Контрольные работы по русскому языку для 6 класса
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)

Муравьева Людмила Константиновна

Контрольные работы по русскому языку предназначены  для проверки  качества знаний по русскому языку у учащихся 6 класса 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контрольная  работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

за 3 четверть, 6 класс

  1. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

           Человечество всегда пр(е/и)след..вали стихийные бе(т/д)ствия4. Сегодня мы напомним об отдельных стихийных бе(т/д)ствиях.

          В тысяча четырест(а/о) пят..десят пятом году в Неаполе при земл..трясении2 погибло шест..десят тысяч.. человек. Через сто3 лет в Китае ч..сло жертв достигло вос..мисот тридцати тысяч... В тысяч(у/а) сем..сот пят..десят пятом году подземная буря ра(с/з)рушила Лиссабон и ун..сла сем..десят тысяч...

          В тысяч(у/а) девят..сот двадцатом году страшные т..лчки сотр..сли Токио и унесли сто тысяч.. человеческих жизней. В тысяч(у/а) девят..сот сорок восьмом году город Ашхабад за семь с..кунд пр(е/и)вратился в руины. Погибло восем..десят тысяч.. человек. В Армении в тысяч(у/а) девят..сот восем..десят восьмом году по(т/д)земная буря погл..тила сто д..вятнадцать тысяч.. человек.

Огромный урон нан..сли людям стихийные бе(т/д)ствия.  

  1. Выполните обозначенные цифрами в тексте  языковые разборы. (2) − морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) − морфологический разбор слова; (4) − синтаксический разбор предложения.
  2. В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.
  3. Поставьте знак ударения в следующих словах.

Банты, каталог, ломоть, тотчас.

  1. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.

Васютка пр..метил пихту широко ра(з/с)росшуюся среди мелкого оси(н/нн)ика и залёг под неё.

Система оценивания проверочной работы по русскому языку

 

Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

 

Человечество всегда преследовали стихийные бедствия. Сегодня мы напомним об отдельных стихийных бедствиях.

В тысяча четыреста пятьдесят пятом году в Неаполе при землетрясении погибло шестьдесят тысяч человек. Через сто лет в Китае число жертв достигло восьмисот тридцати тысяч. В тысяча семьсот пятьдесят пятом году подземная буря разрушила Лиссабон и унесла семьдесят тысяч.

В тысяча девятьсот двадцатом году страшные толчки сотрясли Токио и унесли сто тысяч человеческих жизней. В тысяча девятьсот сорок восьмом году город Ашхабад за семь секунд превратился в руины. Погибло восемьдесят тысяч человек. В Армении в тысяча девятьсот восемьдесят восьмом году подземная буря поглотила сто девятнадцать тысяч человек.

Огромный урон нанесли людям стихийные бедствия.

 

К1

Соблюдение орфографических норм

 

 

Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка).

При оценивании выполнения задания по критерию К1 учитываются только ошибки, сделанные при заполнении пропущенных букв, раскрытии скобок, восстановлении слитного, раздельного и дефисного написания слов 

4

Допущено не более двух ошибок

3

Допущены три-четыре ошибки

2

Допущены пять ошибок

1

Допущено более пяти ошибок

0

К2

Соблюдение пунктуационных норм

 

 

Пунктуационных ошибок нет  

3

Допущена одна ошибка

2

Допущены две ошибки

1

Допущено более двух ошибок

0

 

К3

Правильность списывания текста 

 

 

Текст переписан безошибочно (нет пропущенных и лишних слов, нет слов с изменённым графическим обликом).

ИЛИ Допущено не более трёх описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);

2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово

2

 

Допущено четыре-семь описок и ошибок следующего характера:

  1. изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);
  2. в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово

1

 

Допущено более семи описок и ошибок следующего характера:

  1. изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);
  2. в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово

0

Максимальный балл

9

 

Морфемный и словообразовательный разборы слова

(2) — морфемный и словообразовательный разборы слова

отсыревшего

отсыревшего←отсыреть (суффиксальный)

 

Морфологический разбор слова

 

Синтаксический разбор предложения

мест.Она глаг.шла по сущ.дороге, уже прич.освобожденной оборот.от снега (повеств., невоскл., простое, двусоставн., распростр., осложнено прич. оборотом)

 

Указания по оцениванию

Баллы

К1

Выполнение морфемного разбора  

 

