Сценарий урока русского языка в 5 классе.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
«Путешествие в Страну Звуков и Букв».
(Повторение изученного по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография».)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока русского языка в 5 классе
«Путешествие в Страну Звуков и Букв».
(Повторение изученного по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография».)
Тип урока: урок систематизации ЗУН.
Планируемые образовательные результаты
Предметные : знать общие характеристики звуков, порядок фонетического разбора и йотированные звуки;
уметь производить фонетический разбор.
Метапредметные : способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их; умение поставить цель и организовать ее достижение; рефлексивное мышление, самоанализ, самооценка.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию.
Методы и формы обучения: наблюдение за языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная, проектная.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, выполненная учителем.
Используемая литература:
1. Технологические карты уроков по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. Составитель Г.В.Цветкова . Изд. «Учитель»,2015 г.
2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе. Книга для учителя. Издательский Дом «Генжер», 2000 г.
3. А.Т.Арсирий. Занимательные материалы по русскому языку. «Просвещение»,1995 г.
4. Материалы образовательных ресурсов Интернета.
Ход урока
1этап. Организационно-мотивационный. 1)Приветствие.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы на урок всем нам
Захотелось вновь прийти.
-Покажите с помощью карточек с улыбающимся или грустным лицом ваше настроение в начале урока.
2)-Сегодня у нас необычный урок – путешествие. Вы любите путешествовать? А что это такое? (Поездка или передвижение пешком по дальним странам, местностям).
-Как вы предпочитаете передвигаться?
-Запишем предложение об этом для синтаксического разбора. (Предложение записывается на доске и в тетрадях, подчеркиваются орфограммы).
Я люблю путешествовать пешком, на машине, самолетом, пароходом, поездом, автобусом. – Итак, мы отправимся в путешествие в необычную страну. Куда? Ответим на вопрос после терминологического диктанта «Закончи фразу»
2 этап урока. Актуализация знаний. 1)Терминологический диктант.
Звуки речи изучает раздел науки о языке, который называется…
Средства письменности, используемые для фиксации речи, т.е. буквы изучает...
Раздел науки о языке, в котором содержатся правила произношения звуков и ударения в словах, называется…
Звуки, состоящие только из голоса, называются…
Звуки, в образовании которых участвует шум, называются…
Совокупность букв, расположенных в определенном порядке, имеет название… Самопроверка по СЛАЙДУ 1
Как называется раздел, в котором вы познакомились с этими понятиями? Сформулируйте тему урока. Запишите тему в тетрадь. СЛАЙД 2
Повторение изученного по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография».
-Мы повторим изученное в этой теме, охарактеризуем звуки речи, отработаем навыки фонетического разбора.
Теперь вы уже догадались, что совершим путешествие в Страну Звуков и Букв. Отправная точка – г. Фонетика. Где мы побываем? СЛАЙД 3.
2) Фронтальная беседа.
-Перечислите глухие согласные звуки в словах записанного предложения на доске. Правильно назовите буквы, которыми они обозначены. Приведите примеры парных согласных по глухости - звонкости, мягкости-твердости.
Сколько гласных звуков? Назовите. Какими они бывают?
В каком слове в предложении звуков больше, чем букв? ( Поездом) Меньше? (Путешествовать) Почему?
-Жителям Фонетики понравились ваши ответы, и они просят вас еще немного задержаться в гостях. А чтобы было интересно, вспомните скороговорки, назовите преобладающий звук, дайте ему характеристику.
3.Основной этап урока. Этап локализации индивидуальных затруднений
-Думаю, что вам понравилось гостить в Фонетике. Задержимся еще немного на Площади Звуков и Букв, чтобы заняться фонетическим разбором.
1)Дифференцированное задание. Фонетический разбор слов: Семья, пять.
Почему буква «я» обозначает в слове семья 2 звука? В каких ещё случаях буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают 2 звука?
Прежде чем продолжить путешествие, нужно немного отдохнуть. Физкульминутка.
Если гласный обозначает 2 звука, приседают девочки, если один, то приседают мальчики. Юнга, хлеб, барьер, люстра, пень, клюква, память, ружьё, озеро, памятник, вьюга, свёкла, каюта, пень, каюта, баян.
