Развитие речи как способ формирования ключевых компетентностей учащихся 5 класса.
проект по русскому языку (5 класс)

Окорокова Галина Павловна

В наш век информационных технологий существует несколько факторов, которые способствовали снижению качества развития речи: во-первых, это влияние интернета, телевидения, СМИ. Дети стали больше времени проводить в социальных сетях, за компьютерными играми, они перестали общаться, вследствие чего снизилось качество речи, их словарный запас. Во-вторых, перестали читать книги. И, в-третьих, немаловажную роль играет единый государственный экзамен в форме тестовых заданий, который носит немую форму оценивания. Здесь также речь отодвигается на второй план.

            Исходя из этих факторов, пришли к выводу, что нам помимо письменной речи, нужно наравне развивать и устную речь.

 Научить хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому. А сегодня, к сожалению, приходится констатировать, что, несмотря на значительное внимание к речевому развитию учащихся, наблюдаемое в последние годы, эти задачи решаются не полностью. Поэтому одной из главных задач на современном этапе обучения учащихся считаем развитие речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_razvitie_rechi_97-2003.doc478.5 КБ

Предварительный просмотр:

МО Республики Саха (Якутия)

МКУ «Амгинское районное управление образования»

МБОУ «Сулгачинская средняя общеобразовательная школа

им. Константинова И.И.-Дэлэгээт Уйбаан»

НПК «Урок как педагогический феномен»

Развитие речи как способ формирования ключевых компетентностей учащихся 5 класса.

Разработал: учитель русского языка и литературы

МБОУ «Сулгачинская СОШ»

Окорокова Галина Павловна

с. Сулгаччы

2014 гг.


Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………..3

Глава I. Психолого-педагогические и методические особенности использования методов развития речи.

  1. История создания методов развития речи…………………………………………….…..5
  2. Развитие речи в современной системе обучения русскому языку…………………………………………………………………………………………………6

Глава II. Диагностика знаний учащихся на уроках русского языка.

Диагностика знаний учащихся с помощью различных видов методик…………………….7

Особенности методов и способов развития речи для формирования ключевых компетентностей учащихся……………………………………………………………………….11

Заключение……………………………………………………………………………………...….14

Использованная литература………………………………………………………………………17

Введение

Обоснование. В наш век информационных технологий существует несколько факторов, которые способствовали снижению качества развития речи: во-первых, это влияние интернета, телевидения, СМИ. Дети стали больше времени проводить в социальных сетях, за компьютерными играми, они перестали общаться, вследствие чего снизилось качество речи, их словарный запас. Во-вторых, перестали читать книги. И, в-третьих, немаловажную роль играет единый государственный экзамен в форме тестовых заданий, который носит немую форму оценивания. Здесь также речь отодвигается на второй план.

Исходя из этих факторов, пришли к выводу, что нам помимо письменной речи, нужно наравне развивать и устную речь.

Научить хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому. А сегодня, к сожалению, приходится констатировать, что, несмотря на значительное внимание к речевому развитию учащихся, наблюдаемое в последние годы, эти задачи решаются не полностью. Поэтому одной из главных задач на современном этапе обучения учащихся считаем развитие речи.

Актуальность. Проблема развития речи школьников является одной из самых актуальных в современной методике русского языка. Не секрет, что многие из нас не обладают хорошо поставленным голосом, не умеют ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, не соблюдают речевую культуру и не развивают умение общаться.

Одной из важнейшей задачей школы на современном этапе является хорошо развитая речь каждого человека общества.

Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему слову, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Несомненно, процесс этот длительный и кропотливый, требующий определенной организации, системы, методической смекалки и выдумки, практического опыта.

На уроках русского языка и не только, надо научить ребят уметь пользоваться русским языком, понять и почувствовать его, стремиться развивать свою речь, совершенствовать свое речевое творчество.

Цели: Повысить уровень качества устной и письменной речи.

Проблема: Развитие устной и письменной речи учащихся.

В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:

  1. Изучение методической литературы по теме исследования.
  2. Выявление и определение основных недостатков развития речи.
  3. Использование методов и приемов по развитию речи.
  4. Повышение мотивации уровня развития устной и письменной речи учащихся, основных ее параметров.

