [ф] | [в’] — [ф’] |
[г] — [к] | [г’] — [к’] |
[д] — [т] | [д’] — [т’] |
[з] — [с] | [з’] — [с’] |
[ж] — [ш] |
Слайд 20
Некоторые согласные являются только глухими или только звонкими. Они не образуют пар по глухости / звонкости.
Только глухие согласные: [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].
Слайд 21
Только звонкие согласные: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
В потоке речи в определенных позициях парные звонкие согласные меняются на глухие (оглушаются), а парные глухие — на звонкие (озвончаются).
Слайд 22
По звучанию и способу образования согласные звуки делятся в русском языке на твердые и мягкие.
Мягкие согласные образуются при участии средней части языка и имеют особое, «мягкое» звучание. Твердые согласные образуются без участия средней части языка и имеют «твердое» звучание.
Большинство согласных образуют пары по твердости / мягкости.
[б] — [б’] | [л] — [л’] | [т] — [т’] |
[в] — [в’] | [м] —[м’] | [ф] — [ф’] |
[г] — [г’] | [н] — [н’] | [х] — [х’] |
[д] — [д’] | [п] — [п’] | |
[з] — [з’] | [р] — [р’] | |
[к] — [к’] | [с] — [с’] |
Некоторые согласные являются только твердыми или только мягкими. Они не образуют пар по твердости / мягкости.
Слайд 23
Ребята, давайте сделаем вывод, что же такое звук в русском языка и дадим определение науке фонетика.
Фонетика — раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, ударение, слог.
Слайд 24
Выполним упражнение устно по цепочке.
Слайд 25
Учитель Ф:
С физической точки зрения звук характеризуется громкостью, высотой и тембром.
Громкость звука зависит от амплитуды колебаний: чем больше амплитуда колебаний, тем громче звук. Единица измерения громкости – децибел. Например, шепот имеет громкость ≈20 дБ, будильник – 80 дБ, реактивный самолет – 130 дБ. Болевой порог громкости примерно 130 дБ. Шум оказывает неблагоприятное действие на здоровье человека. Человек становится раздражительным, быстро утомляется, снижается работоспособность, возможны нервные расстройства.
слайд 26
Высота определяется частотой. Чем больше частота, тем звук будет выше. Звуки человеческого голоса по высоте делят на несколько диапазонов:
бас – 80–350 Гц,
баритон – 110–149 Гц,
тенор – 130–520 Гц,
дискант – 260–1000 Гц,
сопрано – 260–1050 Гц,
колоратурное сопрано – до 1400 Гц.
Слайд 27
Тембром называется окраска звука. Дело в том, что произвольные звуковые колебания довольно сложные. Они состоят из набора отдельных колебаний, говорят спектра колебаний. Самый низкий тон называется основным тоном, а более высокие тона - обертонами. В совместном звучании основной тон и обертоны создают тембр звука, или свою окраску звука. Именно тембр позволяет различать звуки, издаваемые различными инструментами и различать голос одного человека от другого. Тембр - это индивидуальная характеристика звука, она зависит от набора частот, из которых состоит звук.
Слайд 28
Теперь давайте подведем итоги нашего урока и вспомним что нового мы сегодня узнали:
С какими явлениями мы сегодня познакомились?
Как определяет звук физика, а как русский язык?
Какие характеристики имеет звук в русском языке, а какие в физике?
Сегодня на уроке мы увидели, что даже у таких разных и далеких предметов как русский язык и физика есть что-то общее, а это еще раз показывает, как тесно все переплетено в нашем мире.
Памятка фонетического разбора слова
Спасибо за урок. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока:"Мера человеческого в человеке" ( Интегрированный урок по биологии и русскому языку.)
Интегрированный урок по биологии и русскому языку.Учитель биологии : Журавлева Л. В.Учитель русского языка: Винокурова Л.В.г. Саранск РМ. 10 класс....
Интегрированный урок по математике и русскому языку по теме "Путешествие в страну Числяндию, или как Математика с Русским языком подружились" 6 класс
Урок-путешествие...

Интегрированный урок по математике, информатике, русскому языку по теме "Язык и логика" + презентация к данному уроку
Интегрированный урок "Язык и логика" способствует формированию представления об отдельных учебно-логических умениях (сравнении, понятии, доказательстве), как эффективных инструментах позна...
Конспект интегрированного урока по учебным предметам «Русский язык» и «Иностранный язык (английский)»
Данный урок проводился в 11 классе. Урок был интегрированным между предметами: Русский язык и английский язык. В результате проведения интегрированных уроков стимулируется познавательная деятель...

Методическая разработка. Интегрированный урок в 6 классе (русский язык, английский язык с применением компьютерных технологий)
Ученики часто задают нам вопросы о том, как появляются новые слова. Этот урок посвящён этимологии....

Интегрированный урок "Местоимения" (5 класс, русский язык и английский язык)
При разработке данного урока была поставлена одна из важных образовательных проблем: пробуждение интереса школьников к изучению русского языка и английского языка через межпредметные связи. Материал у...
Методическая разработка интегрированного урока по учебным предметам «Русский язык» и «Английский язык»
Урок построен в рамках системно-деятельностного подхода, используется технология проблемного обучения и технология сотрудничества (работа в парах). Цель урока: формирование интереса у учащихся к изуче...
