Развитие речи по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Научить создавать текст-описание, составлять план сочинения, видеть красоту изображённого на картине и передавать с помощью словесных образов
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор (разработчик) | Качалкина Анастасия Ивановна |
Предмет | Русский язык |
Класс | 5 |
Тип урока | урок развития речи |
Тема | Сочинение-описание по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» |
Цели урока | Цели: обучающие: − продолжить формирование навыков правильной речи; − продолжить работу по составлению связного высказывания. развивающие: − содействовать развитию у учащихся логического мышления, памяти; − содействовать развитию творческих способностей, воображения. воспитательные: − продолжить работу по формированию эстетического вкуса; − воспитывать интерес к богатству русского языка; − воспитывать любовь к своей стране, гордость за талантливых соотечественников. |
Рабочая программа, учебник | Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. организаций : в 2 ч. Ч. 2 / [авт. : Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. ; науч. ред. Н. М. Шанский]. – 6-е изд. – Москва : Просвещение, 2016. – 213 с. |
Планируемые результаты обучения русскому языку | Предметные. Научить создавать текст-описание, составлять план сочинения, видеть красоту изображённого на картине и передавать с помощью словесных образов Метапредметные. Овладевать приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; уметь создавать письменный текст с учётом замысла; стараться свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Личностные. Формировать интерес к творческой деятельности на основе составления плана, отбора словесного материала для описания пейзажа, изображённого на картине. |
Технологии, методы, приемы, используемые на уроке | Технология развивающего обучения, эвристический метод, метод иллюстрации, |
Формы работы | фронтальная, индивидуальная, парная, групповая. |
Оборудование, ИКТ | музыкальное произведения (Э.Григ фрагмент из сюиты «Пер Грюнт» «Утро»). |
Образовательные ресурсы | |
Основные понятия | Сочинение, описание, пейзаж |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
I. Организационный момент (20 сек.) Цель: – организация внимания, дисциплины учащихся. | Приветствие учащихся. | Приветствие учителя. | – развитие учебной мотивации (личностное); – планирование необходимых действий, операций (регулятивные).
|
II. Подготовка к восприятию (11 мин.) Цели: – настроить на восприятие; – знакомство с творчеством художника. | Лирическое отступление (чтение учащимися стихотворений о берёзе под музыкальное сопровождение – Э.Григ фрагмент из сюиты «Пер Грюнт» «Утро») (Слайд №4) 1) Без березы не мыслю России, 2) И стоит берёза в сонной тишине, 3) Белая берёза - 4) Новый, новый у берёз наряд, 5) В ней столько нежности и силы. Эти стихи вы можете использовать в качестве эпиграфа к своему сочинению. Что такое эпиграф? (Эпиграф – цитата, помещаемая автором перед текстом, поясняющая основную идею произведения.) Все ли цитаты, приведённые вами, подойдут для эпиграфа к сочинению по этой картине? (только те, в которых говорится о зимнем пейзаже) А для того, чтобы хорошо выполнить предстоящую работу, нам нужно познакомиться с биографией художника. Рассказ о художнике. (Слайд № 7,8,9) Игорь Эммануилович Грабарь родился в 1871 году в Будапеште в семье юриста. Из-за политических преследований в 1876 году семья переехала в Россию. Грабарь получил блестящее образование, окончив сначала Московский лицей, затем юридический факультет Петербургского университета. После окончания университета он поступил в Высшую художественную школу при Академии искусств. Учителем Грабаря был Репин. С 1913 - 1925 гг руководил Третьяковской галереей. Участвовал в создании новых музеев, в охране памятников, занимался реставрацией. Грабарь - тонкий живописец, мастер пейзажа и натюрморта. Его кисти принадлежат картины: "Сентябрьский снег", "Мартовский снег", "Лучезарное утро", "Ясный осенний вечер", "Разъяснивается", "Зимний пейзаж", "Берёзы летом" и др. Все они проникнуты радостным, светлым чувством | Учащиеся слушают стихотворение, после отвечают на вопросы учителя.
| – умение слушать и вступать в диалог (коммуникативное); – адекватное оценивание ситуацию и возникшие трудности (регулятивное).