Глава I. Психолого-педагогические и методические особенности использования методов развития речи.

  1. История создания методов развития речи.

Вопросы развития речи широко освещались в методической литературе. Это и выступления в защиту живого слова, его значения в жизни человека, и аргументация необходимости развивать у детей дар слова, и поиск путей эффективного развития речевых способностей учащихся. Возникновение методики преподавания связывают с именем Ф.И. Буслаева. Его деятельность оказала большое влияние на развитие всей русской школы.
Не оставил без внимания вопросы преподавания русского языка и
И.И Срезневский (1812–1890 гг.), выдвинувший в своих трудах ряд положений практического характера, которые должны быть реализованы в процессе преподавания русского языка в учебных заведениях. Большой вклад в методику русского языка внес К.Д.Ушинский. Ученый считал русский язык главным, центральным предметом в обучении.
Первая четверть XX века знаменуется созданием многих известных трудов, вошедших в историю, методик русского языка, которые на долгие годы стали помощниками не одного поколения учителей.
Замечательный филолог, методист, автор учебников по русскому языку и языкознанию Д.Н. Ушаков отмечал, что «школа должна научить ученика правильно читать, писать, говорить и мыслить». Своеобразным обобщением многолетних усилий по совершенствованию преподавания русского языка является выпущенная в 1967 году программа Министерства просвещения РСФСР, в которой развитию речи уделяется большое внимание. Кроме того, в программу введен специальный раздел «Связная речь».
В середине XX столетия происходит довольно резкий поворот в пользу развития речи: оно признается главной задачей обучения родному языку, усиливаются позиции творческого направления, возникает коммуникативное направление и методика конструирования текста (порождение, создание текста).

Развитие речи в современной системе обучения русскому языку

На современном этапе существования и развития методики преподавания русского языка большое внимание уделяется развитию речи школьников. Создаются программы, пишутся новые учебники, содержащие весьма качественные разработки по развитию речевых навыков ребенка. Пособия по развитию речи - одни из широко разрабатываемых на сегодняшний день.
Программа по русскому языку ставит основной целью развитие устной и письменной речи школьников в единстве с развитием их мышления, нравственным и трудовым воспитанием. Программа обучения по системе Л.В.Занкова, не ставит перед собой задачу определить, какой максимум знаний, умений и навыков может быть усвоен школьниками, поэтому содержание курса русского языка разработано на основе дидактических принципов, направленных на общее развитие учащихся, и является составной частью целостной дидактической системы развивающего обучения.
Стоит обратить внимание и на отдельные программы по развитию речи. В программе Л.Д. Мали исходным теоретическим положением является необходимость обеспечения системности в организации работы над речевым развитием детей.
Ведущие специалисты в области методики развития речи (Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и др.) выделяют несколько уровней в организации речевой работы: произносительный, словарный, морфологический, синтаксический, текстовый.
Эти уровни тесно связаны между собой и отражают объективно существующие в языке связи между различными его единицами (звуком, словом, словосочетанием, предложением, текстом). Поэтому работа по развитию речи должна вестись с учетом взаимосвязи различных ее уровней. С этой целью в программе «Речь» предусмотрено изучение разных сторон языка, а также формирование практических речевых умений и навыков в рамках каждой из сторон.
Оптимальное решение проблем речевого развития школьников возможно при наличии методической системы обучения, адекватной современному уровню научного знания о языке и речи, с учетом закономерностей усвоения родной речи (Л.П. Федоренко). Эффективная система обучения должна строиться на следующих принципах речевого развития (Е.В. Архипова): принцип единства изучения языка и обучения речи; принцип единства формирования лексического запаса и грамматического строя речи; принцип опоры на алгоритмы порождения и восприятия речи при формировании речевых умений и развития языковой способности.

Глава II. Диагностика знаний учащихся на уроках русского языка.

  1. Диагностика знаний учащихся с помощью различных видов методик.

В 5 классе учатся 8 детей: 4 мальчика и 4 девочки. В классе по результатам первого полугодия 5 учеников учатся на качество (62,5%), 3 ученика учатся в меру своих сил (37,5%). Неуспевающих учеников в классе нет. Дисциплина в классе хорошая, ребята дружные, сплоченные.