 

Разбор выполнен верно

3

При разборе допущена одна ошибка

2

При разборе допущены две ошибки

1

При разборе допущено более двух ошибок

0

К2

Выполнение словообразовательного разбора  

 

 

Разбор выполнен верно

3

При разборе допущена одна ошибка

2

При разборе допущены две ошибки

1

При разборе допущено более двух ошибок

0

К3

Выполнение морфологического разбора 

 

 

Разбор выполнен верно

3

При разборе допущена одна ошибка

2

При разборе допущены две ошибки

1

При разборе допущено более двух ошибок

0

К4

Выполнение синтаксического разбора предложения 

 

 

Разбор выполнен верно

3

При разборе допущена одна ошибка

2

При разборе допущены две ошибки

1

При разборе допущено более двух ошибок

0

Максимальный балл

12

В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.  

Содержание верного ответа и указания по оцениванию  

Баллы

Количество букв и звуков не совпадает в словах «стихийные» и «бедствия», т.к. йотированные гласные Е и Я дают два звука после гласных – [йэ], [йа].

 

Распознавание слова 

 

Правильно определено и выписано слово

1

Неправильно определено и выписано слово.  ИЛИ Слово не выписано

0

Объяснение основания выбора предложения 

 

Верно объяснена причина несовпадения количества букв и звуков в слове

1

Ответ неправильный.  

ИЛИ Неверно объяснена причина несовпадения количества букв и звуков в слове

0

Максимальный балл

2

 

Поставьте знак ударения в следующих словах.

 

 

БАнты, каталОг, ломОть, тОтчас.

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию  (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) 

Баллы

БАнты, каталОг, ломОть, тОтчас.

 

Верно поставлено ударение во всех словах

2

Верно поставлено ударение только в трёх словах

1

Верно поставлено ударение только в одном-двух словах.

ИЛИ Ударение во всех словах поставлено неверно / не поставлено

0

Максимальный балл

2



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме «Имя прилагательное». 6 класс.

Вариант 1.

1. Укажите качественные прилагательные:

1) одинокий  2) улыбчивый  3) садовый  4) перьевой

5) облачный  6) лисья (нора)  7) беленький   8) березовый

2. Укажите ошибочное суждение.

1) Прилагательное КРАСНЫЙ является качественным.

2) Прилагательное БАБУШКИН (дом) является притяжательным.

3) Прилагательное ВОЛЧИЙ (аппетит) является притяжательным.

4) Прилагательное ДЕРЕВЕНСКИЙ является относительным.

3. Укажите верное суждение.

1) ПРЕКРАСНЕЙШИЙ – прилагательное в форме простой сравнительной степени.

2) БОЛЕЕ УЮТНЫЙ – прилагательное в форме составной сравнительной степени.

3) МЕНЕЕ СИЛЬНЫЙ – относительное прилагательное в форме составной сравнительной степени.

4) САМЫЙ СМЕЛЫЙ – качественное прилагательное в форме простой превосходной степени.

4. Выберете слово, которое образовано не при помощи суффикса.

1) принаряженный   2) сильнейший   3) белее  4) куриный

5. В каком варианте ответа НЕ с прилагательными пишется слитно?

1) (Не)далекий наш поход закончился сегодня утром.

2) Совсем (не)интересную книгу я прочел.

3) В этом (не)глубоком, а мелком озере много рыбы.

4) Он показался отнюдь (не)вежливым.

6. В каком варианте ответа Не со всеми словами пишется раздельно?

1) Его (не)уважительный и резкий ответ привел к (не)обратимым последствиям.

2) (Не)вежда тот, кто (не)желает быть умным.

3) (Не)большой, но уютный наш дом еще (не)построен.

4) Он еще (не)рассказал мне свою совсем (не)веселую историю.

7. На месте каких цифр в предложении пишется НН?

 Это был огромный деревя(1)ый сундук  с серебря(2)ыми замочками, стари(3)ой росписью и стра(4)ыми рисунками на крышке.

1) 1, 3               2)  2, 4                         3) 1, 2, 4                   4) 1, 3, 4

8. В каком ряду во всех словах пишется одна буква Н?

1) лимо..ый, соч..ый, глиня..ый     2) ветре…ый, сви..ой, румя..ый

3) безветре..ый, ветря..ая (мельница) ю..ый   4) кухо..ый, пчели..ый, оловя..ый

9. В каком ряду во всех словах пишется НН?

