Реализация текстоориентированного подхода на уроках русского языка
статья по русскому языку (9, 10, 11 класс)

Статья посвящена реализации текстоориентированного подхода на уроках русского языка. В ней рассматриваются основные принципы и методы, направленные на развитие у школьников умения анализировать и интерпретировать тексты различной стилистической направленности. Подчеркивается важность формирования у учеников навыков смыслового чтения, понимания структуры и содержания текста, а также умения выражать собственные мысли письменно и устно. Особый акцент делается на интеграции теории и практики, создании условий для активной познавательной деятельности учащихся, что способствует формированию метапредметных компетенций и повышает мотивацию к изучению предмета. Предложенные методики позволяют эффективно развивать у школьников ключевые коммуникативные навыки, необходимые для успешной учебной и социальной адаптации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Д.Ф. Валишева

Реализация текстоориентированного подхода на уроках русского языка

Изучение русского языка на современном этапе связано с решением проблемы использования обучающимися слова, словосочетания, предложения, текста в устной и письменной формах.

Какой же смысл имеет при этом понятие «текст»? Как воспринимать текст, он «порождается» в процессе коммуникации, либо это продукт речевой деятельности. В то же время, каковы особенности текста, его значимость в системе изучения языковых единиц.

Важно и выявление признаков, которые раскрывают коммуникативные возможности текста. Исследование содержательной и структурной стороны текста позволяет обратиться к лингвистике текста, что расширяет лингвистические знания учащихся.

В настоящее время текст рассматривается, как коммуникативная единица, большая, чем одно предложение, с целью выявления закономерностей его построения [1]. То есть можно указать на последовательность предложений, слов в тексте, представленных в соответствии с правилами данного языка .

Обобщённое определение текста включает: это сообщение, которое характеризуется смысловой и структурной завершенностью и, конечно, отношением автора к тому, что сообщается. Важны такие характеристики текста, как членимость, смысловая цельность и структурная связность. Некоторые исследователи выделяют: информативность, нормативную обработанность, воспринимаемость текста.

По мнению В.И. Капинос, следует обратить особое внимание на возможности членения текста, а также на выделение абзацев, в которых обнаруживается микротема, а отсюда приобретаются навыки составления плана текста [1].

Что же вкладывается в понятие «основная мысль текста»? Это по сути замысел автора, его понимание описываемых событий, которые необходимо осмыслить учащимся. Важно указать на связность и цельность текста – это единство тематическое, логическое, стилистическое.

Таким образом, текст- это конкретное речевое произведение, своеобразная модель построения, в то же время не только средство коммуникации, но и способ хранения, передачи информации.

Для учащихся важно приобрести навыки определения типов текстов, то есть говорится ли в тексте о постоянных признаках или о сменяющих друг друга действиях, возможно, причинно-следственных связях.

К примеру, текст используется для осмысления лексики; для обучения учащихся правильному выбору слов, выбору грамматические форм и конструкций в процессе речевого общения.

На материале текста изучаются нормы: лексические, словообразовательные, нормы построения словосочетаний и предложений. Так у учащихся формируются навыки для правильного языкового оформления связных высказываний, то есть определять оттенки значений лексических единиц и грамматических конструкций; выявлять стилистическую окраску слов; соотносить значение слова и его грамматические особенности с содержанием высказывания.

Использование текста в школьном курсе русского языка будет продуктивным, когда учащиеся знают признаки текста, его возможности для изучения разделов школьного курса русского языка.

Проведенный анализ позволяет обосновать особенности текста как определённого речевого произведения. Изучая на основе текста уровни языка, ученик познает особенности типа текста, его смысловую цельность, членимость, что служит средством развития коммуникативных умений.

Для формирования навыков использования слова в связной речи (то есть в сочинениях и изложениях) можно использовать такие тексты, которые представляют собой образцы повествования, описания, рассуждения. Именно на основе текста происходит не только познание слова как единицы языка, но и толкование лексического значения слова, осмысление однозначных и многозначных слова, овладение понятиями «омонимы», «синонимы», «антонимы».

Вслед за Н. М. Шанским следует определить, что без лингвистического анализа текста невозможен ни литературоведческий, ни стилистический, ни филологический анализ текста [7].

Следует говорить о текстоориентированном подходе к изучению русского языка, что предполагает отказ от автономного изучения языковых единиц, то есть их изучение на материале текстов и микротекстов способствует формированию речевых умений и навыков учащихся.

Поэтапная работа по анализу текста на уроках русского языка включает: смысловое восприятие текста; определение его темы, основной мысли, структуры. Особую значимость приобретает комплексный анализ текста, что позволяет обогатить словарный запас учащихся, развивает связную речь учащихся.

