Об этом нельзя забывать
классный час по истории на тему

Липина Юлия Петровна

Разработка мероприятия, посвященного памяти жерт концлагерей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ob_etom_nelzya_zabyvat.docx42.33 КБ
Файл ob_etom_nelzya_zabyvat.pptx2.38 МБ

Предварительный просмотр:

Урок Мужества, посвященный Международному дню освобождения узников фашистских концлагерей

«Об этом нельзя забывать»

Цель: Способствовать формированию стремления обучающихся знать историю своего народа, его прошлое и настоящее.

Задачи:

  • Ознакомить учащихся с фактами Великой Отечественной войны
  • Развитие у учащихся чувства патриотизма, гордости за свой народ, ответственности.
  • Воспитание любви к Родине, к людям, одержавшим победу над фашизмом.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация.

Ход мероприятия.

Ведущий 1.

Пусть помнят те, которых мы не знаем,

 Нам страх и подлость были не к лицу.

 Мы пили жизнь до дна и умирали

 За эту жизнь, не кланяясь свинцу.

 Н. Майоров, 1941 год

Ведущий 2.

 Каждый год в мае наша страна празднует День Победы,  и сегодня, как и много лет назад, в далеком уже 1945, этот праздник остается радостным и горестным одновременно.

Никогда не исчезнет из памяти народной гордость за Великую Победу, память о страшной цене, которую мы за нее заплатили.

Великая Отечественная война, навязанная Советскому союзу германским фашизмом, продолжалась 1418 дней и ночей, была самой жестокой и тяжелой в истории нашей Родины. Фашистские варвары разрушили и сожгли 1710 городов, более 70 тысяч сел и деревень, уничтожили 84 тысячи школ, лишили крова 25 миллионов человек и причинили нашей стране колоссальный материальный ущерб.

Взорвано, разрушено около 32 тысяч промышленных предприятий, 65 тысяч километров ж/д путей. Более 26 миллионов жизней унесла эта война, нет ни одной семьи, которую бы война обошла стороной. Вся страна работала на победу, стремилась к этому светлому дню, и в тылу, и на фронте.

Ведущий 1.

Каждому выпала своя ноша в той войне, кто-то защищал Родину и погибал в бою, кто-то подрывал дух врага из тыла, а кому-то было суждено пройти через нечеловеческие испытания в лагерях смерти.

И сегодня мы будем говорить о концлагерях, в  которых погибали советские люди. Узникам фашистских лагерей посвящается.

Ведущий 2.

Начиная с 1933 года в нацистской Германии появляются концентрационные лагеря, "лагеря смерти", "фабрики смерти". Во время 2-й мировой войны лагеря были созданы и на территории Восточной Европы, в основном в Польше, а также на территории стран Балтии, Белоруссии, на других оккупированных территориях. Лагеря создавались для массового уничтожения европейских евреев, а в дальнейшем и других якобы "неполноценных" народов.

Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14 тысяч концлагерей. За годы второй мировой войны через лагеря смерти прошли 18 миллионов человек, из них по разным подсчётам от 5 до 7 миллионов - граждане Советского Союза. Выжили чуть больше миллиона.

Ведущий 1.

"Россия должна быть ликвидирована" - объявил Гитлер на совещании в своей ставке. У каждого немецкого офицера была при себе книжечка, содержащая "12 заповедей в обращении с русскими", в которой, в частности, говорилось: "Вы должны осознавать, что являетесь представителем великой Германии. В интересах немецкого народа вы должны применять самые жестокие и самые безжалостные меры. Убивай всякого русского. Не останавливайся, если перед тобой старый человек, женщина, мальчик или девочка".

Ученик 1:

Бараков цепи и песок сыпучий

Колючкой огорожены кругом.

Как будто мы жуки в навозной куче:

Здесь копошимся. Здесь мы и живём.

Чужое солнце всходит над холмами,

Но почему нахмурилось оно? -

Не греет, не ласкает нас лучами, -

Безжизненное бледное пятно…

Ведущий 2.

Особой жестокостью к узникам отмечался лагерь "Бухенвальд", его называли лагерем смерти.

