ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА по профилактике и преодолению школьной неуспешности
рабочая программа по русскому языку (11 класс)

Агафонова Екатерина Викторовна

Краткосрочная программа по теме "Сочинение на ЕГЭ. Теория и практика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkosrochnaya_programma_agafonova_1.docx55.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Казенное Общеобразовательное Учреждение

Михайловская Средняя Общеобразовательная Школа

Чулымского района Новосибирской области

Рассмотрена на заседании

педагогического (методического) совета "        "        202_ г., протокол №         

УТВЕРЖДЕНА

приказом от        202_ г. №         

         Директор ОУ_____Дубкова Г.А.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 по профилактике и преодолению школьной неуспешности

 Познавательно-практической        направленности

«Сочинение на ЕГЭ. Теория и практика»

Краткосрочная

(подвид (разноуровневая(уровень), модульная, сетевая, комплексная, конвергентная и др.)

                                          Возраст обучающихся: 16-17 лет

                                                              Срок реализации программы: 6 недель (12 ч)

\

                                                                        Автор:

                                                                        Агафонова Е.В., учитель русского языка                

                                                                        литературы, первая квалификационная                                          

                                                                         категория

                                                           П . Михайловский, 2024

                                       Пояснительная записка

     Краткосрочный курс «Сочинение на ЕГЭ. Теория и практика»  имеет познавательно-практическую направленность, т. е. он  подготавливает учащихся к выполнению заданийя 27 КИМов Государственной итоговой аттестации по русскому языку, способствует становлению у детей учебной самостоятельности, развивает интерес к изучению русского языка и письменную связную речь. Курс дополняет программу русского языка 10-11 классов, корректирует ее в соответствии с требованиями и моделями заданий ЕГЭ 2023-2024 г.

Актуальность программы заключается в том, что отвечает потребностям современных детей и их родителей, ориентирована на эффективное решение актуальных проблем ребенка. Программа курса предусматривает обучение учащихся написанию сочинения-рассуждения, так как практически половину баллов за выполнение заданий ЕГЭ по русскому языку составляют баллы, полученные в результате написания сочинения. Данному виду работы по развитию речи в программе русского языка 10-11 класса уделяется недостаточное внимание, что не дает возможности должным образом подготовить учащихся к выполнению задания. Данный курс предусматривает работу с текстом, его анализ как с точки зрения структуры, последовательности микротем, так и с точки зрения стилевой принадлежности и типа речи. Не случайно и в КИМах ЕГЭ по русскому языку говорится, что задание 27 - небольшое сочинение-рассуждение — предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Кроме того, сочинение-рассуждение является и вариантом задания на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла.

Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался. Курс  позволяет подробно рассмотреть все этапы работы над сочинением, изучить структуру  сочинения, учащиеся получают возможность попрактиковаться в написании сочинения, что не предусмотрено программой по русскому языку для общеобразовательных школ (10-11 классы). Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся.

Новизна, отличительные особенности данной программы от уже существующих образовательных программ.

Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся. На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Курс разработан в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования по русскому языку Приказом Минпросвещения РФ от 07.11.2018 №189/1513 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования», Федеральным законом от 27.06.2018 «О внесении изменения в статью 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»»,  « О внесении изменений в порядок проыедения итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный Приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 4 апреля 2023 г. N 233/552». Редакция от 12.04.2024 — Действует с 03.05.2024. Зарегистрировано в Минюсте России 19 апреля 2024 г. N 77936. Министерство просвещения российской федерации n 243. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки n 802. ПРИКАЗ от 12 апреля 2024 года, Федеральным законом от 27.06.2018 «О внесении изменения в статью 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»» Письмо Рособранадзора от 26.04.2018 №10-268 «О внесении изменений в методические документы ГИА-11» в соответствии с программой по русскому языку (программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений (10-11), авторы:  Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой и др.,  с учетом учебного плана МКОУ Михайловская СОШ) на основании Единых требований к знаниям выпускников средних общеобразовательных школ, с учетом демоверсии ЕГЭ 2024 года,  с использованием пособия  под редакцией И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева. «Русский язык ОГЭ 2024, 37 вариантов», издательство «Экзамен», Москва, 2024

  Целевая аудитория: данный курс предназначен для учащихся 16-17 лет. Для обучения принимаются все  желающие.

