Презентация выступления на тему "Интеграция русского языка и литературы с другими предметами: расширяем горизонты обучения"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2 Видишь – вот нить. Незатейливая вещь, не так ли? А вот обычный узел. Ты ведь видел уже такие? А теперь мы с тобой перевяжем нити узлами. И получится сеть. С ней мы можем ловить рыбу или сделать ограду, изготовить гамак или придумать что-нибудь еще. Видишь, какая польза от того, что каждая нить теперь не просто сама по себе?... Они поддерживают друг друга, складываясь в нечто целое, в систему. Анатолий Гин .
Причины фрагментарности мировозрения выпускника 3 Предметная разобщённость Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы Самостоятельность предметов , их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира , препятствуют органичному восприятию культуры
Межпредметные связи. 4 Межпредметные связи - это педагогический подход, объединяющий различные предметы и дисциплины в единый план урока. Это уникальный подход к обучению, побуждающий учащихся рассматривать и исследовать темы с разных точек зрения. Реализация межпредметных связей возможна через интегрирование учебных предметов
Интегрированный урок - особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина , выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные , способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.
Классификация интегрированных уроков (по Лакоцениной Т.П.) Интегрированный урок ( на базе одной дисциплины, другая выступает в роли вспомогательной); Бинарный урок (участвуют несколько учителей , ведущих разные предметы; материал предметов складывается автоматически); Урок с использованием межпредметных связей (сохранение самостоятельности основного предмета при включении материала других дисциплин); И другие
Что даст современному школьнику интеграция предметов ? обобщенный способ работы с любым понятием или с моделью как с особого типа мыследеятельным образованием формирование целостной картины мира , понимание связей между явлениями в природе , обществе и мире в целом . Развитие метапредметных знаний, образного мышления, творческой активности
Интегрированные уроки развивают познавательный интерес учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, поэтому очень важно сформировать у учащихся метапредметные учебно-информационные умения: 1 умение извлекать информацию из различных источников; 2. умение составлять план; 3. умение отбирать материал по заданной теме; 4. умение составлять письменные тезисы; 5. умение подбирать цитаты; 6. умение составлять таблицы, схемы, графики. Формируются необходимые коммуникативно-речевые метапредметные умения : умение составлять связное устное высказывание; умение соблюдать орфоэпические и грамматические нормы; умение выделять интонационно-значимые части высказывания; умение соблюдать эмоциональные паузы и контрастность произношения; умение сохранять определенный стиль речи в сообщениях и докладах; умение использовать различные средства наглядности; умение выражать свое мнение и аргументировать его; умение оформлять научно-исследовательские работы; умение пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато); умение вести дискуссию.
Интеграция каких предметных дисциплин возможна? Русский язык и литература Биология Музыка ОБ ЗР Георгафия О бщество знание. История . Изобразительное искусство Физика Иностранный язык Химия Математика. Информатика Т руд
Принципы интегрированного обучения : 1.Синтезированность знаний. 2.Углубленность изучения. 3.Актуальность проблемы или практическая значимость проблемы. 4.Альтернативность решения. 5.Организация работы в сотрудничестве 6.Исследовательский или проектный подход. 10
Примеры интеграции предметов 5 кл В.Астафьев « Васюткино озеро»-литература + география+ОБЖ+ ИЗО+биология 6кл А.Пушкин «Зимнее утро»- литература+Изо+музыка+кинофрагмент+биология 6кл «Житие Александра Невского»- литература+ МХК+история+ИЗО+музыка 8кл Н.Гоголь «Тарас Бульба »- литература+история+философия+география+ИЗО+кинофрагмент+ технология+география+иностранный язык 8кл. Л.Толстой «После бала»- литература+история+право+обществознание+технология+МХК (танец)+ музыка
12 Литература.5 кл В.П.Астафьев.Рассказ « Васюткино озеро». Тема .Идея произведения. Биология 5 кл . «Животный и растительный мир природных зон». ОБЗР « Правила поведения в экстремальных ситуациях».
Исследование «Почему тайга хлипких не любит?» Групповая работа. Тайга. Особенности животного и растительного мира. Законы тайги. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях. Васютка - опытный житель тайги. 13
Работа с картой природных зон России. 14
Работа с учебником биологии. Представление мини-исследования «Тайга –природная зона». 15
Составление памяток. Памятка №1. Советы идущему в лес Продумай тщательно маршрут. Не забудь взять компас. Возьми спички для костра. Захвати с собой теплые вещи. Приготовь запас еды (соль, хлеб, сухари, консервы). 16
