Открытый урок русского языка с элементами формирования функциональной грамотности
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Немальцева Анна Николаевна

Тема урока: Повторение и обобщение изученного по теме «Имя числительное».

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя числительное», уметь использовать в повседневной речи имена числительные, соблюдая орфографические и орфоэпические нормы русского языка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_6k._imya_chislitelnoe.docx783.91 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка

с элементами формирования функциональной грамотности

Тема урока: Повторение и обобщение изученного по теме «Имя числительное».

Класс: 6

Тип урока: Обобщающий.

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя числительное», уметь использовать в повседневной речи имена числительные, соблюдая орфографические и орфоэпические нормы русского языка.

Задачи:

1) формировать умение  грамотно  использовать  имена числительные в тексте;

2) развивать умение производить синтаксический, морфемный, морфологический разборы;

3) способствовать развитию познавательного интереса к предмету;

4) повышать уровень функциональной грамотности обучающихся.

Оборудование: Проектор, экран, презентация, иллюстрации, рабочие листы с заданиями.

Методы и приёмы: Беседа, наблюдение над языковым материалом, исследование, работа с учебником, объяснение учителя, работа с ИКТ, тренировочные упражнения.

Решение дидактических карточек нацелено на  формирование следующих УУД:

- личностные УУД:

- понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию, осознание значимости здорового образа жизни и необходимости укрепления здоровья;

- регулятивные УУД:  

- развитие способности целеполагания, планирования, рефлексии и саморегуляции;

- познавательные УУД:  

- формирование навыка поиска и выделения необходимой информации, осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме, смыслового чтения, извлечения необходимой информации из текста;

- развитие умения анализировать текст с целью выявления общих законов, умения доказывать;

- коммуникативные УУД:

- умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Ход урока:

I. Организационный момент

II.Вступительное слово учителя

- Здравствуйте, товарищи кадеты!

Сегодня у нас необычный урок. А начать его я хочу с притчи.

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог дать ответа?»  Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: 

Как вы думаете? О чем? (— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?) 

 Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. 
           Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: 
Что мог сказать мастер? (— Всё в твоих руках).

Учитель выдерживает паузу и задаёт вопрос:

- Ребята, в чём заключается мудрость притчи? (Ответы детей)

Да, у вас, ребята, тоже всё в ваших руках. Я очень хочу, чтобы каждый из вас поверил в свои силы, в себя, и тогда у нас всё получится. Всё в нашей жизни зависит от нас.

  1. Актуализация опорных знаний

Устная лингвистическая  разминка. Прочитайте зашифрованные слова

Смор1а          100Л                 О5                        ПА3ОТ            100РОНА

По2л               Элек3к             40А                      100ЯНКА           7Я

- Подумайте:

Что общего в этих словах? (имеют числительные) 

Ребята, на предыдущих уроках мы много говорили о числительном, и вот надо подвести итог. Как бы вы определили тему урока? (Повторение и обобщение изученного по теме «Имя числительное»).       

 - Числительное произошло от слова «число». В наше время эта часть речи особенно актуальна, потому что везде и во всём человека окружают числа.

   

  1. Работа по теме урока

ТЕКСТ № 1 «Экология. Загрязнение воздуха»

Задание

1. Ознакомьтесь с содержанием текста.

                                  Экология. Загрязнение воздуха

Статистика загрязнения воздуха

Атмосферный воздух является основой жизни на земле. От его чистоты зависит здоровье населения планеты. Статистика загрязнения воздуха фиксирует объемы выбросов в атмосферу и последствия их воздействия на природу и человека. Анализ данных позволяет делать прогнозы и разрабатывать меры по предотвращению загрязнения атмосферы.

Примечание. Все имена числительные в ответах записываются словами

Задание №1.

Источники и виды загрязнения

Существует два типа загрязнений воздуха – естественное засорение (природное) и искусственное (антропогенное).

Источники природного загрязнения воздуха:

Природное загрязнение воздуха

Источники антропогенного загрязнения воздуха:

Источникт антропогенного загрязнения

  1. Проанализируйте две таблицы и запишите ответ на вопрос: «Сколько  природных и антропогенных источников загрязнения воздуха характерно для нашей местности»? (природные: лесные пожары, наводнения, но они у нас небольшие, жизнедеятельность организмов; антропогенные: промышленность стройматериалов, автотранспорт, нефтедобыча, электростанции).