Объем: 12 часов  

Срок обучения: 01.04.2024 – 12.05.2024

Форма обучения: очная.

Уровень программы: базовый.

Режим занятий: продолжительность одного академического часа - 40 мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 2 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.

Цель: осуществление поэтапной системной подготовки учащихся к выполнению задания 27 КИМов Государственной итоговой аттестации по русскому языку.

 Задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.

                                            Учебно – тематический план

Раздел

Кол-во часов

Виды деятельности

1

Введение. Требования к выполнению задания 27.

1

Презентация, аналитическое чтение и изучение содержания КИМов

2

Анализ текста. Проблематика.

2

Работа с текстом, выделение основной мысли, выявление проблемы текста.

3

Позиция автора

2

Работа с текстом, анализ текста, позиция автора.

4

Аргументация.

2

Работа над доказательствами собственного мнения.

5

Композиция сочинения

2

Алгоритм написания сочинения-рассуждения, речевые клише.

6

Типы и виды ошибок

2

Составление схем основных правил, работа со словарём.

7

Заключение. Обобщение изученного.

1

Диагностическая работа. Анализ ошибок

Основное содержание

Требования к выполнению задания 27.

Требования к творческой части (сочинению) ЕГЭ по русскому языку. Знакомство с критериями оценки сочинения. Структура сочинения. Текст. Тема текста. Основная мысль текста. Стили речи.

Проблема текста.

Что такое проблема текста? Категории (виды) проблем. Как выявить проблему (проблемы) текста? Как сформулировать проблему текста? Выполнение заданий, связанных с выявлением и формулировкой проблемы текста

Комментарий к проблеме.

Что такое комментарий? Типы комментариев. Как оформить комментарий. Отличие комментария от пересказа. Как оформить цитаты. Задания, связанные с формулированием и комментированием проблемы текста

Позиция автора.

Что такое позиция автора? Как выявить позицию автора? Как сформулировать позицию автора? Автор или рассказчик?

Аргументация.

Согласие/несогласие с позицией автора. Что такое аргументация? Основные типы аргументов. Искусственные доказательства. Логические аргументы. Чувственные аргументы. Задания на аргументацию

Композиция сочинения.

С чего начать и чем закончить? Работа над вступительной и заключительной частями сочинения.

Типы и виды ошибок.

Фактические ошибки. Логические ошибки. Грамматические ошибки. Речевые ошибки. Типы речевых ошибок

Обобщение изученного.

Основные этапы работы над сочинением.  Работа с текстами для самостоятельной работы. Практика (написание сочинения)

Планируемые результаты

Личностные

  • российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной;
  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  • навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской и других видах деятельности;
  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию;
  • эстетическое отношение к миру.

Метапредметные

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
  • владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
  • владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные

Выпускник научится:

  • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
  • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
  • участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
  • создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
  • анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
  • использовать знание алфавита при поиске информации;
  • различать значимые и незначимые единицы языка;
  • использовать в речи типы вариативных грамматических конструкций и лексического богатства языка, а также опыт использования выразительных средств;
  • оформлять высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка.  

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
  • опознавать различные выразительные средства языка;
  • писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
  • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
  • использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Календарно-тематическое планирование

«Сочинение на ЕГЭ. Теория и практика»  (12 ч.).

Тема

Кол-во часов

Дата

по плану

Дата по факту

1

Требования к творческой части ЕГЭ по русскому языку. Структура сочинения. Текст. Тема текста. Основная мысль текста. Стили речи.

1

Проблема текста.

2

Что такое проблема текста?

Категории (виды) проблем. Как выявить проблему (проблемы) текста?

1

3

Как сформулировать проблему текста? Выполнение заданий, связанных с выявлением и формулировкой проблемы текста

1

Комментарий к проблеме.

4

Что такое комментарий. Типы комментариев. Как оформить комментарий.