1) лави..ая опасность, дли..ая дорога, льня..ая ткань, тума..ая даль

2) пламе..ая речь, пусты..ая улица, берестя..ой ковш, глуби..ые бомбы

3) царстве..ый жест, време..ая работа, бесце..ая рукопись, дикови…ый случай

4) овчи..ый тулуп, окраи..ый район, мыши..ый писк, серебря..ый кубок.

10. От какого слова НЕЛЬЗЯ образовать краткую форму?

1) зеленый     2) лунный     3) прекрасный    4) жгучий

11. Какое слово образовано при помощи суффикса  -СК-?

1) дер..ий        2) францу…ий          3) тка..ий         4) рыба..ий

12. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1) сельско(хозяйственный) техникум, ярко(зеленая) краска, северо(западный) циклон

2) железно(дорожная) станция, трудо(любивый) ученик, черно(морский) пляж

3) средне(русские) леса, юго(восточный) ветер, синие(пресиние)глаза

4) Испанско(русский) словарь, научно(фантастическая) повесть, красно(рубиновые) ягоды.

13. Выберете правильное написание слова.

1) изсиня-черный  2) иссиня-черный   3) иссиня черный   4) иссине-черный

14. В каком ряду во всех словах пишется одна и та же буква?

1) пр..терпевать лишения, непр..ступная крепость

2) пр..терпеться к трудностям, радиопр..ёмник

3) пр..одолеть пр..граду, морской пр..бой

4) пр..творить мечту в жизнь, пр..ступить к урокам

 15. В каком варианте допущена ошибка в употреблении формы слова?

1) добрейший     2) более добрее   3) самый добрый   4) добрее

16. Укажите слово, написание которого определяется правилом: «Приставка ПРИ пишется в словах со значением неполного действия».

1) приклеить     2) прикупить   3) приобрести    4) привстать

Прочитайте текст, выполните задания 1-6.

1) Полна тайн сумрачно-хмурая тишина зимнего леса, которая так заманчива.

2) Мягко-серебристый свет луны проникает сквозь черно-изумрудную крону хвойных деревьев и тихо освещает бело-синие сугробы тайги.

3) Под сугробом в своей берлоге дремлет в ночной тиши темно-бурый медведь.

4) Его не беспокоят холодный луч луны и разнообразные шорохи леса.

5) Еще в сентябре медведь объелся желудей, ягод брусники, а сейчас спит сладко-нежным сном.

6) Вот зазвенел сушняк, захрустел снег.

7) Это через сугробы по лунной дорожке пробираются дымчато-серые лоси.

8) В поисках пищи шагают они по глубокому снегу в юго-восточном направлении.  

9) Трудно искать пищу зимой!

10) Скоро весна, но золотисто-красное солнышко придет в тайгу только в апреле.

1. Из предложения 3 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (нулевая суффиксация).

2. Выпишите грамматическую основу предложения 4.

3. Среди предложений 1-6 найдите простое неосложненное. Запишите его номер.

4. Среди предложений 1-7 найдите сложноподчиненное предложение. Запишите его номер.

5. Из предложения 2 выпишите все сложные прилагательные.

6. Из предложений 2-3 выпишите все относительные прилагательные.

Контрольная работа по теме «Имя прилагательное». 6 класс.

Вариант 2.

1. Укажите относительные прилагательные:

1) злой  2) сказочный (герой)   3) уличный  4) апельсиновый (цвет)

5) солнечный (луч)  6) заячий (след)  7) маленький  8) кожаный

2. Укажите ошибочное суждение.

1) Прилагательное МОДНЫЙ является качественным.

2) Прилагательное ВОЛЧЬИ (лапы) является притяжательным.

3) Прилагательное  МАМИН (костюм)  является притяжательным.

4) Прилагательное СТРОГИЙ является относительным.

3. Укажите верное суждение.

1) ПРОЩЕ – прилагательное в форме простой сравнительной степени.

2) МЕНЕЕ ВАЖНЫЙ – прилагательное в форме составной превосходной степени.

3) БОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫЙ – относительное прилагательное в форме составной сравнительной степени.

4) НАИЛУЧШИЙ – относительное прилагательное в форме простой превосходной степени.

4. Выберете слово, которое образовано не приставочным способом.

