Развитие речи как способ формирования ключевых компетентностей учащихся 5 класса.
проект по русскому языку (5 класс)
В наш век информационных технологий существует несколько факторов, которые способствовали снижению качества развития речи: во-первых, это влияние интернета, телевидения, СМИ. Дети стали больше времени проводить в социальных сетях, за компьютерными играми, они перестали общаться, вследствие чего снизилось качество речи, их словарный запас. Во-вторых, перестали читать книги. И, в-третьих, немаловажную роль играет единый государственный экзамен в форме тестовых заданий, который носит немую форму оценивания. Здесь также речь отодвигается на второй план.
Исходя из этих факторов, пришли к выводу, что нам помимо письменной речи, нужно наравне развивать и устную речь.
Научить хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому. А сегодня, к сожалению, приходится констатировать, что, несмотря на значительное внимание к речевому развитию учащихся, наблюдаемое в последние годы, эти задачи решаются не полностью. Поэтому одной из главных задач на современном этапе обучения учащихся считаем развитие речи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 478.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МО Республики Саха (Якутия)
МКУ «Амгинское районное управление образования»
МБОУ «Сулгачинская средняя общеобразовательная школа
им. Константинова И.И.-Дэлэгээт Уйбаан»
НПК «Урок как педагогический феномен»
Развитие речи как способ формирования ключевых компетентностей учащихся 5 класса.
Разработал: учитель русского языка и литературы
МБОУ «Сулгачинская СОШ»
Окорокова Галина Павловна
с. Сулгаччы
2014 гг.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………………..3
Глава I. Психолого-педагогические и методические особенности использования методов развития речи.
- История создания методов развития речи…………………………………………….…..5
- Развитие речи в современной системе обучения русскому языку…………………………………………………………………………………………………6
Глава II. Диагностика знаний учащихся на уроках русского языка.
Диагностика знаний учащихся с помощью различных видов методик…………………….7
Особенности методов и способов развития речи для формирования ключевых компетентностей учащихся……………………………………………………………………….11
Заключение……………………………………………………………………………………...….14
Использованная литература………………………………………………………………………17
Введение
Обоснование. В наш век информационных технологий существует несколько факторов, которые способствовали снижению качества развития речи: во-первых, это влияние интернета, телевидения, СМИ. Дети стали больше времени проводить в социальных сетях, за компьютерными играми, они перестали общаться, вследствие чего снизилось качество речи, их словарный запас. Во-вторых, перестали читать книги. И, в-третьих, немаловажную роль играет единый государственный экзамен в форме тестовых заданий, который носит немую форму оценивания. Здесь также речь отодвигается на второй план.
Исходя из этих факторов, пришли к выводу, что нам помимо письменной речи, нужно наравне развивать и устную речь.
Научить хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому. А сегодня, к сожалению, приходится констатировать, что, несмотря на значительное внимание к речевому развитию учащихся, наблюдаемое в последние годы, эти задачи решаются не полностью. Поэтому одной из главных задач на современном этапе обучения учащихся считаем развитие речи.
Актуальность. Проблема развития речи школьников является одной из самых актуальных в современной методике русского языка. Не секрет, что многие из нас не обладают хорошо поставленным голосом, не умеют ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, не соблюдают речевую культуру и не развивают умение общаться.
Одной из важнейшей задачей школы на современном этапе является хорошо развитая речь каждого человека общества.
Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему слову, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Несомненно, процесс этот длительный и кропотливый, требующий определенной организации, системы, методической смекалки и выдумки, практического опыта.
На уроках русского языка и не только, надо научить ребят уметь пользоваться русским языком, понять и почувствовать его, стремиться развивать свою речь, совершенствовать свое речевое творчество.
Цели: Повысить уровень качества устной и письменной речи.
Проблема: Развитие устной и письменной речи учащихся.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
- Изучение методической литературы по теме исследования.
- Выявление и определение основных недостатков развития речи.
- Использование методов и приемов по развитию речи.
- Повышение мотивации уровня развития устной и письменной речи учащихся, основных ее параметров.
