Дополнительная общеобразовательная программа (платные услуги) «Тайны русского языка»
рабочая программа по русскому языку
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Тайны русского языка» предназначена для обучающихся 11-13 лет и направлена на формирование умений у школьников знаний и навыков необходимых для овладения словесным творчеством. Программа ориентирована на учащихся, которые только открывают для себя богатство и глубину русского языка. Обучающиеся приобретают компетенции, необходимые для развития творческих способностей. Реализация программы способствует развитию логического и образного мышления, групповой работы и проектной деятельности. Полученные знания и навыки обеспечивают основу для дальнейшего изучения литературного языка, повышать личную языковую компетенцию.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 113.1 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Администрация города Губкинского
Управление образования Администрации города Губкинского
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9» города Губкинского
РАССМОТРЕНО на методическом совете Протокол № 1 от «29» августа 2025 г. | СОГЛАСОВАНО на педагогическом совете Протокол № 1 от «29» августа 2025 г.
| Утверждено приказом по МБОУ «СОШ №9» от 01.09.2025 №92 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
(платные услуги)
«Тайны русского языка»
Направленность: социально-гуманитарная
Вид деятельности: развитие навыков коммуникации
Уровень программы: базовый
Срок реализации:1 год
Возраст учащихся:11-13 лет
Составитель программы:
Вахтомина Наталья Анатольевна,
учитель русского языка и литературы,
первая квалификационная категория
Губкинский
2025
Паспорт программы
Название программы | «Тайны русского языка» |
Учреждение реализующее программу | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ№9» |
Автор/ составитель программы | Вахтомина Наталья Анатольевна |
Аннотация | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Тайны русского языка» предназначена для обучающихся 11-13 лет и направлена на формирование умений у школьников знаний и навыков необходимых для овладения словесным творчеством. Программа ориентирована на учащихся, которые только открывают для себя богатство и глубину русского языка. Обучающиеся приобретают компетенции, необходимые для развития творческих способностей. Реализация программы способствует развитию логического и образного мышления, групповой работы и проектной деятельности. Полученные знания и навыки обеспечивают основу для дальнейшего изучения литературного языка, повышать личную языковую компетенцию. |
Год разработки программы | 2025 год |
Где, когда и кем утверждена программа | ЯНАО, г. Губкинский, ул. Железнодорожная, 5»б», МБОУ «СОШ№9» |
Программа рассмотрена | Педагогическим советом протокол «29» августа 2025 г №1 |
Вид дополнительной общеобразовательной программы | Общеразвивающая |
Направленность | Социально-гуманитарная |
Вид деятельности в рамках направленности | Развитие навыков коммуникации |
Уровень программы | Базовый |
Форма обучения по программе | Очная |
Разделы программы | 1 Раздел «О слове» (11 часов) 2 Раздел «Старое и новое в слове» (10 часов) 3.Раздел «Слово и его системные отношения» (14 часов) 4.Раздел «Лексическое богатство русского языка»(23 часа) 5.Раздел «Речевая культура» (10 часов) |
Охват детей по возрастам | 11-13 лет |
Срок реализации программы | 1 год |
Взаимодействие учреждения реализующего программу с организациями, учреждениями, профессиональными сообществами | Не планируется |
Финансирование программы | Социальный сертификат |
Вид программы по степени авторского вклада | Авторская программа |
Раздел №1. Комплекс основных характеристик образования
1. 1 Пояснительная записка
Курс общеобразовательной общеразвивающей программа «Тайны русского языка» предназначена для обучающихся 5-6 классов. Программа составлена в соответствии с:
- Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 1 сентября 2020 г Федеральный закон от 31 июля 2020 г N 304 ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся") (далее – ФЗ)
-Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение 678-р от 31.03.2022 г.);
-Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
-Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых";
- Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
- Устав (МБОУ «СОШ №9»)
и с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, обучающихся на занятиях и спецификой работы учреждения.
1. 2 Направленность программы
Программа направлена на формирование у школьников знаний и навыков необходимых для овладения словесным творчеством. Словесность, в широком смысле - это способность выражать мысли и чувства устно и письменно. В узком смысле, словесность – это искусство слова, совокупность произведений устной народной словесности и произведений, созданных писателями. При этом язык является материалом словесности, таким образом, следующий курс направлен на рассмотрение богатейших фонетических, лексических, фразеологических, словообразовательных, грамматических ресурсов языка, различных форм словесного выражения содержания, специальных изобразительных средств языка. Направленность данной программы является социально-гуманитарной.
1.3 Вид деятельности
Развитие навыков коммуникации
1. 4 Актуальность программы
заключается в том, чтобы ввести учащихся в сложный и увлекательный мир русской речи, показать слово как бы изнутри, вскрыть таящиеся в нём возможности, способствует развитию мотивации к обучению русскому языку и литературе. Потребность проникновения в глубину слова обусловлена всё чётче проявляющейся проблемой современной речевой культуры.
1.5 Новизна и отличительные особенности
данного курса заключается в том, что предполагает дальнейшее расширение темы от слова к словесности, развивает умения, идя от слов к смыслу, понимать художественное произведение как явление искусства слова. Формирует коммуникативную компетенцию учащихся, программный курс развивает способность к собственному речетворчеству, учит применять логически точные и выразительные словообразы для выражения мысли и чувства в собственных письменных высказываниях, учит творческому употреблению родного языка.
Отличительной особенностью является и использование нестандартных материалов при выполнении различных проектов.
- устанавливают вариативность сроков программ;
- детально описывают условия их реализации;
- систематизируют и уточняют требования к результатам;
- оптимизируют требования к основной образовательной и рабочей программам.