1) придорожный  2) безымянный  3) неплохой  4) предолгий

5. В каком варианте ответа НЕ с прилагательными пишется слитно?

1) Далеко (не)важная информация звучала на собрании.

2) Эта книга (не)большая, а маленькая.

3) (Не)далёкое озеро притягивает в жаркую пору.

4) Мне показалось его замечание совсем (не)вежливым.

6. В каком варианте ответа НЕ со всеми словами пишется раздельно?

1)   (Не)лепый вид его привел всех в (не)доумение.

2)  Вовсе (не)красивый поступок ему(не)мог сойти с рук.

3)  По этой (не)ровной дороге давно (не)ездят машины.

4)  (Не)померная ширь озера ослепила (не)ожиданным блеском.

7. На месте каких цифр в предложении пишется НН?

Через форточку доносился моното(1)ый звук дождевых капель о жестя(2)ой подоко(3)ик и деревя(4)ый настил.

1) 2, 4               2)  1, 2, 4                   3) 3, 4                         4) 1, 3, 4

8. В каком ряду во всех словах пишется одна буква Н?

1) льви..ый, ржа..ой, торфя..ой            2)  серебря..ый, стекля..ый, песча..ый

3)  экра…ый, кури..ый, тополи…ый   4)  берестя..ой, ветре..ый, искусстве..ый

9. В каком ряду во всех словах пишется НН?

1)  бесчисле..ые стаи, масля..ые краски, тыкве..ый сок , лимо..ый напиток

2)  маши..ое масло, перочи..ый ножик, стекля..ый шар, ветре..ый день

3) мысле…ый взор, горта..ый звук, бли..ая мука, соломе..ая шляпка

4)  голуби..ое семейство, карма..ый фонарик, урага..ый ветер, обеде..ый стол.

10. От какого слова НЕЛЬЗЯ образовать краткую форму?

1) простой     2) умный   3) эрудированный   4) солнечный

11. Какое слово образовано при помощи суффикса  -СК-?

1)    рез..ий        2)    матрос…ий    3) молоде..ий    4)   низ…ий

12. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1)  англо(русский)словарь, кисло(сладкий)соус, научно(технический)прогресс

2)  древне(русская) летопись, красновато(коричневый) лист, светло(волосая) девушка

3)  западно(европейская)равнина, старо(славянская) письменность, бордово(алый) закат

4)  научно(популярная) литература, сине(белый) флаг, глагольное слово(сочетание).  

13. Выберете правильное написание слова.

1) исжелта-красный  2) изжелто-красный   3) изжелта-красный   4) изжолта-красный

14. В каком ряду во всех словах пишется одна и та же буква?

1) пр..ступный замыслел, дом общественного пр..зрения

2) пр..зирать врага,  пр..морский край

3) пр..делать ручку к двери, пр..кратить беседу

4) беспр..станно меняться, пр..клонный возраст

15. В каком варианте допущена ошибка в употреблении формы слова?

1) позже    2) позднее   3) более позднее   4) поздно

16. Укажите слово, написание которого определяется правилом: «Приставка ПРИ пишется в словах со значением неполного действия».

1) привинтить    2) приклонить   3) присвоить    4) приползти

Прочитайте текст, выполните задания 1-6.

1) Полна тайн сумрачно-хмурая тишина зимнего леса, которая так заманчива.

2) Мягко-серебристый свет луны проникает сквозь черно-изумрудную крону хвойных деревьев и тихо освещает бело-синие сугробы тайги.

3) Под сугробом в своей берлоге дремлет в ночной тиши темно-бурый медведь.

4) Его не беспокоят холодный луч луны и разнообразные шорохи леса.

5) Еще в сентябре медведь объелся желудей, ягод брусники, а сейчас спит сладко-нежным сном.

6) Вот зазвенел сушняк, захрустел снег.

7) Это через сугробы по лунной дорожке пробираются дымчато-серые лоси.

8) В поисках пищи шагают они по глубокому снегу в юго-восточном направлении.  

9) Трудно искать пищу зимой!

10) Скоро весна, но золотисто-красное солнышко придет в тайгу только в апреле.

1. Из предложения 7 выпишите слова, образованные  суффиксальным способом.

2. Выпишите грамматическую основу предложения 2.

3. Среди предложений 6-10 найдите простое односоставное. Запишите его номер.

4. Среди предложений 3-8 найдите сложное бессоюзное предложение. Запишите его номер.