Памятка №2. Если ты заблудился. Не паникуй, успокойся. Прекрати бесполезное движение, Осмотри место, где находишься. Собери хворост, дрова для костра (на ночь). Разожги костер, приготовь пищу. Подготовь из веток, травы место для ночлега. Спокойно ожидай спасателей, родственников. 17
Виды поведения человека в экстремальной ситуации Растерялся (запаниковал) Кричит Мечется из стороны в сторону Истерика Наступает апатия, бездействие Вред здоровью, гибель Выживание Обладает силой воли, надеется на лучшее Распределяет силы, запасы Вспоминает все, что зн ал Не паникует Мобилизовался (сконцентрировался, собрался)
Работа с текстом. Заполнение таблицы. № Виды испытаний Решение проблемы 19
Выводы по результатам исследования: Васютке помогли знания природы. Природа – мудрый наставник, учитель, друг, иногда судья. Она наказывает за легкомыслие, она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь. 20
Написание сочинения-рассуждения ТЕЗИС. Тайга не любит слабых духом. Аргумент 1 + ПРИМЕР. Человек , который подвержен панике, не способен выжить в тайге.- .- Аргумент 2 + ПРИМЕР. Путешественник, надеющийся только на спасателей и не принимающий самостоятельных действий, обречен на погибель ВЫВОД. Сильные духом и твердые характером могут преодолеть любые трудности. 21
5 класс Интегрированный урок ОБ ЗР и литературы . Тема: Произведения отечественной литературы о природе и животных. «Остаться в живых. Правила поведения в экстремальных ситуациях по сказке –были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».
Малоопасная ситуация Опасная ситуация Экстремальная ситуация Чрезвычайная ситуация Малоопасная ситуация – возможное воздействие на человека или его среду вредных факторов различного происхождения. Опасная ситуация – вероятность возникновения неблагоприятного события, угрожающего жизни, здоровью, имуществу человека, его правом и интересам. Экстремальная ситуация – ситуация , которая возникла по независящим от человека причинам, в результате человек вынужден находиться в условиях изолированного существования, т.е. без помощи извне. Чрезвычайная ситуация – ситуация , неожиданно возникшая для человека; в результате нарушается нормальная жизнедеятельность человека, наносится материальный ущерб, вред здоровью, имеютс человеческие жертвы
Малоопасная ситуация Опасная ситуация Экстремальная ситуация Чрезвычайная ситуация
Действия героев сказа в экстремальной ситуации Ваши действия в данной ситуации .Прием ролевой игры.
Что дает данная работа учителю ? · Рождение нового уровня мышления – глобального, интегрированного, а не замкнутого в своей узкой специализации. · Освобождает учебное время для изучения другого явления. · Исключает дублирование учебного материала . -Усиление межпредметных связей. Кроме этого,интеграция обеспечивает совершенно новый психологический климат для ученика и учителя в процессе обучения .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме " Обучение русскому языку и литературе путем интеграции предметов гуманитарного цикла с использованием компьютерных технологий"
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА УЧИТЕЛЯРУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ и МХКМУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ –СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ №63ПРИВОКЗАЛЬНОГО РАЙОНА г. ТУЛЫ...
Обобщение опыта работы "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ"
Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ «ООШ п.Анисовский» Ребро Любови Вячеславов Кейс – метод совмещает в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы как: метод про...
Выступление на тему: "Предметные олимпиады школьников по русскому языку и литературе как показатель достижения планируемых результатов обучения"
"Предметные олимпиады школьников по русскому языку и литературе как показатель достижения планируемых результатов обучения».Как подготовить победителей и призеров к олимпиадам?...

Обобщение опыта «Повышение познавательного интереса на уроках русского языка и литературы через использование активных форм в обучении русскому языку и литературе ».
Обобщение опыта по данной проблеме проводила в 2014 году в своей школе, в 2015 году - на уровне района. Считаю, что тема актуальна и в настоящее время....
Самоанализ учителя русского языка и литературы по проблеме «Индивидуализация и дифференциация обучения учащихся на уроках русского языка и литературы»
Целью моей педагогической деятельности является повышение качества образования, формирование и развитие у учащихся коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций ...

Презентация мастер-класса по русскому языку и литературе "В мире литературы"
Мастер-классы проводятся для 10-11 кл. с целью многоаспектного анализа текста....

Статья «Проблема объединения русского языка и литературы в единый предмет»
Насколько целесообразным и научно обоснованным представляется вам объединение русского языка и литературы в единый предмет (во ФГОС полного среднего образования)? Вопрос о слиянии предметов «русский ...