Упражнение «Следы византийских монахов: разбираем причастия»
занимательные факты по русскому языку (7 класс)

Мартынюк Клавдия Владимировна

Фрагмент урока по теме "История причастия" (7 класс).

Упражнение «Следы византийских монахов: разбираем причастия».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fragment_uroka.docx17.61 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнение «Следы византийских монахов: разбираем причастия»

  1. Разминка-наблюдение
    Учитель раздаёт карточки с парами примеров:

несущий (совр.) — несонтъ (старосл.);

ведущий (совр.) — веды (старосл.);

ходящий (совр.) — ходентъ (старосл.).

Задание:

  1. Найдите общие и различающиеся части в парах.
  2. Предположите, почему в старославянском причастия оканчиваются на -нтъ-ды-ентъ, а в современном русском — на -ущ--ящ-.
  3. Запишите 1–2 гипотезы (например: «Возможно, окончания изменились из-за упрощения звуков»).
  1. Историческая справка
    Учитель кратко рассказывает:

Византийские монахи (Кирилл и Мефодий и их ученики) создали славянскую азбуку и перевели богослужебные тексты.

В старославянском языке причастия образовывались с суффиксами -онт--ент--д- (от основ настоящего времени).

Со временем в восточнославянских диалектах эти формы упростились: -онт- → -ущ--ент- → -ящ-, а краткие формы (-ды) почти исчезли.

Это изменение связано с общим трендом к сокращению безударных слогов в древнерусском.

  1. Аналитическое задание
    Ученики получают отрывок из старославянского текста (с подстрочным переводом):

«И се несонтъ кръсть, идѣше за Нимъ»
(И он, 
несущий крест, шёл за Ним).

Вопросы и задания:

1)Выделите причастие несонтъ. Определите его:

  • залог (действительный/страдательный);
  • время (настоящее/прошедшее);
  • форму (полная/краткая).

2)Сравните с современным вариантом несущий. Какие звуки/части исчезли/изменились?

3)Попробуйте «восстановить» старославянскую форму для современного причастия читающий (ожидаемый ответ: читентъ).

  1. Творческое задание

Представьте, что вы — ученик византийского монастыря X века. Напишите 2–3 предложения на «старославянизированном» русском, используя архаичные причастия (например: пишунтъглядянтъ). Затем переведите их на современный язык.

Пример:

  • Старославянский вариант: «Братъ, пишунтъ грамоту, пояше песнь»
  • Современный вариант: «Брат, пишущий грамоту, пел песню».
  1. Рефлексия
    Ученики отвечают на вопросы:
  • Почему причастия в старославянском и современном русском выглядят по-разному?
  • Как знание истории языка помогает понимать правила сегодня?
  • Приведите 1 пример, где историческое изменение формы причастия видно в современном языке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

упражнения для закрепления по темам "Глагол", "Причастие", 6 класс

Упражнения для списывания, тренировки орфографии и нахождения глаголов и причастий. Можно давать в начале изучения темы....

Классный час "Священники и монахи в годы Великой Отечественной войны"

На класссном часе рассматривается участие священослужителей о монахов в годы ВОв...

.Лёгкая атлетика. Элементы техники основных легкоатлетических упражнений на которые следует обратить внимание при работе с учащимися 7–8-х классов.

На уроках легкой атлетики в 7-м классе дети осваивают способы передачи эстафетной палочки, совершенствуют прыжки в длину и высоту и бег с низкого старта, соревнуются в беге на дистанции 60 м.  В ...

Занятие Монастырь. Монахи

Азбука православной культуры...

Презентация "Священники и монахи в годы ВОв"

Изучение данного материала позволит учащимся  по новому взглянуть на взаимоотношения Православной Церкви и государства, а также  продемонстрирует мужество, стойкость священнослужителей и мон...