|
III. Рассматривание картины (30 сек.) Цели: – формирование понимания особенности образного выражения в искусстве; – эстетическое восприятие (картина – произведение искусства); | Рассматривание картины, на фоне спокойная мелодия. Рассмотрите репродукцию картины. Что на ней изображено? Какой цвет преобладает? Чем понравилась? Центральный художественный образ – береза, а название «Февральская лазурь». Объясните название. - А какие ещё знания вам помогут написать сочинение? (о создании картины)
Этот пейзаж был особенно дорог самому художнику. На склоне лет И. Грабарь с удовольствием вспоминал и подробно рассказывал о том, как создавался этот пейзаж. «Февральскую лазурь» художник увидел в Подмосковье, когда гостил у друга. В одно солнечное февральское утро И. Грабарь вышел как обычно погулять, побродить вокруг усадьбы, и его поразило необычное состояние природы. «Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом cнегу», - вспоминал художник. Грабарь любовался берёзами, он всегда говорил, что из всех деревьев средней полосы России больше всего любит берёзы, особенно «плакучие». В то утро одна из берёз привлекла его внимание, поразив редкостной красотой ветвей. «Я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты; какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, и то будет бесподобно», - подумал художник. (Слайд№12).Две недели природа одаривала солнечными днями, словно позируя художнику. А он торопился запечатлеть эту красоту. | Учащиеся рассматривают картину, акцентируют свое внимание на отдельных деталях картины. | – работа с информацией: умение выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию (познавательные); – формирование эстетического мышления (личностное). |
IV. Беседа по картине (10 мин.) Цели: – донесение идеи картины; – работа по развитию у учащихся логического мышления; – работу по развитию связной устной, самостоятельности.
| –Какой день изобразил художник? Тёплый или холодный? - А что помогает нам понять, что день изображён солнечный? (Тёплый. Это зима, лежит снег, но уже пригревает солнце. Сверкают стволы берёз. На них видны отблески солнца). - Какими бы тонами изобразил художник стужу? (белыми, серыми, синими тонами.) Такие тона называют холодными. А на картине преобладают тёплые тона - солнечные. - Посмотрите внимательно на небо на картине Грабаря. Есть ли на нём облака? Какого оно цвета вверху и на горизонте? Когда бывает такое небо? (Ослепляет лазорево-синим небом, уходящим в бескрайнюю высь. Пространство наполнено светом и воздухом. В феврале или марте в ясный, морозный, солнечный день). - Что ещё изобразил художник? (берёзы) Рассмотрите берёзы, как они расположены? Опишите их. (Деревья расположены на картине естественно. Низкий горизонт усиливает впечатление монументальности деревьев. Кружево ветвей отражается в большом безоблачном голубом – голубом небе). -А как выглядит берёза на переднем плане картины? Что можно сказать о цвете её ствола, ветвей, прошлогодней листвы на верхушке? Как выглядит эта берёза? (Плотными мазками написаны огромные белоствольные берёзы на первом плане. На переднем плане старая берёза, вдали расположены её подружки, молодые берёзки. Могучая, огромная, видевшая ни одну зиму. Она уже старая, искривлённая, огромная. У неё толстый ствол, много веток). - Что можно сказать о других берёзках? А на заднем плане, какие берёзы? (там одна старая берёза и много молодых). - Какие краски использует художник, рисуя берёзы? (жёлтые, красноватые, оранжевые оттенки – тёплые тона). -А почему именно берёзу выбрал художник? (Это наше самое любимое, красивое, нарядное дерево. Берёза – символ нашей родины, символ русской зимы. О берёзе сложено много песен и стихов.). - Закроем нижнюю часть картины.(Слайд№13) Что напоминает нам оставшаяся часть? Что вам напоминают сплетённые ветви молодых и старой берёз, усыпанных снегом? (красивый, морозный узор на окне, кружево). - Откроем нижнюю часть картины. Рассмотрите снег: много ли его, какого он цвета на солнце и в тени? (Снег рыхлый, кое-где осел, подтаял). Ощущаете ли вы присутствие человека? (Нет, снег не тронут, нет следов. Тени на снегу только от берёз. Это берёзовая роща зимой). -Что виднеется на горизонте? (кустарник). - Когда-то И.