В ходе исследования использовались методы наблюдения, контрольные работы по заданиям ЦМКО, анализ работ учащихся. Также проверялось состояние развития речи (грамматические и речевые аспекты).

Так по результатам:

  1. Проверочного диктанта из 8 учеников, качество – 75 %, удовлетворительно – 25 %, успеваемость – 100 %

  1. В написании изложения из 7 учеников справились с заданием 57%, 43% не справились с заданием.

  1. Различные виды диалогов на следующие темы:

Из всех заданий, которые проводились в ходе эксперимента, учащиеся более справились с различными видами диалогов. Из 8 учеников справились с заданием 75 %, 25 % ученика не смогли составить диалог.

- "Читатель-библиотекарь"

Ученик обратился с просьбой к библиотекарю помочь найти нужную книгу, но данная книга уже взята другим читателем:

- "Классный руководитель - ученик"

Классный руководитель попросил ученика подготовить материал к классному часу на тему « Профессии моих родителей». Но ученик не выполнил задания:

"Читающий пассажир и кондуктор"

Пассажир увлеченно читает книгу и не реагирует на неоднократное обращение кондуктора предъявить билет. Как привлечь внимание читающего?

  1. Виды работ со зрительной опорой: а) устный рассказ; б) письменный рассказ.

Из 8 учащихся при составлении устного рассказа справились только 37,5 %, 25 % испытывали трудности, 37,5 % не справились с заданием.

При составлении письменного рассказа по картине из 8 учащихся справились 50%, 12,5% испытывали небольшую трудность, 37,5 % не справились с заданием.

  1. Контрольная работа по заданиям ЦМКО.

В 4 классе была проведена весенняя контрольная работа по заданиям ЦМКО. Задания состояли из части А. Успеваемость – 100%, качество – 55,5%, удовлетворительно – 44,5%

Входная контрольная работа в 5 классе была проведена в октябре 2013 года. Часть А состояла из 12 заданий, 10 заданий из части В.

Процент выполнения – 100%

Качество – 33,3 %

Удовлетворительно – 66,6 %

Промежуточная контрольная работа по заданиям ЦМКО была проведена в декабре 2013 года. Часть А состояла из 10 заданий, Часть В – 5.

Процент выполнения – 100%

Качество – 50 %

Удовлетворительно- 50.

Сравнительный анализ контрольных работ по заданиям ЦМКО.

Особенности методов и способов развития речи для формирования ключевых компетентностей учащихся.

По итогам контрольных, проверочных работ пришли к выводу, что из 8 учеников, 50% не справляются с заданиями, 25% справляются не со всеми заданиями (испытывают языковой барьер, грамматические ошибки), и только 25% справляются с заданиями.

Самые распространенные ошибки, которые допускают ученики:

Описание ошибок

%

  1. Орфографические ошибки

75

  1. Речевые ошибки

62,5

  1. Лексические ошибки (неправильное словоупотребление, лексические повторы);

62,5

  1. Грамматические ошибки (ошибки в построении словосочетаний, предложений, нарушение связи и порядка слов);

50

  1. Пунктуационные ошибки

50

  1. Словообразовательные ошибки

37,5

Для устранения типичных ошибок и предупреждению новых, для повышения качества развития речи решили составить этапы реализации:

  1. Аналитико-прогностический и организационно-подготовительный 2013-2014 у.г.
  1. Изучение методической литературы по теме исследования.
  2. Выявление и определение основных недостатков развития речи.
  3. Использование методов и приемов по развитию речи.
  4. Повышение мотивации уровня развития устной и письменной речи учащихся, основных ее параметров;
  1. Экспериментальный: 2014-2018 у.г.
  1. Совершенствовать у детей умения в основных видах речевой деятельности: говорении, слушании, письме и чтении.
  2. Привить любовь к чтению.
  3. Развить способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

в. Корректировка экспериментальной работы:

  1. Формирование умений правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли в устной и письменной форме и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих способностей.
  2. Овладение умениями проводить элементарный комплексный анализ текста.
  3. Активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения.