71 год назад официально заработала нацистская фабрика смерти Бухенвальда. 71 год назад первые узники увидели на его воротах свой приговор: «Каждому свое». За годы существования Бухенвальда в эти ворота вошли более 150 тысяч человек. И более 120 тысяч из них никогда отсюда не вышли.

Ведущий 1.

Лагерные ворота с надписью «Каждому свое» и колючая проволока сохранились до сих пор. Теперь это вход в Музей памяти Бухенвальда. На сотнях квадратных метров всего несколько построек. Санчасть, где нацисты проводили эксперименты над заключенными, сторожевые вышки, оружейная мастерская и крематорий - вот все, что осталось от лагеря смерти. На месте бараков, где жили тысячи узников, теперь поле и камни с номерами: блок 3, блок 5, блок 17.

Концентрационные лагеря - это место, где массовое убийство было поставлено на конвейер. Крематорий был самым страшным местом в лагере, обычно туда приглашали заключённых под предлогом осмотра у врача. Когда человек раздевался, ему стреляли в спину. Таким способом в Бухенвальде были убиты многие тысячи узников.

Ведущий 2.

Главной целью фашистов в лагере было уничтожение человеческого достоинства, превращение людей в животных. Для этого часто перед строем заключенных фашисты устраивались пытки и издевательства над красноармейцами.

Ученик 2.

 Свидетельство очевидца:

«Главный палач под улюлюканье и звериный гогот соучастников преступления вывел на плац красноармейца женщину-майора. Он многократно отдавал женщине по-русски строевые воинские команды: «направо», «кругом», «налево», требуя их немедленного и четкого выполнения. Ожидая, что женщина будет умалять о пощаде, нас всех заставляли на это смотреть, под страхом смерти нельзя было даже отвести взгляд. Явно насытившись своими издевательствами, он затем обратился к своей жертве с вопросом: «Зачем ты это сделала?». Что именно она совершила мы так и не узнали, но в ответ она громко сказала, что действовала в интересах своей Родины. Услышав такое, взбесившийся эсэсовец наотмашь ударил женщину в лицо, цинично сказав: «Это за твою Родину!»  Сохраняя поразительную стойкость, майор приблизилась к палачу, плюнула ему в лицо, заявив при этом: «А это за твою родину!». Палач был в бешенстве. Женщину-майора сожгли заживо.»

Ведущий 1.

Устраивая такую демонстрацию силы, нацисты хотели запугать заключенных, не понимая, что только кидают дрова в огонь ненависти, который пылал в сердцах у людей.

Ведущий 2.

11 апреля 1945 года узники Бухенвальда, узнав о подходе союзных войск, успешно осуществили вооруженное восстание, обезоружили и захватили в плен более 800 эсэсовцев и солдат охраны, взяли в свои руки руководство лагерем и только через двое суток дождались прихода американских солдат. Гитлеровские власти накануне отдали приказ о физическом истреблении всех заключенных. Десятки тысяч ни в чем не повинных людей из 18 стран Европы должны были быть уничтожены за одни сутки.

Ведущий 1.

Двое суток истощенные узники удерживали фашистские войска, которые пытались любой ценой вернуть лагерь. Радость освобождения узников Бухенвальда была омрачена американцами, которые не спешили их освобождать и даже отдали приказ о сдаче оружия заключенными. Это вызвало глубокое возмущение бывших узников Бухенвальда.

Вот как об этом вспоминает французский публицист Жак Готье, узник Бухенвальда:

Ученик 3.

«К воротам подошли танковые части американцев, мы встречали их как освободителей. У многих танкистов на глазах были слезы, когда они увидели, в каком мы находимся состоянии. Но тут прибыло командование, которое сразу отдало приказ сдать оружие, захваченное у фашистов. Никто не осмелился ослушаться приказа и начали сдавать то оружие, которое у них находилось. Но тут из группы русских узников вышел заключенный. Наступила мертвая тишина. Голосом, больше похожим на грозный шепот, он сказал: «Попробуйте забрать, если сможете. И над всем лагерем разнес ветер его голос: «Слушайте мой приказ! Оружие не сдавать!». Батальон из советских военнопленных не выполнил требование о сдаче оружия и продолжал существовать как боевое подразделение.

