Игра Счастливый случай
материал по русскому языку (6 класс)
Предварительный просмотр:
Интеллектуальная игра по русскому языку
«Счастливый случай»
Цели: 1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
2. Обобщить знания, полученные во время изучения русского языка.
3. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса
у обучающихся.
Оборудование: материалы, средства: бочонки от лото с номерами 1, 2, 3, 4, 5, 6, карточки с заданиями.
Оформление доски:
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса» И.С. Тургенев | Счастливый случай команда команда (Грамотеи) (Знатоки) | “Русский язык – как радуга после весеннего ливня, меткий – как стрелы, певучий и богатый, задушевный – как песни над колыбелью”. (А.Н.Толстой) |
I. Вступительная часть
1. Учитель: Сегодня у нас необычный урок русского языка. Русский язык – это богатство нашего народа. Язык – важнейшее средство общения людей друг с другом, это орудие мысли и культуры, это опора для каждого из нас в жизни. В языке каждого народа отражается его история, характер, особенности мышления и художественного творчества.
Русский язык – один из богатейших и выразительных языков мира. О его достоинствах, возможностях говорили многие.
На доске написаны высказывания наших писателей о русском языке.
(Дети читают, объясняют смысл)
- Но нередко встречаются такие ситуации:
Сценка
– Как живешь?
– Нормально.
– А с учебой как?
– Нормально.
– Ты, говорят, болел... Теперь-то все в порядке?
– Нормально.
– Хорошо, значит?
– Ну я же говорю – нормально.
– Странно ты говоришь...
– Почему? Нормально.
– Ты считаешь – нормально?
– Нормально.
– Да-а, странно... А ведь когда-то был вполне нормальный человек!
Учитель: Важно не только говорить по-русски, но и владеть своим языком, используя как можно больше красивых, правильных слов, уметь точно выражать свои мысли, чтобы не быть похожим на этого мальчика! И сегодня мы полистаем страницы наших учебников по русскому языку,
проверим свои знания.
II. Основная часть. Игра «Счастливый случай»
1. Представление команд. ( Название, эмблема.)
Представление жюри
2. Первый гейм: « Дальше, дальше…» (за полторы минуты нужно ответить на как можно большее количество вопросов)
Вопросы для первой команды
1. Сколько букв в русском алфавите? (33)
2. Часть слова, которая стоит перед корнем. (Приставка)
3. Главные члены предложения. (Подлежащее и сказуемое)
4. Сколько гласных звуков в нашем языке? (6)
5. Сколько всегда мягких согласных в русском языке? (3)
6. Эта часть речи обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? (Существительное)
7. Как называются слова, близкие по значению, но разные по звучанию? (Синонимы)
8. Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения? (Точка)
9. Как назвать одним словом и Тортилу, и медлительного человека? (Черепаха)
10. Два или несколько предложений, связанных по смыслу. (Текст)
11. Значок – обозначение звуков на письме. (Буква)
12. Общая часть родственных, или однокоренных, слов. (Корень)
13. Пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед буквами е, ё, я, ю.
(Разделительный твердый знак)
14. Эта часть речи служит для связи слов в предложении (Предлог)
- «Бедный поп подставил лоб». Кому? (Балде)
- Жилище Бабы Яги? (Избушка на курьих ножках)
- Как зовут внучку Деда Мороза? (Снегурочка)
- Кто из обитателей болот стал женой царевича? (Лягушка)
- Аппарат на котором Баба-Яга совершает полёт? (Ступа)
- Что потеряла Золушка? (Хрустальную туфельку)
- Кого маленькая разбойница дала в помощь Герде? (Оленя)
- Что попало Каю в глаз? (Осколок зеркала)
- Какие цветы собирала падчерица в сказке «Двенадцать месяцев»? (Подснежники)
- Подруга Буратино? (Мальвина)
- Медведь обучающий Маугли закону Джунглей? (Балу)
- Весёлый человек – луковка? (Чиполлино)
- Лиса-спутница кота Базилио? (Алиса)
- Мальчик, у которого самый лучший в мире друг? (Малыш)
- Прозвище дяди Степы? (Каланча)
- Герой русской народной сказки, путешествующий на печи? (Емеля)
- Содержимое Страшилы из сказки «Волшебник Изумрудного города»? (Солома)
- Крокодил, друг Чебурашки? (Гена)
- Кто такой дядя Фёдор? (Мальчик)
- Дикое животное с пушистым рыжим хвостом? (Лиса)
Вопросы для второй команды
1. Принятый порядок расположения букв в азбуке. (Алфавит)
2. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов (Суффикс).
