Внеклассное мероприятие «Путешествие в страну русского языка и литературы
план-конспект занятия по русскому языку (5, 6 класс)
· развивать познавательный и творческий интерес учащихся к предметам гуманитарного цикла, эстетическое восприятие окружающей действительности;
· расширять кругозор учащихся;
воспитывать чувство коллективизма
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
«Путешествие в страну русского языка и литературы
Цель игры: формирование общеучебных компетенций по предмету
Задачи:
- развивать познавательный и творческий интерес учащихся к предметам гуманитарного цикла, эстетическое восприятие окружающей действительности;
- расширять кругозор учащихся;
- воспитывать чувство коллективизма.
Оформление:
- компьютер
- мультимедийная презентация
- музыкальное сопровождение
- ручки и листочки
Ход мероприятия
Слово учителя (ведущего):
Здравствуйте, ребята. Мы собрались сегодня в этом классе, чтобы провести внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе. Вам, участникам игры, предстоит нелёгкая задача: вспомнить всё, что вы изучали по этим предметам, а также напрячь своё воображение, чтобы стать победителем.
В конце нашего мероприятия вы должны будете назвать краткое народное изречение с назидательным смыслом, отражающее путь к источнику знаний.
Психологический настрой учащихся на игру.
Ученикам предлагается по картинкам «Солнышко», «Тучка» определить свое настроение. Учащиеся кладут на стол выбранную ими картинку.
Учитель продолжает:
Я такой, какой я есть.
Я могу быть большим
И могу быть маленьким,
Могу стать толстеньким и худеньким,
Но это неважно,
Потому что я такой, какой я есть
И это здорово!
- Представление команд. (Название, девиз.) (3-5 баллов)
- Разминка (по 10 вопросов каждой команде).
За каждый правильный ответ - 1 балл
Вопросы для первой команды
Угадайте слово по шутливой характеристике
- Не цветы, а вянут; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. Это… ( уши).
- Ее толкут, носят решетом, в нее прячут концы нечестные люди. Что
это? (вода).
Вопросы-шутки
- Что находится между школой и садиком? (и).
- Чем кончается все? (Е)
- Чего нет ни в капусте, ни в свекле, ни в реке, но есть в помидорах и в огурцах? (буква О).
- Какую часть слова можно в земле найти? (корень)
Вопросы из уроков русского языка и литературы
- Антоним к слову белый? (черный)
- Жанр произведения «Илья Муромец и Микула Селянинович»?
(былина)
- Сколько в русском языке глаголов-исключений II спряжения? (11)
- Что изучается в разделе «Фонетика»? (звуки речи)
Вопросы второй команде
Угадайте слово по шутливой характеристике
- Он голове у несерьезного человека, его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез… (ветер).
- Его проглатывают, за него тянут или дергают, настойчиво заставляя высказываться. Что это? (язык).
Вопросы-шутки
- Что можно видеть с закрытыми глазами? (сон)
- Какие корни не нужны растению? (Корни слов и математические).
- Кто сколько бы не ел, сыт не бывает? (огонь)
- Сколько полос на тельняшке? (две: белая и голубая)
Вопросы из уроков русского языка и литературы
- Антоним к слову холодный? (горячий)
- Жанр произведения И.С.Крылова «Свинья под Дубом»? (басня)
- Сколько падежей в русском языке? (6)
- Что изучается в разделе «Морфология»? (части речи)
3.Задание командам:
«Глаголы играют в прятки».
Найдите 10 спрятанных глаголов (они расположены в клеточках по вертикали и по горизонтали). Выпишите их, укажите спряжение.
Учитывается быстрота и правильность ответа.
(за каждый глагол – 1 балл; команде, первой справившейся с заданием, добавляется 2 балла за скорость).
К | М | Л | О | В | И | Т | Ь | Л | Р | М |
Й | П | Е | Р | Е | Х | О | Д | И | Т | Ь |
К | О | Т | С | Р | А | Г | А | П | А | Н |
О | М | Е | И | Т | З | П | Р | И | С | О |
Н | П | Т | Д | Е | Й | Р | И | С | М | С |
Й | К | Ь | Е | Т | О | Л | Т | Н | Д | Т |
И | Е | С | Т | Ь | Т | Н | Ь | П | Т | О |
П | Е | Т | Ь | Р | И | О | Д | Ю | О | Я |
Н | Й | Н | О | Т | Д | Ш | М | В | Я | Т |
Ш | К | А | Н | А | О | П | Л | Ы | Т | Ь |
(Ответы: по горизонтали: ловить, переходить, есть, плыть, петь; по вертикали: лететь, спать, вертеть, дарить, стоять).