Э. Грабарь мечтал «передать хотя бы десятую долю красоты зимнего пейзажа». Как вы думаете, ему это удалось? Удалось ли художнику передать красоту, которую он увидел в природе? (Да, его мечта осуществилась. «Февральская лазурь» завораживает: на неё хочется смотреть и смотреть. Зимний пейзаж прекрасен). - Что вы можете сказать о расположении предметов на картине? Опишите их. (Деревья расположены на картине естественно. Снег рыхлый, кое–где осел, подтаял. Кружево ветвей отражается в большом безоблачном голубом – голубом небе). - Как расположена картина? (вертикально. Чтобы увидеть кружево берёзы, живописец рассматривает её снизу вверх. Все другие деревья как бы отодвинуты, чтобы не мешали рассматривать берёзу на фоне голубого неба. Мастерство художника заключается в том, что он сумел в обыкновенном русском пейзаже увидеть самое замечательное, красивое). – Нравится ли вам построение (композиция) картины? (Да, это необычное, интересное построение картины: мы видим большую березу, которая выделяется на переднем плане и занимает почти все полотно. Она хорошо видна.). - Какова основная мысль этого пейзажа? (Красота, величие, монументальность русской зимы) - Какие слова помогают увидеть февральский день? Изображено ли всё это на картине? Что на картине и о чём эта картина? (На картине зимний пейзаж в бело-голубых тонах: лазоревом (лазурном, светло-синем), жемчужном (белом или желто-белом, как жемчуг), сапфировом (синем или голубом, зеленовато-синем). –Какое настроение вызывает эта картина? Что вы чувствуете, о чём думаете, глядя на неё? Какое впечатление производит на вас эта картина? (Приятное, радостное, хочется долго смотреть на эту картину, потому что она красочная и понятная) - Пейзаж... Природа... Порой мы даже не замечаем той красоты, среди которой живем. Искусство пейзажа напоминает нам об этом. Каждый настоящий художник-пейзажист, внося в картину своё отношение к природе, как бы приглашает нас пристальнее вглядеться в неё и насладиться ею. А может, и пообщаться с ней. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. | – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (коммуникативное); – анализ с целью выделения общих признаков, понимание информации, представленной в изобразительной форме, структурирование знаний (познавательные); – умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения (личностные). |
V. Словарно-стилистическая работа (13 мин.) Цели: – расширение словарного запаса учащихся; – словарно-орфографическая работа; – развитие грамматического строя речи учащихся. | Что же такое лазурь? (Толковый словарь) Лазурь (др. русск. - из греч.) - 1) светло-синий цвет, голубизна; 2) краска светло-синего цвета. Синонимы: Лазурный = лазоревый = голубой. Коралловый (цвет) - (перен.) ярко-красный. Сапфировый (цвет) - (перен.) синий или зелёный, цвета сапфира. Давайте ещё раз повторим те эпитеты, которыми вы будете пользоваться при написании сочинения. День – морозный, солнечный, ясный. | Вместе с учителем учащиеся заполняют лист, подбирают синонимы. | – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (коммуникативное); – коллективное или индивидуальное фантазирование (познавательные); – овладение умением работать коллективно (личностные). |
VI. Составление плана сочинения (5 мин.) Цели: – обучение правильной последовательности описания картины; – содействие развитию у учащихся логического мышления; – формирование умения составлять план текста описания. | Художник выразил свои чувства на картине с помощью цвета, а мы постараемся понять настроение автора и передать свои мысли в виде рассказа. Порядок в вашем тексте определяет план. А ваша задача – составить рассказ. -Прежде чем начать работать, определим каков же тип текста? (Описание) -Какие будут части? (Вступление, основная часть, заключение.) Учитель: А теперь мы вместе с вами напишем план, по которому вы будете писать сочинение. Учитель на доске вместе с учениками записывает план сочинение на доске. План сочинения:
| Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Структура сочинения: 1. вступление; 2. основная часть; 3. заключение.
