Урок русского языка в 5 классе.Согласные звонкие и глухие.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Шестакова Татьяна Алексеевна

- Дать понятие о звонких и глухих согласных, формирование умения их различать

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Согласные звонкие и глухие

Эпиграф: « Слова то шелестят, как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лёд».

К. Г. Паустовский

Цели:

1) образовательная:

 - дать понятие о звонких и глухих согласных, формирование умения их различать;

- совершенствовать умение слышать и анализировать звучащую речь, звуки русского языка;

- совершенствовать речевую и письменную грамотность учащихся.

- повторить правописание звонких и глухих согласных в корне слова, непроизносимых согласных в корне слова.

2) развивающая:

 - развивать речевой слух школьников;

- формировать умение мыслить, выделять главное, обобщать изученное;

- развивать навыки работы учащихся в коллективе.

3) воспитательная:

- создать условия для воспитания культуры речевого поведения, коллективной ответственности, взаимопомощи, формирование личности обучающихся через трудолюбие, интереса к урокам русского языка, воспитания любви к русскому языку;

- формировать интерес к предмету.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: дифференцированное, индивидуализированное обучение, коллективная  и групповая деятельность.

Оборудование: ресурсы Интернета, мультимедийный компьютер.

                                                        Ход урока.

1. Организационный момент.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

2. Актуализация знаний.

Ребята, тысячи разных звуков окружают человека: звон металла, шелест листвы, завывание ветра, шорох камышей, журчание ручья, пение птиц, раскаты грома.. Но какое отношение к языку имеют эти звуки?

Дело в том, что окружают нас и особые звуки, которые не с чем сравнить - это звуки речи. Только они, объединяясь, создают слова, за которыми закреплено понятное для всех нас значение.

- Какой раздел науки о языке изучает звуки речи? ( фонетика ) ( Слайд )

- Какие бывают гласные?

- Они состоят только из? ( Голоса )

- Какие бывают согласные?

- Какие согласные не имеют пары по мягкости? ( Ж, Ш, Ц  )

- Какие согласные не образуют пары по твёрдости? ( Ч, Щ, Й )

3. Проверка домашнего задания.  Игра « Весёлый аквариум»

  ( Интерактивная доска )

- Предлагаю, сыграть в игру «Весёлый аквариум». Для этого вам необходимо поймать рыбку и распределить её в 2 аквариума.  1 аквариум вы наполняете рыбой, в названии которой встречаются только  непарные твёрдые согласные, 2 аквариум – только непарные мягкие согласные. Прошу выполнить это задание самого смелого рыбака.

1 ведро: щука, сайда, лещ.   2 ведро: тунец, пикша, рыбец.

 Вывод: ( Слайд )

-Какие твёрдые согласные звуки не имеют пар? ( [ ж] , [ш] , [ц]   )

- Какие мягкие согласные не образуют пар? ( [ч’] ,  [ щ’ ] , [й ’]  )

3. Объяснение нового материала.

-  Работа с высказыванием К.Г. Паустовского. ( Слайд )

- Писатель Константин Георгиевич Паустовский сказал: « Слова то шелестят, как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лёд».

- Что, по мнению Паустовского, сближает звуки природы со словами?

 ( Слова звучат, т.е. они состоят из звуков.)

- Назовите слово из данного высказывания, которое передаёт «звучание» травы ( шелестят, т.е. мягко шуршат ), льдинок ( позванивают).

- Какие согласные звуки помогают услышать нам шелест травы? ( ш ), ( т ),

( с).

- А звон льдинок? ( з ), (в), (н ).

-  Какие из названных нами звуков состоят только из шума ?  А какие из голоса и шума?

- Ребята, согласные звуки, состоящие только из шума, называются глухими. Согласные, состоящие из голоса и шума – звонкими.

- Итак, запишите в тетради тему урока «Согласные звонкие и глухие».

( Пишу на доске ).

