Развитие креативного мышления как элемента формирования функциональной грамотности школьников
статья по технологии

Ледяева Елена Юрьевна

Креативное мышление помогает быстро реагировать на любую проблему и находить нестандартные пути выхода из сложных ситуаций.

 

К характеристикам такого типа мышления можно отнести следующие пункты:

·   умение обозначить проблему;

·   способность генерировать множество разнообразных идей по её решению;

·   умение видеть нестандартные варианты решения;

·   способность углубить идею, дополняя детали;

способность анализировать и выбирать оптимальные идеи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_kreativnogo_myshleniya.docx87.75 КБ

Предварительный просмотр:

МЕЖМУНИЦИПАЛЬНЫЙ СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

 «Инструменты формирования функциональной грамотности обучающихся»

ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ

«Развитие креативного мышления как элемент функциональной грамотности школьников на уроках труда (технологии)»

28.11.2024 г.                          МБОУ «СШ № 2 рабочего поселка Новая Майна»

Благодарю коллег за интерес к моему выступлению. Надеюсь, я буду вам полезна. Мне крайне сложно будет вам что-то кардинально новое сообщить, поэтому могу предположить, что, выражаясь языком учителя, я смогу просто обобщить и систематизировать тот материал, который был изучен вами в рамках данной темы.

Хотела бы вам представить несколько педагогических приемов в процессе нашей работы и прошу всех присутствующих реагировать на мои просьбы.

Сейчас, прошу вас пройти по данному QR-коды и ответить на ряд вопросов:

  1. Как вы понимаете слово «креативность»? Попробуйте описать его, одним словом
  2. Как вы считаете, отличаются ли между собой понятия «креативное мышление» и «творческое мышление?
  3. Объясните

Большинство специалистов считают, что творческое и креативное мышление — это одно и то же. Однако существуют и другие мнения. Хотя по происхождению слова «креативность» и «творчество» обладают общим значением («креативность» образовано от латинского creo — создавать, творить), есть тонкие отличия. Если творчество — это создание новых предметов искусства, то креативность — это создание новых идей, умение нестандартно комбинировать имеющуюся информацию.

Творческое и креативное тесно связаны друг с другом и не встречаются по отдельности. Поэтому лучше всего, если мы будем рассматривать два этих типа мышления как одно.

Креативное мышление помогает быстро реагировать на любую проблему и находить нестандартные пути выхода из сложных ситуаций.

К характеристикам такого типа мышления можно отнести следующие пункты:

  • умение обозначить проблему;
  • способность генерировать множество разнообразных идей по её решению;
  • умение видеть нестандартные варианты решения;
  • способность углубить идею, дополняя детали;
  • способность анализировать и выбирать оптимальные идеи.

Первым понятие креативности описал профессор психологии, член Американской психологической ассоциации Джой Пол Гилфорд. Он же выделил два типа креативного мышления: конвергенцию и дивергенцию.

Конвергентное мышление нужно, чтобы найти оптимальное решение проблемы, у которой много условий. Например, решение математической задачи: существует ответ, который нужно найти, выполнив последовательность действий.

Дивергентное мышление работает сразу во многих направлениях. Используя его, можно найти для одной задачи несколько решений.

Креативное мышление: что это, как его развивать и где оно пригодится

Конечно же, мы с вами знаем, что креативный и изобретательский подход к решению задач, является составляющим глобальных компетенций в формировании функциональной грамотности учащихся. Наряду с такими понятиями, как: критическое мышление, умений выстраивать коммуникацию и работать в команде. Глобальные компетенции – это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов и ценностей, применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к иной культурной среде, и при участии в решении глобальных проблем, не имеющих национальных границ и оказывающих влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений.

Мы с вами активно применяем в нашей педагогической деятельности приемы по формированию глобальных компетенций. Так как критическое мышление – это работа с информацией, креативное мышление – это разработка различных вариантов идей, коммуникативные навыки – это работа в команде, умение выслушивать иное мнение по данному вопросу и строить социальные связи во взаимоотношениях.

А теперь ответьте, в каком виде деятельности учащихся на уроках технологии все это можно проследить и соответственно формировать? Конечно, это проектная деятельность.

В своей педагогической деятельности, вот уже на протяжении многих лет, я активно применяю этот метод по развитию креативного мышления у учащихся. Умение решать возникшие проблемы, разрабатывать банк идей и вариантов и воплощать это практически.

Самое сложное для меня и учащихся, в этой деятельности, это этап «запуска проекта». Нужно четко обозначить проблему и сформулировать цель для достижения конечного результата. Проблема должна быть четкая и ясная. Цель достижимая, проверяема и конкретная.

Для формирования навыков у учащихся работы на данном этапе часто использую различные методы решения творческих задач: мозговая атака, обратная мозговая атака, синектика, морфологический анализ, метод ассоциаций, метод фокальных объектов, функционально-стоимостной анализ, и алгоритм решения изобретательских задач. Все эти методы подробно расписаны в учебнике В.Д. Симоненко для 11 класса, издательства 2002 года.