3. В предложении есть главные члены предложения и … (Второстепенные)
4. Сколько гласных букв в нашем языке? (10)
5. Сколько пар по звонкости – глухости в русском языке? (6)
6. Эта часть речи обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? (Прилагательное)
7. Каким словом можно назвать и дорожную разметку, и животное? (Зебра)
8. Сколько в русском языке букв, которые не обозначают звуки? (2)
9. Как называются слова противоположные по смыслу? (Антонимы)
10. Какая часть речи обозначает действие? (Глагол)
11. Подберите синоним к слову верный. (Преданный).
12. Буквы мы пишем, а звуки … (произносим)
13. Два связанных между собой слова, из которых одно зависит от другого. (Словосочетание)
14. Сколько согласных в слове денёк? (3)
- Шарманщик смастеривший Буратино? (Папа Карло)
- Он известен, знаменит, это доктор….? (Айболит)
- Царь из сказки А.Пушкина? (Салтан или Гвидон)
- Крыса старухи Шапокляк? (Лариска)
- Великий и ужасный? (Гудвим)
- Оружие железного дровосека? (Топор)
- Герой русской народной сказки, который поймал необыкновенную щуку? (Емеля)
- Почтальон деревни Простоквашино? (Печкин)
- Пантера, друг Маугли? (Багира)
- Кто потерял хрустальную туфельку? (Золушка)
- Кто говорил волшебные слова: «Лети, лети, лепесток, через север на восток…»? (Женя)
- Кем стал гадкий утенок? (Лебедем)
- Какое волшебное средство есть у Алладина? (Лампа с Джином)
- У кого в дверях застрял Винни-пух? (у кролика)
- Кто попал в Зазеркалье? ( Алиса)
- Какое лекарство предпочел Карлсон? ( Варенье)
- Как зовут сказочного героя, у которого большие уши? (Чебурашка)
- В каком городе жил Незнайка? (Цветочный город)
- «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» - слова какой сказки? («12 месяцев»
- Как звали друга Герды? ( Кай)
3. Второй гейм: «Ты – мне, я – тебе».( за две минуты придумать 3 вопроса команде-сопернице)
Дети задают друг другу вопросы, подготовленные заранее.
4. Третий гейм: «Заморочки» из бочки».
В ящичке лежат бочонки от лото с номерами 1,2,3,4,5,6. Дети достают номер вопроса, учитель читает задание.
1.О чём идёт речь?
«Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её не сваришь, с тем, с кем трудно договориться; она в голове у путаников? (Каша.)
2. О чем идёт речь?
Оно может быть причиной раздора, ему бывает некуда упасть, оно обычно недалеко падает от «родственников». (Яблоко)
3. Отгадайте шараду:
Мой первый слог – простой предлог,
Звериный рот – второй мой слог.
А если целое прочтёшь,
То сразу в бездну упадёшь. (Про-пасть)
4. “Фразеологический зверинец”
Добавить недостающее слово – название животного.
Голоден, как … (волк) | Болтлив, как …. (сорока) |
Здоров, как… (бык) | Нем, как … (рыба) |
5. Составь из слов пословицу, объясни её смысл:
Умный человек слова на ветер не пустит
6. Из отдельных частей сложите пословицы и прочитайте их.
Каков разум, | а плод сладок. |
Корень учения горек, | а человек знанием. |
Красна птица оперением, | таковы и речи. |
«Заморочки из бочки» (для капитанов) Цветне названия
(достают бочонки).
Добавьте нужное слово:
- Сказка Ш.Перро «Красная …» (шапочка)
- Сказка Ш.Перро «Синяя…» (борода)
- Рассказ В.Осеевой «Синие…» (листья)
- Волшебная повесть А.Погорельского «Черная…» (курица)
- Рассказ А.Куприна «Белый…» (пудель)
- Рассказ Д.Мамина-Сибиряка «Серая…» (шейка)
5. Четвёртый гейм: «Тёмная лошадка».