Вместе с учителем пишут план сочинения в тетради, сразу обсуждают, что можно написать в том или ином пункте
| – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (коммуникативное); – понимание и адекватная оценка картины (познавательные).
|
VII. Устное сочинение по плану (5 мин.) Цель: – формирования умения строить речевое высказывание. | -О чём надо написать во вступлении? Можно ли упомянуть о воспоминаниях самого художника? (Отвечают 2 -3 ученика.) -Как описать солнечное февральское утро, изображённое на картине? (Отвечают 2- 3 человека.) -Утро. Восходящее яркое солнце освещает берёзовую рощу, погода стоит чудесная. Будто зима праздновала какой-то небывалый праздник. Подберите слова, чтобы описать «гимн берёзам» (Отвечают 2 – 3 человека) -Жемчужные берёзы на картине устремляются ввысь, к небу, солнцу. Их коралловые веточки переплелись в лазоревом небе в причудливое кружево. Не забудьте описать иней, который украшает ветки. - А каков же снег на картине? ( Отвечают 2-3 человека) - Художник сам описывал снег, как драгоценную ткань: сапфировые тени на серебряном снегу. -Какие могут быть варианты заключительной части? ( Надо рассказать, нравится картина или нет, объяснить: почему) -Ребята, скажите, а баловал ли нас декабрь вот такими ясными и солнечными днями? ( таких дней почти не было) -Хотелось бы вам наяву, а не только на картине увидеть такое чудо – февральскую лазурь? -Можно ли об этом написать в заключении? (получится интересно) Моя ученица в прошлом году написала такое сочинение: Передо мной репродукция самой прекрасной картины Грабаря "Февральская лазурь". Всё в ней просто и бесподобно. Изображён изумительный февральский день. Морозно и солнечно. Благодатная стояла погода. На небе ни облачка. Оно лазоревое и ослепляет голубизной. Возле горизонта светло-голубое, а в вышине синее, и синева эта уходит в бесконечность. Снег искрится, сверкает. Он сиреневый на солнце и синий в тени. На переднем плане изображена ветвистая красавица берёза. Её ствол отливает жемчужной белизной, а ветви и прошлогодняя листва на верхушке красно-коричневого цвета. Другие берёзки обыкновенные, они менее величественные. По линии горизонта на заднем плане виднеется тянущийся сплошной стеной кустарник, тоже красно-коричневого цвета. Художник передал на своём полотне красоту природы. При первой встрече с картиной поражает идущее от неё голубое сияние. Помог передать фантастическую красоту голубой цвет, основной цвет картины. В природе всё утопает в лазоревом свете, поэтому картина и названа "Февральская лазурь". Этот пейзаж вызывает радостное и праздничное настроение. Хочется побывать здесь и увидеть всё своими глазами. | Устное сочинение по плану. Несколько учеников по пунктам попробуют воспроизвести примерное сочинение.
| – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (познавательное); – умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения (личностные).
|
VIII. Написание сочинения по плану (45 мин.) Цели: – работа по развитию письменной речи учащихся; – работа по развитию творческих способностей учащихся. | Учитель следит за работой учащихся. | Учащиеся пишут сочинение-описание по картине | – самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание описываемого предмета (личностное); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме (познавательное). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи по картине И.Грабаря "Ясный осенний вечер"
Цель: формировать умение писать сочинение по картине, передавать в определенной композиционной последовательности ее содержание с использованием своих наблюдений; ...

Подготовка к сочинению-описанию по картине И.Грабаря "Февральская лазурь"
Урок развития речи в 5 классе; интегрированный урок...

Конспект урока по теме "Сочинение по картине И. Грабаря «Февральская лазурь»" в 5-м классе.
Конспект урока по теме "Сочинение по картине И. Грабаря «Февральская лазурь»" в 5-м классе.Данный конспект урока поможет вам написать сочинение по картине....

Презентация к уроку. Сочинение по картине И.Грабаря "Февральская лазурь"
Сочинение-описание по картине Игоря Грабаря "Февральская лазурь". В презентации предложены вопросы для характеристики картины, план сочинения....

Сочинение по картине И.Грабаря "Февральская лазурь"
Здесь представлен конспект урока " Сочинение по картине "Февральская лазурь" И. Грабаря в форме презентации...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Подготовка к сочинению по картине В.Грабаря "Февральская лазурь"".
Иллюстративный материал знакомства с творчеством художника и подготовке к описанию его картины (составление плана, подбор ключевых слов)....

Подготовка к сочинению-описанию по картине И. Грабаря «Февральская лазурь». Написание сочинения
Данная разработка урока позволит подготовить обучащихся к написанию сочинения по картине И. Э. Грабаря "Февральская лазурь", ознакомление с особенностями пейзажа как жанра живописи, формиров...