Глава I. Психолого-педагогические и методические особенности использования методов развития речи.
- История создания методов развития речи.
Вопросы развития речи широко освещались в методической литературе. Это и выступления в защиту живого слова, его значения в жизни человека, и аргументация необходимости развивать у детей дар слова, и поиск путей эффективного развития речевых способностей учащихся. Возникновение методики преподавания связывают с именем Ф.И. Буслаева. Его деятельность оказала большое влияние на развитие всей русской школы.
Не оставил без внимания вопросы преподавания русского языка и
И.И Срезневский (1812–1890 гг.), выдвинувший в своих трудах ряд положений практического характера, которые должны быть реализованы в процессе преподавания русского языка в учебных заведениях. Большой вклад в методику русского языка внес К.Д.Ушинский. Ученый считал русский язык главным, центральным предметом в обучении.
Первая четверть XX века знаменуется созданием многих известных трудов, вошедших в историю, методик русского языка, которые на долгие годы стали помощниками не одного поколения учителей.
Замечательный филолог, методист, автор учебников по русскому языку и языкознанию Д.Н. Ушаков отмечал, что «школа должна научить ученика правильно читать, писать, говорить и мыслить». Своеобразным обобщением многолетних усилий по совершенствованию преподавания русского языка является выпущенная в 1967 году программа Министерства просвещения РСФСР, в которой развитию речи уделяется большое внимание. Кроме того, в программу введен специальный раздел «Связная речь».
В середине XX столетия происходит довольно резкий поворот в пользу развития речи: оно признается главной задачей обучения родному языку, усиливаются позиции творческого направления, возникает коммуникативное направление и методика конструирования текста (порождение, создание текста).
Развитие речи в современной системе обучения русскому языку
На современном этапе существования и развития методики преподавания русского языка большое внимание уделяется развитию речи школьников. Создаются программы, пишутся новые учебники, содержащие весьма качественные разработки по развитию речевых навыков ребенка. Пособия по развитию речи - одни из широко разрабатываемых на сегодняшний день.
Программа по русскому языку ставит основной целью развитие устной и письменной речи школьников в единстве с развитием их мышления, нравственным и трудовым воспитанием. Программа обучения по системе Л.В.Занкова, не ставит перед собой задачу определить, какой максимум знаний, умений и навыков может быть усвоен школьниками, поэтому содержание курса русского языка разработано на основе дидактических принципов, направленных на общее развитие учащихся, и является составной частью целостной дидактической системы развивающего обучения.
Стоит обратить внимание и на отдельные программы по развитию речи. В программе Л.Д. Мали исходным теоретическим положением является необходимость обеспечения системности в организации работы над речевым развитием детей.
Ведущие специалисты в области методики развития речи (Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и др.) выделяют несколько уровней в организации речевой работы: произносительный, словарный, морфологический, синтаксический, текстовый.
Эти уровни тесно связаны между собой и отражают объективно существующие в языке связи между различными его единицами (звуком, словом, словосочетанием, предложением, текстом). Поэтому работа по развитию речи должна вестись с учетом взаимосвязи различных ее уровней. С этой целью в программе «Речь» предусмотрено изучение разных сторон языка, а также формирование практических речевых умений и навыков в рамках каждой из сторон.
Оптимальное решение проблем речевого развития школьников возможно при наличии методической системы обучения, адекватной современному уровню научного знания о языке и речи, с учетом закономерностей усвоения родной речи (Л.П. Федоренко). Эффективная система обучения должна строиться на следующих принципах речевого развития (Е.В. Архипова): принцип единства изучения языка и обучения речи; принцип единства формирования лексического запаса и грамматического строя речи; принцип опоры на алгоритмы порождения и восприятия речи при формировании речевых умений и развития языковой способности.
Глава II. Диагностика знаний учащихся на уроках русского языка.
- Диагностика знаний учащихся с помощью различных видов методик.