(Вопросы задаются поочерёдно каждой команде)
1. Угадай в каждом предложении известную пословицу. Запиши её:
1 команда - Спелый плод фруктового дерева под влиянием притяжения Земли опускается рядом со своим предком. (Яблоко от яблони недалеко падает).
2 команда - По окончании выяснения отношений с применением физической силы не делают движений сжатыми пальцами передних конечностей. (После драки кулаками не машут).
2. С каждым из данных слов придумайте такое предложение, чтобы слово в нем использовалось дважды: в качестве одушевленного существительного и в качестве неодушевленного существительного:
1 команда – ласка
2 команда - гусеница
6. Пятый гейм: «Гонка за лидером».
Вопросы первой команде.
- Что означает выражение «Яблоку негде упасть»? (Тесно.)
- Закончи: «Слово не воробей…..(вылетит, не поймаешь).
- Назови синоним слова актёр. (Артист)
- Замените словосочетание одним словом: «огромный, бесформенный кусок льда» (Айсберг)
- В каком словосочетании слово мягкий употребляется в переносном значении: мягкий характер или мягкий воск? (Мягкий характер).
- Я – синоним луны и омоним двенадцатой части года. Кто я? (Месяц)
- Что означает имя Виктор? (Победитель)
- Подберите к старославянизму ланита русское соответствие. (Щека).
- Назови одним словом: учреждение, занимающееся собранием и хранением редких памятников истории, искусства. (Музей)
- Замените фразеологизмом следующую фразу: не сговоришься, не договоришься, никакого дела не сделаешь, с кем-либо. (Каши не сваришь)
- Кто говорил такие волшебные слова: «Сим-сим, открой дверь!» (Али-Баба)
- В кого превратились 11 братьев-принцев из сказки Г.Х Андерсена? (Лебедей)
- На чём летала на юг лягушка? (На прутике, который держали утки)
- Кто из литературных героев был другом маркиза де Карабаса Барабаса из сказки Ш.Перро? (Кот в сапогах)
- Жилище Бабы Яги. (Избушка на курьих ножках)
- Кто из литературных героев был обманут в стране Дураков? (Буратино)
- Черепаха, подарившая Буратино золотой ключик? (Тартила)
- Что держала в клюве Ворона, в басне «Ворона и Лисица»? (Сыр)
- Сказка «Колосок», где повествуется о героях Круть и Верть, русская или украинская? (украинская)
- Чем ловил Волк рыбу в сказке «Лисичка-сестричка и Волк». (хвостом)
- Кто пишет книги? (Писатель)
- Кто написал стихотворение «Наша Таня громко плачет». (А.Барто)
- назовите любимое выражение кота Леопольда? (Давайте жить дружно)
- Какие подарки получил ослик на день рождения? (Хвостик, шарик, горшок)
- На чём совершили необыкновенное путешествие вокруг света капитан Врунгель, Лом и Фуке? ( На яхте «Беда»)
Вопросы второй команде.
- Что означает выражение: «Как рыба в воде»? (Хорошо чувствовать себя)
- Закончи: «Не имей сто рублей,…….» (а имей сто друзей)
- Назови синоним слова тревога (Беспокойство)
- Замените словосочетание одним словом: человек одинакового возраста с кем-нибудь. (Сверстник, одногодка)
- В каком словосочетании слово тёмная употребляется в прямом значении: тёмная ночь или тёмная душа? (тёмная ночь)
- Я – синоним осьминога,
- а без с – в метле нас много. (Спрут - прут)
- Что означает имя Екатерина? (греческое) — чистота, благопристойность).
- Подберите к старославянизму уста русское соответствие. (Губы).
