Открытый урок русского языка с элементами формирования функциональной грамотности
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Тема урока: Повторение и обобщение изученного по теме «Имя числительное».
Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя числительное», уметь использовать в повседневной речи имена числительные, соблюдая орфографические и орфоэпические нормы русского языка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 783.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок русского языка
с элементами формирования функциональной грамотности
Тема урока: Повторение и обобщение изученного по теме «Имя числительное».
Класс: 6
Тип урока: Обобщающий.
Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя числительное», уметь использовать в повседневной речи имена числительные, соблюдая орфографические и орфоэпические нормы русского языка.
Задачи:
1) формировать умение грамотно использовать имена числительные в тексте;
2) развивать умение производить синтаксический, морфемный, морфологический разборы;
3) способствовать развитию познавательного интереса к предмету;
4) повышать уровень функциональной грамотности обучающихся.
Оборудование: Проектор, экран, презентация, иллюстрации, рабочие листы с заданиями.
Методы и приёмы: Беседа, наблюдение над языковым материалом, исследование, работа с учебником, объяснение учителя, работа с ИКТ, тренировочные упражнения.
Решение дидактических карточек нацелено на формирование следующих УУД:
- личностные УУД:
- понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию, осознание значимости здорового образа жизни и необходимости укрепления здоровья;
- регулятивные УУД:
- развитие способности целеполагания, планирования, рефлексии и саморегуляции;
- познавательные УУД:
- формирование навыка поиска и выделения необходимой информации, осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме, смыслового чтения, извлечения необходимой информации из текста;
- развитие умения анализировать текст с целью выявления общих законов, умения доказывать;
- коммуникативные УУД:
- умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Ход урока:
I. Организационный момент
II.Вступительное слово учителя
- Здравствуйте, товарищи кадеты!
Сегодня у нас необычный урок. А начать его я хочу с притчи.
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
Как вы думаете? О чем? (— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?)
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
Что мог сказать мастер? (— Всё в твоих руках).
Учитель выдерживает паузу и задаёт вопрос:
- Ребята, в чём заключается мудрость притчи? (Ответы детей)
Да, у вас, ребята, тоже всё в ваших руках. Я очень хочу, чтобы каждый из вас поверил в свои силы, в себя, и тогда у нас всё получится. Всё в нашей жизни зависит от нас.
- Актуализация опорных знаний
Устная лингвистическая разминка. Прочитайте зашифрованные слова
Смор1а 100Л О5 ПА3ОТ 100РОНА
По2л Элек3к 40А 100ЯНКА 7Я
- Подумайте:
Что общего в этих словах? (имеют числительные)
Ребята, на предыдущих уроках мы много говорили о числительном, и вот надо подвести итог. Как бы вы определили тему урока? (Повторение и обобщение изученного по теме «Имя числительное»).
- Числительное произошло от слова «число». В наше время эта часть речи особенно актуальна, потому что везде и во всём человека окружают числа.
- Работа по теме урока
ТЕКСТ № 1 «Экология. Загрязнение воздуха»
Задание
1. Ознакомьтесь с содержанием текста.
Экология. Загрязнение воздуха
Атмосферный воздух является основой жизни на земле. От его чистоты зависит здоровье населения планеты. Статистика загрязнения воздуха фиксирует объемы выбросов в атмосферу и последствия их воздействия на природу и человека. Анализ данных позволяет делать прогнозы и разрабатывать меры по предотвращению загрязнения атмосферы.
Примечание. Все имена числительные в ответах записываются словами
Задание №1.
Источники и виды загрязнения
Существует два типа загрязнений воздуха – естественное засорение (природное) и искусственное (антропогенное).
Источники природного загрязнения воздуха:
Источники антропогенного загрязнения воздуха:
- Проанализируйте две таблицы и запишите ответ на вопрос: «Сколько природных и антропогенных источников загрязнения воздуха характерно для нашей местности»? (природные: лесные пожары, наводнения, но они у нас небольшие, жизнедеятельность организмов; антропогенные: промышленность стройматериалов, автотранспорт, нефтедобыча, электростанции).
Природные: ____________________________________________
Антропогенные: ________________________________________
Ответ должен быть полным, чтобы получилось предложение:
_______________________________________________________
- Имена числительные разберите морфологически
_______________________________________________________
Семь (источников)
I. Часть речи
II. Морфологические признаки
- Начальная форма (именительный падеж)
- Постоянные признаки:
разряд по составу (простое, сложное, составное)