Ведущий 2.

На траурном митинге, посвященном памяти умерщвленных товарищей, 19 апреля 1945 года узники Бухенвальда всех национальностей дали клятву, которая была известна тогда всему миру, но теперь, к сожалению, позабыта: « ... мы прекратим борьбу только тогда, когда последний фашистский преступник предстанет перед судом народов. Уничтожение фашизма со всеми его корнями - наша задача».

11 апреля ежегодно отмечается Международный День освобождения узников фашистских концлагерей.

Ведущий 1.

Умерщвление людей в лагерях смерти было поставлено на конвейер. Не только в Бухенвальде происходили вышеописанные события. Лагерями смерти, предназначенными для массовых убийств, были Хелмно, Белжец, Собибор, Майданек, Освенцим и тысячи других.

Ведущий 2.

В концлагерях совершались различные насилия и истязания над людьми: проводили над ними опыты, например, "эксперименты" по изготовлению мыла из человеческого тела. Известны случаи, когда фашисты, работавшие в лагере, сами душили женщин и детей; мужчин зимой замораживали в бочки с водой; подвешивали заключённых за ноги к столбам и так оставляли их до наступления смерти; плоскогубцами вырывали у женщин ногти, а затем подвешивали их за волосы, раскачивали и стреляли по "движущимся мишеням". Уничтожали фашисты и детей, уничтожали с большим садизмом и жестокостью, чем взрослых.

Вот далеко не полный список лагерей и тех зверств, которые совершались за их колючей проволокой

Ученик 4.

Дахау – лагерь на окраине города Дахау. В Дахау имелись крематорий, газовые камеры, медицинские лаборатории. Осенью 1941 года в лагерь поступили первые эшелоны с советскими военнопленными, большинство из которых были немедленно расстреляны, над другими проводились преступные медицинские опыты. В одном только этом лагере побывало 250 тысяч узников, из них погибло 70 тысяч, в том числе около 12 тысяч советских граждан.

На воротах лагеря смерти Дахау – надпись из «Божественной комедии» Данте: «Оставь надежду всяк сюда входящий».

Ученик 5.

Заксенхаузен – лагерь недалеко от Потсдама. В лагере уничтожено свыше 100 тысяч человек.

Ученик 6.

Майданек – лагерь близ Люблина в Польше. В 1941-44 годах в нем было истреблено около 1,5 миллионов человек. Немцы называли его лагерь уничтожения.

Ученик 7.

Освенцим – лагерь на территории Польши, на реке Сола. В нем было истреблено свыше 4 миллионов человек.

В лагерях Освенцима содержалось постоянно от 180 до 250 тысяч заключенных. Все лагеря были обведены глубокими рвами и оцеплены густой сетью колючей проволоки, через которую пропускали ток высокого напряжения.

Ведущий 1.

Повсюду в бараках можно было видеть крыс, которые объедали трупы и даже набрасывались на умиравших, у коих не было сил с ними справиться. Больные и раненые не получали никакой медицинской помощи и были обречены на вымирание, особенно от эпидемий тифа, дизентерии.

7 марта 1945 года на кожевенном заводе Освенцимского лагеря были обнаружены 293 тюка запакованных женских волос общим весов 7 тысяч килограммов. Экспертная комиссия установила, что волосы срезаны со 140 тысяч женщин.

Человеческие волосы перерабатывались в промышленный войлок и пряжу. Из расчесанных и срезанных женских волос вырабатывались для команд подводных лодок ступни чулок из волосяной пряжи.

В 1941 году в лагере Аушвиц, входившем в состав Освенцима, был выстроен для сжигания трупов первый крематорий с тремя печами. При крематории была так называемая «баня особого назначения», то есть газовая камера для удушения людей ядовитым веществом «циклон».

  В газовых камерах Освенцима ежедневно погибало до 12 тысяч человек. Труппы подвергались утилизации, из них варилось мыло, делались удобрения. Голодные и беззащитные заключённые содержались хуже скота, на них ставились античеловеческие эксперименты.