Природные: ____________________________________________

Антропогенные: ________________________________________

Ответ должен быть полным, чтобы получилось предложение:

_______________________________________________________

  1. Имена числительные разберите морфологически

_______________________________________________________

Семь (источников)

I. Часть речи

II. Морфологические признаки

  1. Начальная форма (именительный падеж)
  2. Постоянные признаки:

разряд по составу (простое, сложное, составное)

разряд по значению (количественное, порядковое)

если количественное (целое, дробное, собирательное)

  1. Непостоянные признаки: падеж

           III. Синтаксическая роль

ТЕКСТ № 2 «Ситуация в регионах»

Задание

  1. Ознакомьтесь с текстом.
  2. Сформулируйте и запишите основную мысль текста

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

  1. Выпишите все имена  числительные, встретившиеся в тексте, в той форме,

в которой они употребляются

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

  1. Просклоняйте числительное 75%  по падежам.

Падеж

Вопрос

Склонение

Именительный

Что?

семьдесят пять процентов

Родительный

Чего?

семидесяти пяти процентов

Дательный

Чему?

семидесяти пяти процентам

Винительный

Что?

семьдесят пять процентов

Творительный

Чем?

семьюдесятью пятью процентами

Предложный

О чем?

о семидесяти пяти процентах

Минприроды РФ изучило последствия загрязнения воздуха в регионах. Наиболее неблагоприятная обстановка сложилась в Красноярске, Норильске и Благовещенске. Самые высокие показатели промышленного загрязнения воздуха демонстрирует:

  1. Красноярский край.
  2. Ханты-Мансийский автономный округ – Югра.
  3. Кемеровская область.
  4. Свердловская область.

Здесь около 75%  населения проживает в условиях техногенного загрязнения воздуха. Не намного лучше ситуация в Хабаровском крае, Бурятии и Таймырском автономном округе.

Сегодня в половине субъектов РФ у граждан наблюдаются патологии органов дыхания. Одной из причин является загрязнение воздуха серой и ее окислами, которые образуются при сжигании угля и мазута.

Наибольшее количество случаев заболевания астмой на 100 000 детей наблюдается в следующих регионах:

  1. Новосибирская область – 483
  2. Новгородская область – 377
  3. Челябинская область – 323
  4. Санкт-Петербург – 289
  5. Калининградская область – 283

V. Физминутка.

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на стул тихонько сесть.

Задание №3

Опишите экологическую обстановку в вашей местности, используя числительные.

Составьте рекламный буклет для туристов, желающих посетить Ханты – Мансийский автономный округ – Югру.

VI. Итог урока, оценка работы учащихся.

Мы живём в удивительное время! Наверное, человек может считать себя счастливчиком, гордиться собой. Ведь он покорил водное пространство, воздух, землю. Сделал большие достижения в области техники, искусства, образования. Но…, к сожалению, много человек также сделал ошибок и промахов.

Наш край – Югра – древний и суровый, удивительно красивый и щедрый, известный издавна своими северными диковинками: ягодами, грибами, растениями, животными. Природа – живая, чувствительная, очень сложная система, где ощутим даже самый тихий наш шаг. И от каждого из нас зависит, какой достанется Югра будущим поколениям!

VII. Рефлексия. Составить синквейн «Экология в ХМАО-Югре» или «Имя числительное»

Экология                                    

          Важная, естественная                

 Развивает, сохраняет, очищает

Информирует о природных явлениях

Наука

Числительное

Точное, определенное

Указывает, оценивается, используется

Характеризует количество предметов

Класс

  1. Домашнее задание: (дифференцированное)

Выполните одно из предложенных заданий

§ 78, правило,

на «3» - упражнение 478;

                  на «4» - 10 пословиц с числительными;

      на «5» - напишите мини-сочинение на тему «Влияние экологических факторов среды обитания Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на здоровье населения», включив в него статистические данные. Укажите тип речи и стиль текста. Подчеркните имена числительные как члены предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Технология проблемного обучения на уроках химии с элементами формирования функциональной грамотности"

ВВЕДЕНИЕПроблемное обучение – обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет работу по формированию мыслительн...

РОЛЬ АУДИРОВАНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В статье рассматривается аудирование как функциональное умениепри формировании функциональной грамотности обучающихся иподнимается вопрос важности развития данного умения на урокаханглийского языка.Кл...

Технологическая карта урока английского языка по формированию функциональной грамотности по теме "What\'s for pudding?"

Разработка урока английского языка в 4 классе по теме "Что на десерт?", учебник Spotllight...

Мастер-класс "Роль предмета русский язык в формировании функциональной грамотности"

Мастер-класс "Роль предмета русский язык в формировании функциональной грамотности"...

Развитие креативного мышления как элемента формирования функциональной грамотности школьников

Креативное мышление помогает быстро реагировать на любую проблему и находить нестандартные пути выхода из сложных ситуаций. К характеристикам такого типа мышления можно отнести следующие пункты:...