Лингвоэтика на уроках русского языка (из опыта работы).
статья по русскому языку

Иванова Алёна Олеговна

Описание эффективных педагогических практик по введению лингвоэтики (синоним понятия "культура речи") на уроках русского языка. Упражнения по лингвоэтике решают проблемы правильности речи и речевого поведения (этикета), сохранения богатства и выразительности языка, сохранения чистоты языка, обучения речевой культуре и ее распространения в обществе.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lingvoetika_statya.docx19.86 КБ

Предварительный просмотр:

Лингвоэтика на уроках русского языка (из опыта работы).

Иванова А.О., учитель русского языка и литературы;

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №14»

г. Кемерово, Кемеровская область-Кузбасс

Уровень владения языковыми нормами коммуникации современного носителя русского языка достаточно невысокий, несмотря на изобилие информационных ресурсов, справочной литературы, возможность запросов в сети Интернет. Многие даже не задумываются о правильности или неправильности своей речи, не придают значения соответствию нормам литературного языка. А ведь «продолжение языковой традиции, а также возможность понимания предков и передачи их мыслей потомкам осуществляется только при помощи национального литературного языка» (И.А. Бодуэн де Куртонэ). Проблема истощения выразительности, полноты, красоты и грамотности русского литературного языка очень заметна среди детей школьного возраста. Для сохранности нормативного языкового поведения подростков в курс изучения родного языка в школе внедряется такой раздел лингвистики как культура речи, или лингвоэтика (в нашем понимании данные термины являются синонимами).

Лингвоэтика как отрасль филологии исследует следующие проблемы использования языка:

  • Проблема правильности речи, соответствия ее этическим и языковым нормам, принятым в литературном русском языке, в словарях, справочных материалах.
  • Проблема сохранения богатства и выразительности языка и его развития.
  • Проблема использования языковых средств, правильности обращения со словом, сохранения чистоты языка.
  • Проблема речевого этикета, поисков нормативного языкового поведения, его сохранения и приумножения выбранных ресурсов.
  • Проблема обучения речевой культуре и ее распространения в обществе.

На уроках русского языка и литературы учащимся основного общего образования задания по лингвоэтике вводятся блоками, небольшими упражнениями как для домашней индивидуальной, так и для классной групповой работы. Остановимся на конкретных примерах.

В качестве домашней работы учащимся предлагается найти, выучить и рассказать по пять крылатых выражений (пословиц, поговорок, афоризмов, высказываний знаменитых людей) на темы «Учение» и «Книга». Источники могут быть любые. Важный критерий оценивания данного задания – оригинальность, что помогает избежать многочисленных повторов выражений, расширяет круг источников для поиска материала и увеличивает информационную грамотность учащихся. Такое задание направлено на сохранение богатства языка, его выразительности (что особенно ярко проявляется в пословицах и поговорках), развитие ораторских и артистических способностей ребенка.

Следующее задание для учащихся связано со скороговорками. Необходимо выучить и отработать несколько выражений с разным набором согласных звуков (Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. На дворе трава, на траве дрова. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.) Всем известно, что немногим удается с первого раза проговорить скороговорку безошибочно и четко. Как правило, для этого нужна артикуляционная разминка и регулярное повторение высказываний некоторое количество раз. Такая работа направлена на корректную работу со словом, она способствует расширению лексического запаса и языковых ресурсов, развитию артикуляционных навыков обучающегося. Данное задание достаточно сложно с точки зрения речевого аппарата, но интересно по отработке новых умений.

Далее ученикам предлагаются упражнения по орфоэпии. Для этого класс делится на группы по 4-5 человек, им раздаются индивидуальные карточки с заданиями. Учащиеся должны определить постановку ударения в выделенных словах, ориентируясь на рифму в предложенных строках. Например,

Мама сына БАЛОВАЛА, вместо супа торт давала.

Меня дочка теребит, спрашивает, кто ЗВОНИТ.

Тот свои знания УГЛУБИТ, кто уроки ПОВТОРИТ.

