Конспект урока "Буквы а/о в корне -кас-, -кос-
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс)

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Буквы а/о в корне -кас- -кос-"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx24.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку,

проведённого в 6 классе

учителем русского языка и литературы

Басовой Е.О.

УМК. Русский язык, 6 класс, М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.

Тема. Буквы а и о в корнях -кас-  – -кос-.

Тип урока. Изучение нового материала.

Цель. Научить правильно писать слова с чередованием букв а и о в корнях -кас-  – -кос-.

Задачи.

  1. Предметные.
  • Изучить правило написания букв а и о в корнях -кас-  – -кос-.
  • Определить различия в условиях выбора между корнями с чередованием гласных и корнями с безударными гласными, проверяемыми ударением;
  • Научить применять изученное правило на практике, графически обозначать условия выбора правильных написаний, употреблять слова с изученной  орфограммой в речи.
  1. Метапредметные.

Познавательные:

  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника.
  • Учить применять УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
  • Строить высказывания в устной форме.
  • Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Регулятивные:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
  • Организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.

Коммуникативные:

  • Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
  • Отвечать на вопросы учителя.
  • Слушать и понимать речь других.
  1. Личностные.
  • Уметь сотрудничать с товарищами и учителем.
  • Обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей.
  • Контролировать и оценивать свою работу и её результат.

Оборудование. Учебник (русский язык, 6 класс, М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.), доска с интерактивной приставкой, рабочие тетради, карточки для индивидуальной работы.

Для реализации поставленных задач использовались следующие технологии: проблемно-диалогическая, технология оценивания образовательных достижений, коммуникативная, рефлексивная, ИКТ.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Образовательные ресурсы

I. Организационный этап.

Цель: включение учащихся на личностно-значимом уровне.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Всё ли на месте? Всё ли в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Всё, что надо, под рукой!

Учащиеся проверяют готовность к уроку.

II. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

Орфографическая разминка.

Ученик 6 класса Артём получил задание объяснить выбор гласных в словах.

Подр_сти, сл_жение, зам_реть, зад_ру, пост_лить, выр_щенный, сл_гать, густые зар_сли, проб_русь.

Прик_снуться, прик_асаться.

Вот его ответ:

Найдите ошибки, исправьте их, обозначьте условия выбора гласных.

Почему Артём допустил ошибки? Сформулируйте известное вам предупреждение о правописании корней с чередующимися гласными.

Какие ещё ошибки допустил Артём?

Ребята, а кто вставил пропущенные буквы в слова второго абзаца?  

Вы уверены в правильности выбора? Почему не уверены?

А мы должны уметь правильно писать эти слова? Значит, должны знать правило?

Учащиеся выполняют задание у доски по цепочке.

Гласные в корнях с чередованием проверять сильной позицией гласного, т.е. ставить под ударение, нельзя!

Подбирал для проверки слова, не являющиеся однокоренными.

Возможно, некоторые ученики поднимут руки.

Не изучали правила.

Да.

Лист 1.

III. Целеполагание.

Цель: определение цели урока, задач.

Как вы думаете, почему эти слова оказались в этом же ряду слов?

Определите нашу цель и задачи.

Тоже есть чередование гласных.

Будем изучать данное правило, условия выбора похожи на одну из орфограмм, которую сейчас повторили.

 Сегодня на уроке мы узнаем, когда в словах пишется корень -кос-. а когда корень           -кас-

IV. Изучение нового материала.

  1. Самостоятельное наблюдение.

  1. Работа с учебником.

На доске записаны два слова, которые вызвали у нас трудности. Добавим к ним ещё два слова: касаться-коснуться.

Выделите корни в этих словах и суффикс после корня, обозначенный гласной буквой.

Какой суффикс вы выделили?

Теперь посмотрите ещё раз внимательнее на выделенные корни, суффикс и попробуйте догадаться, в каких случаях пишется гласная а, а в каких – гласная о.

Давайте прочитаем правило в учебнике и проверим, правильно ли вы сказали. Читаем правило на странице 104.

Правильно ли вы сказали?

Запишите в виде таблицы-схемы данное правило в свои справочники.

Суффикс -а-

Версии учащихся.

Учащиеся читают правило про себя.

Да.

Учащиеся записывают правило в справочник.

Лист 2.

V. Первичное закрепление.

Цель: закрепление только что изученного материала.

Составим устный алгоритм, как не ошибиться в написании букв а и о в корнях -кас-  – -кос-.