Предлагаю Вам посмотреть фрагмент моего урока с использование данных методов.

………

Есть еще один метод разработки идей на этапе эскизного проектирования коллекций одежды или образа костюма – это метод ассоциаций, когда учащиеся работают с «кляксой» или «пятном» Данный метод, широко применяется при проектировании одежды дизайнерами, в частности в текстильных учебных заведениях этому обучают студентов. Одним из разработчиков данного метода является Вячеслав Михайлович Зайцев. И в 2019 году я прошла двухмесячный летний интенсив «Лаборатория Моды Вячеслава Зайцева» по специальности «Дизайн костюма», где изучались дисциплины «Основы проектирования костюма», «Муляжный метод моделирования одежды», «Конструирование и технология».

Работа над проектированием коллекции начинается с «пятна». Далее это пятно наноситься на готовый эскиз модели и в последствие прорисовывается не только силуэт будущего костюма, а его конструктивные линии. Далее доводиться до готового эскиза.

 Развивая креативное мышление у своих учащихся, стараюсь в своей урочной и внеурочной деятельности (в большей степени во внеурочной) формовать умение видеть и решать проблемы.

Темы проектных работ выбираются на актуальные вопросы – экология переработки сырья, создание новых технологий, использование традиционных технологий в необычных условиях при работе с нетрадиционным материалом.

Тема работ учащихся:

  1. Использование традиционных видов рукоделия в качестве отделки для создания индивидуального образа костюма (несколько – роспись по ткани, вышивка, теснение на натуральной коже).
  2. Метод наколки. Мастер-класс, запись (два платья).
  3. Использование фотографий при изготовлении изделий в технике валяния шерсти.
  4. Книжка-подушка в технике аппликация (развивающий коврик для детей из реабилитационного центра).
  5. Альбом в технике скрапбукинг.
  6. Женская байкерская куртка (искусственная кожа).
  7. Проектирование женской одежды с использование алгоритма решения творческих задач (метод ассоциаций, аналогия, морфологического анализа).
  8. Дизайн ткани. Была создана ткань в технике вышивка. Далее из нее было сшито изделие. Участие и победа в региональном конкурсе молодых дизайнеров-модельеров в городе Сургуте проект «60 параллель». Номинация моно - костюм. Искусствоведы из Санкт-Петербурга высоко оценили работу. Ивановская Анастасия учащаяся 9 класса была приглашена на двухмесячную стажировку в Дом моды Татьяны Парфеновой в городе Санкт-Петербурге.
  9. Элементы традиционного декоративно-прикладного творчества и современные технологии в дизайне одежды (Пальто и платье).
  10. Новогодний подарок маме (Кукла-ангел).
  11. Элементы одежды этнического стиля 70-80- х годов в современной моде (анализ истории моды. Мода молодости родителей).
  12. Экологическая мода как современное направление создания одежды из текстильных отходов. Абсайтинг (реставрация и перекрой старых вещей).

и т. д……

Посмотрите защиту проекта Бормотовой Алины, ученицы 10 класса 2021 год

Для того, что развивать у себя способность креативно мыслить, необходимо постоянно решать возникающие проблемы и искать оптимальные и эффективные пути ее решения. Удачи, нам всем в этой деятельности!

И самое главное – НЕ УСТАВАЙТЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Креативное мышление как важнейший компонент функциональной грамотности.

Основным направлением формирования  функциональной грамотности является  креативное мышление .Креативное мышление – это возможность принимать решение в обход любым алгоритмамКреат...

Доклад_ Креативное мышление как механизм формирования функциональной грамотности на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

Креативное мышление как механизм формирования функциональной грамотности на уроках английского языка в условиях реализации  ФГОС...

Креативное мышление как направление формирования функциональной грамотности

Презентация выступления по теме "Креативное мышление как направление формирования функциональной грамотности".Креативное мышление - компонент функциональный грамотности, под которым понимают...

Мастер-класс «Шестиугольное обучение» как один из приемов технологии развития критического мышления в системе формирования функциональной грамотности»

Вашему вниманию предлагаю мастер-класс «Шестиугольное обучение как один из приемов критического мышления в системе формирования функциональной грамотности»....

Креативное мышление как важнейший компонент функциональной грамотности

Функциональная грамотность в дополнительном образовании это и развитие креативного мышления. Креативное и инновационное мышление — это вид мышления, которое ведет к инсайтам,...

Методы технологии развития критического мышления как средство формирования читательской грамотности школьников

В данной презентации описаны некоторые методы и приёмы технологии развития критического мышления, способствующие формированию читательской грамотности школьников....

Креативное мышление как важнейший компонент функциональной грамотности

В данном материале раскрывается понятие "креативное мышление"...