- соответствует положениям закона «Об образовании в Российской Федерации»;
1.6 Отличительные особенности данной программы
∙ обеспечение углублённого изучения понятий, рассматриваемых в основном курсе;
∙ в центре внимания на занятиях - применение сформированных навыков при выполнение практических заданий;
∙ демократический, а не авторитарный стиль работы учителя. Ведь учащиеся сами «идут навстречу» учению, которое учитель для них организует;
∙ индивидуальный подход к каждому ученику при изучении курса;
∙ данные занятия позволяют учащимся убедиться в устойчивости своих интересов, глубже знать и критически оценивать свои возможности, то есть данная программа расширяют и углубляют знания и умения, приобретаемые школьниками при изучении основного курса.
1.7 Педагогическая целесообразность программы Педагогическая целесообразность реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Тайны русского языка» заключается в её соответствии возрастным и познавательным особенностям обучающихся 11–13 лет, а также в применении современных педагогических технологий, позволяющих достичь заявленных образовательных целей.
Данный период учащихся характеризуется стремлением и высокой мотивацией к знаниям, потребностью в социальном общении, интересом к богатству и разнообразию родного языка и деятельностным формам обучения. (Л. С. Выготский, Л. И. Божович).
С учётом этих особенностей программа реализует:
- деятельностный подход — освоение через практическую деятельность (создание проектов, участие в интеллектуальных играх, работа со словарным языковым запасом);
- компетентностный подход — формирование языковой компетенции, включая образное и логическое мышление;
- личностно-ориентированный подход — построение индивидуальных образовательных маршрутов и работа в собственном темпе;
- проектное обучение и технологии сотрудничества — выполнение групповых проектов, подготовка к олимпиадам и конкурсам;
- разноуровневое обучение — система заданий разной сложности для учета подготовки и интересов обучающихся.
Таким образом, программа направлена прежде всего на формирование устойчивых предметных и метапредметных результатов в области изучения русского языка, а также на развитие личностных качеств, значимых для дальнейшего профессионального выбора.
1.8 Адресат программы:
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной программы, варьируется от 11 до 13 лет. Прием в объединение осуществляется по желанию и рекомендации педагога. Для принятия в объединение не нужна какая-либо творческая одаренность, тогда как навыки осознанности и трудового усердия будут в приоритете.
Программа также ориентирована на детей с ОВЗ, для которых созданы условий для развития технического мышления личности обучающегося, направлена на повышение уверенности ребенка в себе, в своих силах, что позволяет выстраивать образовательную деятельность с полным учетом этих особенностей.
1.9 Объём и срок освоения программы
Объем программы – 68 часов.
Срок реализации Программы - 1 год.
1.10 Форма обучения: Очная
1.11 Уровень освоения программы:
Базовый уровень. Здесь ребенок овладевает основами деятельности, зачастую на репродуктивном уровне, но бывает, что уже с элементами творчества. Поэтому задачи при освоении базового уровня содержания ставятся другие: дать знания, сформировать навыки, обучить приемам, научить взаимодействовать, формировать нравственные качества личности.
1.12 Особенности организации образовательного процесса
Традиционная модель реализации программы представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение одного или нескольких лет обучения в одной образовательной организации.
1.13 Организационные формы обучения.
1. Практическое занятие. 2. Урок – беседа. 3. Урок – дискуссия. 4. Урок – диалог - обмен мнениями. 5. Практическое занятие, развивающее навыки и умения. 6. Урок с использованием ролевых игр
1.14 Режим занятий
В соответствии с нормами СанПин 2.4.3648-20 занятия проводятся 2 раз в неделю. Продолжительность занятий – 2 академических часа.
1.15 Цель
Формирование у школьников определённой системы филологических понятий, которые обеспечат осознание языковых истоков образности и выразительности художественного текста. Смысл любого слова, любого словесного образа может быть прояснен только тогда, когда это слово (или словесный образ) подключён к энергетической сети всего произведения. Тогда каждое слово-образ, каждая деталь загорится ярким светом, осветит изнутри сокровища всего поэтического создания, и произведение предстанет перед читателем во всей художественной полноте. Для того чтобы раскрыть ученикам всё произведение в полном объёме, перед учителем
Задачи дополнительной общеобразовательной программы:
Обучающие
- Организовать наблюдение за тем, как выдающиеся мастера русского слова работают над языком своих произведений, сопоставлять черновые варианты рукописей и окончательный текст. Такие наблюдения наглядно показывают суть процесса совершенствования художественного текста, открывают истинный смысл выражения «муки творчества».
- Наблюдение за языком художественного произведения необходимо сочетать с поисками наиболее точной и выразительной интонации, мимики, жестов, позы, которые помогут передать авторский замысел и собственное отношение к художественному созданию.
- Для более глубокого погружения в процесс словесного творчества учащимся необходимо самостоятельно проводить анализ языка художественного произведения. Не менее важной задачей для понимания творческого процесса является собственное сочинение в разных жанрах (стихи, небольшие прозаические фрагменты, статьи в публицистическом жанре и др.).
- Для формирования художественного вкуса юный читатель должен иметь широкий эстетический кругозор, поэтому важной задачей преподавателя является организация изучения литературного произведения в сравнении с произведениями других родов искусств (живописи, графики, музыки, хореографии, кинематографа и т.п.).
Развивающие
- развивать творческие способности и логическое мышление обучающихся;
- развивать образное мышление и умение выражать свои мысли;
- содействовать пониманию учащимися художественного текста через восприятие словесно-художественных образов.