В 5 классе учатся 8 детей: 4 мальчика и 4 девочки. В классе по результатам первого полугодия 5 учеников учатся на качество (62,5%), 3 ученика учатся в меру своих сил (37,5%). Неуспевающих учеников в классе нет. Дисциплина в классе хорошая, ребята дружные, сплоченные.
В ходе исследования использовались методы наблюдения, контрольные работы по заданиям ЦМКО, анализ работ учащихся. Также проверялось состояние развития речи (грамматические и речевые аспекты).
Так по результатам:
- Проверочного диктанта из 8 учеников, качество – 75 %, удовлетворительно – 25 %, успеваемость – 100 %
- В написании изложения из 7 учеников справились с заданием 57%, 43% не справились с заданием.
- Различные виды диалогов на следующие темы:
Из всех заданий, которые проводились в ходе эксперимента, учащиеся более справились с различными видами диалогов. Из 8 учеников справились с заданием 75 %, 25 % ученика не смогли составить диалог.
- "Читатель-библиотекарь"
Ученик обратился с просьбой к библиотекарю помочь найти нужную книгу, но данная книга уже взята другим читателем:
- "Классный руководитель - ученик"
Классный руководитель попросил ученика подготовить материал к классному часу на тему « Профессии моих родителей». Но ученик не выполнил задания:
"Читающий пассажир и кондуктор"
Пассажир увлеченно читает книгу и не реагирует на неоднократное обращение кондуктора предъявить билет. Как привлечь внимание читающего?
Из 8 учащихся при составлении устного рассказа справились только 37,5 %, 25 % испытывали трудности, 37,5 % не справились с заданием.
При составлении письменного рассказа по картине из 8 учащихся справились 50%, 12,5% испытывали небольшую трудность, 37,5 % не справились с заданием.
- Контрольная работа по заданиям ЦМКО.
В 4 классе была проведена весенняя контрольная работа по заданиям ЦМКО. Задания состояли из части А. Успеваемость – 100%, качество – 55,5%, удовлетворительно – 44,5%
Входная контрольная работа в 5 классе была проведена в октябре 2013 года. Часть А состояла из 12 заданий, 10 заданий из части В.
Процент выполнения – 100%
Качество – 33,3 %
Удовлетворительно – 66,6 %
Промежуточная контрольная работа по заданиям ЦМКО была проведена в декабре 2013 года. Часть А состояла из 10 заданий, Часть В – 5.
Процент выполнения – 100%
Качество – 50 %
Удовлетворительно- 50.
Сравнительный анализ контрольных работ по заданиям ЦМКО.
Особенности методов и способов развития речи для формирования ключевых компетентностей учащихся.
По итогам контрольных, проверочных работ пришли к выводу, что из 8 учеников, 50% не справляются с заданиями, 25% справляются не со всеми заданиями (испытывают языковой барьер, грамматические ошибки), и только 25% справляются с заданиями.
Самые распространенные ошибки, которые допускают ученики:
Описание ошибок | % |
| 75 |
| 62,5 |
| 62,5 |
| 50 |
| 50 |
| 37,5 |
Для устранения типичных ошибок и предупреждению новых, для повышения качества развития речи решили составить этапы реализации:
- Аналитико-прогностический и организационно-подготовительный 2013-2014 у.г.
- Изучение методической литературы по теме исследования.
- Выявление и определение основных недостатков развития речи.
- Использование методов и приемов по развитию речи.
- Повышение мотивации уровня развития устной и письменной речи учащихся, основных ее параметров;
- Экспериментальный: 2014-2018 у.г.
- Совершенствовать у детей умения в основных видах речевой деятельности: говорении, слушании, письме и чтении.
- Привить любовь к чтению.
- Развить способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
в. Корректировка экспериментальной работы:
- Формирование умений правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли в устной и письменной форме и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих способностей.
- Овладение умениями проводить элементарный комплексный анализ текста.
- Активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения.
г. Промежуточно-обобщающий:
- Мониторинг
- Подготовка к ГИА
д. Промежуточно-итоговый: 2017-2018 у.г.
