.Лёгкая атлетика. Элементы техники основных легкоатлетических упражнений на которые следует обратить внимание при работе с учащимися 7–8-х классов.
статья по физкультуре (7, 8 класс) на тему

Поляков Дмитрий Васильевич

На уроках легкой атлетики в 7-м классе дети осваивают способы передачи эстафетной палочки, совершенствуют прыжки в длину и высоту и бег с низкого старта, соревнуются в беге на дистанции 60 м.  В статье даются упражнения как для тренировки, так и для исправления ошибок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_legkoy_atletiki_v_7-8_klassah.docx27.75 КБ

Предварительный просмотр:

«Уроки лёгкой атлетики. Элементы техники основных легкоатлетических упражнений на которые следует обратить внимание при работе с учащимися 7–8-х классов».

7-й класс

На уроках легкой атлетики в 7-м классе дети осваивают способы передачи эстафетной палочки, совершенствуют прыжки в длину и высоту и бег с низкого старта, соревнуются в беге на дистанции 60 м.

Эстафетный бег

Обучение передаче эстафетной палочки начинают в одной зоне на прямой дорожке. Затем усвоенные навыки закрепляют в круговых эстафетах с этапами 30, 40 и 50 м, предварительно разметив дорожки для всех команд, участвующих в забеге. Сначала размечают первую дорожку шириной 1,25 м. Длину измеряют стальной рулеткой в 30 см от бровки. Линия финиша для круговой эстафеты – это и линия старта для первого участника на первой дорожке. Затем размечают вторую, третью и четвертую беговые дорожки, также шириной 1,25 м. Измерение их длины производят в 20 см от внутренней линии. Линию старта на второй дорожке выносят вперед на 3,61 м по отношению к старту по первой, на третьей – на 7,54 м, на четвертой – на 11,47 м. Если же ширина дорожки уже, чем 1,25 м, то на каждые 5 см уменьшения ширины линия старта первого этапа смещается на 15 см ближе. После этого производят разметку для других этапов эстафеты. Для этого на дорожках последовательно отмеряют длину каждого этапа эстафеты от финиша к старту и наносят линии, ограничивающие зоны передачи эстафетной палочки. Расстояние между этими линиями на каждом этапе равно 20 м. Необходимо вдоль бровки врыть заподлицо колышки, отмечающие места стартов по каждой дорожке и место финиша. Это позволит обновлять разметку без повторных промеров дорожек. Учащиеся делятся на команды и распределяются по забегам и этапам. В каждом забеге принимают участие две-четыре команды. Чтобы ученики не путали, какой рукой принимать эстафетную палочку и где лучше располагаться на дорожке, готовясь к приему эстафеты, устанавливают такой порядок:

1. Участник, бегущий на первом этапе, несет эстафетную палочку всегда в правой руке.

2. Бегуны на нечетных этапах эстафеты: первый, третий, пятый и т.д. – передают эстафетную палочку правой рукой в левую своим партнерам и бегут ближе к левой границе своих дорожек, а сами принимают эстафету правой рукой.

3. Бегуны на четных этапах принимают эстафетную палочку левой рукой, бегут ближе к правой границе своих дорожек и передают эстафету левой рукой в правую руку партнера.

Эстафета повторяется 2–6 раз. При этом после двух-трех повторений бегуны меняются этапами: с нечетных переходят на четные и наоборот. Это необходимо для того, чтобы дети научились уверенно передавать и принимать эстафету правой и левой рукой. Учитель назначает помощников у каждой зоны передачи, которые следят за тем, чтобы участники не нарушали правила передачи эстафетной палочки: не передавали ее за пределами зоны и не перебегали на чужие дорожки. Кроме того, помощники отмечают основные нарушения: например, учащийся принимал эстафету, стоя на месте, или бежал слишком медленно, оглядываясь назад, или начал бег преждевременно, когда его партнер был еще далеко от первой линии зоны передачи, и т.п. После каждого забега помощники сообщают учителю о нарушениях правил и технических ошибках. Учитель указывает на них и дает советы, как избежать этого в дальнейшем.