Воспитательные
- получить опыт работы в творческих группах;
- ведение научно-исследовательской и проектной деятельности в области филологии;
создавать условия для эмоционально-эстетического восприятия текста, укреплять потребность к речевому самосовершенствованию;
- способствовать формированию общеучебных и универсальных учебных действий (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы выстроено в логике поэтапного формирования у обучающихся языковых компетенций и образного мышления . Программа включает пять тематических разделов:
Раздел 1- «О слове» (11 часов),
Раздел 2- «Старое и новое в слове» (10 часов).
Раздел 3 - «Слово и его системные отношения» (14 часов)
Раздел 4 – «Лексическое богатство русского языка» (23 часа).
Раздел 5 – «Речевая культура» (10 часов).
Первый раздел направлен на актуализацию и систематизацию ранее освоенного материала, формирование базовой теории о происхождении слов и назначении языка.
Второй раздел ориентирован на углублённое изучение народного слова в литературном языке, обращение к истории языка позволяет понять, как формировались крылатые слова и выражения.
Третий раздел актуализирует теорию о активном и пассивном запасах слов, предлагает практические занятия по изучению лингвистических словарей.
Четвертый раздел анализирует лексические ресурсы языка, раскрывает роль синонимии и омонимии в лингвистике, появление неологизмов и целесообразность обращения к устаревшим словам через исследовательскую деятельность.
Пятый раздел совершенствует речевую культуру, орфоэпические, лексические, грамматические, синтаксические нормы литературного языка.
Программа реализуется на базовом уровне, содержание подобрано с учётом возможности включения обучающихся с разным уровнем подготовки. Для этого используются технологии разноуровневого и адаптивного обучения, позволяющие варьировать глубину проработки материала в зависимости от способностей и темпа освоения темы конкретным обучающимся. Также предусмотрена индивидуальная работа с детьми с особыми образовательными потребностями, в том числе обучающимися с ОВЗ, с опорой на принципы инклюзивного образования.
Организация образовательного процесса включает чередование теоретических блоков, практических занятий, проектных заданий и аттестационных форм контроля, а также поэтапную рефлексию обучающихся. Практическая часть доминирует в структуре содержания (более 50% времени) . Такое построение содержания способствует не только эффективному усвоению материала, но и развитию образного и логического мышления.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
Учебный план
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Форма аттестации/контроля | |||
Теория | Практика | Всего | ||||
1 |
| 8 | 2 | 11 | Практическое задание 1 | |
2 | «Старое и новое в слове» | 7 | 2 | 10 | Практическое задание 1 | |
3 | «Слово и его системные отношения» | 9 | 4 | 14 | Практическое занятие 1 | |
4 | «Лексическое богатство русского языка» | 17 | 5 | 23 | Практическое занятие 1 | |
5 | «Речевая культура» | 8 | 1 | 10 | Практическое занятие 1 | |
Всего | 49 | 16 | 68 | 5 | ||
Содержание курса
Раздел 1. О слове. (11 часов)
Теория:Из истории письменности. Начальные сведения о происхождении слов. Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему-либо.
Практика: Закрепление в словесных произведениях результатов познания мира и самопознания человека, нравственных устоев общества.
Значение языка для жизни общества. Слово-заповедь.
Работа с этимологическим словарём.
Раздел 2. Старое и новое в слове. (10 часов)
Теория: Народное слово в литературном языке. Из истории слов и выражений.
Практика: Почему мы так говорим.
Раздел 3. Слово и его системные отношения. (14 часов)
Теория: Сколько слов в русском языке. Сколько мы знаем слов. Активные и пассивные слова. Группы слов.
Практика: Лингвистические словари.
Раздел 4. Лексическое богатство русского языка. (23 часа)
Теория: Лексическое значение слова. Способы определения значения слова. Слова однозначные и многозначные. Употребление многозначных слов в произведениях словесности. Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественных произведениях. Синонимы и антонимы, их роль в художественных произведениях. Неологизмы, устаревшие слова. Их значение в произведении. Фразеологизмы, их способность придавать произведению разговорную или книжную окраску.
Практика: Работа с толковыми словарями. Употребление лексических ресурсов языка в собственных высказываниях.
Раздел 5. Речевая культура. (12 часов)
Теория: Языковые нормы: орфоэпические, лексические, грамматические, синтаксические.
Практика: Написание творческих работ.