- Исходя из темы урока, попробуйте сформулировать цели, которые мы должны достичь сегодня на уроке? ( Научиться находить звонкие и глухие согласные: выяснить какие пары они образуют и понять чем отличаются друг от друга )

4. Новая тема.

- Обратимся к учебнику. Откроем страницу 130, материал для наблюдения. Прочитайте задание про себя. Кто сможет ответить на поставленные вопросы?.

( На рисунках изображены роза, шкаф, компьютер ) ( Слайд )

В слове роза только звонкие согласные ( р), ( з ).

В слове шкаф только глухие ( ш ), ( к ), (ф ).

А в слове компьютер есть и глухие и звонкие согласные: (к) (п), (т) – глухие; (м), (р) – звонкие, а ещё  в этом слове спрятался звонкий согласный (й ́) после ь.

 — А как вы узнавали, где звонкий, а где глухой звук?

( «Звонкий — звенит, его можно услышать» ; состоит из голоса) А глухой звук состоит только из шума.

5. Обобщение. ( Слайд )

В учебнике на с. 130 в таблице обозначены звуки [б], [п] и т. д. Определите, на какой строке — верхней или нижней обозначены звонкие и глухие согласные звуки. Я вынесла эту таблицу на слайд, представив согласные в виде этажей дома. ( Дом, где живут согласные.). Я произношу звук с нижнего этажа, а вы произносите парный ему из верхнего. Из чего состоят звуки с нижнего этажа? ( Из шума ). А звуки с верхнего? ( Из голоса и шума ).

Вывод: на какие две группы делятся согласные звуки? Как их различить?

( В образовании звонких согласных участвует голос,  глухие же образуются без голоса.).

- Но в этом правиле есть свои исключения. Исключения эти – согласные, которые не образовывают пары по звонкости/глухости.

- Посмотрите на слайд. ( Слайд ).

- На голубом фоне изображены непарные глухие согласные, т.е. они всегда глухие и у них нет звонкой пары – ( х), (х́), ( ц), (ч́), (щ́ ).

- На жёлтом фоне изображены непарные звонкие ( сонорные ) согласные –

(л ), (л́ ), (м ), (м́ ), ( н ), (н́ ), (р ), (р́ ), (й́́ ́ ). У сонорных согласных нет пары по глухости. В этих согласных голос преобладает над шумом.

6. Работа с учебником.

- Сравним наше правило-дом с правилом в учебнике на стр. 130.

7.  Закрепление. Упр. 284.

- Ребята. А теперь мы попробуем с вами ответить на вопрос: «Какую же функцию выполняют парные звонкие и глухие согласные?». Упр. 284. Прочитайте задание.

 Первый столбик разбираем вместе. Второй – на доске 1 ребёнок. Третий и четвёртый – по вариантам. Самопроверка.

Дом – том          Почка – бочка       Шалость – жалость     Доска - тоска

Балка – палка   Горка – корка       Колос – голос             Точка - дочка

Тело – дело        Злой – слой           Жар – шар                   Слить - злить

Вывод: парные согласные выполняют смыслоразличительную функцию, т.е. если в слове изменить звуковой состав, то изменится лексическое значение.

                                           Физкультминутка ( Слайд )

8. Знакомство с фонетическими явлениями озвончение и оглушение.

Итак, ребята, в потоке речи звуки влияют друг на друга, что приводит к их изменению. Эти изменения звуков мы называем фонетическими процессами.

(Слайд ) Обозначение звонких и глухих согласных на письме

Сравните, какой звук обозначает буква Д в словах САДЫ, САД и ПОСАДКА.

 САДЫ                САД                        ПОСАДКА

  [сады]                [сат]                        [пасатка]

    Вывод: В русском языке звонкие согласные могут заменяться парными им глухими согласными на конце слова или перед глухим согласным. Этот процесс называется оглушением.

(Слайд )    С глухими согласными в словах может происходить противоположное явление. В позиции перед звонкими согласными глухие согласные могут заменяться на парные звонкие, то есть озвончаться.

