Тема «Имя существительное. Систематизация и обобщение изученного"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Тема «Имя существительное.
Систематизация и обобщение изученного"
( урок - ролевая игра "Заседание ученого совета")
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Имя существительное.
Систематизация и обобщение изученного"
( урок - ролевая игра "Заседание ученого совета")
Цели урока:
систематизировать и обобщить теоретические знания по теме урока;
совершенствовать навыки морфологического разбора имени существительного;
повторить основные орфограммы, изученные в данном разделе;
развивать умение грамотно выражать мысли в устной и письменной формах;
выступать перед аудиторией, доказывать свое мнение;
воспитывать любовь к книге, активизировать эмоциональную сферу учащихся.
Ход урока
1 Оргмомент
Приветствие учителя.
2 Проверка домашнего задания
Из слов, подобранных для словарного диктанта, назовите склоняемые, спрягаемые, неизменяемые. Объясните их правописание. Орфографическая работа (учитель-ученик).
Поражать, бордовый, экономить, солдат, атмосфера, ракета, реформа, паркет, предмет, богатырь, великолепный, состязание.
3 Работа по теме урока
1. Вступительное слово учителя:
- Ребята, вы закончили изучать большую и сложную тему "Имя существительное". Сегодня нам предстоит обобщить и систематизировать изученное по этой теме. Вы должны показать свои знания по следующим вопросам:
- Определение имени существительного как части речи.
- Постоянные грамматические признаки имени существительного.
- Непостоянные грамматические признаки имени существительного.
- Синтаксическая роль имени существительного.
- Написание падежных окончаний имен существительных.
Урок мы проведем в форме заседания ученого совета.
Членам ученого совета будут все учащиеся класса. Функции членов ученого совета - участвовать в обсуждении вопросов на равных правах, советоваться, совещаться, помогать на в выборе правильного решения. Роли будут распределены следующим образом: председатель ученого совета, докладчики, рецензенты.
Докладчик - тот, кто готовит доклад по заранее выбранному вопросу.
Рецензент - тот, кто дает критическую оценку прозвучавшему докладу.
Председатель ученого совета:
-Третьим вопросом, предлагаемым вашему вниманию, будет вопрос о непостоянных грамматических признаках имени существительного.
- С докладом выступит_________________________________________
- Слово предоставляется рецензенту_____________________________
- Вопрос исчерпан. Весь состав ученого совета выполнит практическую работу.
Задание: выбрать из текста только по непостоянным признакам имена существительные.
...Если человек никогда не раскрывал хороших книг, не запомнил хотя бы четверостишия любого поэта или вообще такового не имеет, он обречен на духовную нищету. Он сам лишил себя радости, которой наслаждаются люди, общающиеся с миром прекрасного.
--- Мн.ч., И.п. - люди.
--- Ед.ч., И.п. - человек.
--- Мн.ч., Р.п. - книг.
--- Ед.ч., В.п. - нищету.
--- Ед.ч., Р.п. - четверостишия, поэта; радости.
--- Ед.ч., Тв.п.- с миром.
Председатель ученого совета:
- Четвертым вопросом, предлагаемым вашему вниманию, будет вопрос о синтаксической роли имен существительных.
- С докладом выступит__________________________________
- Слово предоставляется рецензенту___________________________
- Вопрос исчерпан. Весь состав ученого совета выполнит практическую работу.
Задание: выполните синтаксический разбор предложений:
Книга- это самое мудрое творение человека.
Дорога к знаниям длинна, но прекрасна.
Книги созданы умом человека и его руками.
2. Слово председателя ученого совета.
- Уважаемые коллеги! Заседание ученого совета считаю открытым. Первым вопросом, предлагаемым вашему вниманию, будет вопрос об определении имени существительного как часть речи. С докладом выступит
-Слово предоставляется рецензенту________________-
-Вопрос исчерпан. Весь состав ученого совета выполнит
практическую работу.
Задание: найдите в предложении имена существительные, определите число и падеж.
Хорошая книга- это неиссякаемый сосуд, заполненный мыслями, знаниями.
-Книга (им.п., ед.ч.); сосуд (им.п., ед.ч.); мыслями (тв.п., мн.ч.);
Знаниями (тв.п., мн.ч.).
Председатель ученого совета:
-Вторым вопросом, предлагаемым вашему вниманию, будет вопрос о постоянных грамматических признаках имени существительного.
- С докладом выступит____________________________________
- Слово предоставляется рецензенту___________________________
- Вопрос исчерпан. Весь состав ученого совета выполнит практическую работу.
Задание: определите постоянные признаки имен существительных из предложения:
Не красна книга письмом, красна умом. Хороша книга, да начетчики плохи.
- Книга-существительное нарицательное, неодушевленное,
женского рода, 1-го склонения.
Письмо- существительное нарицательное, неодушевленное, среднего рода, 2-го склонения.
Ум-существительное нарицательное, неодушевленное, мужского рода, 2-го склонения.
Начетчики- существительное нарицательное, одушевленное, мужского рода, 2-го склонения.
Председатель ученого совета:
- Пятым вопросом, предлагаемым вашему вниманию, будет вопрос о написании падежных окончаний имен существительных.
- С докладом выступит_____________________________
- Слово предоставляется рецензенту______________________
- Вопрос исчерпан. Весь состав ученого совета выполнит практическую работу:
Задание 1: определите, какое правило зашифровано в таблице, и
Закончите ее; приведите примеры.
И E E E E И И
- В чем особенность правописания окончаний существительных.
заканчивающихся, как и слова традиция, планетарий, терпение?
Задание 2: дополните таблицу.
Задание 3: прослушав словарный диктант, запишите только окончания существительных:
В санатори..., о родин..., у книг.... (дать) Наталь.... (дать) Натали....
об армии..., у дорожк..., на ножк..., о преступлении..., по тревог....
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
И E И E И И И E И E
Задание 4: Работа с текстом.
Составить предложения с им.сущ. по картине "Зимний вечер".
Задание 5: Поиграем в игру "Волшебный круг".
Составить слова по часовой стрелке и против.
Сок, кол, лес, око, село, сокол, лесок, колесо.
Задание 6: Диалог "шутка"
1. Какого рода слово "шест"?
2. Мужского
1. А зонтик?
2. Женского
1. Почему?
2. Потому что зонтик - это шест в юбке.
4. Подведение итогов урока.
Председатель ученого совета:
- Уважаемые коллеги, все вопросы, представленные на рассмотрение ученого совета, освещены. Вы показали свои знания и умения по теме урока. Вы хорошо знаете, что такое имя существительное, умеете определять постоянные и непостоянные признаки этой части речи, роль в предложении, умеете видеть и проверять орфограммы в падежных окончаниях существительных.
- Сегодня на уроке вы услышали о роли книги в жизни человека. Какие пословицы и поговорки о книгах вы знаете?
- А что книга значит в вашей жизни? Какие книги вы любите?
5. Выставление оценок.
6. Информация о дифференцированном домашнем задании:
-повторить теоретический материал и подготовиться к контрольной работе;
-выполнить упражнение №268;
-записать несколько пословиц о книгах;
-нарисовать обложку вашей любимой книги (по желанию):
-выполнить морфологический разбор одного из существительных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Короткова Н.А. Урок систематизации и обобщения изученного материала. по теме «Решение линейных неравенств с одной переменной и их систем» 8 кл
Тема: : Урок систематизации и обобщения изученного материала по теме «Решение линейных неравенств с одной переменной и их систем» Девиз урока «Математика учит преодолевать трудности и исправ...