 В феврале 1945 года Гитлер отдал приказ о том, что не один узник концлагеря не должен попасть в руки освободителей. В Заксенхаузене было уничтожено 41.332 человека, в Берге-Берзене – 37.000, в Бухенвальде – 13.000.  Кого не успевали умертвить, перегоняли в Люберек. Чтобы утопить в Балтийском море. Тысячи узников погибли во время этих маршей смерти.

Ведущий 2.

Самые обездоленные дети войны – маленькие узники фашистских концлагерей и гетто. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку – у них отняли Родину и свободу.

Саласпилс – лагерь близ Риги. В годы войны в нем было истреблено около 100 тысяч человек. Перед входом в лагерь бетонная стена длиной в сто метров и высотой в 12,5 метров символизирует границу жизни и смерти. Через нее в лагерь смерти вошли тысячи, на свободу вышли лишь десятки. «За этими стенами стонет земля»,- гласит надпись на стене.

Да, земля Саласпилса напоена потом, слезами, кровью. За этой стеной существовала целая система устрашений и наказаний, направленная на то, чтобы «использовать заключенных до полного их истощения».

Из воспоминаний очевидцев.

Ученик 8.

В Саласпилсском лагере военнопленных тысячи людей находились прямо под открытым небом. Когда мороз сковал землю, люди стали прятаться в вырытых в земле ямах, тесно прижимаясь друг к другу. Многие умирали от голода… На территории концлагеря были построены стационарные виселицы, которые находились недалеко от здания комендатуры, из которой можно было смотреть «спектакль», что и делали не только представители «высшей расы» в блестящих кожаных сапогах, но и дамы в шляпах и белых перчатках. Последнее судорожное содрогание тел, раскачивание трупов на ветру – варвары наблюдали за всем этим, словно за выступлением гимнастов в цирке.

Ученик 9.

За что их вешали? На мемориальном камне, который стоит там, где была виселица, читаем:  «Здесь людей казнили за то, что они были невиновны… Здесь людей казнили за то, что каждый из них был человеком и любил Родину…». Так же безжалостно и хладнокровно гитлеровцы уничтожали заключенных в душегубках.

Ученик 10.

Черная проволока, острая проволока…

Словно весь мир ты собою опутала.

Сердце болит, о шипы все исколото,

Детское сердце… всего переслушало.

Детское сердце голодного смертника,

Где ты взрослело, в бараках концлагеря?

Там за решеткою детство потеряно,

Все до крупинки навеки истрачено.

Ученик 11.

Рано сожженным ты быть не боялся,

Но почему – то нечаянно вздрогнуло,

Дрожь та на руку осела, осталась,

Напоминая об ужасе прожитом.

Как часовые ходили со списками,

И кто-то плакал в соломе раскиданной,

И номерок со зловещими цифрами

Там, на запястье, на маленьком, выжженный.  

Ученик 12.

Черная проволока, острая проволока…

 Ты заменила заботливость матери.

 Тысячи судеб тобою поломаны,

Тысячи жизней тобою испачканы.

Пусть эта тема сегодня исчерпана,

Но так и ходит с руками дрожащими,

Рано совсем голова поседевшая,

С номером серым на левом запястье.

Ведущий 1.

На территории лагеря осталась стена детского барака, на которой остались рисунки детей: солнышко, человечек…

 Сотни тысяч детей в возрасте от грудного ребенка до 16 лет истребили немцы в лагерях.  Им делали впрыскивание какой-то жидкости, давали отравленную кашу и кофе, и от этого в день умирало по 150 человек. На детей немцы не считали нужным тратить боеприпасы, они уничтожали их ударом тупым предметом по голове.

Из воспоминаний советских воинов.

Ученик 13. 

Много ужасного пришлось повидать. Только фашисты могли так надругаться над человеком. Война есть война, и гибель воинов неизбежна, но видеть истерзанных стариков, женщин, детей, - страшное зрелище. Сколько погибло от рук фашистов детей, подсчитать невозможно. И невозможно забыть маленькие изуродованные тела… Видеть трупы детей разных возрастов среди расстрелянных стариков и женщин, причем маленькие дети не были расстреляны – они были прижаты к груди матерей и задохнулись уже в могиле.

Ведущий 2.

