Легкая атлетика. Совершенствование основных легкоатлетических упражнений в 10-11 классах..
статья по физкультуре (10, 11 класс) на тему

Поляков Дмитрий Васильевич

Материал статьи рассказывает не только о том, чему и как учить старшеклассников на уроках легкой атлетики, но и с помощью каких упражнений можно развивать физические качества школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл legkaya_atletika_11_klass.docx18.78 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки легкой атлетики в 10–11-м классах.

Материал статьи рассказывает не только о том, чему и как учить старшеклассников на уроках легкой атлетики, но и с помощью каких упражнений можно развивать физические качества школьников.

РАЗМИНКА

В старших классах учителю следует расширить знания учащихся о самостоятельной разминке с тем, чтобы они могли сами проводить ее перед сдачей учебных нормативов по бегу (беговая разминка), прыжкам (прыжковая разминка) и метаниям (метательная разминка). Кроме того, будущие выпускники школы должны уметь методически грамотно проводить легкоатлетическую разминку с группой своих товарищей.

СПРИНТ

Основная дистанция для скоростного бега в 10–11-м классах – 100 м. Основные средства подготовки: повторный бег с низкого старта и с хода 3–5 раз по 20–40 м или 4–6 раз по 60 м для девушек и 4–6 раз по 20–40 м и не более 4 раз по 80 м для юношей.

Основное внимание уделяется технике низкого старта и стартового разгона. Учащиеся должны научиться выполнять эти элементы техники спринтерского бега правильно, легко, без закрепощенности движений, быстро увеличивать длину шагов в стартовом разгоне: юноши – весь стартовый разгон на передней части стопы, не опускаясь на пятку, девушкам разрешается при правильной постановке ноги на переднюю часть стопы в последующем опускаться на всю стопу. Сдаче учебных нормативов предшествует оценка техники, которую дают сами учащиеся во время бега на 50–60 м с низкого старта.

Требования:

 – правильно выполнять все движения – от старта до финиша;

 – не допускать закрепощенности в движениях;

– длина бегового шага должна быть не менее 150 см у девушек и 180 см у юношей;

– всю дистанцию юноши преодолевают на передней части стопы.

БЕГ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ

Основное средство подготовки – переменный бег с ускорением: 3–4 раза по 100 м для девушек и 4–6 раз по 100–150 м для юношей. После каждого отрезка учащиеся медленно пробегают около 150 м. Таким образом, бег идет непрерывно: немного быстрее на скоростных отрезках дистанции и медленнее – на восстановительных. При проведении повторного бега с заданной скоростью необходимо следить, чтобы учащиеся ставили ногу на переднюю часть стопы, полностью разгибали ее в колене и голеностопном суставе при отталкивании и бежали легко. Если бег становится напряженным, учащиеся садятся на ноги, т.е. не разгибают полностью ногу в момент отталкивания, – значит, они утомились. В этом случае нужно уменьшить количество повторений или скорость бега.

БЕГ НА ДЛИННЫЕ ДИСТАНЦИИ

Юноши в 10-м классе должны уметь бежать 20 мин. в равномерном темпе, а девушки – не меньше 15 мин. В работе с юношами учитель усложняет задания. Это может быть бег по средне- и сильнопересеченной местности в чередовании с равнинными отрезками. В 11-м классе продолжительность равномерного бега увеличивается у юношей до 25 мин., у девушек – до 20 мин. Контрольная дистанция в беге на выносливость у юношей – 3000 м, у девушек – 2000 м.

ЭСТАФЕТНЫЙ БЕГ

В 10–11-м классах ученики совершенствуют элементы техники эстафетного бега: длина дистанции постепенно увеличивается до 100 м, а скорость приближается к максимальной.

Для этого применяется следующая последовательность:

1. Изучение техники эстафетного бега.

2. Изучение техники передачи эстафетной палочки вне зоны передачи:

 – правой и левой руками на месте;

– то же с имитацией движений руками при беге на месте;

– то же при ходьбе и медленном беге.

