Развитие креативного мышления как элемента формирования функциональной грамотности школьников
статья по технологии
Креативное мышление помогает быстро реагировать на любую проблему и находить нестандартные пути выхода из сложных ситуаций.
К характеристикам такого типа мышления можно отнести следующие пункты:
· умение обозначить проблему;
· способность генерировать множество разнообразных идей по её решению;
· умение видеть нестандартные варианты решения;
· способность углубить идею, дополняя детали;
способность анализировать и выбирать оптимальные идеи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 87.75 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕЖМУНИЦИПАЛЬНЫЙ СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
«Инструменты формирования функциональной грамотности обучающихся»
ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ
«Развитие креативного мышления как элемент функциональной грамотности школьников на уроках труда (технологии)»
28.11.2024 г. МБОУ «СШ № 2 рабочего поселка Новая Майна»
Благодарю коллег за интерес к моему выступлению. Надеюсь, я буду вам полезна. Мне крайне сложно будет вам что-то кардинально новое сообщить, поэтому могу предположить, что, выражаясь языком учителя, я смогу просто обобщить и систематизировать тот материал, который был изучен вами в рамках данной темы.
Хотела бы вам представить несколько педагогических приемов в процессе нашей работы и прошу всех присутствующих реагировать на мои просьбы.
Сейчас, прошу вас пройти по данному QR-коды и ответить на ряд вопросов:
- Как вы понимаете слово «креативность»? Попробуйте описать его, одним словом
- Как вы считаете, отличаются ли между собой понятия «креативное мышление» и «творческое мышление?
- Объясните
Большинство специалистов считают, что творческое и креативное мышление — это одно и то же. Однако существуют и другие мнения. Хотя по происхождению слова «креативность» и «творчество» обладают общим значением («креативность» образовано от латинского creo — создавать, творить), есть тонкие отличия. Если творчество — это создание новых предметов искусства, то креативность — это создание новых идей, умение нестандартно комбинировать имеющуюся информацию.
Творческое и креативное тесно связаны друг с другом и не встречаются по отдельности. Поэтому лучше всего, если мы будем рассматривать два этих типа мышления как одно.
Креативное мышление помогает быстро реагировать на любую проблему и находить нестандартные пути выхода из сложных ситуаций.
К характеристикам такого типа мышления можно отнести следующие пункты:
- умение обозначить проблему;
- способность генерировать множество разнообразных идей по её решению;
- умение видеть нестандартные варианты решения;
- способность углубить идею, дополняя детали;
- способность анализировать и выбирать оптимальные идеи.
Первым понятие креативности описал профессор психологии, член Американской психологической ассоциации Джой Пол Гилфорд. Он же выделил два типа креативного мышления: конвергенцию и дивергенцию.
Конвергентное мышление нужно, чтобы найти оптимальное решение проблемы, у которой много условий. Например, решение математической задачи: существует ответ, который нужно найти, выполнив последовательность действий.
Дивергентное мышление работает сразу во многих направлениях. Используя его, можно найти для одной задачи несколько решений.
Конечно же, мы с вами знаем, что креативный и изобретательский подход к решению задач, является составляющим глобальных компетенций в формировании функциональной грамотности учащихся. Наряду с такими понятиями, как: критическое мышление, умений выстраивать коммуникацию и работать в команде. Глобальные компетенции – это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов и ценностей, применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к иной культурной среде, и при участии в решении глобальных проблем, не имеющих национальных границ и оказывающих влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений.
Мы с вами активно применяем в нашей педагогической деятельности приемы по формированию глобальных компетенций. Так как критическое мышление – это работа с информацией, креативное мышление – это разработка различных вариантов идей, коммуникативные навыки – это работа в команде, умение выслушивать иное мнение по данному вопросу и строить социальные связи во взаимоотношениях.
А теперь ответьте, в каком виде деятельности учащихся на уроках технологии все это можно проследить и соответственно формировать? Конечно, это проектная деятельность.
В своей педагогической деятельности, вот уже на протяжении многих лет, я активно применяю этот метод по развитию креативного мышления у учащихся. Умение решать возникшие проблемы, разрабатывать банк идей и вариантов и воплощать это практически.
Самое сложное для меня и учащихся, в этой деятельности, это этап «запуска проекта». Нужно четко обозначить проблему и сформулировать цель для достижения конечного результата. Проблема должна быть четкая и ясная. Цель достижимая, проверяема и конкретная.