- Назови одним словом: денежная или другая награда за успехи в чём-нибудь. (Премия)
- Замените фразеологизмом следующую фразу: совсем, совершенно новый, только что сделанный, изготовленный. (С иголочки)
- Кого испугались звери в сказке Чуковского «Тараканище!? (Таракана)
- Кто спас Муху – цохотуху? (Комар)
- В этой сказке всего по три. Назовите эту сказку. (Три медведя)
- Кому Лиса в сказке Д.Малина-Сибиряка поломала крылышко? (Уточке Серой Шейке)
- Назовите имена трёх поросят из сказки «Три поросёнка»? (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф)
- Героиня какой сказки проснулась от поцелуя принца? (спящая красавица)
- Как звали девочку, которая видела Серебряное Копытце? (Дарёнка)
- В какой сказке под снежной периной девочка увидела зелёную травку? («Мороз Иванович»)
- Из какой сказки выражение: «Остаться у разбитого корыта»? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина)
- Чем играл братец Иванушка из сказки «Гуси лебеди» у бабы Яги? (Золотыми яблоками)
- Кто выручил из беды Петушка в русской народной сказке «Кот, Петух и Лиса»? (Кот)
- кто написал стихотворение «Верёвочка». (А.Барто)
- Сказочное название скатерти. (Самобранка)
- В какой сказке девочка зимой отправляется за цветами? («12 месяцев»)
- Кто написал «Сказку о золотом петушке»? (А.С.Пушкин)
7. Подведение итогов.
Дополнительные вопросы
Зачитываю отрывки из сказок и детских произведений, изучаемых в школе. Каждой команде по очереди. Из каких произведения взяты строки и кто написал?
- «У него был знакомый поэт, который жил на улице Одуванчиков. Этого поэта по-настоящему звали Пудиком…» (Н.Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»)
- «Он опустился на воду и поплыл навстречу прекрасным лебедям». (Х.К.Андерсен «Гадкий утенок»)
- «Карло начал строгать полено». (А.Толстой «Приключения Буратино или Золотой ключик)
- «Вдруг шляпа поползла прямо к Вадику. Он закричал «Аи!»- и прыг на диван». (Н.Н.Носов «Живая шляпа»)
- «Он рыбачит тридцать лет и три года». (А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
- Тут Федорины коты
Расфуфырили хвосты,
Побежали во всю прыть,
Чтоб посуду воротить.
(К.И.Чуковский «Федорино горе»)
7. Еду. Тихо. Слышу звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
(С.Есенин «Пороша»)
8. Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел, Борис молчит, Николай ногой качал.
(С.Михалков «А что у Вас?»)
- У него нельзя найти ни начала, ни конца? (у круга)
- Из какой посуды ничего нельзя поесть? (из пустой)
- На какое дерево садится ворона во время проливного дождя? (на мокрое)
- С помощью этого предмета можно смастерить замечательные вещи, а можно даже убить самого страшного героя русских сказок? (Игла)
- Кто из обитателей болота стал женой царевича? (Лягушка)
- Имя мальчика, которого унесли дикие лебеди? (Иванушка)
- Какой фразой заканчивается письмо? (До свидания)
- Какой орган человека называют «мотор»? (Сердце)
- Их у человека двадцать? (Пальцев)
- Где четыре брата под одной крышею стоят? (В столе)
- Место, где растут овощи. (Огород)
- Что теряет лось каждую зиму? (Рога)
- Простой инструмент для проведения прямой линии. (Линейка)
- От чего плавает гусь? (От берега)
ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ
Кто автор?
- «Свет мой зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи :
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
(А.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)
2. Белая берёза
Под моим окном
Точно серебром. (С.Есенин «Белая береза»)
- Ай, Моська! Знать она сильна,
Что лает на слона! (И.Крылов «Слон и Моська»)
- У меня зазвонил телефон.
-Кто говорит?
-Слон. (К.Чуковский «Телефон»)
5. От кого убежала посуда? (От Федоры)
6. В какой сказке людоед превращается в мышку и кот её съедает? («Кот в сапогах»)
7. Из чего солдат варил кашу? (Из топора)
8. Что посоветовал Муравей Стрекозе в басне «Стрекоза и Муравей»? (Поплясать)
9. Кто носил сковороду на голове? (Человек рассеянный с улицы Бассейной)
10. Кого вылепил старик со старухой из снега? (Снегурочку)
-Отгадайте сказочных героев.
1. Бабушка девочку очень любила
Шапочку бабушка ей подарила
Девочка имя забыла своё.
Ну, отгадайте, как звали её? (Красная Шапочка)
- Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружок.
Всем по сказке интересной
Мальчик-луковка знаком.