3. Изучение техники старта бегуна, принимающего эстафету:

– с опорой на одну руку по прямой;

– то же на повороте перед выходом на прямую;

– то же на прямой при входе в поворот.

4. Изучение техники передачи эстафетной палочки при беге на короткие дистанции:

– по прямой;

– перед выходом из поворота;

– перед входом в поворот;

– в зоне передачи с пробеганием коротких отрезков;

– то же с пробеганием всех этапов.

5. Совершенствование техники эстафетного бега:

– передача эстафеты в парах с ускорением 20–30 м;

– эстафета 4×25 м по прямой;

– то же по повороту;

– эстафета 4×50 м;

– эстафета 4×100 м.

Типичные ошибки:

– неправильное держание эстафетной палочки;

– неправильный прием эстафетной палочки;

– неправильная передача эстафетной палочки;

– передача палочки вне зоны передачи;

 – отсутствие ускорения у принимающего эстафету.

ПРЫЖКИ В ВЫСОТУ

Разбег при прыжках в высоту с разбега способом «перекидной» увеличивается у девушек до пяти шагов, у юношей – до семи. Прыжки на результат этим способом девушки выполняют с трех шагов разбега, а юноши – с пяти. В начале изучения материала на одном-двух уроках учитель уделяет основное внимание правильному приземлению, затем переключается на совершенствование техники разбега и обучение стопорящему толчку.

Движения при переходе через планку имеют второстепенное значение. Здесь стоит исправлять лишь грубые ошибки:

 прогибание поясницы над планкой и высокое положение головы и плеч;

опускание руки, одноименной толчковой ноге, – эту руку надо отвести назад или за спину;

запоздалый перенос толчковой ноги через планку, вследствие чего она сгибается;

полное отсутствие поворота таза при уходе от планки.

Приземление в способе «перекидной» допускается завершать после опоры на маховую ногу и одноименную руку перекатом по сектору на маты, песок, опилки в сторону. Категорически запрещается приземляться на руки. Как и в 9-м классе, учащиеся повторяют прыжок в высоту способом «перешагивание». На контрольных уроках они могут сами выбрать способ прыжка.

МЕТАНИЕ ГРАНАТЫ

Юноши метают на дальность гранату весом 700 г, девушки – весом 500 г. Техника метания гранаты мало чем отличается от техники метания мяча.

Последовательность обучения

1. Держание гранаты.

2. Метание с места.

 3. Метание с двух шагов. Стоя лицом по направлению метания, ученик делает шаг правой ногой с пятки, одновременно поворачивает плечи и отводит назад правую руку с гранатой, разгибая ее до конца, затем делает шаг левой ногой и одновременно рывок грудью вперед-вверх и бросает гранату через плечо.

4. Вспомогательное упражнение для овладения техникой скачка. Отведя поднятый над головой набивной мяч весом 1 кг, ученик делает махом левой ноги вперед-вверх и толчком правой небольшой скачок вперед, затем сразу же широкий шаг левой и вслед за этим бросок мяча.

5. Метание с трех шагов. Шаг скачком левой ногой и отведение правой руки с гранатой от плеча назад-вниз. Второй и третий шаг выполняются, как в упр. 3.

6. Бросок гранаты под счет учителя на четыре счета: три шага и бросок.

7. Метание с пяти шагов разбега.

8. Метание с 9–11 шагов разбега.

Ошибки при метании гранаты, как правило, те же, что и при метании мяча. Учителю еще в большей мере следует обращать внимание на рывок грудью вперед-вверх, рывок левой рукой назад, заключительное хлесткое движение кистью при броске гранаты. Также на уроках легкой атлетики в 10–11-м классах ученики выполняют ранее освоенные упражнения – метание в цель. Для этого можно использовать мячи или облегченные гранаты весом до 150 г. Юноши осваивают упражнения в метании в цель из-за укрытия, с колена, лежа: это полезно для подготовки к службе в армии.

Возможные ошибки:

– недостаточное отведение руки с гранатой во время замаха;

– наклон туловища вперед во время броска;

 – нет переноса тела во время замаха и броска мяча или гранаты.

