Освенцим.Об этом нельзя молчать.
классный час (7 класс)
Сценарий открытого классного часа "Освенцим.Об этом нельзя молчать" ,посвященный 75-летию освобождению лагеря Освенцим.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
«Освенцим. Об этом нельзя молчать»
(Слова на доске)
- ПАМЯТЬ, ПАМЯТЬ,
ТЫ ПОРОЙ ТРЕВОЖНО
БЬЁШЬ ПО НЕРВАМ, БЕШЕНО СКОЛЬЗЯ,
ПОЗАБЫТЬ ТАКОЕ НЕВОЗМОЖНО,
ПОТОМУ ЧТО ЗАБЫВАТЬ НЕЛЬЗЯ. - АУШВИЦ, БУХЕНВАЛЬД И ОСВЕНЦИМ,
МАУТХАУЗЕН В ТОМ ЖЕ РЯДУ…
КТО ПОПАЛ В ЛАПЫ ДЬЯВОЛА, К НЕМЦАМ, –
ПОБЫВАЛ, ПРЯМО СКАЖУТ, В АДУ.
видеоролик
Чтец 1.-
Сколько б лет не прошло и столетий,
Будет помнить народ и земля
Лагеря, где мучительной смертью,
Гибли люди, фашистов кляня.
Гибли женщины, дети, солдаты,
Оставляя лишь горы костей
Да пижамы, штаны полосаты,
Что валялись у камер – печей
Ну а те, кто дождался победы
До сих пор не верят тому,
Что ушли навсегда страхи - беды,
До сих пор проклинают войну.
До сих пор по ночам еще снятся
Голод, холод, болезни и смерть,
Номер лагерный навечно остался,
Не сотрет его временем след.…
«Есть память, которой не будет забвенья.
И слава, которой не будет конца.»
Р.Рожденственский
Чтец 2- …Сквозь зимние вьюги и вешние гулы,
под пристальным взглядом живущих людей
идут караулы, встают караулы
у памятников посреди площадей!
У скорбных надгробий встают, бронзовея.
И бронза становится цветом лица...
Есть память, которой не будет забвенья.
И слава, которой не будет конца
Учитель-1 ноября 2005 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, в которой постановила, что день 27 января будет ежегодно отмечаться как Международный день памяти жертв Холокоста.
Учитель - Холокост - "всесожжение", "уничтожение огнем", "жертвоприношение". «Холокост» - символ газовых камер и крематориев лагерей уничтожения. Холокост - массовое уничтожение нацистами еврейского населения Европы, приведший к истреблению одной трети евреев и бесчисленным жертвам из числа представителей других меньшинств.
Учитель -27 января 1945 года разведывательный дозор из состава советской 107-й стрелковой дивизии вышел из заснеженного леса в 70 километрах к западу от Кракова. Солдаты ехали верхом на маленьких лохматых лошадях с автоматами за спиной. Перед ними был Освенцим-Биркенау, самый мрачный символ современной истории. (Слайд 3 )
Учитель -В лагерь ведут ворота с циничной надписью: «Arbeit macht frei» (Труд делает свободным), через которые заключенные ежедневно отправлялись на работу и возвращались десять часов спустя. На маленьком скверике рядом с кухней, лагерный оркестр играл марши, которые должны были ускорить движение заключенных и облегчить нацистам их пересчет.
Солдат 1 -ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ очевидца Василия Васильевича Громадского:
"Мы понятия не имели, что мы обнаружили. Мы ничего не знали о существовании концлагеря под Аушвицем и тем более не знали о том, что там происходило. Там были ворота на замке, я даже не знаю, был ли это центральный вход или еще какой. Я приказал сбить замок. Никого не было. Прошли метров двести, видим - бегут к нам узники, человек 300 в полосатых робах. Мы насторожились, нас предупреждали, что немцы переодеваются... Но это были действительно узники. Они плакали, обнимали нас. Они рассказывали, что тут уничтожали миллионы людей».
Учитель - Прибывших делили на четыре группы.