- Успешная сдача ГИА
В связи с распространенными ошибками, была составлена коррекционная работа по предупреждению ошибок. Взяли на использование различные типы упражнений:
- Для устранения ошибок в письменных работах используем:
- работа с различными видами словарей (толковый, синонимов, антонимов, фразеологический, этимологический)
- различные виды диктантов (словарный, творческий, зрительный).
-письменные изложения разных типов: с языковым разбором текста, с иллюстрированием;
- добывание информации с использованием Интернет-ресурсов и СМИ.
- Для устранения ошибок и для повышения качества развития речи в устной речи используем:
-виды пересказа прочитанных текстов,
-создание речевых ситуаций или выбор их из потока жизни;
- рассказ по серии картинок,
- составление разных видов диалогов и монологов (по концу, по началу);
- специально организованные наблюдения,
- любые виды деятельности, которые могут вызвать потребность высказываний; - рисование картин,
- создание сюжетов, в том числе сказочных;
- выбор разнообразных жанров – докладов,
-редактирование своих и чужих тексов,
- создание письменных высказываний разных стилей,
Формы работы: теория и практические занятия, коллективный способ обучения, работа в парах, сочетание групповой и индивидуальной форм работы, использование игровых форм организации деятельности.
Для организации занятий используются словесные, наглядные и практические методы обучения:
- беседа;
- объяснение учителя;
- наблюдение;
- сопоставление и анализ;
- творческие задания;
- использование разных каналов поиска информации;
Заключение
Проблема развития речи учащихся является одной из самых актуальных в современной методике русского языка. Развитие речи детей происходит не только на уроках русского языка и литературы, но и охватывает остальные учебные предметы школьной программы. Задача каждого учителя – постоянно следить за развитием речи школьников.
Для устранения типичных ошибок и предупреждению новых, для повышения качества развития речи составлены этапы реализации:
- Аналитико-прогностический и организационно-подготовительный 2013-2014 у.г.
- Изучение методической литературы по теме исследования.
- Выявление и определение основных недостатков развития речи.
- Использование методов и приемов для улучшения качества развития речи.
- Повышение мотивации уровня развития устной и письменной речи учащихся, основных ее параметров;
- Экспериментальный: 2014-2018 у.г.
- Совершенствовать у детей умения в основных видах речевой деятельности: говорении, слушании, письме и чтении.
- Привить любовь к чтению.
- Развить способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
в. Корректировка экспериментальной работы:
- Формирование умений правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли в устной и письменной форме и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих способностей.
- Овладение умениями проводить элементарный комплексный анализ текста.
- Активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения.
г. Промежуточно-обобщающий:
- Мониторинг
- Подготовка к ГИА
д. Промежуточно-итоговый: 2017-2018 у.г.
- Успешная сдача ГИА
На первом этапе своего исследования:
- Изучили методическую литературу по теме исследования.
- Выявили и определили основные ошибки развития речи.
- В связи с самыми распространенными ошибками по коррекции и предупреждению, использовали различные типы упражнений.
В связи с распространенными ошибками, была составлена коррекционная работа по предупреждению ошибок.
Для устранения ошибок в письменных работах используется:
- работа с различными видами словарей (толковый, синонимов, антонимов, фразеологический, этимологический)
- различные виды диктантов (словарный, творческий, зрительный).
-письменные изложения разных типов: с языковым разбором текста, с иллюстрированием;
- добывание информации с использованием Интернет-ресурсов и СМИ.
- Для устранения ошибок и для повышения качества развития речи в устной речи используется:
-виды пересказа прочитанных текстов,
-создание речевых ситуаций или выбор их из потока жизни;
- рассказ по серии картинок,
- составление разных видов диалогов и монологов (по концу, по началу);
- специально организованные наблюдения,
- любые виды деятельности, которые могут вызвать потребность высказываний; - рисование картин,
- создание сюжетов, в том числе сказочных;
- выбор разнообразных жанров – докладов,
-редактирование своих и чужих тексов,
- создание письменных высказываний разных стилей.