Отличие комментария от пересказа

1

5

Как оформить цитаты. Задания, связанные с формулированием и комментированием проблемы текста

1

Позиция автора

6

Что такое позиция автора?  Как выявить позицию автора?

1

7

Автор или рассказчик?

Аргументация.

8

Согласие/несогласие с позицией автора. Что такое аргументация? Основные типы аргументов

1

9

Искусственные доказательства. Логические аргументы.

Чувственные аргументы.

1

Композиция сочинения.

10

Композиция сочинения.С чего начать и чем закончить? Работа над вступительной и заключительной частями сочинения

1

11

Фактические ошибки. Логические ошибки. Грамматические ошибки. Речевые ошибки. Типы речевых ошибок

1

Обобщение изученного.

12

Заключение. Итоговый контроль. Написание  сочинения - рассуждения.

1

Условия реализации курса

Согласно учебному плану ОУ на элективный курс отводится 12 часов, по 2 часа в неделю. В результате обучения у учащихся будет сформировано:

  • умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;  
  • умение адекватно воспринимать авторский замысел;
  •   умение вычленять главное в информации;
  •   умение сокращать текст разными способами;
  •   умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
  •   умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.
  •  умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи.

                                Кадровое обеспечение

Педагог, реализующий данную программу, должен владеть:

  • Навыками организации и проведения деятельностных (в том числе игровых), проблемно-диалогических форм работы.
  • Знаниями базовых основ психологии (возрастные особенности и интересы учащихся, психофизические подходы работы с обучающимися данного возраста, условия формирования психологического здоровья учащихся);
  • Развитыми коммуникативными навыками (создавать обстановку открытого общения, привлекать учащихся к конструктивному диалогу, обеспечивать психологическую и эмоциональную комфортность общения);
  • Навыками работы с компьютерной техникой, оргтехникой.

Педагогические технологии, обеспечивающие реализацию  образовательной программы.

Программой предусматриваются как групповые, так индивидуальные занятия, позволяющие педагогу организовать обучение школьников, используя по выбору или в совокупности различные пути: информационный, творческий. Среди них можно выделить такие формы, как:

  • Лекционные занятия;
  • Работа со справочной литературой, выполнение самостоятельных исследований;
  • Включение детей в творческий процесс: выполнение различных творческих заданий со словом;
  • Технология проблемного обучения;
  • Использования компьютерных технологий в поисках материала для сообщений.

            Материально-техническое обеспечение

  1. Учебный кабинет, удовлетворяющий санитарно–гигиеническим требованиям, для  занятий группы 15 человек (парты, стулья, доска, шкаф для УМК.).
  2. Оборудование, необходимое для реализации программы:
  1. Компьютер с выделенным каналом выхода в Интернет.
  2. Мультимедийная проекционная установка;
  3. Принтер черно-белый, цветной;
  4. Сканер;
  5. Ксерокс;
  6. Интерактивная доска.
  1. Канцелярские принадлежности: ручки, карандаши, маркеры, корректоры; блокноты, тетради; бумага разных видов и формата (А3, А4); клей, ножницы, степлеры; файлы, папки и др.

Контроль знаний

 осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ:

 - Творческое сочинение в формате ЕГЭ.

После изучения всего курса проводится итоговая контрольная работа

Оценочные материалы

Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся: входной контроль, итоговое оценивание.

Входной контроль:   тестирование

Итоговое оценивание: написание сочинения-рассуждения.

Рабочая программа воспитания

Современный российский национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

 Цель воспитания обучающихся в общеобразовательной организации: развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

Задачи воспитания обучающихся в общеобразовательной организации: усвоение ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний).

В разделах и темах учебного предмета учитель будет:  

  • побуждать обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;  
  • привлекать внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на урокахявлений, использовав воспитательные возможностей содержания раздела (темы) через подбор соответствующих упражнений и демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;  
  • включать в урок игровые элементы, которые помогут поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

                 Календарный план воспитательной работы

№ пп

Название мероприятия,

события, дела

Форма проведения

Сроки проведения

1.