В первую группу входили женщины, дети, старики и все те, кто не прошёл медкомиссию по полной пригодности к работе. Их вводили в специальное помещение, оборудованное в виде бани с душевыми приспособлениями. Люди думали, что их ведут мыться. Но как только помещение до отказа наполнялось людьми, закрывались плотно двери, затем выкачивался воздух и впускался удушающий газ "циан". После умерщвления производился осмотр трупов, при котором снимались ценности, браслеты, кольца, вырывались золотые зубы, у женщин отрезались волосы. Собранные таким образом женские волосы отправлялись в Германию для использования в промышленности. Пепел, образующийся от сжигания трупов крематориях отправлялся в Германию для использования в сельском хозяйстве в виде удобрения.
Неспособных самостоятельно двигаться узников складывали на машины, отвозили в печи, и сжигали живыми. Каждый день в лагере могли быть убиты более 20 000 человек.
-Из воспоминаний корреспондентов дивизионной газеты 38-й армии «За нашу победу!» Ушер Маргулис и Геннадий Савин:
Кореспондент -«В первой комнате была целая гора детской одежды: пальтишки, брючки, курточки, кофточки. Многие с пятнами крови. В другой комнате стояли ящики - обычные, товарные, примерно метр на полтора,- заполненные зубными коронками и золотыми протезами. Вся комната завалена коробками с челюстями. Страшно смотреть было. В третьей комнате были ящики, заполненные состриженными женскими волосами - оказывается, они тоже шли в ход. И напоследок - комната, заполненная изящными женскими сумочками, абажурами, бумажниками, кошельками и другими кожаными изделиями. Женщина-узница сказала: «Все это сделано из человеческой кожи». И тут нас как к полу пригвоздило, мы дар речи потеряли.»
Учитель -Вторая группа заключенных отправлялась на рабскую работу в различных секторах хозяйства. Поначалу они работали при строительстве лагеря: строили новые корпуса и бараки, дороги и дренажные канавы. Немного позже дешевую рабочую силу узников всё чаще стали использовать промышленные предприятия Третьего рейха. Узнику приказывали исполнять работу бегом, без секунды отдыха. Темп работы, мизерные порции пропитания, а также постоянные побои и издевательство увеличивали смертность. Во время возвращения узников в лагерь, убитых или раненых волокли либо везли на тачках или тележках. В силу созданных невыносимых условий работы, оставленный в живых человек мог проработать только три месяца, а затем уничтожался как пришедший в полное истощение.
Заключенная - Утром отворилась дверь барака. Голодными глазами, измученные, смотрели мы на пробуждение дня в Освенциме. В барак заглядывали странные фигуры в полосатых халатах, с бритыми головами. Минуту спустя они отходили, тяжело волоча ноги в огромных деревянных башмаках-колодках. Кто-то спросил по-польски — не из Павяка ли, мы, есть ли среди нас такие-то и такие-то. Кто-то вышел и спугнул эти полосатые тени. Вот так будем выглядеть и мы. Можно было и не объяснять ничего.
— Тебе страшно? — спросила я Зосю. — Жаль волос?
— Ничего мне не жаль, хочу только есть. Когда же нам дадут поесть?
Нас выстроили в ряды на татуировку. Несколько человек упало в обморок, иные кричали. Пришла моя очередь. Я знала, что эта боль, которая продолжается одну минуту, пустяк в сравнении с тем, что нас еще ждет, что будет продолжаться, может быть, годы.
Заключенная с очень малым номером и красной нашивкой без «П» (фольксдейчка) взяла мою руку и начала выкалывать очередной номер: 55 908. Она колола меня не в руку, а в сердце — так я это ощущала.
С этой минуты я перестала быть человеком. Перестала чувствовать, помнить. Умерла свобода, мама, друзья… Не было у меня ни фамилии, ни адреса. Я была заключенная номер 55 908. С каждым уколом иглы отпадала какая-то часть моей жизни.
Чтец-
Мужчины мучили детей.
Умно. Намеренно. Умело.
Творили будничное дело,
Трудились - мучили детей.
И это каждый день опять:
Кляня, ругаясь без причины...
А детям было не понять,
Чего хотят от них мужчины.
За что - обидные слова,
Побои, голод, псов рычанье?
И дети думали сперва,
Что это за непослушанье.