Перед проведением метания гранаты на дальность нужно сначала научиться определять длину разбега, выполнять его по разметке, а метание осуществлять строго в обозначенном коридоре. Метание гранаты на дальность и на точность в горизонтальную цель размером 2,5×2,5 м с 10–15 м для юношей можно проводить в форме соревнований.

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

Сила.

Собственно силовые способности развиваются с помощью отжиманий в упоре лежа, подтягиваний в висе, при передачах набивного мяча, приседаниях на одной и двух ногах с последующим выпрыгиванием, поднимании ног в висе, поднимании и опускание туловища из положения лежа.

Скоростно-силовые способности развиваются в прыжках с места толчком двух ног через вертикальные и горизонтальные препятствия, многоскоках на двух ногах и с ноги на ногу, бросках баскетбольного и набивного мяча на дальность, прыжках в длину и в высоту с разбега, через скакалку, преодолении полосы препятствий.

Быстрота. 

Для развития частоты движений применяются:

– прыжки через скакалку;

– бег с высоким подниманием бедра на месте и с продвижением вперед;

– то же с переходом на бег;

– жонглирование малыми мячами;

– метание теннисных мячей;

 – прыжки с ноги на ногу на отрезках 10–20 м наперегонки;

– бег с захлестыванием голеней назад;

– ускорения.

Скорость одиночного движения совершенствуется в:

– метании теннисного мяча с отскоком от стены;

– беге с максимальной скоростью на отрезках до 60 м;

– беге с хода до 30 м;

– эстафетном беге.

Быстрота двигательной реакции развивается в:

– беге со сменой направления по сигналу;

– беге из различных стартовых положений;

 – подвижных играх.

Выносливость

Способность к длительному выполнению работы у старшеклассников развивается в равномерном и переменном беге, беге на определенное расстояние за заданное время, кроссовом беге с умеренной интенсивностью и эстафетном беге.

Координационные способности и гибкость

 Точность можно развивать с помощью:

– двигательных действий с изменением темпа и ритма ходьбы и бега;

– двигательных действий с изменением направления движения;

– челночного бега;

– преодоления горизонтальных и вертикальных препятствий;

– прыжков в длину с места на точность приземления и на заданное расстояние;

 – то же с поворотом на 90°;

– бросков и ловли теннисного мяча после отскока от пола и стены;

– эстафет с передачей мячей;

– метания гранаты в цель.

 Гибкость старшеклассники могут развивать в упражнениях с постепенным увеличением амплитуды до максимальной. Это могут быть выпады, приседы, наклоны, продольные и поперечные махи, шпагаты, выполняемые за счет собственных мышечных усилий и с помощью партнера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

.Лёгкая атлетика. Элементы техники основных легкоатлетических упражнений на которые следует обратить внимание при работе с учащимися 7–8-х классов.

На уроках легкой атлетики в 7-м классе дети осваивают способы передачи эстафетной палочки, совершенствуют прыжки в длину и высоту и бег с низкого старта, соревнуются в беге на дистанции 60 м.  В ...

Легкая атлетика. Элементы техники основных легкоатлетических упражнений для учащихся 9 класса.

Материал статьи раскрывает, какими легкоатлетическими упражнениями должны овладеть выпускники неполной средней школы и как избежать ошибок при подготовке к соревнованиям....

Технологическая карта урока физической культуры в 9 классах. Тема "Легкая атлетика": совершенствование беговых упражнений

Данный урок соответствует требованиям ФГОС, применены новые образовательные технологии и технологии интерактивного обучения(это обучение, погруженное в общение)...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ для учащихся 2 класса. Легкая атлетика. Совершенствование специально беговых упражнений УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях

Преподаватель: Уханов ВикторТема урока: Легкая атлетика. Совершенствование специально беговых упражнений.Цель урока:1.  Обучение двигательным действиям при выполнении техники выполнения...

Легкая атлетика. Совершенствование беговых упражнений.

Технологическая карта по физической культуре на тему "Совершенствование беговых упражнений"...