урок в 8 классе по теме "Виды аргументов"
презентация к уроку по русскому языку (8 класс)

Стасенко Надежда Сергеевна

Учащиеся знакомятся с видами аргументов для сочинения-рассуждения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл argumenty_i_ih_vidy_8_klass.pptx106.44 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок с учётом формирования ФГ (математическая) Тема: « Виды аргументации», 8 класс

Слайд 2

Сегодня у нас необычный урок — мы будем учиться спорить… но по-умному! — Представьте: вы — юристы, журналисты, блогеры, политики — все, кому нужно убедить других в своей правоте. Как это сделать?

Слайд 3

Сочинение-рассуждение. Виды аргументации Цели урока: Образовательная: — познакомить учащихся с видами аргументации; — научить подбирать и использовать аргументы в сочинении-рассуждении; --Научить учащихся использовать статистические данные из достоверных источников как фактический аргумент в сочинении-рассуждении, развивая при этом математическую грамотность через построение и интерпретацию графиков, анализ количественных показателей и критическую оценку информации Развивающая: — развивать логическое и критическое мышление, речевые навыки, умение аргументировать свою точку зрения; Воспитательная: — воспитывать культуру дискуссии, уважение к чужому мнению, ответственность за свои слова.

Слайд 4

«Мозговой штурм» Вспомните, из каких частей состоит сочинение-рассуждение? А теперь подумайте: что такое аргумент ? Попробуйте привести пример аргумента к тезису: «Книги важнее соцсетей»

Слайд 5

Когда читаешь книгу — ты живёшь жизнью героев, переживаешь с ними радость и боль. А в соцсетях просто листаешь картинки и лайкаешь чужие эмоции — без настоящего участия, без глубины. Книги важнее соцсетей, потому что они развивают интеллект ( логика ),и это подтверждено исследованиями ( факт ), вызывают настоящие эмоции ( эмоции ) — и, как писал Достоевский, “красота спасёт мир”, а не лайки и комментарии

Слайд 6

«Виды аргументаций» Фактический аргумент : Опора на реальные события, статистику, исторические данные. Пример: «По данным ЮНЕСКО, 70% подростков проводят в соцсетях более 3 часов в день — это влияет на отрицательную успеваемость».

Слайд 7

Логический аргумент Рассуждение, построенное на причинно-следственных связях. Пример: «Если человек не читает книги, у него беднеет словарный запас — значит, он хуже выражает мысли».

Слайд 8

Эмоциональный аргумент Апелляция к чувствам, примеры из литературы, кино, личной жизни. Пример: «Вспомните героиню рассказа («Лайк. История одной зависимости») Анны и Сергея Литвиновых, которая живёт ради лайков, комментариев и подписчиков. Её самооценка напрямую зависит от реакции в соцсетях. Когда лайков становится меньше — она впадает в депрессию».

Слайд 9

Аргумент от авторитета Цитата известного человека, учёного, писателя Пример: «Как говорил Достоевский: “Красота спасёт мир” — значит, искусство важнее, чем лайки».

Слайд 10

« Назовите аргумент» «По данным ВЦИОМ, 75% подростков считают, что школьная форма не влияет на успеваемость» . «Если не спать 8 часов, мозг хуже запоминает — значит, учиться будет труднее» «Как говорил Сухомлинский: “Без отдыха нет настоящего труда”» «Я плакал, когда мама запретила мне играть — это было несправедливо!»

Слайд 11

«Собери аргументационный конструктор» Работа в группах по 4 человека. К тезису и подобрать по одному аргументу каждого вида. Тезис → Факт → Логика → Эмоции → Авторитет → Вывод «Лучше быть честным, чем популярным» «Школьная форма — это хорошо» «Подросткам нельзя запрещать пользоваться телефоном» Защита аргументов. Класс определяет: самый убедительный аргумент

Слайд 12

Вы когда-нибудь видели заголовки в интернете: «73% подростков не знают правил дорожного движения!» или «9 из 10 школьников не умеют писать без ошибок!» — А задумывались ли вы: откуда эти цифры? Кто их посчитал? Это правда или манипуляция? — Сегодня мы с вами ещё научимся проверять статистику из СМИ — и превращать её в убедительный аргумент… с графиком!

Слайд 13

«Правда или фейк?» «85% подростков считают, что TikTok полезнее учебников» (источник: опрос в Instagram) «Каждый второй школьник спит менее 6 часов» (источник: ВЦИОМ, выборка — 1000 человек) «99% учеников 8 класса не умеют строить графики» (источник: блогер “Школьный эксперт”)

Слайд 14

Какой заголовок вызывает доверие? Почему? — На что нужно обратить внимание? Цифры в СМИ — мощный аргумент, но только если они достоверны.