" С деепричастием на "ты"! (систематизация и обобщение изученного по теме "Деепричастие")
Урок является обобщающим по теме "Деепричастие", поэтому составлен так, что позволяет проверить и теоретические знания, и практические навыки учащихся по теме. На уроке используется презентация, индив...

Урок русского языка "Систематизация и обобщение изученного по теме:" Словообразование и орфография" 6 класс
Методическая разработка урока включает план-конспект содержания урока и мультимедийную презентацию....

Урок русского языка в 7 классе. Тема: «Систематизация и обобщение изученного по теме «Причастие»
Систематизация и обобщение изученного по теме «Причастие»...

Методическая разработка интегрированного урока русского языка и географии по теме «Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного» (урок – экскурсия)
Методическая разработка интегрированного урока русского языка и географии по теме «Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного» (урок – экскурсия)...
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Систематизация и обобщение изученного по теме "Глагол"
Тема: «Систематизация и обобщение изученного по теме «Глагол»».Цели урока:1. Посредством различных языковых игр повторить и обобщить изученное о глаголе.2. Определить уровень з...

Систематизация и обобщение изученного по теме: "Имя существительное" 5 класс
Данный урок поможет учащимся в увлекательной форме обобщить и систематизировать знания по теме "Имя существительное"....
- Мне нравится (1)

Комментарии
Спасибо. Заинтересовал ваш
Спасибо. Заинтересовал ваш урок-ролевая игра. Планирую использовать эту идею.