Невозможно простому человеку, не видевшему войны, представить даже маленькую толику того, что видели дети, оказавшиеся в оккупации.

Фашисты рассчитывали, что бесчеловечные условия сломят заключенных не только физически, но и духовно, надеялись превратить узников в покорных рабов гитлеровского режима.

Этого не произошло. Обреченные не склонили головы перед палачами, не пали духом. Они верили, что Советская Армия разорвет цепи неволи и принесет свободу. Эта вера звала в бой. Заключенные – поляки и чехи, немцы и французы, югославы и русские, литовцы и белорусы, эстонцы и латыши – понимали, что их сила в дружбе и солидарности, и как один участвовали в жестокой борьбе не на жизнь, а на смерть.

                                                                     

Ведущий 2.

Международный женский концлагерь смерти Равенсбрюк, оправдывал свое название: на русский язык его название переводится как "вороний мост". Там, за кирпичной стеной высотой в четыре с половиной метра с проволокой под напряжением шесть тысяч вольт, делали свое грязное дело "медицинские светила" третьего рейха: прививали рак, газовую гангрену, рубили ноги, а у детей забирали всю кровь.

Никто не мог убежать отсюда, чтобы рассказать, что же творилось за этими стенами. Через Равенсбрюк  прошло 132 тысячи женщин и несколько сотен детей из 23 стран Европы. Средняя продолжительность жизни в лагере составляла 9 месяцев. Всего в Равенсбрюке уничтожено 93 тысячи человек, в том числе много детей.

Ведущий 1.

Треблинка – «лагеря смерти» около станции Треблинка (Варшава). За годы войны там погибло около 800 тысяч человек.

 Лагерь смерти Штутгоф.  Там все было продумано фашистами. Имелись камера-душегубка, печи для сжигания трупов,  разные мастерские для переработки «сырья». На складах лежали тюки с человеческими волосами, причем раздельно – длинные и короткие. В образцовом порядке хранились тюки с детской обувью, отдельно  обувь взрослых, тюки с одеждой и бельем. Страшно и жутко было смотреть на все эти вещи…

                 

Ученик 14.

Чулочки

Их расстреляли на рассвете,

когда еще белела мгла

Там были женщины и дети,

и эта девочка была

Сперва велели всем раздеться,

а после встать ко рву спиной,

Но прозвучал вдруг голос детский -

наивный, чистый и живой

"Чулочки тоже снять мне, дядя?"

Не упрекая, не грозя

Смотрели, будто в душу глядя,

трехлетней девочки глаза

"Чулочки тоже"...

и смятеньем на миг эсэсовец объят

Рука сама собой в смятенье,

вдруг опустила автомат

Овеян он невольной дрожью,

проснулась в ужасе душа

Нет, он ее убить не сможет,

но дал он очередь спеша...

Упала девочка в чулочках,

снять не успела, не смогла

Солдат, солдат, что если б

дочка твоя вот так же здесь слегла?

И это маленькое сердце

пробито пулею твоей,

Ты человек, не просто немец

или ты зверь среди людей?

Шагал эсэсовец угрюмо,

заре не поднимая глаз

Впервые сможет эта дума

в мозгу затравленном упасть

И всюду взгляд светился синий

,и всюду слышится опять

И не забудется отныне:

"Чулочки, дядя, тоже снять?"

Ведущий 2.

В 1943 году на территории Львовской области Украины был создан Яновский лагерь. Это была фабрика смерти, где даже проводились специальные курсы, на которых обучали гестаповцев, как уничтожать людей.

Кроме расстрелов, в Яновском лагере применялись разные пытки, а именно: в зимнее время наливали в бочки воду, привязывали человеку руки к ногам и бросали в бочку. Таким образом, он замерзал.

Людей избивали до полусмерти, вешали за шею, руки и ноги, а потом спускали собак, которые разрывали человека.

Ведущий 1.