г. Промежуточно-обобщающий:

  1. Мониторинг
  2. Подготовка к ГИА

д. Промежуточно-итоговый: 2017-2018 у.г.

  1. Успешная сдача ГИА

В связи с распространенными ошибками, была составлена коррекционная работа по предупреждению ошибок. Взяли на использование различные типы упражнений:

  1. Для устранения ошибок в письменных работах используем:

- работа с различными видами словарей (толковый, синонимов, антонимов, фразеологический, этимологический)

- различные виды диктантов (словарный, творческий, зрительный).

-письменные изложения разных типов: с языковым разбором текста, с иллюстрированием;

- добывание информации с использованием Интернет-ресурсов и СМИ.

  1. Для устранения ошибок и для повышения качества развития речи в устной речи используем:

-виды пересказа прочитанных текстов,

-создание речевых ситуаций или выбор их из потока жизни;

- рассказ по серии картинок,

- составление разных видов диалогов и монологов (по концу, по началу);

- специально организованные наблюдения,

- любые виды деятельности, которые могут вызвать потребность высказываний; - рисование картин,

- создание сюжетов, в том числе сказочных;

- выбор разнообразных жанров – докладов,

-редактирование своих и чужих тексов,

- создание письменных высказываний разных стилей,

Формы работы: теория и практические занятия, коллективный способ обучения, работа в парах, сочетание групповой и индивидуальной форм работы, использование игровых форм организации деятельности.

Для организации занятий используются словесные, наглядные и практические методы обучения:

  • беседа;
  • объяснение учителя;
  • наблюдение;
  • сопоставление и анализ;
  • творческие задания;
  • использование разных каналов поиска информации;

Заключение

Проблема развития речи учащихся является одной из самых актуальных в современной методике русского языка. Развитие речи детей происходит не только на уроках русского языка и литературы, но и охватывает остальные учебные предметы школьной программы. Задача каждого учителя – постоянно следить за развитием речи школьников.

Для устранения типичных ошибок и предупреждению новых, для повышения качества развития речи составлены этапы реализации:

  1. Аналитико-прогностический и организационно-подготовительный 2013-2014 у.г.
  1. Изучение методической литературы по теме исследования.
  2. Выявление и определение основных недостатков развития речи.
  3. Использование методов и приемов для улучшения качества развития речи.
  4. Повышение мотивации уровня развития устной и письменной речи учащихся, основных ее параметров;
  1. Экспериментальный: 2014-2018 у.г.
  1. Совершенствовать у детей умения в основных видах речевой деятельности: говорении, слушании, письме и чтении.
  2. Привить любовь к чтению.
  3. Развить способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

в. Корректировка экспериментальной работы:

  1. Формирование умений правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли в устной и письменной форме и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих способностей.
  2. Овладение умениями проводить элементарный комплексный анализ текста.
  3. Активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения.

г. Промежуточно-обобщающий:

  1. Мониторинг
  2. Подготовка к ГИА

д. Промежуточно-итоговый: 2017-2018 у.г.

  1. Успешная сдача ГИА

На первом этапе своего исследования:

  1. Изучили методическую литературу по теме исследования.
  2. Выявили и определили основные ошибки развития речи.
  3. В связи с самыми распространенными ошибками по коррекции и предупреждению, использовали различные типы упражнений.

В связи с распространенными ошибками, была составлена коррекционная работа по предупреждению ошибок.

Для устранения ошибок в письменных работах используется:

- работа с различными видами словарей (толковый, синонимов, антонимов, фразеологический, этимологический)

- различные виды диктантов (словарный, творческий, зрительный).

-письменные изложения разных типов: с языковым разбором текста, с иллюстрированием;

- добывание информации с использованием Интернет-ресурсов и СМИ.

  1. Для устранения ошибок и для повышения качества развития речи в устной речи используется:

-виды пересказа прочитанных текстов,

-создание речевых ситуаций или выбор их из потока жизни;

- рассказ по серии картинок,

- составление разных видов диалогов и монологов (по концу, по началу);

- специально организованные наблюдения,

- любые виды деятельности, которые могут вызвать потребность высказываний; - рисование картин,

- создание сюжетов, в том числе сказочных;

- выбор разнообразных жанров – докладов,

-редактирование своих и чужих тексов,

- создание письменных высказываний разных стилей.

