Внеклассное мероприятие «Путешествие в страну русского языка и литературы
план-конспект занятия по русскому языку (5, 6 класс)

Шестакова Татьяна Алексеевна

·        развивать познавательный и творческий интерес учащихся к предметам гуманитарного цикла, эстетическое восприятие окружающей действительности;

·        расширять кругозор учащихся;

воспитывать чувство коллективизма

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_russkogo_yazyka_i_literatury.docx27.55 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

             «Путешествие в страну русского языка и литературы

Цель игры: формирование общеучебных компетенций по предмету

Задачи:

  • развивать познавательный и творческий интерес учащихся к предметам гуманитарного цикла, эстетическое восприятие окружающей действительности;
  • расширять кругозор учащихся;
  • воспитывать чувство коллективизма.

Оформление: 

  • компьютер
  • мультимедийная презентация
  • музыкальное сопровождение
  • ручки и листочки

Ход мероприятия

                                                            Слово учителя (ведущего):

        Здравствуйте, ребята. Мы собрались сегодня в этом классе, чтобы провести внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе. Вам, участникам игры, предстоит нелёгкая задача: вспомнить всё, что вы изучали по этим предметам, а также напрячь своё воображение, чтобы стать победителем.

В конце нашего мероприятия вы должны будете назвать краткое народное изречение с назидательным смыслом, отражающее путь к источнику знаний.

Психологический настрой учащихся на игру.

Ученикам предлагается по картинкам «Солнышко», «Тучка» определить свое настроение. Учащиеся кладут на стол выбранную ими картинку.

Учитель продолжает:

Я такой, какой я есть.

Я могу быть большим

И могу быть маленьким,

Могу стать толстеньким и худеньким,

Но это неважно,

Потому что я такой, какой я есть

И это здорово!

  1. Представление команд. (Название, девиз.) (3-5 баллов)
  2. Разминка (по 10 вопросов каждой команде).

За каждый правильный ответ - 1 балл

Вопросы  для  первой  команды

Угадайте  слово  по  шутливой  характеристике

  • Не  цветы,  а  вянут;  не  белье,  а  их  развешивают  чрезмерно  доверчивые  и  любопытные.  Это…  ( уши).
  •   Ее  толкут,  носят  решетом,  в  нее  прячут  концы  нечестные  люди.  Что

это? (вода).

Вопросы-шутки

  •  Что находится между школой и садиком? (и).
  • Чем кончается все? (Е)
  • Чего нет ни в капусте, ни в свекле, ни в реке, но есть в помидорах и в огурцах? (буква О).
  • Какую часть слова можно в земле найти? (корень)

Вопросы из уроков русского языка и литературы

  • Антоним к слову белый?   (черный)
  •  Жанр произведения «Илья Муромец и Микула Селянинович»?

 (былина)

  • Сколько в русском языке глаголов-исключений II спряжения?     (11)
  • Что изучается в разделе «Фонетика»?   (звуки речи)

Вопросы второй команде

Угадайте  слово  по  шутливой  характеристике

  • Он    голове  у  несерьезного   человека,  его  советуют  искать  в  поле,  когда  кто-нибудь  бесследно  исчез… (ветер).
  •   Его  проглатывают,  за  него  тянут  или  дергают,  настойчиво  заставляя  высказываться. Что  это?  (язык).

Вопросы-шутки

  • Что можно видеть с закрытыми глазами? (сон)
  • Какие корни не нужны растению? (Корни слов и математические).
  • Кто сколько бы не ел, сыт не бывает? (огонь)
  • Сколько полос на тельняшке? (две: белая и голубая)

Вопросы из уроков русского языка и литературы

  • Антоним к слову холодный?  (горячий)
  • Жанр произведения  И.С.Крылова «Свинья под Дубом»?  (басня)
  •  Сколько падежей в русском языке?  (6)
  • Что изучается в разделе «Морфология»? (части речи)

3.Задание командам:

 «Глаголы играют в прятки».

Найдите 10 спрятанных глаголов (они расположены в клеточках по вертикали и по горизонтали). Выпишите их, укажите спряжение.

Учитывается быстрота и правильность ответа.

(за каждый глагол – 1 балл; команде, первой справившейся с заданием, добавляется 2 балла за скорость).

К

М

Л

О

В

И

Т

Ь

Л

Р

М

Й

П

Е

Р

Е

Х

О

Д

И

Т

Ь

К

О

Т

С

Р

А

Г

А

П

А

Н

О

М

Е

И

Т

З

П

Р

И

С

О

Н

П

Т

Д

Е

Й

Р

И

С

М

С

Й

К

Ь

Е

Т

О

Л

Т

Н

Д

Т

И

Е

С

Т

Ь

Т

Н

Ь

П

Т

О

П

Е

Т

Ь

Р

И

О

Д

Ю

О

Я

Н

Й

Н

О

Т

Д

Ш

М

В  

Я

Т

Ш

К

А

Н

А

О

П

Л

Ы

Т

Ь

(Ответы: по горизонтали: ловить, переходить, есть, плыть, петь; по вертикали: лететь, спать, вертеть, дарить, стоять).