Пытки, истязания и расстрелы в Яновском лагере совершались немцами под музыку. Обычно во двор, в центр лагеря, выводили оркестрантов. Это были заключенные музыканты. Стоя сомкнутым кругом, под вопли и крики истязаемых жертв играли они по несколько часов кряду одну и ту же мелодию – «Танго смерти» - так называли ее заключенные. Кто ее написал? Кто-то из заключенных композиторов. Родившись в лагере, она там и осталась вместе с расстрелянными оркестрантами. Число погибших в этом лагере составило около 200 тысяч человек.

Ведущий 2.

Находясь постоянно среди такого зверства, насилия, убийств, люди старались не терять присутствия духа. Они верили, что выстоят, что фашизм будет разгромлен, что наступит час освобождения, и как могли приближали эти минуты. В лагерях действовали подпольные организации. Узники тайно добывали информацию о положении на фронтах, распространяли ее среди заключенных, занимались вредительством на производстве, вооружались, совершали побеги, поднимали восстания…  За все это узники подвергались жестоким наказаниям. Избитые до полусмерти, они по несколько дней не могли выходить на работу. Но и тогда в душе были горды, что хоть как-то смогли навредить фашистам.

Выжившим в застенках фашистских лагерей трудно и невыносимо вспоминать все это. Каторжный до изнеможения труд, избиения, издевательства, казни…  Как они выжили, выстояли, не погибли? Думается, что просто любили Родину, имели человеческое достоинство.

Ученик 15.

                       Реквием

                                            Роберт Рождественский

Люди!

Покуда сердца

                            стучатся, -

Помните!

Какою

ценой

завоевано счастье, -

пожалуйста,

                            помните!

Песню свою

                         отправляя в полет, -

помните!

О тех,

кто уже никогда

                         не споет, -

помните!

Детям своим

                      Расскажите о них,

чтоб запомнили!

Детям

           детей

расскажите о них,

чтобы тоже

запомнили!

Во все времена

                       бессмертной Земли

помните!

К мерцающим звездам

                                     ведя корабли, -

о погибших

помните!

Встречайте

                 трепетную весну,

люди земли.

УБЕЙТЕ

               ВОЙНУ.

ПРОКЛЯНИТЕ

ВОЙНУ,

Люди земли!  

Мечту пронесите

                         через года

и жизнью наполните!..

Но о тех,

кто уже не придет

                          никогда,-

ЗАКЛИНАЮ,-

ПОМНИТЕ!

Ведущий 1.

Почтим память узников концлагерей минутой молчания, прошу всех встать.

Минута молчания.

Ведущий 2.

На территории концлагерей были созданы мемориалы, где до сих пор встречаются бывшие узники. С каждым годом их становится всё меньше. Многие из них отказываются делиться воспоминаниями, не позволяют нервы и больное сердце.

Ведущий 1.

Мы узнали сегодня об ещё одной стороне той жестокой войны - беспощадном истреблении людей. Через все эти испытания прошёл русский народ. День. когда был поднят флаг над рейхстагом, стал победой над смертью. Об этом нельзя забывать!

Ученик 16.

Пусть дети повсюду встречают рассвет

Улыбкою ясной, спокойной.

Давайте же скажем все вместе – нет!

Нет, нет, нет!

Нет – грабительским войнам.

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!

Я не напрасно беспокоюсь, –

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть.

Она, как сила, нам нужна…

                                                                                                 

                                             

                                                                               


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«Об этом нельзя забывать…» Посвящается памяти узников фашистских концлагерей

Слайд 3

Слоган « Arbeit macht frei » – «Работа делает свободным» – девиз большинства концентрационных лагерей. Последняя надежда узников.

Слайд 5

Бухенвальд — крупнейший и самый (печально) известный нацистский лагерь смерти. Из 238 380 заключенных, прошедших через Бухенвальд со дня его основания и до освобождения (1937—1945 г.г.), 56 549 умерли или были убиты.

Слайд 6

Людей вешали непосредственно перед печкой. Одежда смертников пропитывалась дезинфекционным газом и отдавалась "новичкам".

Слайд 7

Показательные казни – обычное дело в концлагере.

Слайд 8

Освобожденные дети-заключенные Бухенвальда выходят из ворот лагеря.

Слайд 9

ПЕРЧАТКИ ИЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КОЖИ: 9 Мая ветеран ставит рядом с ними поминальную стопку

Слайд 10

22 марта 1933 года в Дахау начал действовать первый концентрационный лагерь в фашистской Германии.