Они представить не могли
Того, что было всем открыто:
По древней логике земли,
От взрослых дети ждут защиты.
А дни всё шли, как смерть страшны,
И дети стали образцовы.
Но их всё били.
Так же.
Снова.
И не снимали с них вины.
Они хватались за людей.
Они молили. И любили.
Но у мужчин 'идеи' были,
Мужчины мучили детей.
Я жив. Дышу. Люблю людей.
Но жизнь бывает мне постыла,
Как только вспомню: это - было!
Мужчины мучили детей!
Учитель - Третья группа, в основном близнецы и карлики, отправлялись на различные медицинские эксперименты, в частности к доктору Йозефу Менгеле, известному под прозвищем «ангел смерти». Он ставил опыты, не прибегая к обезболиванию, анатомировал живых младенцев. Во время опытов, призванных симулировать военные условия, в раны узников помещались посторонние предметы - грязь, стекло, щепки, насекомые. Всё это делалось с целью ограничения рождаемости для представителей "неполноценных" рас и увеличения плодовитости немок. Особенно же его занимали близнецы - для них у Менгеле была разработана особая программа исследований, которая не прекращалась даже со смертью испытуемых. Он пытался сшивать близнецов, изменять им цвет глаз с помощью химических препаратов; вырывал зубы, вживлял их и наращивал новые. Данных о точном числе подопытных Менгеле нет, однако известно, что из трех тысяч отобранных для экспериментов детей в живых осталось менее 200.
Чтец 3: Женские волосы жгучей горою | Сердце сыновнее в траур одето. |
-ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ Василия Яковлевичя Петренко, Героя Советского Союза:
солдат 2-«Меня, не раз видевшего своими глазами гибель людей на фронте, поразила такая невиданная жестокость нацистов к заключенным лагеря, превратившимся в живых скелетов. Я приехал туда 29 января 1945 года. Нормальных людей я не видел. Немцы там оставили немощных, остальных угнали 18 января – всех, кто мог ходить. Потом я увидел детей… Жуткая картина: вздутые от голода животы, блуждающие глаза; руки как плети, тоненькие ножки; голова огромная, а все остальное как бы не человеческое – как будто пришито. Ребятишки молчали и показывали только номера, вытатуированные на руке. Слез у этих людей не было. Я видел, они пытаются утереть глаза, а глаза оставались сухими
Учитель -Четвёртая группа, преимущественно женщины, отбирались в группу «Канада» для личного использования немцами в качестве прислуги и личных рабов, а также для сортировки личного имущества заключенных, прибывающих в лагерь. Название «Канада» было выбрано как издевка над польскими заключенными — в Польше слово «Канада» часто использовалось как восклицание при виде ценного подарка.
Чтец 4- Бжезинка… Аушвиц… Освенцим…
Названий много, суть одна:
Уж если не родился немцем,
Ты – узник, здесь – твоя тюрьма.
Там ждёт голодный зев печи
И проволоки смертный ток,
Там газ и Менгеля врачи,
И скотской жизни скорбный срок.
Там казни, рабский труд и пытки,
И холода стальной капкан,
Побегов редкие попытки
И смерть от голода и ран.
Там дети, в лагере-могиле,
В кошмарном словно были сне:
«Циклоном» в камерах травили,
Живьем младенцев жгли в огне.
На них врачи практиковали:
Их разрезали на куски,
Детей друг к другу пришивали
И вращивали плавники.
Нечеловеческие муки,
Нечеловеческий цинизм –
Так здесь работал для науки
Убийства чёткий механизм.
Сюда вагоны непрерывно
Всё шли со всех концов Земли,
Но с человеческим наплывом
Нацисты справится смогли.
Здесь целый день трудились печи
И сутками косила Смерть,
Людские жизни, словно свечи,
Не успевали догореть.
Порядок точный уважая,
Наладил Третий рейх учёт:
Сожгли… и прах – для урожая,
Как удобрение идёт.
И в слитки – зубы, волос – в дело,
На сумки – кожа всех мастей.
Так человеческое тело
Давало прибыль для властей…
Здесь – словно ад. Конец здесь света.
И страшно с этим дальше жить.
Невыносимо знать про это,
Но и нельзя про всё забыть!