1.8 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
«Тайны русского языка»
№ | Название темы | Количество часов | Методы обучения | ||
Всего | Теоретическая часть | Практическая часть | |||
Раздел 1. «О слове» | |||||
1 раздел. Введение. | 3 | 3 | |||
Из истории письменности. | 1 | 1 | Словесно-наглядные | ||
Из истории письменности | 1 | 1 | Словесно-наглядные | ||
Начальные сведения о происхождении слов. | 1 | 1 | Словесно-наглядные | ||
Назначение языка. | 1 | 1 | Словесно-наглядные | ||
Словесное произведение как результат познания мира и утверждения нравственных устоев общества | 1 | 1 | Словесно-наглядные | ||
Словесное произведение как результат познания мира и утверждения нравственных устоев общества. | 1 | 1 | Словесно-наглядные. Проблемно-поисковый. | ||
Словесное произведение как результат познания мира и утверждения нравственных устоев общества. | 1 | 1 | Словесно-наглядные | ||
Значение языка для жизни общества. | 1 | 1 | Проблемно-поисковый. | ||
Значение языка для жизни общества. | 1 | 1 | Словесно-наглядные. | ||
Слово-заповедь. | 1 | 1 | Проблемно-поисковый. | ||
Слово-заповедь. | 1 | 1 | Словесно-наглядные. | ||
Раздел 2. «Старое и новое в слове» | |||||
Старое и новое в слове | 1 | 1 | Словесно-наглядные. | ||
Из истории слов и выражений. | 1 | 1 | Проблемно-поисковый. | ||
Из истории слов и выражений. | 1 | 1 | Словесно-наглядные. | ||
Из истории слов и выражений | 1 | 1 | Проблемно-поисковый. | ||
Народное слово в литературном языке. | 1 | 1 | Проблемно-поисковый. | ||
Народное слово в литературном языке. | 1 | 1 | Проблемно-поисковый. | ||
Почему мы так говорим | 1 | 1 | Проблемно-поисковый. | ||
Почему мы так говорим | 1 | 1 | Проблемно-поисковый. | ||
Почему мы так говорим | 1 | 1 | Проблемно-поисковый. | ||
Литературный калейдоскоп. | 1 | 1 | Проблемно-поисковый. | ||
Раздел.3 «Слово и его системные отношения» | |||||
Слово и его системные отношения. | 1 | 1 | Проблемно-поисковый. | ||
Слово и его системные отношения | 1 | 1 | Словесно-наглядные. | ||
Сколько слов в русском языке? | 1 | 1 | Проблемно-поисковый. | ||
Сколько слов в русском языке? | 1 | 1 | Словесно-наглядные. | ||
Сколько мы знаем слов? | 1 | 1 | Проблемно-поисковый. | ||
Сколько мы знаем слов? | 1 | 1 | Проблемно-поисковый. | ||
Активный и пассивный запас русского языка. | 1 | 1 | Проблемно-поисковый. | ||
Активный и пассивный запас языка. | 1 | 1 | Словесно-наглядные. | ||
Активный и пассивный запас языка. | 1 | 1 | Проблемно-поисковый. | ||
Живые и мертвые языки. | 1 | 1 | Словесно-наглядные. | ||
Живые и мертвые языки. | 1 | 1 | Проблемно-поисковый. | ||
Трансформация слов в современном русском языке. | 1 | 1 | Проблемно-поисковый. | ||
Трансформация слов в современном русском языке. | 1 | 1 | Проблемно-поисковый. | ||
Трансформация слов в современном русском языке. | 1 | 1 | Проблемно-поисковый. | ||
Раздел 4. «Лексическое богатство русского языка» | |||||
Лексическое значение слова. | 1 | 1 | Словесно-наглядные. | ||
Лексическое значение слова. | 1 | 1 | Проблемно-поисковый. | ||
Лексическое значение слова. | 1 | 1 | Проблемно-поисковый. | ||
Способы определения значения слова. | 1 | 1 | Словесно-наглядные. | ||
Способы определения значения слова. | 1 | 1 | Проблемно-поисковый. | ||
Слова однозначные и многозначные. | 1 | 1 | Проблемно-поисковый. | ||
Слова однозначные и многозначные. | 1 | 1 | Словесно-наглядные. | ||
Слова однозначные и многозначные. | 1 | 1 | Проблемно-поисковый. | ||
Пополнение словарного запаса из других языков. | 1 | 1 | Словесно-наглядные. | ||
Пополнение словарного запаса из других языков. | 1 | 1 | Проблемно-поисковый. | ||
Пополнение словарного запаса из других языков. | 1 | 1 | Зачет. Практическая работа. | ||
47 | Пополнение словарного запаса из других языков. | 1 | 1 | Беседа | |
48 | Пополнение словарного запаса из других языков. | 1 | 1 | Опрос, беседа | |
49 | Омонимы, омографы, омоформы. | 1 | 1 | Опрос, беседа | |
50 | Омонимы, омографы, омоформы. | 1 | 1 | Опрос, беседа | |
51 | Паронимы | 1 | 1 | Опрос, беседа | |
52 | Паронимы | 1 | 1 | Опрос, беседа | |
53 | Идиомы | 1 | 1 | Опрос, беседа | |
54 | Идиомы. | 1 | 1 | Беседа, практика | |
55 | Идиоматические выражения разных народов. | 1 | 1 | Беседа, опрос, | |
56 | Крылатые выражения. | 1 | 1 | Беседа, опрос, Опрос, беседа | |
57 | Крылатые выражения. | 1 | 1 | Беседа, опрос, программа | |
58 | Лексическое богатство русского языка. | 1 | 1 | Беседа, практика | |
Раздел 5. «Речевая культура» | |||||
59 | Можно ли писать без букв? Когда возникла письменность? | 1 | 1 | Беседа | |
60 | «Фонемные и нефонемные» правила | 1 | 1 | Модель, программа | |
61 | «Фонемные и нефонемные» правила | 1 | 1 | Самостоятельная работа | |
62 | Орфоэпические нормы языка. | 1 | 1 | Беседа, презентация | |
63 | Орфоэпические нормы языка. | 1 | 1 | Беседа, опрос | |
64 | Лексические нормы языка | 1 | 1 | Соревнования | |
65 | Орфографические нормы языка | 1 | 1 | Беседа, опрос | |
66 | Синтаксические нормы языка | 1 | 1 | Беседа, презентация | |
67 | Синтаксические нормы языка | 1 | 1 | ||
68 | Итоговый урок | 1 | 1 | Деловая игра | |
ИТОГО | |||||
Всего 68 часов.
Планируемые результаты.
Предметные:
Учащиеся:
∙ Будут понимать смысл основных филологических терминов, правильно произносить и адекватно использовать;
∙ Смогут использовать знания из области филологии
∙ Приобретут навыки грамотного написания творческих работ;
∙ Расширят представление о образных возможностях русского языка.