4. Новые слова.
Задания командам: К словам левого столбика подберите слова из правого, образуя новые слова.
(Учитывается быстрота и правильность, за каждое слово – 1 балл)
ВОЛ РАК
ПРИЗ ОВОД
ВИНО РИС
СЕНО ОКНО
САД ГРАД
КИПА ВАЛ
(Волокно, призвал, виноград, сеновал, садовод, кипарис).
5. Конкурс капитанов «Ума палата»
1 Самый известный толковый словарь русского языка, созданный в XIX веке. Его автор – талантливый человек: он служил морским офицером, врачом, чиновником, не был филологом по образованию, но стал им по призванию. Словарь включает в себя более 200 тысяч слов и 30000 пословиц, поговорок и загадок. Назовите имя составителя «толкового словаря живого великорусского языка». (Владимир Иванович Даль. Над созданием словаря он работал 50 лет.)
2 Кто был создателем первого русского алфавита?,(просветители славян Кирилл и Мефодий).
6.Задание командам «Десять птиц»
Вспомните десять птиц, в названиях которых по две буквы О, а в одном из них даже три О. Запишите их.
(За каждое слово – 1 балл. Команде, первой справившейся с заданием, добавляется 2 балла).
- О - О -
- О - О - -
- О - О - -
- О - О - - -
- О - О - - -
- О - О - - - - -
- О - О - - - - -
- О - О - - - - - -
- - - О - О - - -
- - - О - О - О -
(Ответ: сокол, сорока, ворона, соловей, воробей, коростель, поползень, коноплянка, мухоловка, жаворонок.)
7. «Отгадайте загадки»
( За каждую отгадку-1 балл).
Для первой команды:
1 Четыре брата бегут, друг друга не догонят. (Колеса)
2 Какой год продолжается всего один день? ( Новый год)
3 Сколько отверстий в голове? (7)
4 Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно)
Для 2 команды:
1 Шли рядком: сын с отцом, да дед с внуком. Сколько их? (3)
2 Какие два местоимения мешают транспорту? (Ямы)
3 Без рук , без ног, а везде бывает. (Письмо)
4 Черные кривые, от рождения немые, станут в ряд – сразу заговорят. (Буквы)
8.«Шерлок Холмс.
По описанию портрета литературного персонажа назовите этого героя, а
также произведение, в котором он фигурирует, и автора.
1 команда
1 Ходит плавно - будто лебедушка;
Смотрит сладко - как голубушка;
Молвит слово - соловей поет
Горят щеки ее румяные. Как заря на небе божием;
Косы русые, золотистые, В ленты яркие заплетенные, По плечам бегут,
извиваются,
С грудью белою цалуются…»
(М.Ю.Лермонтов« Песня про купца Калашникова, Алена Дмитриевна)
2 «Старший… начал с того свое свое поприще, что в первый год бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали ему новый. Но, без сомнения, он повторил бы и в пятый, если бы отец не дал ему торжественного обещания продержать его в монастырских служках целые двадцать лет и не поклялся наперед, что он не увидит Запорожья вовеки, если не выучится в академии всем наукам».
(Остап, «Тарас Бульба», Н.В.Гоголь)
2 команда
1 Из шатра,
Толпой любимцев окруженный,
Выходит… его глаза
Сияют. Лик его ужасен,
Движенья быстры. Он прекрасен.
(А.С.Пушкин «Полтава», Петр I)
2 Он достал из кармана защитных летних штанов свернутый в трубку
малиновый шелковый потертый кисет, развернул его, и я успел прочитать
вышитую на уголке надпись: "Дорогому бойцу от ученицы 6-го класса
Лебедянской средней школы".