5. Из предложений 4-7 выпишите все сложные прилагательные.

6. Из предложений 5-7 выпишите относительное прилагательное.

Ответы:

Вариант 1

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

ответ

1

2

5

7

3

2

1

1

4

4

2

3

2

2

4

2

1

2

4

  1. Тиши
  2. (не)беспокоят луч (и) шорохи
  3. 3
  4. 1
  5. Мягко-серебристый, черно-изумрудную, бело-синие
  6. Хвойных, ночной

Вариант 2

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

ответ

 2

3

6

8

4

1

2

3

2

4

1

3

4

2

1

3

4

3

2

  1. Лунной, дорожке
  2.  Свет проникает (и) освещает
  3. 9
  4. 6
  5. Разнообразные, сладко-нежным, дымчато-серые
  6. лунный



Предварительный просмотр:

6 кл. Контрольная работа

Функциональные разновидности языка. Работа с текстом разных стилей

Вариант 1

Часть А

1. Выберите правильное определение

А. Текст – это произведение речи, состоящее из предложений, расположенных в определенной последовательности и объединенных общим смыслом и структурой.

Б. Текст – это набор предложений.

В. Текст – это произведение речи, состоящее из нескольких абзацев, объединенных единым смысловым типом речи повествованием.

2. Выберите правильное определение

А. Научный стиль – это стиль газет, журналов, который призван быстро откликаться на события, происходящие в обществе.

Б. Научный стиль – эти стиль научных статей, докладов, монографий, учебников и т.д., который определяется их содержанием и целями – по возможности точно и полно объяснить факты окружающей нас действительности.

В. Научный стиль – это стиль художественных произведений, научно-фантастических романов и рассказов, позволяющих заглянуть в будущее.

3. Укажите тип речи данного текста

"Солнце и ветер. Весенний свет. Синицы и клесты поют брачным голосом. Корка наста от лыжи со звоном разлетается. Мелкий березняк в лучах солнца становится розовым. Солнечный луч на железной крыше создает нечто вроде ледника. Тоненькая струйка с теплой крыши попадает на холодную сосульку. От этого вода замерзает, и сосулька утром растет в толщину".

А. Рассуждение               Б. Описание                       В. Повествование

4. Укажите стиль речи данного текста

"Ветер - перемещение воздуха над поверхностью земли. Возникает вследствие неравномерного распределения атмосферного давления. Сильный ветер с круговым движением воздуха называется вихрем"

А. Художественный       Б. Официально-деловой      В. Научный        Г. Публицистический

5. Расставьте предложения так, чтобы получился связный текст. Выбери правильный ответ.

1) Она оказалась меньше всех.

2) Маленький принц никак не мог понять, для чего на крохотной затерявшейся в небе планетке, где нет ни домов, ни жителей, нужны фонарь и фонарщик.

3) На ней только и помещалось, что фонарь да фонарщик.

4) Пятая планета была очень занятная.                             А. 1234      Б. 4132      В. 4321        Г. 3412        

Часть Б. Прочитайте текст

   (1) В одном селе жила большая семья — более ста человек насчитывала. (2) В ней царила особая атмосфера мира, согласия и взаимопонимания. (3) Никогда здесь не ссорились, не ругались. (4) Слух об этой семье дошёл до правителя страны. (5) И решил он проверить, правду ли говорят люди.
   (6) Приехал владыка в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. (7) Хорошо детям спокойно старикам. (8) Зах..тел владыка узнать как добилась этого сем..я. (9) Приш..л он к старейшине и попр…сил поделиться секретом. (10) Старик взял лист бумаги что-то на нём нап..сал а потом вручил правителю. (11) На бумаге было всего три слова: «Любовь, Терпение, Прощение».

 (12) И это всё уд..вился правитель. (13) На что старик ответил Да! Это и есть основа ж..зни всякой хорошей сем..и. (14) И подумав, добавил И мира тоже… (119 слов)

Выполните задания

Б.1. Перепишите предложения 7—14 текста, раскрывая скобки и вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Б.2. Определите и запишите тему текста.

Б.3. Озаглавьте текст.

Б.4. Определите и запишите основную мысль текста.

Б.5. Напишите, к какому стилю речи относится этот текст.

Б.6. Определите и запишите функционально-смысловой тип речи текста.

Б.7. В предложениях 1–3 найдите антоним к слову «разногласие» и выпишите его.