Метапредметные
Учащиеся:
∙ Смогут применять знания из разных областей филологии;
∙ Получить навыки работы с разными источниками информации, как в печатном (бумажном), так и в электронном виде;
∙ Усовершенствовать творческие навыки написания работ разных жанров;
∙ Смогут использовать свои знания для самостоятельного проведения исследований текстов разных стилей;
∙ Усовершенствовать умения работать индивидуально и в группе.
Личностные
Учащиеся смогут:
∙ Получить социальный опыт участия в индивидуальной и командной работе;
∙ Найти свои методы и востребованные навыки для продуктивного участия в командной работе;
∙ Убедиться в ценности взаимовыручки, поддержания доброжелательной обстановки в коллективе;
∙ Укрепить и усовершенствовать в себе чувство самоконтроля и ответственности за вверенные ценности;
∙ Развить внимательное и предупредительное отношение к окружающим людям и оборудованию в процессе работы.
Календарный учебный график
Начало учебных занятий – 1 сентября
Окончание учебных занятий – 26 мая
Количество учебных недель – 34
1 год обучения для обучающихся 5-6 класса
1 полугодие – 16 недель, с 01 сентября 2025 года по 31 декабря 2025 года
2 полугодие – 17 недель, с 09 января 2025 года по26 мая 2026 года
Учебный год для обучающихся состоит из 2-х полугодий, включая каникулярное время.
Учебный период | Дата | Продолжительность | ||
Начало | Окончание | Количество учебных недель | Количество рабочих дней | |
1 полугодие | 01.09. 2025 | 31.12. 2025 | 16 | 68 |
2 полугодие | 09. 01. 2026 | 31.05. 2026 | 17 | 74 |
Итого в учебном году | 34 | 134 | ||
Режим работы образовательной организации:
Период учебной деятельности | Продолжительность |
Учебная неделя (дней) | 5 дней |
Урок (минут) | 40 минут |
Перерыв (минут) | 10 минут |
Периодичность промежуточной аттестации | По темам |
Распределение образовательной недельной нагрузки
Направление деятельности | Недельная нагрузка по группам |
Учебная деятельность | 2часа |
Организация промежуточной и итоговой аттестации
Сроки промежуточной аттестации:
I полугодие с 16.12.2025 по 25.12.2025
II полугодие с 18.05.2026 по 26.05.2026
Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 Раздел « О слове» | ||||||||
1/1 5/5 6/6 7/7 8/8 9/9 10/10 11/11 | Сентябрь Октябрь | Теория- 8ч (беседа) Практика- 2 ч | 11 ч | Ознакомление с темами программы | Учебный кабинет | Практическое занятие 1 | ||
2 Раздел «Старое и новое в слове» | ||||||||
12/12 17/17 18/18 19/19 20/20 21/21 | Октябрь Ноябрь |
| Теория-7 ч. (обмен мнениямирия)
Практика- 2 ч | 10 ч | Повторение тем с базового уровня | Учебный кабинет | Игровая викторина 1 | |
3.Раздел «Слово и его системные отношения» | ||||||||
22/22 28/28 29/29 30/30 31/31 33/33 34/34 35/35 | Ноябрь Декабрь | Теория- 9 ч (ролевые игры) Практика- 4 ч | 14ч | Изучение нового материала | Учебный кабинет | Практическое занятие 1 | ||
4 Раздел «Лексическое богатство русского языка» | ||||||||
36/36 37/37 38/38 39/39 40/40 41/41 42/42 43/43 44/44 45/45 46/46 47/47 48/48 49/49 50/50 51/51 52/52 53/53 54/54 55/55 56/56 57/57 58/58 | Декабрь Январь Февраль Март | Рассказ-беседа1 Теория- 16 Практика- 5 | 23 ч | Изучение нового материала | Учебный кабинет | Творческая работа.1 | ||
5 Раздел «Речевая культура» | ||||||||
59/59 63/63 64/64 65/65 66/66 67/67 68/68 | Апрель Май | Рассказ-беседа1 практическое занятие, групповая творческая работа Теория- 7 ч Практика- 1 (чпрактическое занятие, групповая творческая работ) | 10 ч | Закрепление навыков | Учебный кабинет | Защита творческих проектов1 | ||
Условия
реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
Данный перечень представляет собой требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса, предъявляемые при реализации образовательных услуг. Они включают перечни книгопечатной продукции, демонстрационных печатных пособий, компьютерных и информационно-коммуникационных средств, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий. Выбор помещения и его рациональная планировка определяется санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами (СанПиН 2.4.2 178–02). Помещение кабинета информатики должно быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к реализации программы.
Методические комплексы, состоящие из: информационного материала, технологических и инструкционных карт; действующей выставки изделий воспитанников; методических разработок и планов конспектов занятий; методических указаний и рекомендаций к практическим занятиям
Печатные пособия
Информационный материал;
Художественные тексты из произведений.
Инернет-ресурсы
Интернет–ресурсы, рекомендуемые педагогам
Федеральный портал «Российское образование» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.edu.ru.
Международная федерация образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mfo–rus.org.
Образование: национальный проект [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rost.ru/projects/education/education_main.shtml
Сайт министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mon.gov.ru.
Планета образования: проект [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.planetaedu.ru.
ГОУ Центр развития системы дополнительного образования детей РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dod.miem.edu.ru.
Российское школьное образование [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://www.school.edu.ru
Портал «Дополнительное образование детей» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vidod.edu.ru
Технические средства обучения
Мультимедийный проектор
Интерактивная доска
Учебно-практическое оборудование
Классная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления постеров и таблиц.
Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев (по количеству слушателей)
Стол учительский с тумбой
Шкафы для хранения учебных пособий, дидактических материалов
Формы аттестации
Время проведения | Цель проведения | Формы контроля |
Начальный или входной контроль | ||
В начале учебного года | Определение уровня развития детей, их творческих способностей, интеллектуальных умений | Беседа, опрос, тестирование, анкетирование, мониторинг, наблюдение |
Текущий контроль | ||
В течение всего учебного года | Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности воспитанников в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Проявления творческих способностей Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. | Педагогическое наблюдение, опрос, контрольное занятие, самостоятельная работа, тестирование |
Промежуточная аттестация | ||
По окончании полугодия, года | Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение результатов обучения. Выяснение уровня самооценки обучающихся, осознание обучающимися значимости занятий. | Выставка, творческая работа, опрос, контрольное занятие, открытое занятие, самостоятельная работа, наблюдение, педагогический мониторинг |
Итоговый контроль | ||
В конце курса обучения | Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование обучающихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения. Определение уровня освоения обучающимися образовательной программы. | Защита творческих проектов выпускников; выставки обучающихся. итоговая выставка лучших творческих работ обучающихся, самостоятельная работа, наблюдение, педагогический мониторинг |
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Обучающиеся имеют возрастную категорию детей от 11 до 13 лет.
Формы работы – индивидуальные и групповые. Дополнительное образование детей в целом и его воспитательную составляющую в частности нельзя рассматривать как процесс, восполняющий пробелы воспитания в семье и образовательных учреждениях разных уровней и типов. И, конечно же, дополнительное образование – не система психолого-педагогической и социальной коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков. Дополнительное образование детей как особая образовательная сфера имеет собственные приоритетные направления и содержание воспитательной работы с обучающимися.
1.Целевой - цель, задачи, целевые ориентиры воспитания
Воспитывающая деятельность детского объединения дополнительного образования имеет две важные составляющие – индивидуальную работу с каждым обучающимся и формирование детского коллектива. Организуя индивидуальный процесс, педагог дополнительного образования решает целый ряд педагогических задач:
- помогает ребенку адаптироваться в новом детском коллективе, занять в нем достойное место;
- выявляет и развивает потенциальные общие и специальные возможности и способности обучающегося;
- формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному саморазвитию;
- способствует удовлетворению его потребности в самоутверждении и признании, создает каждому «ситуацию успеха»;
- развивает в ребенке психологическую уверенность перед публичными показами (выставками, выступлениями, презентациями и др.);
- формирует у учащегося адекватность в оценках и самооценке, стремление к получению профессионального анализа результатов совей работы;
- создает условия для развития творческих способностей обучающегося.
- Влиять на формирование и развитие детского коллектива в объединении дополнительного образования педагог может через:
- создание доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый ребенок мог бы ощутить себя необходимым и значимым;
- создание «ситуации успеха» для каждого обучающегося, чтобы научить самоутверждаться в среде сверстников социально адекватным способом;
- использование различных форм массовой воспитательной работы, в которых каждый обучающийся мог бы приобрести социальный опыт, пробуя себя в разных социальных ролях.
Цель воспитания в рамках программы – формирование личности обучающихся и удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья.
Задачи:
- формировать познавательный интерес обучающихся, создание ситуаций успеха;
- формировать гражданственность как интегративное качества личности, позволяющего человеку осуществлять себя юридически, нравственно и политически дееспособным;
- формировать экологическую культуру, ответственное, бережное отношение к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;
формировать уважение к родному краю, родине, своему народу, уважение к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности;
- формировать основу духовно-нравственной культуры, традиционные российские семейные ценности; воспитать честность, доброту, милосердие, справедливость, дружелюбие и взаимопомощь, уважение к старшим, к памяти предков;
- формировать уважение к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;
- обеспечить согласованность позиций, активное сотрудничество с родителями (законными представителями) обучающихся для эффективного решения воспитательных задач, личностного развития обучающихся.
Воспитательная работа в рамках образовательного процесса осуществляется в соответствии с планом воспитательных событий МБОУ СОШ №9 на 2025-2026 учебный год.
Целевыми ориентирами воспитания при реализации программы является формирование:
–интереса к творческой деятельности, истории развития литературного языка в России и мире;
- понимания роли языка в жизни российского общества;
- интереса к личностям деятелей культуры и искусства;
- опыта участия в творческих проектах и их оценки.
- Содержательный
формы и методы воспитания
Направление | Познавательное |
Модуль | Массовая культурно-досуговая деятельность |
Задача | Формировать познавательный интерес обучающихся, создание ситуаций успеха |
Виды | Учебная, воспитательная, досуговая |
Формы | Конкурсы |
Направление | Гражданское |
Модуль | Воспитание безопасности жизнедеятельности |
Задача | Формировать гражданственность как интегративное качества личности, позволяющего человеку осуществлять себя юридически, нравственно и политически дееспособным |
Виды | Учебная, воспитательная |
Формы | Викторина |
Направление | Экологическое |
Модуль | Экологическое воспитание |
Задача | Формировать экологическую культуру, ответственное, бережное отношение к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды |
Виды | Учебная, воспитательная, досуговая |
Формы | Лекции, проект |
Направление | Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия |
Модуль | Пропаганда здорового образа жизни |
Задача | Формировать навыки безопасного использования компьютера, сохранения здоровья глаз и спины |
Виды | Учебная, воспитательная, досуговая |
Формы | Лекции, зарядки |
Направление | Патриотическое |
Модуль | Патриотическое воспитание |
Задача | Формировать уважение к родному краю, Родине, своему народу, уважение к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности |
Виды | Учебная, воспитательная, досуговая |
Формы | Лекции, викторины |
Направление | Духовно-нравственное |
Модуль | Нравственное воспитание |
Задача | Формировать основу духовно-нравственной культуры, традиционные российские семейные ценности; воспитать честность, доброту, милосердие, справедливость, дружелюбие и взаимопомощь, уважение к старшим, к памяти предков |
Виды | Учебная, воспитательная, досуговая |
Формы | Лекции, викторина |
Направление | Трудовое воспитание |
Модуль | Профориентационное воспитание |
Задача | Формировать уважение к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии |
Виды | Учебная, воспитательная, досуговая |
Формы | Игра, проекты |
Направление | Работа с родителями |
Модуль | Работа с родителями |
Задача | Обеспечить согласованность позиций, активное сотрудничество с родителями (законными представителями) обучающихся для эффективного решения воспитательных задач, личностного развития обучающихся |
Виды | Учебная, воспитательная, досуговая |
Формы | Родительские собрания, индивидуальные беседы |
- Организационный.