        просить                        просьба

       [прас , ит , ]                        [проз , ба]

Вывод: глухой согласный может заменяться парным звонким перед звонкими согласными.(Слайд )

- Чтобы не ошибиться  в правописании проверяемой согласной, какое правило  должны знать?

Дети: (Чтобы не ошибиться в написании согласной в корне, нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в котором после проверяемой согласной стоит гласная или согласные л, м, н, р : дуб- дубы, круг- круглый), дорожка – дороженька.

9. Закрепление знаний в формировании умения различать в речи явления оглушения и озвончения. Комментированное письмо.

- Вам необходимо записать слова под диктовку. Вставив нужную орфограмму, подчеркнуть её. И рядом написать в квадратных скобках слышимый звук. Написать проверочное слово и устно назвать какой фонетический процесс здесь происходит.

Сделаем это задание так,  как  показано на слайде.

Сказка – [с] – сказать – оглушение                

Косьба – [з́]  – косить – озвончение          

Ошибка  – [ п]  – ошибочный -  оглушение

Мороз  – [ с]  - морозы – оглушение  

Снег – [к]  - снега – оглушение

Варежка – [ш] – варежечка – оглушение

 Сторожка  – [ ш ]  - сторожить - оглушение

Вывод: если рядом оказываются в слове звонкий и глухой звук, то они влияют друг на друга. Если звонкий стоит перед глухим, то он сам становится глухим. Или звонкий стоит на конце слова, то он тоже оглушается. А если глухой стоит перед звонким, то он тоже становится звонким, т.е. мы наблюдаем процесс озвончения. (Проверка на слайде).

-  Составьте предложение о зиме, используя любое слово из данного диктанта. ( Проверяю несколько человек )

10.  Орфограмма «Непроизносимые согласные».

 - Предлагаю вспомнить ещё одно правило, связанное с согласными звуками.  Вашему вниманию предлагаю   загадки:

СЛАЙД 1.День и ночь стучит оно,Словно бы заведено.Будет плохо, если вдругПрекратится этот стук./сердце/

СЛАЙД.Не огонь, абольно жжёт. Не фонарь, а ярко светит.солнце/

СЛАЙД3.Сделал шаг - стал ростом выше.Так "дорос" до самой крыши.А потом назад пошел -К росту прежнему пришел./лестница/

- Что объединяет все эти загадки?/в отгадках слова с непроизносимой согласной.

- Что это за буквы? /Звуки этих букв при произношении не произносятся, т.е. выпадают.

- Подумайте, когда это происходит? ( При встрече, стечении 3 согласных звуков один может выпадать: рдц, лнц, стн )

-  какое правило мы должны вспомнить при написании непроизносимой согласной?  Чтобы не ошибиться в написании непроизносимого согласного в корне слова, нужно подобрать такое проверочное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо.

11. Упражнение на нахождение слов с непроизносимым согласным.

- А теперь проверим себя, записав такие предложения. Подчеркните в словах непроизносимые согласные. Работу выполняем самостоятельно. Затем обменяемся тетрадями, проверим написанное друг у друга. Выставляем оценки.  Проверяем ( спрашиваю по 1 человеку от ряда ). Самопроверка на слайде.

1 ряд.Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелес
тный? (А.С.Пушкин)

2 ряд.Три девицы под окном пряли поздно вечерком. (А.С.Пушкин)

3 ряд.И сам про себя удалую хвастливую песню поёт. (Н.А.Некрасов)

12. Произносительные нормы устного литературного языка ( Слайд)

- Понаблюдаем над произношением некоторых согласных звуков.

- На слайде представлены слова: что, чтобы, конечно, скворечник, яичница, пустячный. Кто догадался, в чём особенность произношения этих слов?

- На месте буквенного сочетания чт  произносится звуковое [шт].

