Стили речи. Готовимся к ЕГЭ.
рабочие листы по русскому языку (11 класс)

Супрун Ирина Викторовна

При выполнении задания №3 возникает необходимость обратиться к теории по стилям речи. Использую данную таблицу на уроках и на дополнительных занятиях в рамках подготовки к экзамену.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stili_rechi_11_kl_tablitsa.docx22.49 КБ

Предварительный просмотр:

В задании № 3 на ЕГЭ могут быть предложены для анализа тексты следующих стилей речи:

Стили

цели

Жанры

Особенности

Общие

лексические

синтаксические

морфологические

  • научный

изложение научной информации, объяснение окружающей действительности,сообщение сведений, имеющих научное значение; объяснение причин явлений, разъяснение достижений науки и техники, сообщение о них.

научные труды, научная статья, рецензия, доклад, учебник, диссертация, лекция, тезисы, выступления, словари, справочники и др.

Смысловая точность,логичность изложения, доказательность;отсутствие эмоциональности, даже некоторая сухость речи;официальность;   основной тип речи – рассуждение или рассуждение с элементами повествования и описания; последовательное повествование.

Книжная и специальная лексика, научные термины;однозначность слов;повторяемость ключевых слов,отсутствие (в большинстве случаев) образных средств, слова с абстрактным значением: фактор, критерий, преимущество, частое использование вводных компонентов

прямой порядок слов;использование словосочетаний сущ. + сущ. в род. п.; преобладание неопределённо-личных и безличных предложений; обилие сложных предложений;  частое употребление причастных и деепричастных оборотов, однородных членов,

неопределенно-личные конструкции, безличные

слова категории состояния;  глагольные формы множественного числа; деепричастия, причастия.преобладание существительных, в том числе отглагольных;отсутствие личных местоимений 1-го и 2-го лица ед. ч.;  отсутствие восклицательных частиц и междометий; использование союзов со значением причины и следствия, существительные на –НИЕ, -ОСТЬ, -ФИКАЦИЯ, -ЦИЯ; Р.п. имени существительного, использование причастий, деепричастий, предложные сочетания с существительными9 в связи, в зависимости от, по причине)

  • официально-деловой

точная передача деловой информации; установление и регулирование правовых, международных, служебных, производственных, социально-бытовых отношений;сообщение сведений, имеющих деловое информационное значение.

устав, закон, приказ, распоряжение, инструкция; коммюнике, конвенция, нота, акт и т. д.; деловое письмо, справка, доверенность, докладная записка, заявление, характеристика, резюме, автобиография.

строгость,  точность,официальность, бесстрастность — речь, лишённая эмоций,официальность,в основном письменная форма речи; сжатость, компактность изложения;стандартизирован-ность, регламентированность речи;

тип речи: рассуждение; протоколах, отчётах, договорах наблюдается и повествовательная манера изложения.

использование штампов (клише), специальной деловой лексики, канцеляризмов;широкое терминологии, номенклатурных (юридических, дипломатических, военных, административных и т. д.); наличие особой лексики и фразеологии (официальной, канцелярской); включение в текст сложносокращённых слов, в частности аббревиатур, отсутствие изобразительной лексики. Частые лексические повторы в связи с ограниченными возможностями синонимической замены, употребление полных наименований, точных дат.

 использование простых и сложных предложений с обособленными членами;  употребление СПП с придаточными условия, присоединительными и пр.;  прямой порядок слов, отсутствие восклицательных и вопросительных предложений

преобладание существительных над другими частями речи;употребление отглагольных существительных (предписание, выполнение), собирательных существительных (граждане, выборы и пр.);употребление глаголов в повелительном наклонении;частое употребление отымённых предлогов (на основании, в силу, по линии и пр.); частое употребление сложных союзов (ввиду того что, в связи с тем что и пр.),частое употребление устойчивых сочетаний (на случай, если ...; с тем условием, что ...; тот факт, что ... и пр.);  использование конструкций с инфинитивом (необходимо отчитаться, должен проинформировать, поставить в известность и др.);  использование кратких прилагательных (обязан, должен и др.).

  • художественный

  художественное воздействие на чувства и сознание человека;  воспитание и развитие чувства прекрасного.