 В школах, где легкую атлетику изучают углубленно, применяют ускорения на 20–30 м, чередуемые с бегом по инерции на 8–10 м: например, ускорение на 20 м – бег по инерции на 10 м – снова ускорение на 20 м – бег по инерции – ходьба. Эстафетный бег совершенствуется в круговых эстафетах с разметкой дорожек для всех команд забега. Особое внимание следует обратить на то, чтобы передача совершалась на полной скорости бега и обязательно в пределах двадцатиметровой зоны.

Гладкий бег

Бег на скорость проводится на 30 и 60 м с высокого и низкого старта. Забеги проводятся на технику с заданием следить за выполнением ее определенных элементов и в виде соревнования на результат. Бег в среднем темпе организуется по группам, составленным из учащихся равной степени подготовленности. Рекомендуются следующие варианты повторного бега: 2–3×50 м, 2–3×100 м, 2×200 м. Дистанции для отработки равномерного бега составляют до 300 м для девочек и 400 м для мальчиков. Темп бега должен быть таким, чтобы у детей не возникала одышка.

Бег с препятствиями

В 7-м классе полосы препятствий постепенно усложняются. Так, прыжок наступая выполняется через гимнастическое бревно высотой до 110 см, коня или козла. Прыжок согнув ноги мальчики выполняют через жесткие препятствия высотой до 100 см, а также через комбинированные снаряды. В серии прыжковых упражнений рекомендуется включать ранее усвоенные скачки с ноги на ногу, скачки на одной ноге – правой или левой, высокие выпрыгивания, прыжки с толчком одной ногой и махом другой с приземлением на обе ноги, в дальнейшем – на толчковую ногу. Общее число повторений скачков без отдыха доводится до 20–30. Затем после успокаивающей ходьбы следует другая серия скачков, и так до 3–6 серий на уроке.

Прыжки в длину с разбега

Дети учатся правильно выполнять следующие элементы прыжка в длину способом «согнув ноги»:

– в ритмично ускоряющемся разбеге на 15–20 м подседать на последних двух шагах, для чего несколько больше сгибать на опоре маховую ногу в последнем шаге, слегка задерживать отталкивание ею, быстро ставить пятку толчковой ноги на пол (грунт);

 – после сильного и правильного отталкивания в первой трети полета выдвинуть таз вперед, прогнуть поясницу и слегка отклонить туловище назад. Это движение сначала выполняется в прыжке в шаге, а затем – согнув ноги;

 – во второй трети полета принять положение, напоминающее стойку на одном колене без наклона туловища вперед; опустить руки вниз; продолжая движение; в третьей части полета разогнуть ноги вперед, отвести руки назад и приземлиться с небольшим наклоном туловища вперед; завершить приземление мягким приседанием и энергичным махом рук вперед.

Полезно на нескольких уроках попробовать отталкиваться от удлиненного гимнастического мостика. Это увеличит полет и позволит лучше овладеть указанными движениями. Затем длину разбега постепенно увеличивают до 18–22 м, и учащиеся выполняют прыжок согнув ноги, следя за всеми движениями. Прыжки на результат выполняются лишь после того, как сочетание разбега, отталкивания, полета и приземления будет в основном правильным. На уроке учащиеся сначала выполняют прыжки, сочетая разбег с отталкиванием, полетом и приземлением (6–8 прыжков), а затем – прыжки с точным попаданием на место отталкивания (еще 4–6 прыжков).

Прыжки в высоту

Новыми элементами для семиклассников в обучении прыжку способом «перешагивание» будет ритм разбега в пять-шесть шагов и сочетание более быстрого разбега с отталкиванием. Первые три шага при разбеге в пять шагов выполняют с высоким выносом бедра. Четвертый шаг – самый длинный: нога невысоко над землей (полом) выносится ступней вперед. Пятый шаг – толчковый. Полезно выполнять прыжки, обозначая ритм разбега хлопками, и т.д.

