Освенцим.Об этом нельзя молчать.
классный час (7 класс)

Шумкина Софья Олеговна

Сценарий открытого классного часа "Освенцим.Об этом нельзя молчать" ,посвященный 75-летию освобождению лагеря Освенцим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osventsim.ob_etom_nelzya_molchat.docx27.25 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

«Освенцим. Об этом нельзя молчать»

(Слова на доске)

  • ПАМЯТЬ, ПАМЯТЬ,
    ТЫ ПОРОЙ ТРЕВОЖНО
    БЬЁШЬ ПО НЕРВАМ, БЕШЕНО СКОЛЬЗЯ,
    ПОЗАБЫТЬ ТАКОЕ НЕВОЗМОЖНО,
    ПОТОМУ ЧТО ЗАБЫВАТЬ НЕЛЬЗЯ.
  • АУШВИЦ, БУХЕНВАЛЬД И ОСВЕНЦИМ,
    МАУТХАУЗЕН В ТОМ ЖЕ РЯДУ…
    КТО ПОПАЛ В ЛАПЫ ДЬЯВОЛА, К НЕМЦАМ, –
    ПОБЫВАЛ, ПРЯМО СКАЖУТ, В АДУ.

видеоролик

Чтец 1.-

Сколько б лет не прошло и столетий,
Будет помнить народ и земля
Лагеря, где мучительной смертью,
Гибли люди, фашистов кляня.
Гибли женщины, дети, солдаты,
Оставляя лишь горы костей
Да пижамы, штаны полосаты,
Что валялись у камер – печей

Ну а те, кто дождался победы
До сих пор не верят тому,
Что ушли навсегда страхи - беды,
До сих пор проклинают войну.
До сих пор по ночам еще снятся
Голод, холод, болезни и смерть,
Номер лагерный навечно остался,
Не сотрет его временем след.…

«Есть память, которой не будет забвенья.

И слава, которой не будет конца.»

Р.Рожденственский

Чтец 2- …Сквозь зимние вьюги и вешние гулы,

под пристальным взглядом живущих людей

идут караулы, встают караулы

у памятников посреди площадей!

У скорбных надгробий встают, бронзовея.

И бронза становится цветом лица...

Есть память, которой не будет забвенья.

И слава, которой не будет конца

Учитель-1 ноября 2005 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, в которой постановила, что день 27 января будет ежегодно отмечаться как Международный день памяти жертв Холокоста.

Учитель - Холокост -  "всесожжение", "уничтожение огнем", "жертвоприношение". «Холокост» - символ газовых камер и крематориев лагерей уничтожения. Холокост - массовое уничтожение нацистами еврейского населения Европы, приведший к истреблению одной трети евреев и бесчисленным жертвам из числа представителей других меньшинств.

Учитель -27 января 1945 года разведывательный дозор из состава советской 107-й стрелковой дивизии вышел из заснеженного леса в 70 километрах к западу от Кракова. Солдаты ехали верхом на маленьких лохматых лошадях с автоматами за спиной. Перед ними был Освенцим-Биркенау, самый мрачный символ современной истории. (Слайд 3 )

Учитель -В лагерь ведут ворота с циничной надписью: «Arbeit macht frei» (Труд делает свободным), через которые заключенные ежедневно отправлялись на работу и возвращались десять часов спустя. На маленьком скверике рядом с кухней, лагерный оркестр играл марши, которые должны были ускорить движение заключенных и облегчить нацистам их пересчет. 

Солдат 1 -ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ очевидца Василия Васильевича Громадского:
"Мы понятия не имели, что мы обнаружили. Мы ничего не знали о существовании концлагеря под Аушвицем и тем более не знали о том, что там происходило. Там были ворота на замке, я даже не знаю, был ли это центральный вход или еще какой. Я приказал сбить замок. Никого не было. Прошли метров двести, видим - бегут к нам узники, человек 300 в полосатых робах. Мы насторожились, нас предупреждали, что немцы переодеваются... Но это были действительно узники. Они плакали, обнимали нас. Они рассказывали, что тут уничтожали миллионы людей».

Учитель - Прибывших делили на четыре группы.

В первую группу входили женщины, дети, старики и все те, кто не прошёл медкомиссию по полной пригодности к работе. Их вводили в специальное помещение, оборудованное в виде бани с душевыми приспособлениями. Люди думали, что их ведут мыться. Но как только помещение до отказа наполнялось людьми, закрывались плотно двери, затем выкачивался воздух и впускался удушающий газ "циан". После умерщвления производился осмотр трупов, при котором снимались ценности, браслеты, кольца, вырывались золотые зубы, у женщин отрезались волосы. Собранные таким образом женские волосы отправлялись в Германию для использования в промышленности. Пепел, образующийся от сжигания трупов крематориях отправлялся в Германию для использования в сельском хозяйстве в виде удобрения.