4. Новые слова.
Задания командам: К  словам    левого  столбика  подберите  слова  из  правого,  образуя  новые слова.

(Учитывается быстрота и правильность, за каждое слово – 1 балл)

ВОЛ                          РАК
ПРИЗ                        ОВОД
ВИНО                       РИС

СЕНО                        ОКНО
САД                           ГРАД
КИПА                        ВАЛ

(Волокно, призвал, виноград, сеновал, садовод, кипарис).

5. Конкурс капитанов «Ума палата»

1 Самый известный толковый словарь русского языка, созданный в XIX веке. Его автор – талантливый человек: он служил морским офицером, врачом, чиновником, не был филологом по образованию, но стал им по призванию. Словарь включает в себя более 200 тысяч слов и 30000 пословиц, поговорок и загадок. Назовите имя составителя «толкового словаря живого великорусского языка». (Владимир Иванович  Даль. Над созданием словаря он работал 50 лет.)

2  Кто был создателем первого русского алфавита?,(просветители славян Кирилл и Мефодий).

6.Задание командам «Десять птиц»

Вспомните десять птиц, в названиях которых по две буквы О, а в одном из них даже три О. Запишите их.

(За каждое слово – 1 балл. Команде, первой справившейся с заданием, добавляется 2 балла).

              -  О  -  О  -

-  О  -  О  -  -

-  О  -  О  -  -

-  О  -  О  -  -  -

-  О -   О  -  -  -

-  О  -  О  -  -  -  -  -

-  О  -  О  -  -  -  -  -

-  О  -  О  -  -  -  -  -  -

-   -   -  О  -  О  -  -  -  

-  -   -   О  -  О  -  О  -

(Ответ: сокол, сорока, ворона, соловей, воробей, коростель, поползень, коноплянка, мухоловка, жаворонок.)

7.  «Отгадайте  загадки» 

( За каждую отгадку-1 балл).

                                                  Для  первой  команды:

1 Четыре  брата  бегут,  друг друга  не  догонят.  (Колеса) 
2 Какой  год  продолжается  всего  один  день?  (  Новый  год)
3 Сколько  отверстий в   голове?  (7)
4  Сколько  яиц  можно  съесть  натощак?  (Одно)

                                                        Для   2 команды:

1  Шли  рядком:  сын  с  отцом,  да  дед  с  внуком.  Сколько  их?  (3)
2 Какие  два  местоимения  мешают  транспорту?  (Ямы)
3 Без  рук ,  без  ног,  а  везде  бывает.  (Письмо)
4  Черные  кривые,  от  рождения  немые,  станут  в  ряд – сразу  заговорят.  (Буквы)
 

 8.«Шерлок  Холмс.

По  описанию  портрета  литературного  персонажа  назовите  этого  героя,  а 

также  произведение,  в  котором  он  фигурирует,  и  автора.


                                                                    1 команда

1 Ходит  плавно  -  будто  лебедушка; 

   Смотрит  сладко  -   как  голубушка; 

  Молвит  слово -  соловей  поет 

  Горят  щеки  ее  румяные. Как  заря  на  небе  божием; 

  Косы  русые,  золотистые,  В  ленты  яркие  заплетенные,  По  плечам  бегут, 

   извиваются, 

   С  грудью  белою  цалуются…» 

 (М.Ю.Лермонтов« Песня  про  купца   Калашникова, Алена Дмитриевна)

2 «Старший… начал с того свое свое поприще, что в первый год бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали ему новый. Но, без сомнения, он повторил бы и в пятый, если бы отец не дал ему торжественного обещания продержать его в монастырских служках целые двадцать лет и не поклялся наперед, что он не увидит Запорожья вовеки, если не выучится в академии всем наукам».

(Остап, «Тарас Бульба», Н.В.Гоголь)

2 команда

1 Из шатра,

   Толпой любимцев окруженный,

   Выходит… его глаза

  Сияют. Лик его ужасен,

  Движенья быстры. Он прекрасен.

(А.С.Пушкин «Полтава», Петр I)

2 Он  достал  из  кармана  защитных  летних  штанов  свернутый  в  трубку

малиновый шелковый  потертый  кисет,  развернул его,  и  я  успел  прочитать

вышитую  на   уголке  надпись:   "Дорогому  бойцу  от  ученицы  6-го  класса

Лебедянской средней школы".