Использование различных текстов (медиатекстов в том числе) создаёт условия для организации не репродуктивной, а исследовательской работы для развитого языковой компетенции учащихся.

Языковой анализ текста позволяет рассмотреть русский язык в единстве лексики, фонетики, орфоэпии, морфологии, синтаксиса, пунктуации. Для этого организуется работа с ключевыми словами, работа над выразительными средствами языка: подобрать однокоренные слова, синонимы, антонимы; провести анализ общеупотребительных и не общеупотребительных, заимствованных слов, неологизмов.

Языковой анализ – это совокупность приемов, систематически применяемых при изучении всех сторон языка: фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса, стилистики – с целью выявления структуры, типов языковых единиц, их форм и способов образования, целесообразности их использования в тексте и пр. По мнению Н.А Плёнкина, языковой анализ позволяет показать учащимся приемы построения предложения, его различные варианты. Нигде, ни в какой другой работе, учитель не сможет столь подробно и обстоятельно объяснить зависимость структуры предложения от общей направленности контекста и хотя бы приближенно, предположительно выяснить целесообразность выбора той или иной конструкции, выяснить необходимость имеющегося порядка слои, зависимость лексики от структуры как данного предложения, так и структуры и лексики близлежащих предложений. [4]

При анализе текста важную роль играют словари. К примеру, важно установить, какова роль устаревшей лексики в жизни человека? Как научиться корректно употреблять культурные исторемы?

Следует учитывать и функции словарей: представление справочной информации об окружающих человека реалиях, культуре, истории и обеспечение языковой ответственности носителя языка.

Таким образом, текст целесообразно использовать на уроках русского языка регулярно, так как познание разделов школьного курса русского языка с опорой на текст создаёт условия для приобретния личностных, предметных и метапредметных результатов

Благодаря анализу текста обеспечивается понимание слова как единицы языка, восприятие упражнений с использованием текста как возможности овладения системой языка.

Список источников

#1050;апинос, В. И. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 классы: книга для учителя / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик — М: Просвещение, 1991. — 342 c.

#1050;апинос, В. И. Развитие речи на основе понятий лингвистики текста: учебное пособие для VI классов / В. И. Капинос. — 2-е изд. — Таллинн: РИУУ ЭССР, 1984. — 71 c.

#1052;аксимов, В. И. Стилистика и литературное редактирование: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям / В. И. Максимов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М: Гардарики, 2007. — 653 c.

#1055;лёнкин, Н. А. Изложение с языковым разбором текста: пособие для учителя / Н. А. Плёнкин. — 3-е изд., перераб. и доп. — М: Просвещение, 1988. — 207 c.

#1055;опова, В. И. Текст как ценностно-смысловая доминанта воспитания обучающихся. Аксиологическая лингвометодика мировоззренческие и ценностные аспекты в школьном и вузовском преподавании русского языка: м-лы междунар. н.- пр. конф / В. И. Попова // — М: МПГУ, 2019. — С. 176-181.

#1055;опова, В. И. Смысловые ориентиры текстовой организации подготовки студента педвуза. Проблемы современного педагогического образования: сборник научных трудов / В. И. Попова //. — Ялта: РИО ГПА, 2021. — С. 119-121.

#1064;анский, Н. М. Лингвистический анализ художественного текста: учебное пособие / Н. М. Шанский. — М: Флинта, 2019. — 416 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Текстоориентированный подход в обучении русскому языку в системе работы учителя-словесника.

В статье описывается методическая система работы с текстом на уроках русского языка на разных ступенях обучения.Использование текста в качестве дидактического материала решает важные педагогические за...

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ

Выступление на тему "Реализация компетентностного подхода на уроках русского языка" для слушателей МРИО  Использование ИКТ на уроках родного языка.  24.01.14 г....

Реализация деятельностного подхода на уроках русского языка и внеклассных мероприятиях.

В статье представлен комплекс мероприятий по празднованию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Отмечена важность реализации деятельностного подхода на разных этапах работы....

Реализация компетентностного подхода на уроках русского языка (выступление на заседании кафедры гуманитарных дисциплин ОУ)

В выступлении содержится материал о технологии деятельностного метода и опыт работы педагога по реализации компетентностного подхода на уроках русского языка....

Реализация компетентностного подхода на уроках русского языка (выступление на заседании кафедры гуманитарных дисциплин ОУ)

В выступлении содержится материал о технологии деятельностного метода и опыт работы педагога по реализации компетентностного подхода на уроках русского языка....

«Метод проектов как средство реализации деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы»

Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе. Актуальным яв...