Упражнение «Следы византийских монахов: разбираем причастия»
занимательные факты по русскому языку (7 класс)
Фрагмент урока по теме "История причастия" (7 класс).
Упражнение «Следы византийских монахов: разбираем причастия».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнение «Следы византийских монахов: разбираем причастия»
- Разминка-наблюдение
Учитель раздаёт карточки с парами примеров:
несущий (совр.) — несонтъ (старосл.);
ведущий (совр.) — веды (старосл.);
ходящий (совр.) — ходентъ (старосл.).
Задание:
- Найдите общие и различающиеся части в парах.
- Предположите, почему в старославянском причастия оканчиваются на -нтъ, -ды, -ентъ, а в современном русском — на -ущ-, -ящ-.
- Запишите 1–2 гипотезы (например: «Возможно, окончания изменились из-за упрощения звуков»).
- Историческая справка
Учитель кратко рассказывает:
Византийские монахи (Кирилл и Мефодий и их ученики) создали славянскую азбуку и перевели богослужебные тексты.
В старославянском языке причастия образовывались с суффиксами -онт-, -ент-, -д- (от основ настоящего времени).
Со временем в восточнославянских диалектах эти формы упростились: -онт- → -ущ-, -ент- → -ящ-, а краткие формы (-ды) почти исчезли.
Это изменение связано с общим трендом к сокращению безударных слогов в древнерусском.
- Аналитическое задание
Ученики получают отрывок из старославянского текста (с подстрочным переводом):
«И се несонтъ кръсть, идѣше за Нимъ»
(И он, несущий крест, шёл за Ним).
Вопросы и задания:
1)Выделите причастие несонтъ. Определите его:
- залог (действительный/страдательный);
- время (настоящее/прошедшее);
- форму (полная/краткая).
2)Сравните с современным вариантом несущий. Какие звуки/части исчезли/изменились?
3)Попробуйте «восстановить» старославянскую форму для современного причастия читающий (ожидаемый ответ: читентъ).
- Творческое задание
Представьте, что вы — ученик византийского монастыря X века. Напишите 2–3 предложения на «старославянизированном» русском, используя архаичные причастия (например: пишунтъ, глядянтъ). Затем переведите их на современный язык.
Пример:
- Старославянский вариант: «Братъ, пишунтъ грамоту, пояше песнь»
- Современный вариант: «Брат, пишущий грамоту, пел песню».
- Рефлексия
Ученики отвечают на вопросы:
- Почему причастия в старославянском и современном русском выглядят по-разному?
- Как знание истории языка помогает понимать правила сегодня?
- Приведите 1 пример, где историческое изменение формы причастия видно в современном языке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
упражнения для закрепления по темам "Глагол", "Причастие", 6 класс
Упражнения для списывания, тренировки орфографии и нахождения глаголов и причастий. Можно давать в начале изучения темы....

Классный час "Священники и монахи в годы Великой Отечественной войны"
На класссном часе рассматривается участие священослужителей о монахов в годы ВОв...

.Лёгкая атлетика. Элементы техники основных легкоатлетических упражнений на которые следует обратить внимание при работе с учащимися 7–8-х классов.
На уроках легкой атлетики в 7-м классе дети осваивают способы передачи эстафетной палочки, совершенствуют прыжки в длину и высоту и бег с низкого старта, соревнуются в беге на дистанции 60 м. В ...

Презентация "Священники и монахи в годы ВОв"
Изучение данного материала позволит учащимся по новому взглянуть на взаимоотношения Православной Церкви и государства, а также продемонстрирует мужество, стойкость священнослужителей и мон...

Интерактивное упражнение «Византийская империя в VI-XI веках» по истории Средних веков 6 класс
Интерактивное упражнение разработано на сервисе LearningA...