Положи-ка в свой ПОРТФЕЛЬ свежесрезанный ЩАВЕЛЬ.

Надо Ваню полечить, чтоб страданья ОБЛЕГЧИТЬ.

Каждая группа зачитывает получившиеся изречения, согласно правилам орфоэпии, акцентируя внимание на выделенных словах. Данная задача развивает общие коммуникативные навыки при общении между собой в группах, расширяет знания о языковых нормах, благоприятствует сохранению чистоты языка, способствует распространению речевой культуры в обществе.

Следующее задание на определение рода заимствованных имен существительных. Достаточно стандартное упражнение с пропущенными окончаниями имен прилагательных, которые сопровождают данные имена существительные. Небольшой фрагмент такого задания выглядит следующим образом: больш...кенгуру, хохлат… какаду, металлически… шасси, золотист… пенсне, седьм… авеню, известн… кафе. Дополнительной задачей для учащихся является подбор других имен прилагательных в этих словосочетаниях. Такой вид деятельности направлен на изучение языковых норм русского литературного языка, сохранению его чистоты. Поиск новых языковых ресурсов приумножает словарный запас обучающихся.

Еще одно нестандартное задание для работы в группах. Учащимся необходимо обратиться к разным людям (к Деду Морозу, случайному прохожему, однокласснику, к дяде или тёте) и, используя формулы речевого этикета, составить обращение по следующей схеме: вежливо поприветствовать, попросить о помощи (высказать просьбу, подсказать дорогу, пригласить на мероприятие, извиниться за проступок), получить одобрение и попрощаться. Ученики в группах должны разыграть данные инсценировки, учитывая возраст собеседника, степень родства, принимая во внимание уместность употребления книжной или разговорной речи. Такие представления, безусловно, расширяют и сохраняют нормативные языковые ресурсы и словарный запас, содействуют поиску определенного языкового поведения и развитию речевого этикета.

Таким образом, красивая и правильная речь, языковая традиция народа сохраняется, приумножается и распространяется только благодаря практике использования нормированной речи. Постоянная работа с изучением языковых норм русского литературного языка, прививание основ и закономерностей грамотно звучащей речи способствуют созданию культурного просветительского пространства, в котором формируется грамотное общество, сохраняются национальные традиции и каноны.

Литература:

1. Лазуткина Е.М.. Языковая система – употребление языка- культура речи / Русский язык в школе и дома №2 2012 ООО «Наш издатель». – Москва, 2012. – 31 с. – Текст: непосредственный.

2. Лингвоэтика // Справочник от автор24. – URL: ; Загл. с экрана. – Яз. рус. (дата обращения ). – Текст: электронный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....

Тестовые технологии на уроках русского языка (из опыта работы)

Тестовые технологии  на уроках  русского языка  как форма  текущего контроля  знаний  учащихся и подготовки  к  ГИА и ЕГЭ ...

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка (из опыта работы)

  Статья  об эффективности индивидуальной работы с учащимися, имеющими незаурядные способности, цель которой  -  творческое и интеллектуальное  развитие  ребе...

Презентация "Работа с текстом на уроках русского языка"( Из опыта работы)

Презентация "Работа с текстом на уроках русского языка" является обобщением опыта учителя по данной теме. Преподаватель называет основные тенденции изучения русского языка, объясняет, зачем текст на у...

Нейролингвистическое программирование как средство развития устойчивой положительной мотивации и повышения общей грамотности учащихся на уроках русского языка ( из опыта работы)

Работа посвящена актуальной проблеме - использованию техники нейролингвистического программирования (НЛП) на уроках русского языка. В работе дается общая характеристика, структура НЛП, описываются эле...

Блочно-модульные технологии на уроках русского языка (из опыта работы)

В данном материале описывается использование БМТ на уроках русского языка...

Использование ИКТ на уроках русского языка (из опыта работы)

Статья включает обоснование актуальности использования ИКТ на уроках русского языка, примеры использования текстового редактора, презентаций и интерактивных тестов....