Неспособных самостоятельно двигаться узников складывали на машины, отвозили в печи, и сжигали живыми. Каждый день в лагере могли быть убиты более 20 000 человек.

-Из воспоминаний  корреспондентов дивизионной газеты 38-й армии «За нашу победу!» Ушер Маргулис и Геннадий Савин:
Кореспондент -«В первой комнате была целая гора детской одежды: пальтишки, брючки, курточки, кофточки. Многие с пятнами крови. В другой комнате стояли ящики - обычные, товарные, примерно метр на полтора,- заполненные зубными коронками и золотыми протезами. Вся комната завалена коробками с челюстями. Страшно смотреть было. В третьей комнате были ящики, заполненные состриженными женскими волосами - оказывается, они тоже шли в ход. И напоследок - комната, заполненная изящными женскими сумочками, абажурами, бумажниками, кошельками и другими кожаными изделиями. Женщина-узница сказала: «Все это сделано из человеческой кожи». И тут нас как к полу пригвоздило, мы дар речи потеряли.»

Учитель -Вторая группа заключенных отправлялась на рабскую работу в различных секторах хозяйства. Поначалу они работали при строительстве лагеря: строили новые корпуса и бараки, дороги и дренажные канавы. Немного позже дешевую рабочую силу узников всё чаще стали использовать промышленные предприятия Третьего рейха. Узнику приказывали исполнять работу бегом, без секунды отдыха. Темп работы, мизерные порции пропитания, а также постоянные побои и издевательство увеличивали смертность. Во время возвращения узников в лагерь, убитых или раненых волокли либо везли на тачках или тележках. В силу созданных невыносимых условий работы, оставленный в живых человек мог проработать только три месяца, а затем уничтожался как пришедший в полное истощение.

Заключенная - Утром отворилась дверь барака. Голодными глазами, измученные, смотрели мы на пробуждение дня в Освенциме. В барак заглядывали странные фигуры в полосатых халатах, с бритыми головами. Минуту спустя они отходили, тяжело волоча ноги в огромных деревянных башмаках-колодках. Кто-то спросил по-польски — не из Павяка ли, мы, есть ли среди нас такие-то и такие-то. Кто-то вышел и спугнул эти полосатые тени. Вот так будем выглядеть и мы. Можно было и не объяснять ничего.

— Тебе страшно? — спросила я Зосю. — Жаль волос?

— Ничего мне не жаль, хочу только есть. Когда же нам дадут поесть?

Нас выстроили в ряды на татуировку. Несколько человек упало в обморок, иные кричали. Пришла моя очередь. Я знала, что эта боль, которая продолжается одну минуту, пустяк в сравнении с тем, что нас еще ждет, что будет продолжаться, может быть, годы.

Заключенная с очень малым номером и красной нашивкой без «П» (фольксдейчка) взяла мою руку и начала выкалывать очередной номер: 55 908. Она колола меня не в руку, а в сердце — так я это ощущала.

С этой минуты я перестала быть человеком. Перестала чувствовать, помнить. Умерла свобода, мама, друзья… Не было у меня ни фамилии, ни адреса. Я была заключенная номер 55 908. С каждым уколом иглы отпадала какая-то часть моей жизни.

Чтец-

Мужчины мучили детей.
Умно. Намеренно. Умело.
Творили будничное дело,
Трудились - мучили детей.
И это каждый день опять:
Кляня, ругаясь без причины...
А детям было не понять,
Чего хотят от них мужчины.
За что - обидные слова,
Побои, голод, псов рычанье?
И дети думали сперва,
Что это за непослушанье.
Они представить не могли
Того, что было всем открыто:
По древней логике земли,
От взрослых дети ждут защиты.
А дни всё шли, как смерть страшны,
И дети стали образцовы.
Но их всё били.
Так же.
Снова.
И не снимали с них вины.
Они хватались за людей.
Они молили. И любили.
Но у мужчин 'идеи' были,
Мужчины мучили детей.

Я жив. Дышу. Люблю людей.
Но жизнь бывает мне постыла,
Как только вспомню: это - было!
Мужчины мучили детей!