разряд по значению (количественное, порядковое)
если количественное (целое, дробное, собирательное)
- Непостоянные признаки: падеж
III. Синтаксическая роль
ТЕКСТ № 2 «Ситуация в регионах»
Задание
- Ознакомьтесь с текстом.
- Сформулируйте и запишите основную мысль текста
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
- Выпишите все имена числительные, встретившиеся в тексте, в той форме,
в которой они употребляются
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
- Просклоняйте числительное 75% по падежам.
Падеж | Вопрос | Склонение |
Именительный | Что? | семьдесят пять процентов |
Родительный | Чего? | семидесяти пяти процентов |
Дательный | Чему? | семидесяти пяти процентам |
Винительный | Что? | семьдесят пять процентов |
Творительный | Чем? | семьюдесятью пятью процентами |
Предложный | О чем? | о семидесяти пяти процентах |
Минприроды РФ изучило последствия загрязнения воздуха в регионах. Наиболее неблагоприятная обстановка сложилась в Красноярске, Норильске и Благовещенске. Самые высокие показатели промышленного загрязнения воздуха демонстрирует:
- Красноярский край.
- Ханты-Мансийский автономный округ – Югра.
- Кемеровская область.
- Свердловская область.
Здесь около 75% населения проживает в условиях техногенного загрязнения воздуха. Не намного лучше ситуация в Хабаровском крае, Бурятии и Таймырском автономном округе.
Сегодня в половине субъектов РФ у граждан наблюдаются патологии органов дыхания. Одной из причин является загрязнение воздуха серой и ее окислами, которые образуются при сжигании угля и мазута.
Наибольшее количество случаев заболевания астмой на 100 000 детей наблюдается в следующих регионах:
- Новосибирская область – 483
- Новгородская область – 377
- Челябинская область – 323
- Санкт-Петербург – 289
- Калининградская область – 283
V. Физминутка.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на стул тихонько сесть.
Задание №3
Опишите экологическую обстановку в вашей местности, используя числительные.
Составьте рекламный буклет для туристов, желающих посетить Ханты – Мансийский автономный округ – Югру.
VI. Итог урока, оценка работы учащихся.
Мы живём в удивительное время! Наверное, человек может считать себя счастливчиком, гордиться собой. Ведь он покорил водное пространство, воздух, землю. Сделал большие достижения в области техники, искусства, образования. Но…, к сожалению, много человек также сделал ошибок и промахов.
Наш край – Югра – древний и суровый, удивительно красивый и щедрый, известный издавна своими северными диковинками: ягодами, грибами, растениями, животными. Природа – живая, чувствительная, очень сложная система, где ощутим даже самый тихий наш шаг. И от каждого из нас зависит, какой достанется Югра будущим поколениям!
VII. Рефлексия. Составить синквейн «Экология в ХМАО-Югре» или «Имя числительное»
Экология Важная, естественная Развивает, сохраняет, очищает Информирует о природных явлениях Наука | Числительное Точное, определенное Указывает, оценивается, используется Характеризует количество предметов Класс |
- Домашнее задание: (дифференцированное)
Выполните одно из предложенных заданий
§ 78, правило,
на «3» - упражнение 478;
на «4» - 10 пословиц с числительными;
на «5» - напишите мини-сочинение на тему «Влияние экологических факторов среды обитания Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на здоровье населения», включив в него статистические данные. Укажите тип речи и стиль текста. Подчеркните имена числительные как члены предложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Технология проблемного обучения на уроках химии с элементами формирования функциональной грамотности"
ВВЕДЕНИЕПроблемное обучение – обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет работу по формированию мыслительн...

скринкаст "Роль урока иностранного языка в формировании функциональной грамотности в условиях обновления содержания образования"
https://drive.google.com/file/d/1DCiv4esTNs83SvH1_M_hleaTv56zXJ_z/view...
РОЛЬ АУДИРОВАНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В статье рассматривается аудирование как функциональное умениепри формировании функциональной грамотности обучающихся иподнимается вопрос важности развития данного умения на урокаханглийского языка.Кл...
РОЛЬ АУДИРОВАНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
статья...

Технологическая карта урока английского языка по формированию функциональной грамотности по теме "What\'s for pudding?"
Разработка урока английского языка в 4 классе по теме "Что на десерт?", учебник Spotllight...

Мастер-класс "Роль предмета русский язык в формировании функциональной грамотности"
Мастер-класс "Роль предмета русский язык в формировании функциональной грамотности"...

Развитие креативного мышления как элемента формирования функциональной грамотности школьников
Креативное мышление помогает быстро реагировать на любую проблему и находить нестандартные пути выхода из сложных ситуаций. К характеристикам такого типа мышления можно отнести следующие пункты:...