Формы работы: теория и практические занятия, коллективный способ обучения, работа в парах, сочетание групповой и индивидуальной форм работы, использование игровых форм организации деятельности.

Для организации занятий используются словесные, наглядные и практические методы обучения:

  • беседа;
  • объяснение учителя;
  • наблюдение;
  • творческие задания;
  • использование разных каналов поиска информации;

Исходя из всего этого, можно утверждать, что:

- Систематическое использование упражнений по корректировке и предупреждению ошибок приводит к повышению качества развития речи.

- Отслеживаются некоторые улучшения в письменных работах учащихся.

- Также есть положительная динамика при составлении устной речи.

Разумеется, подход к проблеме, изложенной в докладе, не является единственно возможным. Полученные результаты позволяют наметить следующие перспективы исследования: 1) дальнейшее изучение методической литературы; 2) анализ ошибок и недочетов в построении собственного текста учащимися, установление причин их появления и поиск путей преодоления; 3) дальнейшее совершенствование и обогащение оптимальных форм и методов обучения.

Использованная литература

  1. Архипова Е.В. Об уроке развития речи в начальной школе // Начальная школа. - 2000. - № 4. - С. 35.
  2. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М., 1981 г.
  3. Буслаев Ф.И. Опыт исторической грамматики русского языка. - М., 1858 г.
  4. Гаврикова М.Ю., Гаврикова Н.Ю. Говорите красиво! Развитие речи учащихся 4-11классов. – Волгоград: Панорама, 2006 г.
  5. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении.— М., 1999г.
  6. Ладыженская Т.А. Речевые секреты. - М.: Просвещение, 1992.
  7. Львов М.Р. Основы теории речи. - М., 2002г.
  8. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. - М: Академия, 2004г.
  9. Мали Л.Д., Арямова О. С., Климова С. А., Пескова Н. С. Уроки развития речи. 3 класс. Поурочное планирование и дидактические материалы, - М., 2006г.
  10. Срезневский И.И Мысли об истории русского языка. Серия «история языков народов Европы». Изд.2. - М., 2006г.
  11. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы // Собрание сочинений: В 11 т. - М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948-1950
  12. Ушаков Д.Н. К вопросу о правильном произношении // Вопросы культуры речи. — М., 1964. — Вып. 5.
  13. www.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Интерактивные методы преподавания элективных курсов по истории в профильной школе, как способ формирования ключевых компетентностей учащихся»

На современном этапе модернизации Российского образования преподавание истории вшколе ориен­тировано не на повышение уровня нформированности учащихся , а на фор­мирование историко-познавательной, инфо...

Обобщение опыта «Использование живописи на уроках литературы как средства развития речи и способа формирования культуроведческой компетенции учащихся»

На современном этапе развития образования требуют переосмысления права и обязанности всех участников педагогического   взаимодействия - и ученка и педагога, от которого новые подходы требуютзнани...

Описание опыта "Использование живописи на уроках литературы как средства развития речи и способа формирования культуроведческой компетенции учащихся"

В русле поиска современных подходов к обучению обусловило выбор темы  опыта "Использование на уроках литературы как средства развития речи и способа формирования культуроведческой компетенции уча...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Школьное телевидение как способ проектной деятельности для формирования ключевых компетентностей учащихся: информационной и коммуникативной»

Развитие и расширение использования проектной технологии и исследование проблемы эффективности предпрофильного и профильного обучения, включения учащиеся в самостоятельную познавательную деятельность....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Школьное телевидение как способ проектной деятельности для формирования ключевых компетентностей учащихся: информационной и коммуникативной»

Развитие и расширение использования проектной технологии и исследование проблемы эффективности предпрофильного и профильного обучения, включения учащиеся в самостоятельную познавательную деятельность....

Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В 8 - 9 КЛАССАХ"

Предлагаемая мною работа посвящена особенностям применения технологии развития критического мышления на уроках географии. Над данной темой я работала на протяжении 5 лет. результатами своей работы хоч...