6 кл. Контрольная работа

Функциональные разновидности языка. Работа с текстом разных стилей

Вариант 2

Часть А

1. Выберите правильное определение

 А. Основная мысль текста – речевое высказывание, в котором предложения
связаны общей темой, общей мыслью.

 Б. Основная мысль текста – то, о чём или о ком говорится в тексте.

 В. Основная  мысль  текста  –  то,  чему  учит  текст,  что  хотел  до  нас  донести
автор.

2. Выберите правильное определение

А. Публицистический стиль – это стиль художественных произведений, романов, повестей, рассказов, которые воздействуют на общественное мнение.

Б. Публицистический стиль – это стиль научных статей, докладов, монографий, которые точно и полно объясняют закономерности развития природы и общества.

В. Публицистический стиль – это стиль общественно-политической литературы, периодической печати, ораторской речи. Он призван воздействовать на массы, призывать их к действию, сообщать информацию.

3. Укажите тип речи данного текста 

И вдруг мне стало до жути стыдно. Нет, не потому, что я бежал с берега. Разве может один человек воевать с несущимся на него курьерским поездом, с Ниагарским водопадом, с атомным взрывом? Не может ни мальчишка, ни взрослый! Но меня съедал стыд за свою прежнюю нахальную уверенность. Надо же, явился сказочный принц! Решил, что махнет мечом и спасет целое государство!

А. Рассуждение               Б. Описание                       В. Повествование

4. Укажите стиль  речи данного текста

"В образовании звуков принимают участие легкие, горло, гортань, голосовые связки, ротовая и носовая полость, язык, губы, зубы. И все они работают под руководством головного мозга"

А. Художественный            Б. Официально-деловой           В. Научный          Г. Публицистический

5. Расставьте предложения так, чтобы получился связный текст. Выбери правильный ответ

1) Радугой переливаются перья этой  заморской птицы.

2) Вот старинный герб города Серпухова.

3) Это символ яркого ситца, который  вырабатывали в городе.

4) На нём в центре щита изображён  павлин.

А. 1234      Б. 2314      В. 4132        Г. 2413        

Часть Б. Прочитайте текст

 (1) Ж..вут в соседних домах две сем..и. (2) Одни всё время ссорят..ся а у других всегда мир и взаимопонимание. (3) Однажды, поз...видовав сосе(д, т)ской семье, жена говорит мужу Сходи к соседям посм..три, что они делают, что у них всегда всё хор..шо. (4) Пош..л спрятался и наблюда..т. (5) Видит, женщина моет полы. (6) Вдруг что-то её отвл..кло и она побежала на кухню. (7) В это время её муж заш..л в дом (не)заметил ведро с водой зац..пил его и вода разлилась.(8) Тут пришла жена, извиняется перед мужем: (9) — Прости, дорогой, я виновата. (10) — Нет, это ты прости, я виноват. (11) Услышал это сосед и пошёл домой. (12) Дома жена спрашивает: (13) — Ну, что, посмотрел? (14) — Да! (15) — Ну что? (16) — Всё понял! У нас все правы, а у них все виноваты. (114 слов)

Выполните задания.

Б.1. Перепишите предложения 1—7 текста, раскрывая скобки и вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Б.2. Определите и запишите тему текста.

Б.3. Озаглавьте текст.

Б.4. Определите и запишите основную мысль текста.

Б.5. Напишите, к какому стилю речи относится этот текст.

Б.6. Определите и запишите функционально-смысловой тип речи текста.

Б.7. В предложениях 1–3 найдите антоним к слову «разногласие» и выпишите его.

Ответы

Вариант 1

Часть А

1. А

2. Б

3. Б

4. В

5. Б

Часть Б

Б. 1. (7) Хорошо детям, спокойно старикам. (8) Захотел владыка узнать, как добилась этого семья. (9) Пришёл он к старейшине и попросил поделиться секретом. (10) Старик взял лист бумаги, что-то на нём написал, а потом вручил правителю.

(11) На бумаге было всего три слова: «Любовь, Терпение, Прощение».

(12) «И это всё?» — удивился правитель. (13) На что старик ответил: «Да! Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи». (14) И подумав, добавил: «И мира тоже...»

Б.2. Тема текста: семейные отношения.

Б.3. Заголовок текста: «Основа мира». (Или: «Основы жизни в семье и мире».)