Условия организации воспитания, в том числе особые условия с учётом содержания программы, контингента детей; анализ результатов воспитания
Самоанализ воспитательной работы в МБУ ДО «СТТ» осуществляется по выбранным организацией направлениям и проводится с целью выявления основных проблем воспитания и последующего их решения.
Направлениями анализа, организуемого в учреждении, являются:
1.Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Информация о результатах воспитательной работы получается в процессе педагогического наблюдения. Результат анализа рассматривается с точки зрения динамики изменений в течении учебного года.
2.Состояние организуемой совместной деятельности участников образовательной деятельности.
Информация о результатах совместной деятельности участников образовательного процесса получается в результате анкетирования, по результатам которого оцениваются:
- качество взаимодействия педагогов и родителей;
- качество взаимодействия педагогов и обучающихся;
- качество мероприятий, проводимых учреждением;
- удовлетворённость качеством и насыщенностью мероприятий;
- удовлетворённость качеством и разнообразием программ дополнительного образования;
- результативность совместной деятельности участников образовательного процесса.
Итогом самоанализа воспитательной работы является план воспитательной работы на следующий учебный год, формулируемый на методическом семинаре по теме.
Планируемые результаты:
- динамика личностного развития обучающегося;
- количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и творческих проектов;
- повышение образовательных результатов, улучшение психоэмоционального фона внутри детских объединений;
- наличие интересной, событийно насыщенной и личностно-развивающей совместной деятельности обучающихся и педагогов учреждения;
- проявление интереса родителей (законных представителей) к значимым ключевым мероприятиям учреждения;
- участие в работе родительского совета и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
- положительные отзывы родителей (законных представителей);
- сформированность у обучающихся адекватного представления о себе и своем профессиональном соответствии;
- сформированность знаний о специфике современного рынка труда и его развитии;
- сформированность у обучающихся ценностного отношения к жизни во всех ее проявлениях, качеству окружающей среды, своему здоровью и здоровью окружающих людей;
- сформированность личного опыта здоровьесберегающей деятельности и безопасного поведения;
- умение противостоять негативным факторам, способствующим ухудшению здоровья и нарушению безопасности;
- соблюдение установленных правил личной гигиены, техники безопасности, безопасности на дороге.
2.4 Методологические основы реализации программы
Курс рассчитан на изучение материала под контролем педагога,
с использованием существующих методов и приемов обучения, а также новыми методиками Программа следует основным тенденциям в развитии современной методики обучения:
- повышения мотивации учения;
- коммуникативной направленности;
- индивидуального подхода к детям.
Групповые занятия имеют следующую структуру:
Вводная часть:
- приветствие, организационный момент;
- творческая разминка.
Основная часть:
- теоретический материал по теме занятия;
- просмотр видеоматериалов;
- выполнение творческих заданий;
- защита работ учащихся.
Заключительная часть:
- закрепление пройденного материала в виде игр, речевых ситуаций;
- ориентировка на следующее занятие.
Методы и приемы, используемые педагогом, отражают его организующую, обучающую, контролирующую функции и обеспечивают ребенку возможность ознакомления, тренировки и применения учебного материала.
К основным методам следует отнести ознакомление, тренировку и применение. Сопутствующим, поскольку он присутствует в каждом из основных методов, является контроль, включающий коррекцию и оценку. Через показ и объяснение осуществляется ознакомление ребенка с учебным материалом, понимание и осознание его, а также создается готовность к осуществлению тренировки, позволяющей формировать необходимые творческие навыки. При использовании метода тренировки особое место отводится контролю, так как происходит формирование навыка, действие с учебным материалом должно быть доведено до автоматизма. Педагог осуществляет контроль во время наблюдения за работой детей либо по средствам тестов.
Каждый из методов реализуется в системе приемов, применяемых в процессе обучения. Важно, чтобы эти приемы ставили ребенка перед необходимостью решения мыслительных задач, к познавательной активности и помогали ребенку усваивать полученные знания и применять их на практике.
Список литературы для педагога
1.Баева, О. А. Ораторское искусство и деловое общение: учеб.пособие [Текст] / М.: Новое знание, 2013.
2.Вагапова, Д. X. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. - М.: Цитадель, 2015
3.Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст] / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2014.
4.Власенков, А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стиль речи: учебник для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений [Текст] / А. И. Власенков. - М.: Просвещение, 2015.
5.Власов, Л. В. Деловое общение [Текст] / Л. В. Власов, В. К. Сементовская. — Л.: Лениздат, 2016.