- В произношении слов с сочетанием ЧН наблюдаются колебания. ЧН – произносится как [ Ч̕ Н ] в большинстве слов русского языка. Но это сочетание может произноситься как   [ ШН  ] или[ Ш ̕ Н  ]. Некоторые слова с этими сочетаниями в современном русском литературном  языке имеют двоякое произношение, например. Було [  Ч̕ Н] ная и було  [ ШН  ]. А вот произношение прилагательного сердечный зависит от смысла. Если мы имеем в виду друга, то скажем СЕРДЕ [ ШН  ] НЫЙ, а если имеем в виду лекарство, то произнесём СЕРДЕ [  Ч̕ Н] ЫЕ капли. ( Слайд )

13. Работа над звуковыми повторами как средством выразительности речи ( слайд )

- Ребята, мы с вами уже отметили, что согласные выполняют смыслоразличительную функцию. Мы знаем с вами, что слова создаются при помощи звуков. Звуки, если они не являются словами, ничего не значат. Однако, иногда смысл слова закрепляется за отдельным звуком, входящим в это слово. Так, поэт начала 20 века К.Д. Бальмонт, виртуозно владевший приёмами звукописи, в стихотворении «Камыши» намеренно включает слова, содержащие повторяющиеся согласные звуки.

Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.

О чём они шепчут? О чём говорят?
Зачем огоньки между ними горят

- Назовите мне эти согласные звуки. ( ш), (п ), (ч ), (т ).

- Как вы думаете, зачем поэт это делает? ( Чтобы создать картину ночной тишины, и создать звуковой образ шуршание камышей в ночи, их разговор)

- Такой стилистический приём, заключающийся в повторении согласных, создающих звуковой образ, усиливающий выразительность речи называется аллитерация).

- Многие поэты кроме К.Д. Бальмонта  ( А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, С.Есенин, В. Маяковский) используют такой приём звукописи – одного из свойств выразительности речи. Этот приём помогает создать звуковой образ, служит ярким средством выразительности.

14. Пазл «Фонетическая головоломка»

 - Вам нужно по данной транскрипции отгадать слово.

- Что такое транскрипция? ( Запись слова звуками )

Кто знает, кому поставлен этот памятник? Кириллу и Мефодию, двум учёным монахам, братьям, которые изобрели славянский алфавит. Ежегодно 24 мая в России и других славянских странах отмечается День славянской письменности и культуры. Братья на основе греческого письма создали первый славянский алфавит. Они писали и переводили евангельские проповеди, притчи, послания и богослужебные тексты.

14. Подведение итогов.

- О каких согласных мы говорили сегодня на уроке?

- Чем отличаются звонкие от глухих?

- Назовите парные по звонкости/глухости согласные.

-  Назовите непарные глухие? Непарные звонкие?

- С какими фонетическими процессами мы познакомились? (оглушение и озвончение)

- Какие орфограммы повторили? ( проверяемые согласные в корне и непроизносимые согласные в корне)

- Какую роль играют согласные в поэтических текстах? Как называется этот фонетический приём выразительности? (аллитерация )

15. Домашнее задание.

Стр. 130 правило, упр.286 ( письменно )

16. Рефлексия.

17. Спасибо за урок! Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....

Открытый урок по русскому языку в 5 классе "Звонкие и глухие согласные. Их обозначение на письме".

Звонкие и глухие согласные. Их обозначение на письме. Овладение навыком  правописания звонких и глухих согласных в слове....

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Развитие и совершенствование речи на уроках русского языка и литературы как средство адаптации глухих учащихся».

Усвоение языка глухими находится в неразрывном взаимоотношении с развитием их мышления. Обучая глухих языку, школа дает в...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе «Звонкие и глухие согласные»

Материал представляет собой урок "открытия новых знаний"  в соответствии с требованиями ФГОС по русскому языку  в 5 классе по теме "Звонкие и глухие согласные"...

презентация к уроку русского языка в 4 классе "Звонкие-Глухие согласные"

материал для использования в 4 классе коррекционной школы...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Звонкие и глухие согласные"

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...