Б.4. Основная мысль текста: любовь, терпение, прощение — основа жизни семьи и мира в целом.

Б.5. Стиль речи: художественный.

Б.6. Функционально-смысловой тип речи: повествование.

Б.7. Антоним к слову «разногласие» - взаимопонимание

Вариант 2

Часть А

1. В

2. Б

3. А

4. В

5. Г

Часть Б

Б.1. (1) Живут в соседних домах две семьи. (2) Одни всё время ссорятся, а у других всегда мир и взаимопонимание. (3) Однажды, позавидовав соседской семье, жена говорит мужу: «Сходи к соседям, посмотри, что они делают, что у них всегда всё хорошо».

(4) Пошёл, спрятался и наблюдает. (5) Видит, женщина моет полы. (6) Вдруг что-то её отвлекло, и она побежала на кухню. (7) В это время её муж зашёл в дом, не заметил ведро с водой, зацепил его, и вода разлилась.

Б.2. Тема текста: семейные отношения.

Б.3. Заголовок текста: «Все правы или все виноваты?» (Или: «Все виноваты».)

Б.4. Основная мысль текста: необходимо уступать друг другу.

Б.5. Стиль речи: художественный.

Б.6. Функционально-смысловой тип речи: повествование.

Б.7. Антоним к слову «разногласие» - взаимопонимание

Критерии оценавания

1- 5 задания по 1 баллу

6 задание:

  6.1. 0 ошибок – 3 балла

      1-2 ошибки – 2 балла

      3-4 ошибки – 1 балл

         5 и более ошибок – 0 баллов

6.2. Тема текста определена и записана правильно – 2 балла, имеются незначительные ошибки  – 1 балл, тема определена неверно – 0 баллов

6.3. Текст озаглавлен верно – 2 балла, имеются незначительные ошибки – 1 балл, текст озаглавлен неверно – 0 баллов

6.4. Основная мысль определена верно, полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении – 2 балла

Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении. ИЛИ Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущено один-два речевых недочёта. ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущен один речевой недочёт – 1 балл

Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущено более двух речевых недочётов. ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущено два и более речевых недочёта. ИЛИ Основная мысль не определена / определена неверно независимо от наличия/ отсутствия речевых недочётов в построении предложения и словоупотреблении – 0 баллов

6.5-6.7 задания по 1 баллу

Всего за 6 задание – 12 баллов

Всего  за работу – 17 баллов

 «5» — 16-17 баллов;

 «4» — 13-15 баллов;

«3» — 9-12 баллов;

          «2» — 8 и менее  баллов.

Тест по теме «Текст»

1. Выберите правильное определение

А. Текст – это речевое высказывание, состоящее из предложений, расположенных в определенной последовательности и объединенных общим смыслом и структурой.

Б. Текст – это набор предложений.

В. Текст – это произведение речи, состоящее из нескольких абзацев, объединенных единым смысловым типом речи повествованием.

2. Выберите правильное определение

А. Научный стиль – это стиль газет, журналов, который призван быстро откликаться на события, происходящие в обществе.

Б. Научный стиль – эти стиль научных статей, докладов, монографий, учебников и т.д., который определяется их содержанием и целями – по возможности точно и полно объяснить факты окружающей нас действительности.

В. Научный стиль – это стиль художественных произведений, научно-фантастических романов и рассказов, позволяющих заглянуть в будущее.

3. Укажите тип речи данного текста

"Солнце и ветер. Весенний свет. Синицы и клесты поют брачным голосом. Корка наста от лыжи со звоном разлетается. Мелкий березняк в лучах солнца становится розовым. Солнечный луч на железной крыше создает нечто вроде ледника. Тоненькая струйка с теплой крыши попадает на холодную сосульку. От этого вода замерзает, и сосулька утром растет в толщину".

А. Рассуждение               Б. Описание                       В. Повествование

4. Укажите стиль речи данного текста

"Ветер - перемещение воздуха над поверхностью земли. Возникает вследствие неравномерного распределения атмосферного давления. Сильный ветер с круговым движением воздуха называется вихрем"

А. Художественный       Б. Официально-деловой     В. Научный        Г. Публицистический

5. Расставьте предложения так, чтобы получился связный текст. Выбери правильный ответ.

1) Она оказалась меньше всех.