(Андрей Соколов «Судьба человека», М.Шолохов)


9. «Блиц – турнир»
  (по  5  вопросов  для  каждой  команды)
Вопросы  для  первой  команды

1 Имя  подлого труса.  (Леопольд)
2 В  кого  превратился  гадкий  утенок?  ( В  лебедя)
3 Самое  лучшее  привидение  в  мире.  (Карлсон)
 
4 Имя  и  отчество  купца  Калашникова.  (Степан  Парамонович)

5 «Голубка дряхлая моя…»        ( няня Арина Родионовна)

Вопросы  для  второй  команды                               

 1  Кто  ходит  в  гости  по  утрам?    ВинниПух)                                                                                   
2  Перечислите  Бременских  музыкантов.  (  Кот,  Петух,  Пес,  Осел, Трубадур)

3  С  кем  дрался  купец  Калашников?  ( С  опричником  Кирибеевичем)

4  «Княжны испуганной бледнее;

      Зажавши уши поскорее,

      Хотел бежать, но в бороде

      Запутался, упал и бьется…»    ( Черномор, А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»)

5 «Идет, бредет сама собой…»    ( ступа, «У лукоморья», А.С.Пушкин)

10. Путешествие по Лукоморью

(За правильный ответ – 1 балл).

Вопросы  для  первой  команды:

1 Кто из героев сказок А.С.Пушкина и где жил ровно тридцать лет и три года? (Старик со своею старухой).

2 Как звали князя, которого усердно славил народ? (Гвидон)

3 Какое приданое получил королевич Елисей? (7 торговых городов да сто сорок теремов)

Вопросы  для  второй  команды:    

1 Кого пытался убить злой Чародей в облике коршуна? (Руслана)

2 Кто из пушкинских сказочных героев ел вареную полбу и спал на соломе? (Балда)

3 Как назывался остров в океане неподалеку от царства Салтана? (Буян)

11. «Кто больше?»

Вспомните  названия  литературных произведений, мультфильмов, в  состав  которых  входят  числительные. 

(Чья команда быстрее ответит,  получит 1 балл).

1  «Три  толстяка»
2  «Три  мушкетера»
3  «Волк  и  семеро  козлят»
4  «Трое  в  лодке,  не  считая  собаки» 

5 «Три богатыря и Шамаханская царица»

6 «Кризис двух миров»

7 «Три поросенка»

12. Мини-викторина

Каждая сказка чему-то учит. Догадайтесь, из какой сказки извлекли следующий урок:

1 команда

  1. Будь доброй, трудолюбивой, выращивай сады - получишь жениха. («Крошечка -  хаврошечка».)
  2. Без  труда - не вынесешь из рыбку из пруда.  ( « Лисичка - сестричка и волк».)
  3. Не рой яму другому, сам в нее попадешь! («Волк и коза».)
  4. Как аукнется,-так и откликнется!(Лиса и журавль», «Журавль и цапля».)

2 команда

  1. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. («Кот, петух и лиса», «Репка».)
  2. Слушайся старших («Сестричка Аленушка и братец Иванушка»)
  3. Не хвались, лучше богу помолись. («Заколдованная Королева»)
  4. Тошно молодой жене со старым мужем, тошно и старику с молодой женой.(«Вещий дуб»)

13. Итог.  

Жюри подводит итоги внеклассного мероприятия, награждает победителей и всех участников.

Рефлексия

 Вспомните, какое настроение было у вас до начала мероприятия, а теперь скажите, изменилось ли оно сейчас?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие "Путешествие по стране английского языка"

Предлагается разработка внеклассного мероприятия по английскому языку для 4-5х классов "Путешествие по стране английского языка". Проведение данного м...

Конспект внеклассного мероприятия «Путешествие в страну Русского языка» (6 класс)

Подбору материала для уроков русского языка в коррекционной школе уделяется особое внимание. Данная конкурсная программа представлена различными сбалансированными заданиями, в которых проявляются спос...

Внеклассное мероприятие в рамках Недели русского языка и литературы для 5-6 классов "Игра-путешествие в мире слов"

Данное мероприятие представляет из себя командную игру. Учащиеся 5-6 классов в сопровождении старшеклассников-наставников перемещаются от станции к станции, отвечая на вопросы из области филологии. Ре...

Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну русского языка"

Внеклассное мероприятие «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ РУССКОГО ЯЗЫКА» для учащихся 5-9 классов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушенияим)...

Разработка внеклассного мероприятия "Путешествие в страну английского языка"

Данное мероприятие представляет собой командный конкурс, в ходе которого учащиеся должны показать знания в области английского языка: в чтении скороговорок, умении составлять диалоги о животных, трене...

Внеклассное мероприятие «Путешествие в страну русского языка и литературы

middot;        развивать познавательный и творческий интерес учащихся к предметам гуманитарного цикла, эстетическое восприятие окружающей действительности;·...