На первых трех шагах ритм разбега учащается, четвертый делают чуть медленнее третьего, пятый – толчковый шаг – самый быстрый. Нужно иметь в виду, что ускорение в ритме шагов разбега индивидуально. Необходимо избегать чрезмерного ускорения, при котором нарушается правильность движений. Чтобы учащиеся научились сочетать разбег с отталкиванием, скорость разбега надо увеличивать постепенно. Во время прыжков на высоту 110 см и выше необходимо следить, чтобы толчковая нога свисала вниз до тех пор, пока маховая не начнет опускаться за планкой. Если при высоком прыжке толчковая нога делает мах, прежде чем маховая начнет опускаться, то ученик может опрокинуться назад и упасть на спину.

Метание

В 7-м классе дети учатся метанию малого мяча весом 150 г с пяти шагов разбега способом из-за спины через плечо. При первых четырех шагах выполняется замах, пятый шаг – тормозящий скачок вперед на правую ногу после броска. Шаги разбега должны быть энергичными, нога ставится с пятки на всю подошву. С самого начала надо выполнять разбег с таким расчетом, чтобы на четвертом шаге ступня левой ноги находилась в 120–130 см от линии метания. Перед началом разбега ученик стоит на левой ноге, отставив правую назад на носок и держа мяч в согнутой правой руке перед правым плечом на уровне глаз. Делая шаг вперед с правой ноги, он слегка поворачивает плечи направо и по кратчайшему направлению отводит кисть с мячом назад, немного за правое плечо. На втором и третьем скрестных шагах плечи почти полностью поворачиваются направо, рука с мячом разгибается в сторону, все тело получает наклон вправо. На четвертом шаге ученик готовится к финальному усилию; левая нога далеко выставлена вперед, правая слегка согнута в колене и развернута носком наружу, туловище свободно наклонено вправо, рука с мячом отведена в сторону, чуть согнута в локте и повернута ладонью кверху. Не задерживаясь в этом положении, ученик выполняет бросок мяча и затем скачок с левой ноги на правую вперед. Разбег разучивают сначала в медленном темпе, затем скорость его от урока к уроку возрастает. Как только учащиеся освоят метание с пяти шагов разбега, можно выполнять метание по коридору шириной 10 м, обозначенному флажками или ясно видимыми линиями.

 8-й класс

В 8-м классе учащиеся совершенствуют стартовый разгон с низкого старта, эстафетный бег, выполняют контрольные упражнения из ранее изученных видов легкой атлетики.

Спринт

Основная задача в обучении бегу на 60 м – добиться раскрепощённости движений при соблюдении хорошей осанки и правильной формы всех движений, а также широкого и свободного шага на носках с достаточным выносом бедра маховой ноги. При этом применяют следующие упражнения:

 – низкий старт с последующим стартовым разгоном в 30–35 м – 2–6 раз;

 – повторный бег с предельной скоростью до 40 м – 3–4 раза для мальчиков, 2–3 раза для девочек с отдыхом между повторениями до 2 мин.;

 – бег с ускорением до 60 м;

– бег на скорость, чередуемый с бегом по инерции;

– бег с преодолением препятствий: низких барьеров, набивных мячей, канав, обозначенных планками, и др.;

– бег на 60 м с низкого старта.

При старте внимание учащихся первые два-три урока сосредоточивается на форме движений, затем два урока – на увеличении длины шагов и, наконец, на том, чтобы все движения были свободными, непринужденными, ритмичными. Для решения последней задачи полезны старты с переходом на бег по инерции после стартового разбега в 10–30 м, а иногда в 3–6 м после первых трех-пяти шагов. При проведении повторного бега с предельной скоростью на 40 м полезно фиксировать время по секундомеру. Перед учениками ставится задача – преодолевать при повторных пробежках отрезок быстрее, чем в первый раз. Повторный бег не включается в те уроки, на которых учащиеся занимаются эстафетным бегом, бегом по инерции или выполняют четыре ускорения и более. Бег с ускорением служит для исправления ошибок в движении и дается за урок один-три раза. Учитель все время указывает, за какими элементами техники надо следить. Бег по инерции особенно важен для тех учеников, движения которых закрепощены. При проведении бега с преодолением препятствий рекомендуется выставлять низкие барьерчики, набивные мячи и т.п. с таким расчетом, чтобы упражнение способствовало выработке широкого бегового шага.

