Программа "Говорить нельзя молчать"
рабочая программа (7 класс)

Внеурочная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл govorit_nelzya_molchat.docx41.56 КБ

Предварительный просмотр:

Принято

на заседании ШМО

классных руководителей

Протокол № 03-08-121

от« 30» августа 2025 г.

                      Утверждаю

                     директор школы

                      Сутугин Н.В.

                      Приказ №03-08-121

                      от «30» августа 2025 г.

Рабочая программа внеурочной деятельности

по направлению «Коммуникативная деятельность»

«Говорить нельзя молчать»

(круглый стол)

7 класс

На 2025-2026 учебный год

                                                                                                                                                                     Разработана

   Станкевич Л.А.,

                                                                   учителем русского языка и литературы

                                                                                     

с. Новополтавка, 2025 г.

Пояснительная записка

   Программа внеурочной по направлению «Коммуникативная деятельность»  «Говорить нельзя молчать» составлена в соответствии с    Федеральным государственным образовательным стандартом, разработанным на основе ООП ООО МБОУ «Новополтавская СШ» и ориентирована на целевые приоритеты духовно- нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.

             Содержание внеурочной деятельности нацеливает на систематизацию некоторых встречающих затруднения у учащихся правил орфографии и пунктуации. Также уделяется внимание правильности и культуре русской речи, речевым и грамматическим ошибкам, редактированию творческих работ.

            Важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в области правописания. Для этого необходимо применять наиболее эффективные приѐмы, которые помогают реализовать указанное направление. Прежде всего, это работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации, работа с разнообразными лингвистическими словарями и орфографический анализ словообразовательных моделей, который развивает способность видеть затруднения. Также затрагивается проблема культуры устной и письменной речи: правильность и уместность выбора языковых средств, правильность речи (произносительные нормы, языковые нормы и языковые ошибки).

             Цель курса: совершенствование читательской грамотности обучающихся, формирование текстовой деятельности с необычными формами представления информации (туристические буклеты; программы выставок; маршруты путешествий; объявления и рекламы); развитие творческой способности создавать необычные тексты.

Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:

- формирование навыков работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения ;

- формирование умения осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации;

- создание условий для овладения элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретение опыта работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы;

- формирование умения использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.

Форма организации: учебный курс в форме факультатива.

Виды внеурочной деятельности: проектная деятельность, самостоятельная работа, работа в парах, в группах, творческие работы.

Место курса в учебном плане:

Программа рассчитана на обучающихся 7 класса.

На  реализацию курса «Говорить нельзя молчать» в  7  классе  отводится 17 аудиторных часов. Рабочая программа рассчитана на 0,5 часа в неделю.

Для успешной реализации программы будут  использованы  Интернет-ресурсы,  разработки внеклассных  мероприятий, презентации, видеоролики и т.п.

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

  • гордости за красоту и величие русского языка;
  • осмысления собственной роли в познании языковых законов;
  • потребность сотрудничества со сверстниками,  доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение,  стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
  • этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа.

  Метапредметными результатами изучения курса  является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • проводить сравнение и классификацию объектов;
  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
  • проявлять индивидуальные творческие способности.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

  • повторение, уточнение, расширение представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах.

      Планируемые результаты освоения курса

      Личностные результаты

  • чувство красоты (умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи);
  • эмоциональность (умение управлять своими эмоциями);
  • интерес к изучению языка.

     Регулятивные:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации;
  • корректировать свою деятельность;
  • способность к объективной самооценке.

   Познавательные:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемых лингвистических явлениях.

  Коммуникативные:

-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;

  • владеть монологической и диалогической формами речи;
  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • формулировать собственное мнение и позицию.

        Предметные результаты:

 повторение, уточнение, расширение представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах.

Учебно-тематический план

Содержание

Кол-во часов

Вводное занятие. Язык – вековой труд поколений

1

Самое лучшее — прямо и просто сказанное слово

1

Не все годится, что говорится

2

Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов

2

Каков человек, такова его и речь

2

С русским языком можно творить чудеса

3

Различай и отличай

3

Командира приказ — закон для нас. Кто командует корнями?

2

Кто грамоте горазд, тому не пропасть

1

Итого:

17

Содержание программы внеурочной деятельности

Язык – вековой труд поколений (1ч.) Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке. Лингвистическая игра «Происхождение слов».

Самое лучшее — прямо и просто сказанное слово (1ч.) Лексикография – наука о составлении словарей. Как найти слово? Конкурс – аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте.

Не все годится, что говорится (2ч.)Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексических неологизмов. Игра – конкурс «Кто больше?».

«Крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях Осеевой В. «Васек Трубачев и его товарищи», «Динка».

Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов (2ч.)Работа с фразеологическим словарѐм. Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Фразеологизмы с именем собственным. Фразеологизмы со значением цвета. Конкурс «Своя игра» по теме «Фразеологизмы».

Каков человек, такова его и речь (2ч.) Орфоэпические нормы при произношении некоторых групп согласных в русском литературном языке. Фонетический КВН.

 С русским языком можно творить чудеса (3 ч.) Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке. Иноязычные словообразовательные элементы в  русском языке. Практическая работа «Составление словообразовательных гнѐзд ».