Учитель - Третья группа, в основном близнецы и карлики, отправлялись на различные медицинские эксперименты, в частности к доктору Йозефу Менгеле, известному под прозвищем «ангел смерти». Он ставил опыты, не прибегая к обезболиванию, анатомировал живых младенцев. Во время опытов, призванных симулировать военные условия, в раны узников помещались посторонние предметы - грязь, стекло, щепки, насекомые. Всё это делалось с целью ограничения рождаемости для представителей "неполноценных" рас и увеличения плодовитости немок. Особенно же его занимали близнецы - для них у Менгеле была разработана особая программа исследований, которая не прекращалась даже со смертью испытуемых. Он пытался сшивать близнецов, изменять им цвет глаз с помощью химических препаратов; вырывал зубы, вживлял их и наращивал новые. Данных о точном числе подопытных Менгеле нет, однако известно, что из трех тысяч отобранных для экспериментов детей в живых осталось менее 200.   

Чтец 3:

Женские волосы жгучей горою
В лагере высились передо мною.
Светлые, тёмные и огневые,
Чёрные, с примесью пепла, седые.
Детские, словно ленок золотистый.
Люди! Запомните все, что фашисты, 
Золотом тем набивали матрасы.
Это вовек не должно забываться.
Где-то скрываются, живы доселе
Звери, что спали на этой постели.
Как на волнах, на слезах отдыхали,
Совесть их ночью будила едва ли…
Я из барака, из мрака на волю
Вышел, шатаясь от гнева и боли.

Сердце сыновнее в траур одето.
Мать окликал я, и всё без ответа.
Долго ходил я по скорбным тропинкам,
Может, золы невесомой пылинкой
В глаз ты попала, в слезу превратилась,
И по щеке моей тихо скатилась?
Может быть, стала ты розою алой,
Той, что из пепла родясь, полыхала,
Не увядая и не облетая, 
Жаркою кровью твоей налитая.
Сколько цветов, что растоптаны были
Здесь на плацу, среди лагерной пыли!
Сколько вас, павших на этой планете!
Матери! Вас дожидаются дети.

-ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ Василия Яковлевичя Петренко, Героя Советского Союза:
солдат 2-«Меня, не раз видевшего своими глазами гибель людей на фронте, поразила такая невиданная жестокость нацистов к заключенным лагеря, превратившимся в живых скелетов. Я приехал туда 29 января 1945 года. Нормальных людей я не видел. Немцы там оставили немощных, остальных угнали 18 января – всех, кто мог ходить. Потом я увидел детей… Жуткая картина: вздутые от голода животы, блуждающие глаза; руки как плети, тоненькие ножки; голова огромная, а все остальное как бы не человеческое – как будто пришито. Ребятишки молчали и показывали только номера, вытатуированные на руке. Слез у этих людей не было. Я видел, они пытаются утереть глаза, а глаза оставались сухими

 

Учитель -Четвёртая группа, преимущественно женщины, отбирались в группу «Канада» для личного использования немцами в качестве прислуги и личных рабов, а также для сортировки личного имущества заключенных, прибывающих в лагерь. Название «Канада» было выбрано как издевка над польскими заключенными — в Польше слово «Канада» часто использовалось как восклицание при виде ценного подарка.

Чтец 4- Бжезинка… Аушвиц… Освенцим…
Названий много, суть одна:
Уж если не родился немцем,
Ты – узник, здесь – твоя тюрьма.

Там ждёт голодный зев печи
И проволоки смертный ток,
Там газ и Менгеля врачи,
И скотской жизни скорбный срок.

Там казни, рабский труд и пытки,
И холода стальной капкан,
Побегов редкие попытки
И смерть от голода и ран.

Там дети, в лагере-могиле,
В кошмарном словно были сне:
«Циклоном» в камерах травили,
Живьем младенцев жгли в огне.

На них врачи практиковали:
Их разрезали на куски,
Детей друг к другу пришивали
И вращивали плавники.

Нечеловеческие муки,
Нечеловеческий цинизм –
Так здесь работал для науки
Убийства чёткий механизм.

Сюда вагоны непрерывно
Всё шли со всех концов Земли,
Но с человеческим наплывом
Нацисты справится смогли.

Здесь целый день трудились печи
И сутками косила Смерть,
Людские жизни, словно свечи,
Не успевали догореть.

Порядок точный уважая,
Наладил Третий рейх учёт:
Сожгли… и прах – для урожая,
Как удобрение идёт.

И в слитки – зубы, волос – в дело,
На сумки – кожа всех мастей.
Так человеческое тело
Давало прибыль для властей…

Здесь – словно ад. Конец здесь света.
И страшно с этим дальше жить.
Невыносимо знать про это,
Но и нельзя про всё забыть!