Слайд 11

В мемориальных комплексах на местах концлагерей отдельной композицией представлены личные вещи узников.

Слайд 12

Са́ласпилс — концентрационный лагерь. По свидетельским показаниям, в лагере погибло более 100 000 человек. Оценку как количества погибших в этом лагере, так и состава заключённых затрудняет то, что при эвакуации был уничтожен его административный архив.

Слайд 14

…Когда измождённые люди с больными, замученными детьми загонялись за тройную проволочную ограду концентрационного лагеря, для взрослых, но в особенности для беззащитных детей начиналось мучительное существование, насыщенное до предела тяжкими психическими и физическими истязаниями и издевательствами со стороны немцев и их прислужников. …Дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолированно. Дети в отдельном бараке находились в состоянии маленьких животных, лишённых даже примитивного ухода. За грудными младенцами присматривают 5-8-летние девочки. Грязь, вшивость, вспыхнувшие эпидемии кори, дизентерии, дифтерии приводили к массовой гибели детей. Немецкая охрана ежедневно в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие трупики погибших мучительной смертью детей. Они сбрасывались в выгребные ямы, сжигались за оградой лагеря и частично закапывались в лесу вблизи лагеря. …Массовую беспрерывную смертность детей вызывали те эксперименты, для которых в роли лабораторных животных использовались маленькие мученики Саласпилса…

Слайд 15

В специальных лагерях смерти ликвидация узников шла непрерывным и ускоренным темпом. Такие лагеря проектировались и строились не как места заключения, а как фабрики смерти. Предполагалось, что в них обреченные на смерть люди должны были проводить буквально несколько часов. В таких лагерях был построен отлаженный конвейер, уничтожавший до нескольких тысяч человек в сутки.

Слайд 16

Равенсбрюк – женский трудовой лагерь, расположенный севернее Берлина. Существовал с1939 года. Имел 100 филиалов. Число заключенных 130 тысяч человек. Заключённым выдавалось полосатое платье и деревянные колодки-шлёпанцы. Число погибших 93 тысяч человек.

Слайд 20

Люди! Покуда сердца стучатся, - помните! Какою ценой завоёвано счастье, - пожалуйста, помните! Р. Рождественский Саласпилсский мемориальный комплекс

Слайд 22

Обращение неизвестного поэта из лагеря Заксенхаузен. Падут под ударом врагов легионы, Моя возродится страна. Ребята! Тогда подведите итоги Страданий и наших побед, К безвестным героям не будьте так строги,- Ведь многим пришлось умереть. Вы память святую о них сохраните, Запомните их имена И в песне погибших борцов вспомяните, Когда запоёт вся страна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Эти годы забывать нельзя…»

   Интегрированный урок математики и истории 5 класс, разработан учителем математики Чаниной В. В....

"Об этом нельзя забывать». Классный час, посвященный Международному дню освобождения узников фашистских концлагерей).

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской  школе является формирование патриотизма и культуры  межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в...

Об этом нельзя забывать

Разработка мероприятия, посвященного памяти жерт концлагерей....

Освенцим.Об этом нельзя молчать.

Сценарий открытого классного часа "Освенцим.Об этом нельзя молчать" ,посвященный 75-летию освобождению лагеря Освенцим....

Методическая разработка Литературно-гимнастической композиции "Об этом нельзя словами"

О событиях в Багеровском противотанковом рве в Керчи нельзя молчать – это как Бабий яр в Киеве или Пискаревское кладбище в Петербурге. Он являет собой завещание потомкам – не допустить пов...

Урок мужества «Об этом забывать нельзя»

Мероприятие направлено на воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине и гордости за ее историю;воспитание детей на героической истории страны, на уважении к ветеранам...

Классный час. Тема: "Всемирный день борьбы со СПИДом: об этом нельзя забыть"

quot;Выбери жизнь!"Цель: санитарно-гигиеническое просвещение и информирование учащихся.Задачи:- познакомить учащихся с понятиями ВИЧ и СПИД;- дать элементарные представления о передаче ВИЧ-инфек...