2) Маленький принц никак не мог понять, для чего на крохотной затерявшейся в небе планетке, где нет ни домов, ни жителей, нужны фонарь и фонарщик.

3) На ней только и помещалось, что фонарь да фонарщик.

4) Пятая планета была очень занятная.                           

 А. 1234      Б. 4132      В. 4321        Г. 3412        



Предварительный просмотр:

ФИ___________________________________________дата_______________

Контрольная работа по русскому языку за 1 полугодие 6 класса

  1. Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, расставьте пропущенные запятые.

С вечера раз..гралась метель. Прошумела она  и волшебно пр..образился лес.

Слепят глаза блестящие на со..нце сугробы. Заколдовала зима м..лчаливо..о богатыря в хвойной кольчуг... Грузные ветки елей под тяжестью снега почти к..саются земли. Синич(?)ка сядет  а ветка не дрогнет.

Под березками приютились крохотные елоч(?)ки и молодые сосенки. В причудливый наряд одела метель молодую поросль  спрятала от мороза. От холодных лучей со..нца заг..рае(тся, ться) на них снежное покрывало. Как хороши они теперь!

В..юга посеребрила пышные прически пр..огромных сосен. На их макушках пр..мостились пышные снежные шапки.

Вечером в чащ..бе хмурятся хвойные потемки. Таинственный сумрак окутывает даль. Во мраке бе..лунных ночей только и видишь одни березы. «Спокойной ночи, зимний лес!» - хочется сказать на прощ..ние. (109 слов)

(На основе книги Д. Зуева «Времена года»)

                                           Грамматическое задание:

  1. Выпишите из 1-го предложения первого абзаца слово, в котором звуков меньше, чем букв.

__________________________________________________________________

2. Выпишите все словосочетания из первого абзаца. Определите главное слово в словосочетании.  

__________________________________________________________________

3.Сделайте морфологический разбор  слова  глаза  из третьего предложения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Подчеркните грамматическую основу во всех предложениях второго абзаца.

5. Определите падежи и склонения имён существительных в четвёртом абзаце.

6. Сделайте синтаксический разбор предложения:

 Под березками приютились крохотные елочки и молодые сосенки. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.Выполните морфемный разбор слов:

Безлунных,  причудливый,  прошумела,  касаются

 
10. Выполните словообразовательный разбор слов, укажите способ образования слов:

безлунный________________________________________________________________________________________________________________________

сосёнки_________________________________________________________________________________________________________________________

причёска______________________________________________________

______________________________________________________________

В диктанте проверяются

орфограммы:

1. проверяемые безударные гласные в корне;

2. проверяемые согласные в корне;

3. сочетания ЖИ/ШИ, ЧУ/ЩУ;

4. сочетания ЧК/ЧН;

5. написание –ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах;

6. написание приставок ПРЕ-, ПРИ-;

7. Ы-И после приставок на согласную;

8. корни с чередованием (-КАС-/-КОС-, -ГАР-/-ГОР- и другие);

9. правописание неизменяемых приставок;

10. личные окончания глаголов;

11. НЕ с глаголами;

12. гласные в падежных окончаниях существительных;

13. гласные в окончания прилагательных.

Пунктограммы (знаки препинания):

1. однородные члены;

2. сложные предложения;

3. предложение с обращением;

4. прямая речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

контрольные работы по русскому языку 2 класс УМК ПНШ

конрольные диктанты , списывание, словарные диктанты 2 класс УМК ПНШ...

контрольные работы по русскому языку 3 класс УМК ПНШ

контрольные диктанты (усложнённый вариант для сильного класса), списывание, словарные диктанты 3 класс УМК ПНШ...

контрольные работы по русскому языку 4 класс УМК ПНШ

контрольные диктанты, словарные диктанты 4 класс УМК ПНШ русский язык...

Анализ контрольной работы по русскому языку (5 класс, 1 полугодие)

Анализ административной контрольной работы по русскому языку в 5 классе за 1 полугодие 2008-2009 учебного года по темам «Фонетика», «Синтаксис и пунктуация», «Лексика», «Культура речи»...

Контрольная работа по русскому языку. 8 класс.

Контрольная работа с тестом проводится в конце учебного года. ...

Контрольная работа по русскому языку. 6 класс. Учебник А.Д. Шмелева. 6 класс

Контрольный диктант (списывание) с грамматическим заданием.  Учебник А.Д. Шмелева. 6 класс. Гл. 2...