6.Влодавская, Е. А. Русский язык. Единый государственный экзамен [Текст] / - М.: Экзамен, 2015.
7.Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной Гольдин, В. Дейкина А. Д., Пахнова Т. М. Русский язык в старших классах: практический курс. - М., 2015.
8.Гольдин, В. Е. Речь и этикет [Текст] / В. Е. Гольдин. - М., 2013.
9.Горшков, А. И. Русская словесность [Текст] / А. И. Горшков. - М: Дрофа, 2015
10.Дейкина А. Д., Пахнова Т. М. Русский язык в старших классах: практический курс. - М., 2016.
- Каменская Р. А. Опыт использования активных форм обучения преподавания дисциплины. Культурология.— Волгоград, 2014.
Список литературы для учащихся
1.Ахременкова Л. А. Тренинг по пунктуации (с ответами). — М.: Творческий центр, 2015.
2.Власенков, А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стиль речи [Текст]: учебник для 10-11 кл. общ.учреждений /. - М.: Просвещение, 2015.
3.Влодавская, Е. А. Русский язык [Текст]: единый государственный экзамен / Е. А. Влодавская. - М.: Экзамен, 2015.
4.Горшков, А. И. Русская словесность [Текст] /А. И. Горшков. - М: Дрофа, 2012.
5.Григорян Д. Т. Язык мой — друг мой. — М.:«Просвещение»,2012.
Оценочные материалы
Приложение 1
Оценочный лист
результатов предварительной аттестации учащихся
1 год обучения
Срок проведения: сентябрь
Цель: исследования имеющихся навыков и умений у учащихся.
Форма проведения: собеседование, тестирование, практическое задание.
Форма оценки: уровень (высокий, средний, низкий).
Критерии оценки уровня: положительный или отрицательный ответ.
№ | Параметры оценки | Критерии оценки | ||
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | ||
1. | Знание лингвистических понятий, терминов | Знание 100% | Знание 70% | Знание 30% |
2. | Умение работать с текстами художественных произведений | Умение работать с текстами художественных произведений | Создавать простые тексты | Создавать тексты с одним из трех типов (описание, повествование, рассуждение) |
3. | Успешная проектная деятельность | Разработка проекта (лет бук ,бук-треллер ) Соблюдение всех этапов проектной деятельности. | Допущены единичные нарушения при разработке проекта | Неспособность работы в команде. |
Приложение 2
Промежуточная аттестация
Срок проведения: декабрь, май.
Цель: оценка роста качества знаний и практического их применения за период обучения.
Форма проведения: практическое задание, контрольное занятие, отчетные мероприятия (соревнования, конкурсы и т.д.).
Содержание аттестации. Сравнительный анализ качества выполненных работ начала и конца учебного года (выявление уровня знаний и применения их на практике).
Форма оценки: уровень (высокий, средний, низкий).
№ | Параметры оценки | Критерии оценки | ||
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | ||
1. | Знание лингвистических понятий, терминов | Знание 100% | Знание 70% | Знание 30% |
2. | Умение работать с текстами художественных произведений | Создавать собственные тексты (стихотворные, прозаические) | Создавать простые тексты | Создавать тексты с одним из трех типов (описание, повествование, рассуждение) |
3. | Успешная проектная деятельность | Разработка проекта. Соблюдение всех этапов проектной деятельности. | Допущены единичные нарушения при выполнении проекта. | Неспособность работы в команде. |
4. | Личностный рост (на основе наблюдений педагога) | Самостоятельность в работе, дисциплинированность, аккуратность, умение работать в коллективе, развитие фантазии и творческого потенциала | Слабая усидчивость, неполная самостоятельность в работе | Неусидчивость, неумение работать в коллективе и самостоятельно |
5. | Личные достижения (участие в различных конкурсах, выставках, соревнованиях) | Участие в конкурсах, выставках, соревнованиях | Не учитывается | Не учитывается |
Приложение 3
Критерии оценивания обучающихся
№ группы:________ Дата:__________
№ | ФИО обучающегося | Сложность продукта (по шкале от 0 до 5 баллов) | Соответствие продукта поставленной задаче (по шкале от 0 до 5 баллов) | Презентация продукта. Степень владения специальными терминами (по шкале от 0 до 5 баллов) | Степень увлеченности процессом и стремления к оригинальности (по шкале от 0 до 5 баллов) | Кол–во вопросов и затруднений (шт. за одно занятие) |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 | ||||||
8 | ||||||
9 | ||||||
10 | ||||||
11 | ||||||
12 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа платного курса по русскому языку «Пишем без ошибок» для обучающихся 5 класса (базовый уровень).
Программа занятий составлена на основе учебной программы по русскому языку для 5 класса и рассчитана на 35 часов, срок реализации программы 1 год. ...

Дополнительная общеобразовательная программа «Класс младшего оркестра русских народных инструментов оркестровой студии «Гармония»
Программа обучения детей игре в оркестре....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Тайны русского языка" 6 класс
Данный спецкурс позволит обучающимся не только восполнить пропущенный или забытый материал, но углубить знания по русскому языку. Курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Тайны русского языка" для 5 класса
Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у обучающихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении языка, воспитывает чувство уважения к...

Программа внеурочного курса «Тайны русского языка». 8 класс. 1 учебный час в неделю, всего 34 часа
Программа внеурочного курса«Тайны русского языка».8 класс. 1 учебный час в неделю, всего 34 часа...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Тайны русского языка" 8 класс
Программа по внеурочной деятельности кружка «Тайны русского языка»предназначена для учащихся 8-го класса и разработана с учётом требований ФГОС....