Эстафетный бег

При беге по повороту учитель обращает внимание детей на то, что туловище нужно наклонять влево- вперед, правая рука должна работать в плоскости, почти перпендикулярной направлению бега, левая нога – ставиться на грунт на наружный свод стопы, а правая – носком вовнутрь, опираясь на внутренний свод стопы. При отработке передачи эстафеты палочку передают правой или левой рукой, вкладывая снизу в разноименную руку впереди бегущего. Передача происходит в двадцатиметровой зоне, которая имеет три линии – стартовую, на которой стоит принимающий, гандикапную, после пересечения которой передающим начинает бежать принимающий, и последнюю – ограничительную, за которую нельзя выбегать принимающему, не получив от передающего эстафетной палочки. Положение принимающий может менять. Важно, чтобы он получил от передающего эстафетную палочку, когда достигнет значительной скорости в зоне передачи.

Упражнения:

1. Разучивание передачи на месте. Учащиеся строятся в две-три колонны и рассчитываются по порядку. Все четные номера отводят назад левую руку, нечетные – правую и раскрывают ладонь. Палочка находится у замыкающего. Предупредив сигналом «Хоп!», сзади стоящий вкладывает палочку в руку находящегося впереди; тот передает ее следующему. Когда палочка дойдет до направляющего, все одновременно поворачиваются кругом и передают палочку в обратном направлении.

2. То же во время ходьбы.

3. То же при медленном беге.

 4. То же в парах.

5. Учащиеся делятся на команды по числу беговых дорожек школьного стадиона, очерчивают зоны передачи и отрабатывают передачу в зонах – каждая команда самостоятельно.

 6. Соревнования в эстафетном беге.

Типичные ошибки:

 – ученик держит палочку за середину;

– принимающий эстафету поздно опускает руку;

 – передающий замедляет скорость бега еще до передачи эстафеты;

 – принимающий нерационально располагается в зоне передачи;

– переход дорожки после передачи эстафеты.

 За эту ошибку команду-нарушительницу снимают с соревнований. Данные ошибки устраняются в ходе разучивания упражнений.

Прыжки в высоту

Повторив ритм разбега последних шагов, дети приступают к совершенствованию отталкивания в прыжке в высоту перешагиванием. Оно начинается одновременным маховым движением ноги и рук на последнем шаге, которое) достигает максимальной скорости уже в первой половине отталкивания, направлено вдоль планки и заканчивается в тот момент, когда стопа поднимается до уровня лица. Маховое движение полусогнутых рук заканчивается в тот момент, когда локти выходят на уровень плеч. Желательно, чтобы учащиеся научились делать мах почти прямой ногой. Само отталкивание совершается чуть более чем за 0,1 сек. и должно быть направлено вверх. Последнее усилие делается стопой. Отталкивание разучивают вместе с тремя последними шагами разбега.

Подводящие упражнения:

1. Стоя боком к опоре, выполнять маховые движения ногами.

 2. Держась вытянутыми вверх руками за рейку шведской стенки, сделать шаг вперед в положение, похожее на положение прыгуна перед отталкиванием.

3. Доставание махом ноги высоко подвешенного мяча.

4. То же, но с отталкиванием.

 5. Отталкивание с приземлением согнутой толчковой ноги на возвышение.

6. Перепрыгивание с прямого разбега с сильным махом и толчком через планку, установленную на высоте 30–40 см.

Типичные ошибки:

– неполное распрямление толчковой ноги;

 – слабый и незаконченный мах;

 – мах сильно согнутой ногой;

– наклон туловища вперед перед отталкиванием.