Для формирования навыков у учащихся работы на данном этапе часто использую различные методы решения творческих задач: мозговая атака, обратная мозговая атака, синектика, морфологический анализ, метод ассоциаций, метод фокальных объектов, функционально-стоимостной анализ, и алгоритм решения изобретательских задач. Все эти методы подробно расписаны в учебнике В.Д. Симоненко для 11 класса, издательства 2002 года.
Предлагаю Вам посмотреть фрагмент моего урока с использование данных методов.
………
Есть еще один метод разработки идей на этапе эскизного проектирования коллекций одежды или образа костюма – это метод ассоциаций, когда учащиеся работают с «кляксой» или «пятном» Данный метод, широко применяется при проектировании одежды дизайнерами, в частности в текстильных учебных заведениях этому обучают студентов. Одним из разработчиков данного метода является Вячеслав Михайлович Зайцев. И в 2019 году я прошла двухмесячный летний интенсив «Лаборатория Моды Вячеслава Зайцева» по специальности «Дизайн костюма», где изучались дисциплины «Основы проектирования костюма», «Муляжный метод моделирования одежды», «Конструирование и технология».
Работа над проектированием коллекции начинается с «пятна». Далее это пятно наноситься на готовый эскиз модели и в последствие прорисовывается не только силуэт будущего костюма, а его конструктивные линии. Далее доводиться до готового эскиза.
Развивая креативное мышление у своих учащихся, стараюсь в своей урочной и внеурочной деятельности (в большей степени во внеурочной) формовать умение видеть и решать проблемы.
Темы проектных работ выбираются на актуальные вопросы – экология переработки сырья, создание новых технологий, использование традиционных технологий в необычных условиях при работе с нетрадиционным материалом.
Тема работ учащихся:
- Использование традиционных видов рукоделия в качестве отделки для создания индивидуального образа костюма (несколько – роспись по ткани, вышивка, теснение на натуральной коже).
- Метод наколки. Мастер-класс, запись (два платья).
- Использование фотографий при изготовлении изделий в технике валяния шерсти.
- Книжка-подушка в технике аппликация (развивающий коврик для детей из реабилитационного центра).
- Альбом в технике скрапбукинг.
- Женская байкерская куртка (искусственная кожа).
- Проектирование женской одежды с использование алгоритма решения творческих задач (метод ассоциаций, аналогия, морфологического анализа).
- Дизайн ткани. Была создана ткань в технике вышивка. Далее из нее было сшито изделие. Участие и победа в региональном конкурсе молодых дизайнеров-модельеров в городе Сургуте проект «60 параллель». Номинация моно - костюм. Искусствоведы из Санкт-Петербурга высоко оценили работу. Ивановская Анастасия учащаяся 9 класса была приглашена на двухмесячную стажировку в Дом моды Татьяны Парфеновой в городе Санкт-Петербурге.
- Элементы традиционного декоративно-прикладного творчества и современные технологии в дизайне одежды (Пальто и платье).
- Новогодний подарок маме (Кукла-ангел).
- Элементы одежды этнического стиля 70-80- х годов в современной моде (анализ истории моды. Мода молодости родителей).
- Экологическая мода как современное направление создания одежды из текстильных отходов. Абсайтинг (реставрация и перекрой старых вещей).
и т. д……
Посмотрите защиту проекта Бормотовой Алины, ученицы 10 класса 2021 год
Для того, что развивать у себя способность креативно мыслить, необходимо постоянно решать возникающие проблемы и искать оптимальные и эффективные пути ее решения. Удачи, нам всем в этой деятельности!
И самое главное – НЕ УСТАВАЙТЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Креативное мышление как важнейший компонент функциональной грамотности.
Основным направлением формирования функциональной грамотности является креативное мышление .Креативное мышление – это возможность принимать решение в обход любым алгоритмамКреат...

Доклад_ Креативное мышление как механизм формирования функциональной грамотности на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС
Креативное мышление как механизм формирования функциональной грамотности на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС...

Креативное мышление как направление формирования функциональной грамотности
Презентация выступления по теме "Креативное мышление как направление формирования функциональной грамотности".Креативное мышление - компонент функциональный грамотности, под которым понимают...

Мастер-класс «Шестиугольное обучение» как один из приемов технологии развития критического мышления в системе формирования функциональной грамотности»
Вашему вниманию предлагаю мастер-класс «Шестиугольное обучение как один из приемов критического мышления в системе формирования функциональной грамотности»....

Креативное мышление как важнейший компонент функциональной грамотности
Функциональная грамотность в дополнительном образовании это и развитие креативного мышления. Креативное и инновационное мышление — это вид мышления, которое ведет к инсайтам,...
Методы технологии развития критического мышления как средство формирования читательской грамотности школьников
В данной презентации описаны некоторые методы и приёмы технологии развития критического мышления, способствующие формированию читательской грамотности школьников....

Креативное мышление как важнейший компонент функциональной грамотности
В данном материале раскрывается понятие "креативное мышление"...