На доске записаны слова. Спишите слова к себе в тетрадь, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

  1. Выделить корень.
  2. Проверить, есть ли после корня суффикс -а-.
  3. Если есть суффикс -а-, то пиши -кас-, если нет суффикса -а-, то пиши -кос-.

Комментированное письмо.

Лист 3.

VI. Физкультминутка.

Цель: предупреждение утомления учащихся.

Если в корне «а» - хлопаем в ладоши, если в корне «о» - качаемся в стороны.

Сл…жить вещи.

Первое сл…гаемое.

Зар…сли кустарника.

Предл…жить блины.

Р…стительный мир.

К…снуться чуда.

Выр…щенный цветок.

К…саться рукой.

Точки соприк…сновения.

Березка подр…сла.

Не к…саются влаги.

Качаются в стороны.

Хлопают.

Качаются в стороны.

Качаются в стороны.

Хлопают.

Качаются в стороны.

Хлопают.

Хлопают.

Качаются в стороны.

Качаются в стороны.

Хлопают.

VII. Работа по теме урока.

  1. Самостоятельная работа.

  1. Работа в парах.

Вставить буквы, обозначить графически орфограммы самостоятельно.

Проверяем.

Упражнение 184.

Упражнение 186.

Самостоятельно выполняют задание.

Учащиеся выполняют 184 упражнение с последующей проверкой в парах.

Учащиеся выполняют упражнение на доске по очереди.

Лист 4.

Лист 5.

VIII. Итог урока.

Цель: проверка изученного на уроке.

Чем вам запомнился сегодняшний урок?

Какие новые знания вы усвоили?

Что вызывало затруднения? Как удалось их преодолеть?

Что показалось наиболее интересным?

Как вы считаете, достигли мы поставленных целей?

Ответы учащихся.

IX. Рефлексия.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности самооценка результатов.

Оцените свои успехи и поставьте цифру на полях, соответствующую одной их фраз.

Лист 6.

X. Домашнее задание.

§36, упр. 186, карточка (на выбор) (Приложение 1).


Приложение 1

Индивидуальное задание

Ф.И. _____________________________________ класс _______________

“3”

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Графически обозначьте орфограмму.

К…саюсь, прик…снитесь,  к…сательная,  к…саешься,  к…немся,  к…сается,             сенок…силка, прик…снулся, к…салась, к…снуться.

2. Выпишите слово, в корне которого не происходит чередование гласных, объясните его написание.

3. Составьте предложение с однородными членами, употребляя одно из слов с чередованием гласных корне.

Индивидуальное задание

Ф.И. _____________________________________ класс _______________

“4”

1. Дополните предложения словами с корнем –КОС-  –  -КАС-. Графически обозначьте орфограмму.

Самолет плавно ______________________ земли.

Лектор несколько раз в своем выступлении __________________ этого вопроса.

Чтобы доказать теорему, нужно к окружности провести _______________________.

Эта проблема _____________________ меня меньше всего.

Мать нежно _______________ моего плеча.

2. Докажите, что слово “касаться” - многозначное. Приведите примеры.

Индивидуальное задание

Ф.И. _____________________________________ класс _______________

“5”

1.      Составьте контрольные вопросы по изученной теме.

2.      Составьте словарный диктант на тему  “Правописание корней с чередованием гласных”.  Графически обозначьте орфограммы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме "Квадратные корни"

В данном материале показан конспект урока в виде игры "Звездный час" по теме "Квадратные корни". Урок посвящен обобщению знаний учащихся по данной теме, развитию логического мышления, привитие интерес...

конспект урока по теме "Формулы корней квадратных уравнений"

Урок закрепления с применением информационных технологий и системно деятельностного подхода....

Конспекты занятий по теме "Нравственные корни"

Тематика занятий1. Добро и зло. 2. Добрые и злые дела. Милосердие. 3. Что та­кое родительская доброта? 4. Добрые отношения с друзьями. 5. Как сделать людей добрее? 6. Театр и доброта. 7-8. А зачем нам...

Конспект урока по теме "Квадратные корни. Арифметический квадратный корень"

Урок по теме "Квадратные корни. Арифметический квадратный коркнь" 8 класс...

Конспект урока по теме "Формулы корней квадратных уравнений".

Конспект урока по теме "Формулы корней квадратных уравнений". Урок закрепления знаний. Проведение индивидуальной работы. Представлена разноуровневая самостоятельная работа для учащихся со слабыми знан...

Опорные конспекты и упражнения по теме "Корни с чередованием" 9-11 кл

правила в кратких схемах и практические упражения по теме "КОРНИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ" при подготовке к экзаменам ГИА и ЕГЭ 9-11 класс...