Прыжки в длину

На уроках легкой атлетики в 8-м классе при обучении прыжкам в длину с разбега способом согнув ноги большое внимание уделяется отталкиванию, движениям в полете и приземлению. Заканчивая отталкивание, прыгун полностью разгибает толчковую ногу. Маховая нога, согнутая в колене, выносится вперед, руки поднимаются до уровня плеч, толчковая нога после отталкивания некоторое время продолжает движение назад по инерции, а затем подтягивает ее коленом вперед к находящейся там впереди маховой ноге. Отклоненное назад в начале полета туловище начинает наклоняться вперед к ногам. Обе ноги приближаются коленями к груди, а голени поднимаются вверх носками на себя. К моменту касания грунта ноги должны быть выпрямлены, туловище предельно наклонено вперед. С момента достижения прыгуном верхней точки траектории полета руки резко опускаются вниз, способствуя этим удержанию центра массы тела на достигнутой высоте. В момент выброса ног вперед руки компенсационно отводятся назад. Касаясь ногами песка в яме приземления, прыгун сгибает ноги в коленях, чтобы не упасть назад, и активно посылает руки вперед; перекатываясь через стопы, старается не коснуться тазом песка. Есть и другой вариант приземления: к концу полета руки удерживают впереди, а в момент приземления резко отводят назад и посылают колени вперед, прогибаясь. Общую схему прыжка учащиеся уже изучали ранее, поэтому в 8-м классе достаточно несколько раз повторить упражнения, направленные на достижение высокого и длинного прыжка, потом отработать приземление и заве шить занятия совершенствованием техники полета и приземления в целом.

Упражнения:

1. Отталкивание с повышенной опоры. На место отталкивания ставят гимнастический мостик, жесткий или пружинящий, или специально изготовленное приспособление из дерева трапециевидного сечения, покрытое рифленой резиной. Разбег средний. Следует проконтролировать движения ног, рук и туловища в воздухе.

 2. То же с полетом в шаге.

3. Приземление в положение сидя. Отталкиваясь после нескольких шагов разбега, энергично вынести обе ноги вперед и сесть в песок.

4. Прыжок через препятствие, установленное у места приземления, с целью отработки движения ног вперед.

 5. То же, но через более высокое препятствие, расположенное примерно в 1 м от места отталкивания. Задача: выработать более высокую траекторию полета и большую группировку тела.

 6. Прыжок через две планки (резинки). Вторая планка должна находиться на расстоянии 70–100 см от первой. Высота первой планки – 40–60 см, второй – 60–70 см. Задача: при преодолении второй планки выбросить вперед выпрямленные ноги для приземления.

При выполнении всех этих упражнений не обязательно точно подбирать разбег, начало которого определяют таким способом: учащийся встает на место отталкивания и пробегает в обратном направлении указанное учителем число шагов, постепенно наращивая скорость; в месте окончания последнего шага делает на бегу носком отметку и потом в этом месте делает более заметную черту.

Типичные ошибки:

 – слабый взлет и низкая траектория полета, что говорит о плохом отталкивании;

– недостаточная группировка тела и преждевременное приземление на опущенные ноги;

– нет взмаха руками, руки пассивны, при приземлении не помогают сохранить равновесие, работают некоординированно.

Метание

Метание малого мяча выполняется на дальность с разбега по коридору длиной 10 м. Упражнения надо проводить с мальчиками и девочками раздельно, так как к 8-му классу разница в результатах существенна. Главная задача – совершенствование техники пяти последних бросковых шагов разбега и самого броска. Длина разбега в 8-м классе может достигать 10–15 м. Не следует увеличивать разбег ученикам, которые технически неграмотно выполняют последние бросковые шаги, – это бесполезно и даже ухудшает результат. Вначале надо хорошо освоить скрестный бросковый шаг.

Первые шаги разбега ученик делает свободно, легко, держа мяч тремя пальцами и поддерживая большим пальцем и мизинцем. За пять шагов от линии метания делают контрольную отметку. До нее ученик держит мяч в руке, совершая с ним движения рукой в такт бега. Попав на контрольную отметку ногой, в течении двух последующих шагов он отводит руку назад, одновременно поворачиваясь боком в сторону метания. Шаги должны быть широкие, энергичные. Рука с мячом отводится назад в сторону от плеча или движением кистей вперед- вниз–назад – кому как удобно. Третий шаг – широкий боковой, с правой ноги на левую, рука с мячом – в том же положении, что и после второго шага, т.е. оттянута назад. Четвертый шаг – скрестный: с левой ноги на правую, причем правая нога выносится перед левой. На третьем и четвертом шагах распрямленная левая рука располагается впереди почти горизонтально. Пятый шаг – широкий выпад с правой ноги на левую с одновременным поворотом груди в направлении метания.