Слайд 15

«Статистика → График → Аргумент » Давайте возьмём реальный пример. Представьте, вы читаете статью: «По данным Минпросвещения, в 2024 году количество прочитанных книг на одного школьника снизилось: в 2020 — 12 книг, в 2022 — 8 книг, в 2024 — 5 книг». — Как можно представить эти данные наглядно? __Посчитайте, на сколько % упало количество прочитанных книг? — Как использовать этот график в аргументе? Запишите составленный аргумент для сочинения -рассуждения

Слайд 16

Как видно из графика, за 4 года количество прочитанных книг упало в 2,4 раза — это тревожный сигнал для образования

Слайд 17

Как видно из диаграммы, за 4 года количество прочитанных книг на одного школьника сократилось более чем в два раза — с 12 до 5. Это тревожный сигнал: снижается не только читательская активность, но и общий уровень грамотности, кругозора и способности к глубокому мышлению. Если тенденция сохранится, последствия для образования будут серьёзными».

Слайд 18

Групповая работа — «Построй график — защити аргумент 🔹 Задание 1 (образование): «По данным ВЦИОМ (2024), время, которое школьники тратят на домашнее задание, растёт: в 2020 — 1,5 часа, в 2022 — 2 часа, в 2024 — 2,5 часа в день» Постройте график. Сформулируйте тезис (напр., «Нагрузка на школьников растёт» ) . Используйте график как аргумент. Добавьте эмоциональный/логический аргумент. 🔹 Задание 2 (здоровье): «Опрос «Фонда поддержки детей ”: доля подростков, занимающихся спортом, снизилась с 60% (2020) до 45% (2024)». → Постройте столбчатую диаграмму. Аргументируйте тезис: «Подросткам не хватает физической активности» .

Слайд 19

Итог: Подведём итог нашему уроку с помощью цифр — как настоящие исследователи! Выберем формулу убедительного текста. Представьте, что убедительное рассуждение — это формула. Давайте её составим!

Слайд 20

Формула идеального аргумента = Тезис + (Факт × %) + Логика (если…, то…) + Эмоции ( ❤️ ) + Авторитет (=) → Вывод (Вывод не должен повторять тезис, а обобщать всё, что вы доказали ) (Пример с музейной статистикой): Если в этом году на 20% больше школьников (70% против 50%) не посетили ни одного музея, то это угрожает культурному развитию поколения — как предупреждал педагог Сухомлинский: “Культура начинается с удивления”. Значит, школе и родителям нужно срочно менять подход к культурному воспитанию подростков — делать искусство и историю живыми, доступными и интересными.

Слайд 21

Рефлексия Напишите 3 вывода из материала урока.

Слайд 22

Домашнее задание на выбор Найдите в интернете одну статью из СМИ со статистикой (образование, спорт, здоровье, технологии). — Выпишите данные. — Постройте график (на листе или в цифровом виде). — Напишите сочинение-рассуждение (100–150 слов), используя этот график как аргумент. — Обязательно укажите: источник, дату, размер выборки. Создайте фейковую новость со “страшной” статистикой — и рядом — разоблачение с объяснением, почему данные недостоверны. (учимся видеть манипуляции!)

Слайд 23

Урок подготовила Стасенко Н.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.

Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...

план конспект урока №19 "Тригонометрические функции числового аргумента" Алгебра 10 класс УМК Мордкович А.Г.

План конспект урока №19 "Тригонометрические функции числового аргумента" Алгебра 10 класс УМК Мордкович А.Г., добавлено домашнее задание для индивидуальной работы...

план конспект урока №20 "Тригонометрические функции числового аргумента" Алгебра 10 класс УМК Мордкович А.Г.

план конспект урока №20 "Тригонометрические функции числового аргумента" Алгебра 10 класс УМК Мордкович А.Г....

план конспект урока №21 "Тригонометрические функции углового аргумента" Алгебра 10 класс УМК Мордкович А.Г.

план конспект урока №21 "Тригонометрические функции углового аргумента" Алгебра 10 класс УМК Мордкович А.Г....

план конспект урока №22 "Тригонометрические функции углового аргумента" Алгебра 10 класс УМК Мордкович А.Г.

план конспект урока №22 "Тригонометрические функции углового аргумента" Алгебра 10 класс УМК Мордкович А.Г. Есть самостоятельная работа  на 4 варианта...

урок_Тангенс суммы и разности аргументов

урок_Тангенс суммы и разности аргументов...