(Андрей Соколов «Судьба человека», М.Шолохов)
9. «Блиц – турнир» (по 5 вопросов для каждой команды)
Вопросы для первой команды
1 Имя подлого труса. (Леопольд)
2 В кого превратился гадкий утенок? ( В лебедя)
3 Самое лучшее привидение в мире. (Карлсон)
4 Имя и отчество купца Калашникова. (Степан Парамонович)
5 «Голубка дряхлая моя…» ( няня Арина Родионовна)
Вопросы для второй команды
1 Кто ходит в гости по утрам? ВинниПух)
2 Перечислите Бременских музыкантов. ( Кот, Петух, Пес, Осел, Трубадур)
3 С кем дрался купец Калашников? ( С опричником Кирибеевичем)
4 «Княжны испуганной бледнее;
Зажавши уши поскорее,
Хотел бежать, но в бороде
Запутался, упал и бьется…» ( Черномор, А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»)
5 «Идет, бредет сама собой…» ( ступа, «У лукоморья», А.С.Пушкин)
10. Путешествие по Лукоморью
(За правильный ответ – 1 балл).
Вопросы для первой команды:
1 Кто из героев сказок А.С.Пушкина и где жил ровно тридцать лет и три года? (Старик со своею старухой).
2 Как звали князя, которого усердно славил народ? (Гвидон)
3 Какое приданое получил королевич Елисей? (7 торговых городов да сто сорок теремов)
Вопросы для второй команды:
1 Кого пытался убить злой Чародей в облике коршуна? (Руслана)
2 Кто из пушкинских сказочных героев ел вареную полбу и спал на соломе? (Балда)
3 Как назывался остров в океане неподалеку от царства Салтана? (Буян)
11. «Кто больше?»
Вспомните названия литературных произведений, мультфильмов, в состав которых входят числительные.
(Чья команда быстрее ответит, получит 1 балл).
1 «Три толстяка»
2 «Три мушкетера»
3 «Волк и семеро козлят»
4 «Трое в лодке, не считая собаки»
5 «Три богатыря и Шамаханская царица»
6 «Кризис двух миров»
7 «Три поросенка»
12. Мини-викторина
Каждая сказка чему-то учит. Догадайтесь, из какой сказки извлекли следующий урок:
1 команда
- Будь доброй, трудолюбивой, выращивай сады - получишь жениха. («Крошечка - хаврошечка».)
- Без труда - не вынесешь из рыбку из пруда. ( « Лисичка - сестричка и волк».)
- Не рой яму другому, сам в нее попадешь! («Волк и коза».)
- Как аукнется,-так и откликнется!(Лиса и журавль», «Журавль и цапля».)
2 команда
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей. («Кот, петух и лиса», «Репка».)
- Слушайся старших («Сестричка Аленушка и братец Иванушка»)
- Не хвались, лучше богу помолись. («Заколдованная Королева»)
- Тошно молодой жене со старым мужем, тошно и старику с молодой женой.(«Вещий дуб»)
13. Итог.
Жюри подводит итоги внеклассного мероприятия, награждает победителей и всех участников.
Рефлексия
Вспомните, какое настроение было у вас до начала мероприятия, а теперь скажите, изменилось ли оно сейчас?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеклассное мероприятие "Путешествие по стране английского языка"
Предлагается разработка внеклассного мероприятия по английскому языку для 4-5х классов "Путешествие по стране английского языка". Проведение данного м...

Конспект внеклассного мероприятия «Путешествие в страну Русского языка» (6 класс)
Подбору материала для уроков русского языка в коррекционной школе уделяется особое внимание. Данная конкурсная программа представлена различными сбалансированными заданиями, в которых проявляются спос...

Внеклассное мероприятие в рамках Недели русского языка и литературы для 5-6 классов "Игра-путешествие в мире слов"
Данное мероприятие представляет из себя командную игру. Учащиеся 5-6 классов в сопровождении старшеклассников-наставников перемещаются от станции к станции, отвечая на вопросы из области филологии. Ре...
Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну русского языка"
Внеклассное мероприятие «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ РУССКОГО ЯЗЫКА» для учащихся 5-9 классов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушенияим)...

Разработка внеклассного мероприятия "Путешествие в страну английского языка"
Данное мероприятие представляет собой командный конкурс, в ходе которого учащиеся должны показать знания в области английского языка: в чтении скороговорок, умении составлять диалоги о животных, трене...

Внеклассное мероприятие «Путешествие в страну русского языка и литературы
middot; развивать познавательный и творческий интерес учащихся к предметам гуманитарного цикла, эстетическое восприятие окружающей действительности;·...