Учитель -Несмотря на тяжелые условия жизни, постоянный террор и опасность к 1943 году в лагере сформировалась группа сопротивления, которая помогла некоторым заключенным бежать, а в октябре 1944 года группа разрушила один из крематориев. Когда 27 января 1945 года советские солдаты заняли Освенцим, они нашли там около 7,5 тыс. выживших.
Чтец 5- Может быть за то, что их мечты
Не сбылись, в небытие уплыли.
И за тень трагической судьбы ,
И за всё, что с ними сотворили .
Аушвиц – Освенцим - не сдержать
Слёз , когда ты смотришь в эти лица.
Мёртвых прах остался там лежать,
А в живых лишь только единицы.
Учитель -Точное количество погибших в Освенциме установить невозможно, так как многие документы были уничтожены, кроме того, немцы не вели учёт жертв, направляемых в газовые камеры непосредственно по прибытию. Современные историки сходятся во мнении, что в Освенциме было уничтожено от до 1.6 миллиона человек, из них:
1,1 миллиона евреев
140—150 тысяч поляков
23 тысячи цыган.
Из примерно 16 тысяч советских военнопленных, содержавшихся в лагере, выжило 96.
- На территории бывшего лагеря в 1947 г. открыт Государственный музей Аушвиц-Биркенау (Освенцим-Бжезинка), который включен в список объектов мирового значения, находящихся под охраной ЮНЕСКО.
Чтец 6- Полвека над Освенцимом всевластна тишина.
Она погромче всякого набата.
Цветут цветы там, где когда-то
Лежали грудой сотни мёртвых тел людских...
Неужто позабудем мы о них,
Безвестных, и ни в чём не виноватых?
Здесь сердце, словно сжатое в тиски,
И тишина здесь давит на виски,
Врываясь в души отзвуком былого. (Евгений Понятовский)
Учитель -Так уж устроен человек, что со временем в его сознании боль от любой потери стихает, сглаживается. С годами самые тяжелые воспоминания становятся частью прошлого, которое принадлежит памяти, а к настоящему отношения уже не имеет. Это помогает пережить утрату, сохранить себя для будущей жизни. Механизм самосохранения работает бесперебойно, стирая память, утешая, оправдывая, облегчая... Однако в этом не только спасение, но и гибель - забывая об ужасах, которые происходили в прошлом, мы готовим их повторение.
Учитель -Сегодня, в Международный день Холокоста, чтя память жертв концлагеря «Аушвиц», нужно помнить, что этот кошмар никогда не должен повториться: война, преследования, унижения, разруха и жестокая смерть миллионов невинных людей! Пусть пример гитлеровского лагеря «Аушвиц» всегда служит предостережением для будущих поколений! Пусть те, кто выжил в этом аду, передают потомкам Правду и Память!
Минута молчания.
Рефлексия: Что вы почувствовали когда увидели эти кадры…
Что бы вы сказали людям которые творили эти ужасные вещи…
Что бы вы сказали людям которые пережили этот ад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к родительскому собранию "Об этом молчать нельзя..."
Презентация подготовлена к родительскому собранию. В ней рассказывается о причинах самоубйства среди подростков. А также для родителей, которые плохо владеют компьютером, показаны пошаговые действия к...

"Об этом нельзя забывать». Классный час, посвященный Международному дню освобождения узников фашистских концлагерей).
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в...

Методическая разработка Литературно-гимнастической композиции "Об этом нельзя словами"
О событиях в Багеровском противотанковом рве в Керчи нельзя молчать – это как Бабий яр в Киеве или Пискаревское кладбище в Петербурге. Он являет собой завещание потомкам – не допустить пов...

Классный час. Тема: "Всемирный день борьбы со СПИДом: об этом нельзя забыть"
quot;Выбери жизнь!"Цель: санитарно-гигиеническое просвещение и информирование учащихся.Задачи:- познакомить учащихся с понятиями ВИЧ и СПИД;- дать элементарные представления о передаче ВИЧ-инфек...

Классный час " Об этом нельзя забывапь"
Данный материал плодготовлен ко Дню памяти жертв концлагерей в годы Великой Отечественной войны....