Международный день нравственности

 Беседа «Дари добро другим на радость»

 06.04.2024

2.

День Победы

Просмотр отрывка из фильма «Наследники Победы»

08.05.2024

Информационные источники (списки литературы, интернет-источники).

  1. Долинина Т.А. Русский язык. Подготовка к единому государственному экзамену. Часть С. Сочинение: пособие для старшеклассников.- Екатеринбург, ИРРО, 2016.-с.116
  2. Егораева Г.Т. ЕГЭ. Практикум по русскому языку. Комментарий к сформулированной проблеме текста: подготовка к выполнению части 2 / Г.Т. Егораева. – М. : Издательство «Экзамен», 2017. – 110, [2] с. (Серия «ЕГЭ. Практикум»).
  3. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. / Под редакцией Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2016. – 288 с. – (ЕГЭ).

Интернет-ресурсы.

1. http://www.ege.edu.ru

2. http://www.fipi.ru

3. http://reshuege.ru/

4. http://www.yaklass.ru

5. Игровое приложение к игре «Castle Quiz – ЕГЭ битва»  https://clevver.me

6. http://www.pritchi.nm.ru

7. http://www.prosa.ru

                             Словари и справочники

  1. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные выражения. – М.,1988.
  2. Зимин В.И. и др. Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь. – М.,1994.
  3. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/Под ред. Р.И.Аванесова. – М., 1989.
  4. Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М.,1991.
  5. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М.,1998.
  6. Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). –М.,1984.
  7. Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М.,1988

Приложение 1

Паспорт программы для Навигатора дополнительного образования

1

Полное наименование программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по профилактике и преодолению школьной неуспешности познавательно-практической направленности «Сочинение на ЕГЭ. Теория и практика»

2.

Публичное название программы

Программа «Сочинение на ЕГЭ. Теория и практика»

3

Краткое описание программы

Краткосрочный курс «Сочинение на ЕГЭ. Теория и практика»  имеет познавательно-практическую направленность, т. е. он  подготавливает учащихся к выполнению задания 27 КИМов Государственной итоговой аттестации по русскому языку, способствует становлению у детей учебной самостоятельности, развивает интерес к изучению русского языка и письменную связную речь. Курс нацелен на подготовку обучающихся к ЕГЭ по русскому языку. В данной программе  внимание уделяется обучению написания  сочинения-рассуждения.

4.

Учебный план

Раздел

Кол-во часов

Виды деятельности

1

Введение. Требования к выполнению задания 27.

1

Презентация, аналитическое чтение и изучение содержания КИМов

2

Анализ текста. Проблематика.

2

Работа с текстом, выделение основной мысли, выявление проблемы текста.

3

Позиция автора

2

Работа с текстом, анализ текста, позиция автора.

4

 Аргументация.

2

Работа над доказательствами собственного мнения.

5

Композиция сочинения

2

Алгоритм написания сочинения-рассуждения, речевые клише.

6

Типы и виды ошибок

2

Составление схем основных правил, работа со словарём.

7

Заключение. Обобщение изученного.

1

Диагностическая работа. Анализ ошибок

5.

Описание программы

Актуальность программы заключается в том, что отвечает потребностям современных детей и их родителей, ориентирована на эффективное решение актуальных проблем ребенка. Программа курса предусматривает обучение учащихся написанию сочинения-рассуждения, так как практически половину баллов за выполнение заданий ЕГЭ по русскому языку составляют баллы, полученные в результате написания сочинения. Данному виду работы по развитию речи в программе русского языка 10-11 класса уделяется недостаточное внимание, что не дает возможности должным образом подготовить учащихся к выполнению задания. Данный курс предусматривает работу с текстом, его анализ как с точки зрения структуры, последовательности микротем, так и с точки зрения стилевой принадлежности и типа речи. Не случайно и в КИМах ЕГЭ по русскому языку говорится, что задание 27 - небольшое сочинение-рассуждение — предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Кроме того, сочинение-рассуждение является и вариантом задания на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла.

Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался. Курс  позволяет подробно рассмотреть все этапы работы над сочинением, изучить структуру  сочинения, учащиеся получают возможность попрактиковаться в написании сочинения, что не предусмотрено программой по русскому языку для общеобразовательных школ (10-11 классы). Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся.

6.

Цель программы

Цель: осуществление поэтапной системной подготовки учащихся к выполнению задания 27 КИМов Государственной итоговой аттестации по русскому языку.

Задачей  курса является: формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.

7

Ожидаемые результаты

Личностные:

  • российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной;
  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  • навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской и других видах деятельности;
  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию;
  • эстетическое отношение к миру;

Предметные: Выпускник научится:

  • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
  • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
  • участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
  • создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
  • анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
  • использовать знание алфавита при поиске информации;
  • различать значимые и незначимые единицы языка;
  • использовать в речи типы вариативных грамматических конструкций и лексического богатства языка, а также опыт использования выразительных средств;
  • оформлять высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка.  

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
  • опознавать различные выразительные средства языка;
  • писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
  • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
  • использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Метапредметные:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
  • владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
  • владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

8.

Особые условия

Про      Программа  составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подгоподготовленности учащихся. Для обучения принимаются все  желающие

9

Преподаватели

Агафонова Е.В., учитель русского языка и литературы, 1 квалификационная категория. Курсы повышения квалификации: «Особенности введения и реализации обновленного ФГОС СОО», «Развитие педагогических компетенций на основе углубленного анализа урока  по критериям Кураторской методики», «ФООП и ФГОС: компетенции учителя и его ключевая роль в профориентации учащихся в контексте проекта «Школа Минпросвещения России – 2023», «Итоговая аттестация обучающихся: система развития устной и письменной форм речевой деятельности» (410 ч),

10

Материально-техническая база

  1. Учебный кабинет, удовлетворяющий санитарно–гигиеническим требованиям, для  занятий группы 15 человек (парты, стулья, доска, шкаф для УМК.).
  2. Оборудование, необходимое для реализации программы:
  1. Компьютер с выделенным каналом выхода в Интернет.
  2. Мультимедийная проекционная установка;
  3. Принтер черно-белый, цветной;
  4. Сканер;
  5. Ксерокс;
  6. Интерактивная доска.
  1. Канцелярские принадлежности: ручки, карандаши, маркеры, корректоры; блокноты, тетради; бумага разных видов и формата (А3, А4); клей, ножницы, степлеры; файлы, папки и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я познаю мир» (школьное научное общество)

Данная программа имеет социально-педагогическую направленность, общекультурный уровень освоения.Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах совр...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Школьный Медиацентр"

Программа дополнительного образования, где проходит изучение всей совокупности средств массовой коммуникации и овладение разносторонними процессами социального взаимодействия через СМИ....

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа естественно-научной направленности «Школьное лесничество»

Данная программа является модифицированной. В основу программы положена дополнительная общеразвивающая программа естественно – научной направленности «Лесовик», разработанная м...

Организация школьных конкурсных мероприятий как один из путей преодоления школьной неуспешности при обучении в детской школе искусств

В данной работе автор делится опытом организации и проведения школьных конкурсных мероприятий, помогающих  учащимся реализовать свой творческий потенциал...

Доклад Преодоление школьной неуспешности в процессе реализации дополнительных общеразвивающих программ «Клуб любителей английского языка» и «Юный переводчик» 2024

Выступление на областной методической неделе 2024 г. Представлен опыт реализации программ предметной области "Иностранный язык" по преодолению школьной неуспешности....

Публикация в сборнике "Внеклассная работа по истории в системе обучения школьников с интеллектуальными нарушениями в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе туристско-краеведческой направленности "Школьный музей"

Представленная публикация раскрывает возможности дополнительного образования в условиях образовательной организации в рамках внеурочной деятельности по программе "Школьный музей"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности ШКОЛЬНАЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КОМАНДА «ЗНАТОКИ»

Интеллектуальные игры достаточно популярны среди подростков, и корни привлекательности игр можно найти в особенностях подросткового возраста: стремление к познанию мира, интерес к собственной личности...