 

художественные произведения: рассказы, повести, романы, пьесы, стихотворения, поэмы и пр.

образность,  выразительность,

эмоциональность,

оценочный характер речи, многостильность (использование всех стилей речи);ярко выраженная авторская индивидуальность;наличие основных элементов структуры художественного произведения (идейный замысел, сюжет, композиция, система образов, пейзаж; язык — авторское повествование, язык действующих лиц), 

тип речи – использование всех типов речи.

 использование диалектных, профессиональных, просторечных слов и т. д.;

 сочетание лексики разных стилей — книжной, высокой, сниженной, разговорной, частое использование многозначных слов, слов в переносном значении, синонимов, антонимов, фразеологизмов.широкое использование изобразительно-выразительных средств языка: звуковых – аллитерация, ассонанс, звукоподражание; тропов – метафора, сравнение, олицетворение, эпитет и др.);  синтаксических — стилистических фигур (инверсия, риторический вопрос, риторическое обращение, многосоюзие, бессоюзие и др.).

Использование всего богатства имеющихся вязыке синтаксических средств, использование стилистических фигур: анафора, антитеза, бессоюзие градация, инверсия, параллелизм, риторический вопрос,риторическоеобращение, эпифора и т.д.

Конкретные имена существительные, частое употребление глаголов, редкое употребление существительных среднего рода,  отвлечённых ивещественных существительных в форме множественного числа.

публицистический

 воздействие, агитация и пропаганда,изложение и разъяснение важных общественных вопросов и проблем, убеждение читателей (слушателей), стремление сделать их активными участниками общественной жизни.

статья, заметка, репортаж, очерк, фельетон, беседа, интервью и др.

 

информативность,лаконичность,  ораторская речь. призывность,   страстность, выражение отношения к предмету речи,

·       эмоциональность.  основной тип речи — рассуждение с элементами повествования и описания.

сочетание лексики разных стилей;использование общественно-политической лексики, а также лексики, обозначающей понятия из областей, представляющих общечеловеческий интерес, — психологии, этики, экономики, медицины и т. д.;слова с подчёркнуто положительным или отрицательным значением;фразеологические обороты, пословицы, поговорки, цитаты;использование слов в степени сравнения (величайший, заметнейший и т. д.);  наличие авторских неологизмов.широкое использование изобразительно-выразительных средств языка - эпитетов, метафор, сравнений, инверсий и пр.),

синтаксические конструкции книжной и разговорной речи;чаще простые предложения (полные и неполные);риторические вопросы; обращения и пр.; конструкции, осложнённые рядами однородных членов, причастными и деепричастными оборотами;вводные и вставные конструкции; использование средств стилистического синтаксиса (риторические вопросы и восклицания, синтаксический параллелизм — одинаковое построение предложений; повторы, инверсия и т.д.),специфическое расчленение текста(«рубленая проза»), частое спользование инверсии, использование обращений.

    использование существительных в род. п. в роли несогласованных определений (голос общественности, позиция русского зарубежья);использование в качестве сказуемых глаголов в форме повелительного наклонения (берегите, отстаивайте), создание эффекта присутствия через глаголы со значением настоящего времени; использование междометий, частиц, модальных слов (увы, браво, пусть, да здравствует), частотность употребления форм Р.П. имён сущ-х, активное использование местоимений 1и 2 лица, наличие причастий на –ОМЫЙ.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....

Формирование универсальных учебных действий на уроке по развитию речи.Стили речи. Художественный стиль

Урок русского языка по теме «Стили речи. Художественный стиль» разработан для учащихся 4 класса, обучающихся по образовательной системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. Урок построен в соответствии с тре...

Лингвистическое краеведение. Тексты для анализа: определение стилей речи. Таблица "Стили речи"

Лингвистическое краеведение. Тексты для анализа: определение стилей речи. Таблица "Стили речи"...

Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»

Урок знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывае особенности языковых средств разговорного стиля речи. восспит...

Презентация на тему "Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи"

Презентация на тему  "Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи"...

Технологическая карта урока русского языка в 10 классе "Стили речи. Композиционные и языковые признаки стилей речи."

осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к р...