Формы работы: теория и практические занятия, коллективный способ обучения, работа в парах, сочетание групповой и индивидуальной форм работы, использование игровых форм организации деятельности.
Для организации занятий используются словесные, наглядные и практические методы обучения:
- беседа;
- объяснение учителя;
- наблюдение;
- творческие задания;
- использование разных каналов поиска информации;
Исходя из всего этого, можно утверждать, что:
- Систематическое использование упражнений по корректировке и предупреждению ошибок приводит к повышению качества развития речи.
- Отслеживаются некоторые улучшения в письменных работах учащихся.
- Также есть положительная динамика при составлении устной речи.
Разумеется, подход к проблеме, изложенной в докладе, не является единственно возможным. Полученные результаты позволяют наметить следующие перспективы исследования: 1) дальнейшее изучение методической литературы; 2) анализ ошибок и недочетов в построении собственного текста учащимися, установление причин их появления и поиск путей преодоления; 3) дальнейшее совершенствование и обогащение оптимальных форм и методов обучения.
Использованная литература
- Архипова Е.В. Об уроке развития речи в начальной школе // Начальная школа. - 2000. - № 4. - С. 35.
- Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М., 1981 г.
- Буслаев Ф.И. Опыт исторической грамматики русского языка. - М., 1858 г.
- Гаврикова М.Ю., Гаврикова Н.Ю. Говорите красиво! Развитие речи учащихся 4-11классов. – Волгоград: Панорама, 2006 г.
- Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении.— М., 1999г.
- Ладыженская Т.А. Речевые секреты. - М.: Просвещение, 1992.
- Львов М.Р. Основы теории речи. - М., 2002г.
- Львов М.Р. Риторика. Культура речи. - М: Академия, 2004г.
- Мали Л.Д., Арямова О. С., Климова С. А., Пескова Н. С. Уроки развития речи. 3 класс. Поурочное планирование и дидактические материалы, - М., 2006г.
- Срезневский И.И Мысли об истории русского языка. Серия «история языков народов Европы». Изд.2. - М., 2006г.
- Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы // Собрание сочинений: В 11 т. - М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948-1950
- Ушаков Д.Н. К вопросу о правильном произношении // Вопросы культуры речи. — М., 1964. — Вып. 5.
- www.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Интерактивные методы преподавания элективных курсов по истории в профильной школе, как способ формирования ключевых компетентностей учащихся»
На современном этапе модернизации Российского образования преподавание истории вшколе ориентировано не на повышение уровня нформированности учащихся , а на формирование историко-познавательной, инфо...
Обобщение опыта «Использование живописи на уроках литературы как средства развития речи и способа формирования культуроведческой компетенции учащихся»
На современном этапе развития образования требуют переосмысления права и обязанности всех участников педагогического взаимодействия - и ученка и педагога, от которого новые подходы требуютзнани...
Описание опыта "Использование живописи на уроках литературы как средства развития речи и способа формирования культуроведческой компетенции учащихся"
В русле поиска современных подходов к обучению обусловило выбор темы опыта "Использование на уроках литературы как средства развития речи и способа формирования культуроведческой компетенции уча...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Школьное телевидение как способ проектной деятельности для формирования ключевых компетентностей учащихся: информационной и коммуникативной»
Развитие и расширение использования проектной технологии и исследование проблемы эффективности предпрофильного и профильного обучения, включения учащиеся в самостоятельную познавательную деятельность....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Школьное телевидение как способ проектной деятельности для формирования ключевых компетентностей учащихся: информационной и коммуникативной»
Развитие и расширение использования проектной технологии и исследование проблемы эффективности предпрофильного и профильного обучения, включения учащиеся в самостоятельную познавательную деятельность....

Проектная технология как способ формирования ключевых компетентностей учащихся.
Материал аналитической справки. 2009 г....

Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В 8 - 9 КЛАССАХ"
Предлагаемая мною работа посвящена особенностям применения технологии развития критического мышления на уроках географии. Над данной темой я работала на протяжении 5 лет. результатами своей работы хоч...