Отработка пяти бросковых шагов и всего разбега в целом требует большой тренировки. Начинать ее надо с первых же уроков. Можно поставить перед учащимися следующее условие: при сдаче учебных нормативов по метанию мяча броски, выполненные технически неправильно, не будут учитываться. Особое внимание надо уделить работе с девушками. С некоторыми из них упражнения надо начинать с самого начала. Освоение техники бросковых шагов большинству дается очень трудно. После показа учителем и начального разучивания на уроке учащиеся выполняют домашнее задание – отрабатывают технику бросковых шагов, – которое нужно проверять на каждом уроке. В течение месяца при такой систематической работе все учащиеся обычно бывают в состоянии вполне удовлетворительно освоить рациональную технику пяти бросковых шагов. Для отработки бросков в школе желательно изготовить простейший тренажер: натянуть наклонно тросик длиной 20–30 м (можно и короче), на верхний конец надеть резиновый амортизатор, например старый теннисный мяч; по тросу должна скользить металлическая трубка массой 200–300 г. Этим тренажером можно пользоваться как на уроке, так и во внеурочное время для освоения броскового движения рукой.

Упражнения:

 1. Упражнение для освоения скрестного шага. Стоя на правой ноге боком к направлению метания, держа левую ногу скрестно сзади правой, сделать широкий прыжок с правой ноги на левую, вытянутая правая рука сзади.

 2. Стоя боком к направлению метания, масса тела на правой ноге, левая отведена вперед и приподнята, туловище отклонено назад, правая рука отведена назад, поставить левую ногу на всю стопу на грунт и, поворачивая плечи, имитировать бросок мяча.

3. Пять последних шагов под счет учителя.

4. Пять последних шагов в медленном темпе с имитацией броска.

 5. Весь разбег в медленном темпе.

6. Разбег и бросок в медленном темпе.

7. Бросок по разметке в полную силу.

Типичные ошибки:

 – снижение скорости разбега перед броском;

 – не выполнены боковые шаги с отведением руки назад, скрестный шаг и последний широкий шаг;

– бросок осуществляется не из-за спины через плечо, а через сторону;

 – левая рука не отводится махом назад и выполнен недостаточно полный поворот вокруг вертикальной оси тела;

– перед финальным броском туловище наклонено вперед, левая нога сгибается, в то время как она должна быть прямой – через нее происходит перекат тела;

 – полная остановка перед броском и бросок с места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления деятельности и формы взаимодействия социального педагога в работе с учащимися и их родителями.

   Основные направления деятельности и формы взаимодействиясоциального педагога в работе с учащимися и их родителями....

Сценарий спортивного праздника «Игры, которые мы заслужили вместе с тобой!» для учащихся 7-8-х классов

Первым этапом в подготовке дела педагогом является  диагностика детей (используются методы наблюдения, опроса, беседы, анкетирования)....

ОБЩЕНИЕ:Жесты, на которые надо обратить внимание

Эта статья поможет Вам при общении с людьми...

Легкая атлетика. Совершенствование основных легкоатлетических упражнений в 10-11 классах..

Материал статьи рассказывает не только о том, чему и как учить старшеклассников на уроках легкой атлетики, но и с помощью каких упражнений можно развивать физические качества школьников....

Легкая атлетика. Элементы техники основных легкоатлетических упражнений для учащихся 9 класса.

Материал статьи раскрывает, какими легкоатлетическими упражнениями должны овладеть выпускники неполной средней школы и как избежать ошибок при подготовке к соревнованиям....

Памятка для родителей: «Как узнать, употребляет ли Ваш ребенок наркотики. На что следует обратить внимание».

Памятка для родителей: «Как узнать, употребляет ли Ваш ребенок наркотики" содержит материал, который поможет взрослым  выявить основные признаки возможной наркотической зависимости. В брошюре обр...

«Мир, в котором мы живём» Обобщение опыта работы с учащимися с ОВЗ через экоэтническое воспитание

Дети с ОВЗ познают мир с открытой душой и сердцем. И то, как они будут относиться к этому миру, научатся ли быть хозяевами, любящими и понимающими природу, воспринимающими себя, как часть единой эколо...