Учитель -Несмотря на тяжелые условия жизни, постоянный террор и опасность к 1943 году в лагере сформировалась группа сопротивления, которая помогла некоторым заключенным бежать, а в октябре 1944 года группа разрушила один из крематориев. Когда 27 января 1945 года советские солдаты заняли Освенцим, они нашли там около 7,5 тыс. выживших.

Чтец 5- Может быть за то, что их мечты
Не сбылись, в небытие уплыли.
И за тень трагической судьбы ,
И за всё, что с ними сотворили .
Аушвиц – Освенцим  -  не сдержать
Слёз , когда ты смотришь в эти лица.
Мёртвых прах остался там лежать,
А в живых лишь только единицы.

Учитель -Точное количество погибших в Освенциме установить невозможно, так как многие документы были уничтожены, кроме того, немцы не вели учёт жертв, направляемых в газовые камеры непосредственно по прибытию. Современные историки сходятся во мнении, что в Освенциме было уничтожено от до 1.6 миллиона человек, из них:

1,1 миллиона евреев
140—150 тысяч поляков
23 тысячи цыган.
Из примерно 16 тысяч советских военнопленных, содержавшихся в лагере, выжило 96.

На территории бывшего лагеря в 1947 г. открыт Государственный музей Аушвиц-Биркенау (Освенцим-Бжезинка), который включен в список объектов мирового значения, находящихся под охраной ЮНЕСКО.

Чтец 6- Полвека над Освенцимом всевластна тишина.

Она погромче всякого набата.
Цветут цветы там, где когда-то
Лежали грудой сотни мёртвых тел людских...
Неужто позабудем мы о них,
Безвестных, и ни в чём не виноватых?
Здесь сердце, словно сжатое в тиски,
И тишина здесь давит на виски,
Врываясь в души отзвуком былого. (Евгений Понятовский)

Учитель -Так уж устроен человек, что со временем в его сознании боль от любой потери стихает, сглаживается. С годами самые тяжелые воспоминания становятся частью прошлого, которое принадлежит памяти, а к настоящему отношения уже не имеет. Это помогает пережить утрату, сохранить себя для будущей жизни. Механизм самосохранения работает бесперебойно, стирая память, утешая, оправдывая, облегчая... Однако в этом не только спасение, но и гибель - забывая об ужасах, которые происходили в прошлом, мы готовим их повторение. 

Учитель -Сегодня, в Международный день Холокоста, чтя память жертв концлагеря «Аушвиц», нужно помнить, что этот кошмар никогда не должен повториться: война, преследования, унижения, разруха и жестокая смерть миллионов невинных людей! Пусть пример гитлеровского лагеря «Аушвиц» всегда служит предостережением для будущих поколений! Пусть те, кто выжил в этом аду, передают потомкам Правду и Память!

Минута молчания.

Рефлексия: Что вы почувствовали когда увидели эти кадры…

Что бы вы сказали людям которые творили эти ужасные вещи…

Что бы вы сказали людям которые пережили этот ад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к родительскому собранию "Об этом молчать нельзя..."

Презентация подготовлена к родительскому собранию. В ней рассказывается о причинах самоубйства среди подростков. А также для родителей, которые плохо владеют компьютером, показаны пошаговые действия к...

"Об этом нельзя забывать». Классный час, посвященный Международному дню освобождения узников фашистских концлагерей).

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской  школе является формирование патриотизма и культуры  межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в...

Проект «Об этом забыть нам просто нельзя!»

Воспитание патриотизма основано на изучении  великой истории России, истории русского народа. Патриотические чувства помогают воспитать настоящего гражданина,  порядочного человека,  сп...

Об этом нельзя забывать

Разработка мероприятия, посвященного памяти жерт концлагерей....

Об этом нельзя забывать

Разработка мероприятия, посвященного памяти жерт концлагерей....

Методическая разработка Литературно-гимнастической композиции "Об этом нельзя словами"

О событиях в Багеровском противотанковом рве в Керчи нельзя молчать – это как Бабий яр в Киеве или Пискаревское кладбище в Петербурге. Он являет собой завещание потомкам – не допустить пов...

Классный час. Тема: "Всемирный день борьбы со СПИДом: об этом нельзя забыть"

quot;Выбери жизнь!"Цель: санитарно-гигиеническое просвещение и информирование учащихся.Задачи:- познакомить учащихся с понятиями ВИЧ и СПИД;- дать элементарные представления о передаче ВИЧ-инфек...