Различай и отличай (3 ч.) Правописание приставок. Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С-. Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ-. Тренировочные упражнения на правописание приставок, решение кроссвордов, ребусов.

Командира приказ — закон для нас. Кто командует корнями?(2 ч.)Чередование гласных в корнях. Командуют гласные, командуют и согласные. Командует ударение, командует значение слова. Викторина «Узнай меня». Работа с текстами.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть (1ч.) Самостоятельные и служебные части речи. Практикум. Употребление в речи существительных, прилагательных, местоимений, числительных. Слова вежливости, междометия. Создаѐм ребусы. Звукоподражательные слова, их роль и употребление. Игра «Неизвестное об известном» на распознавание частей речи. Итоговая контрольная работа.

Материально-техническое обеспечение

  • СД– диски
  • Мультимедиапроектор
  • DVD – проигрыватель
  • Методические разработки
  • Электронные презентации
  • Тексты художественных произведений

Календарно-тематическое планирование

Тема, содержание урока

Формы и методы работы

Основные виды деятельности

Дата

План

Факт

1

Вводное занятие по ТБ. Язык – вековой труд поколений

Лекция. Беседа

Слушают лекцию. Запоминают технику безопасности на внеурочных занятиях и вне занятий

15.01

2

Самое лучшее — прямо и просто сказанное слово

Парная работа

Смотрят видеоролик. Участвуют в беседе

22.01

3

Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексических неологизмов.

Парная и индивидуальная работа

Отвечают на вопросы

29.01

4

Афоризмы и крылатые выражения в текстах художественных произведений

Беседа.  Парная и индивидуальная работа

Работают с текстом художественных произведений. Отвечают на вопросы.

5.02

5

Фразеологизмы – синонимы и антонимы

Игра. Парная и индивидуальная работа

Работают со словарём. Отвечают на вопросы.

12.02

6

Фразеологизмы с именем собственным. Фразеологизмы со значением цвета

Беседа. Парная и индивидуальная работа

Принимают участие в конкурсе  «Своя игра»

19.02

7

Орфоэпические нормы при произношении

 Парная и индивидуальная работа

Работают со словарём.

26.02

8

Фонетический КВН

Парная работа

Принимают участие в КВН

5.03

9

Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства

Парная и индивидуальная работа. Беседа

Работают с  презентацией. Читают. Заполняют таблицу

12.03

10

Иноязычные словообразовательные элементы в  русском языке

Парная и индивидуальная работа. Беседа

Работают с  презентацией. Читают. Работают с текстом

19.03

11

Практическая работа «Составление словообразовательных гнѐзд»

Парная и индивидуальная работа. Беседа

Работают с текстом. Выполняют практическую работу.

9.04

12

Правописание приставок. Опасные согласные в приставках

Парная и индивидуальная работа. Беседа

Выполняют тренировочные упражнения

16.04

13

Коварная приставка С-

Парная и индивидуальная работа. Беседа

Читают. Работают с текстом

23.04

14

Приставки ПРИ- и ПРЕ-

Парная и индивидуальная работа. Беседа

Заполняют таблицу. Выполняют тренировочные упражнения

30.04

15

Чередование гласных в корнях

Парная и индивидуальная работа. Беседа

Заполняют таблицу

7.05

16

Итоговая контрольная работа(промежуточная аттестация)

Индивидуальная работа

Выполняют контрольную работу

14.05

17

Самостоятельные и служебные части речи

Парная и индивидуальная работа

Заполняют таблицу. Работают с текстом. Определяют части речи.

21.05

Список литературы

1.Ковалева Г.С., Красновский Э.А. Новый взгляд на грамотность.// Русский язык издательский дом “Первое сентября”

2. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы.— М.: Просвещение, 2013.

3.Логвина И.А., Мальцева-Замковая Н.В.   От текста к тексту. Методические подсказки для учителей и родителей.-- Тлн.: Арго, 2017

4. Поварнин C. B. Как читать книги. http://www.reader.boom.ru/povarnin/read.htm  

5. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gramota.ru 

6.Читательская грамотность школьника (5-9 кл.). Дидактическое сопровождение. Книга для учителя / О.М. Александрова, М.А. Аристова, И.Н. Добротина, Ю.Н. Гостева, И.П.Васильевых, Ж.И. Стрижекурова, И.В. Ускова. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А музы не молчали...

Литературно - музыкальная композиция, посвящённая Великой Победе над фашизмом....

А музы не молчали

Презентация к внеклассному занятию по теме "Песни великого подвига"...

Презентация к уроку литературы в 11 классе "Музы не молчали"

Данный ЦОР может быть использован на уроках истории, литературы, МХК, внеклассных мероприятиях о Великой Отечественной войне....

"А музы не молчали"

Историко - литературный вечер "А музы не молчали" проводился в рамках фестиваля гуманитарных наук...

Презентация к родительскому собранию "Об этом молчать нельзя..."

Презентация подготовлена к родительскому собранию. В ней рассказывается о причинах самоубйства среди подростков. А также для родителей, которые плохо владеют компьютером, показаны пошаговые действия к...

Освенцим.Об этом нельзя молчать.

Сценарий открытого классного часа "Освенцим.Об этом нельзя молчать" ,посвященный 75-летию освобождению лагеря Освенцим....

Нельзя забыть, нельзя простить…

сочинение о зверствах фашизма...