Очень просто и недлинно
Он зовётся… (Чиполино)
- Уймись, уймись, колдунья злая,
Себя надеждами не тешь-ка,
В лесу семь гномов повстречая,
Спасётся наша…(Белоснежка)
- Всех он любит неизменно,
Кто б к нему не приходил.
Догадались? Это Гена,
Это Гена… (Крокодил)
- И на мачеху стирала,
И горох перебирала,
По ночам, при свечке.
А спала у печки.
Хороша, как солнышко.
Кто же это? (Золушка)
- Работать умела красиво и ловко,
В деле любом проявляла сноровку.
Лебедью белой в танце плыла
Кто мастерица эта была? (Василиса Премудрая)
- Он весел и не злобен
Этот милый чудачок.
С ним хозяин, мальчик Робин,
И приятель – Пятачок.
Для него прогулка – праздник,
И на мёд особый нюх.
Этот плюшевый проказник
Медвежонок…(Вини Пух)
- Вот что Вам скажу, друзья!
Она лягушкою была.
Если б не Иван-дурак,
Быть бы ей лягушкой так. (Царевна лягушка)
- Она легко, как по канату,
Пройдёт по тоненькой верёвочке
Она жила в цветке когда-то.
Ну, а зовут её… (Дюймовочка)
- Он дружок зверям и детям,
Он живое существо,
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он не птица,
Не тигрёнок, не синица,
Не котёнок, не щенок,
Не волчонок, не сурок,
Но заснята для кино
И известно всем давно
Эта милая мордашка,
А зовётся… (Чебурашка)
(Подводятся итоги)
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА
Болельщики поют частушки, переодеты в костюмы сказочных героев.
1. Как у бабы, у Яги
Нет совсем одной ноги,
Зато есть замечательный
Аппарат летательный.
2. На сметане я мешён,
На окошке я стужён.
Круглый бок, румяный бок,
Покатился колобок.
3. Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый-краса,
А зовут меня Лиса.
4. Возле леса на опушке
Трое нас живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
5. Длинноухий озорник
В огород ходить привык
Я по грядкам прыгать стал,
Всю капусту потоптал.
6. Я зубастый серый волк,
Я клыками щёлк да щёлк,
Зимой голодный я совсем.
Не бойтесь, никого не съем.
7. Красной шапочкой меня
Называет ребятня.
Я пока по лесу шла
Чуть не скушал волк меня.
8. Я веселый Буратино,
Нос мой острый,
Нос мой длинный,
И сегодня в этот час
Я пою песни для вас.
Все: Будем дружно веселиться,
Будем петь и танцевать,
Чтобы в сказке очутиться
Надо Вам меня позвать!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра " Счастливый случай"
Целью игры является активизация познавательной деятельности ребят. В процессе игры у ребят формируются чувства партнёрства наряду с чувствами индивидуализма, как свойств личности, умения применя...
Интеллектуальная игра "Счастливый случай" по творчеству А.С.Пушкина "Мы пришли к поэту в гости", 9 класс
КТД "Интеллектуальная игра "Счастливый случай" по творчеству А.С.Пушкина проводится в целях развития творческих способностей обучающихся, воспитания любви к поэзии, высоких нравственных и эстетических...
КТД "Интеллектуальная игра "Счастливый случай" (презентация)
Презентация к КТД "Интеллектуальная игра "Счастливый случай" содержит наглядный материал, необходимый для проведения игры...
Интеллектуальная игра "Счастливый случай"по творчеству А.С.Пушкина "Мы пришли к поэту в гости", 9 класс
Интеллектуальная игра "Счастливый случай" посвящена творчеству А.С.Пушкина. Задачи: 1. Показать величие поэта, исключительность его дарования. 2. Развивать познавательные интересы обучающихся к тво...
Игра "Счастливый случай"
Эта разработка для итогового повторения пройденного материала в 5 классе. Если заменить вопросы в разминке и гейме "Гонка за лидером", то можно использовать в любое время, например, когда проходит нед...
Интеллектуальные игры "Счастливый случай"10-11 класс по теме "Малые страны Европы"
Прекрасный материал для закрепления темы зарубежная Европа...

Дидактическая игра "Знатоки планиметрии" в форме игры Счастливый случай.
Игра была проведена в рамках недели математики в школе....