2) Реализация проектной деятельности.
-Продолжаем путешествие. Впереди необычный город Алфавитск. Задержимся здесь недолго.
-Что такое алфавит? СЛАЙД 4
- Каким русским словом его можно заменить? Что вы знаете из истории русского алфавита?
Некоторые учащиеся выполняли проектную работу по этой теме. Давайте послушаем выступление «Из истории русского алфавита» СЛАЙД 5
3) Работа в группах.
По Алфавитску будем передвигаться только группами с орфографическими словарями, поскольку это священная книга алфавитян.
Вы получите задания по группам. Ответственные в группах назначены, они будут давать ответ. Имейте в виду, что все слова должны быть выписаны в алфавитном порядке.
1-я группа – выписать из орфографического словаря 10 существительных в алфавитном порядке.
2-я группа – выписать из орфографического словаря 5 слов, в которых звуков больше, чем букв.
3-я группа - выписать из орфографического словаря 10 слов с удвоенной согласной.
4-я группа – выписать из орфографического словаря 5 слов с удвоенной согласной.
5-я группа - выписать из орфографического словаря 5 слов, в которых звуков меньше, чем букв.
4) Словарно-орфографическая работа с самопроверкой по эталону.
Мы завершили прогулку по Алфавитску, пора отправляться в Орфографию.
Игра «Допиши словечко». ( Отвечают хором)
Он на вокзалах есть всегда, к нему подходят поезда, двойное Р содержит он и называется… (перрон)
Загадка эта нелегка, пишусь всегда через два К. И мяч, и шайбу клюшкой бей, а называюсь я ...(хоккей)
На большом расстоянии мчится он без опоздания, пишется в конце два С, а называется… (экспресс)
Во мне два К, не забывайте, таким, как я, всегда бывайте: я точный, чистый и опрятный, иным же словом -… (аккуратный)
В конце двойное Л пиши, а как зовут меня-реши: без мастера граненым стал блестящий, правильный… (кристалл)
А теперь проверьте, правильно ли вы написали слова с непроверяемыми написаниями. Самопроверка по СЛАЙДУ 6
5) Самостоятельная работа со взаимопроверкой по эталону.
-Последний пункт нашего путешествия - поселок Орфоэпия.
Запишите слова в алфавитном порядке, расставьте ударения. СЛАЙД 7
Алфавит, сантиметр, расположить, портфель, ворота, синтаксис, партер, кашне.
Взаимопроверка. СЛАЙД 8
4 этап. Включение в систему знаний и повторение.
Выполнение теста по вариантам. (Приложение)
5 этап. Подведение итогов урока и рефлексия.
Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение сейчас? Покажите карточку. Если все было понятно – карточку с улыбающимся лицом, если были затруднения – карточку с грустным лицом.
Задание на дом.
Мини-проект: написать лингвистические сказки по темам: «О чем спорят Звуки и буквы?», «Всегда маленькие», «Как однажды Ударение обиделось на слова».
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Тест по русскому языку для 5 класса по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика»
Вариант № 1
- Сколько гласных звуков в русском языке?
- 4 2) 6 3) 8 4) 10
- В каком слове все согласные звуки мягкие?
1) жизнь 2) приятель 3) степь 4) пишешь
- В каком слове все согласные звуки глухие?
1) посадка 2) яшма 3) ёж 4) клуб
- В каком слове произносится звук [с]?
1) изморось 2) изморозь 3) воз 4) сидеть
- В каком слове произносится звук [с’]?
1) мороз 2) восемь 3) всадить 4) сбежать
- В каком слове произносится звук [т]?
1) отголосок 3) тишина 3) молотьба 4) подкоп
- В каком слове произносится гласный [а]?
1) прямой 2) порядочный 3) пояс 4) тучами
- В каком слове произносится звук [т’]?
1) медь 2) учиться 3) отдел 4) том
- В каком слове произносится звук [п’]?
1) глуп 2) вглубь 3) коробки 4) бьют
- В каком слове произносится звук [ж]?
1) нож 2) намажьте 3) ближе 4) резче
- В каком слове звуков больше, чем букв?
1) якорь 2) земля 3) пояс 4) считать
- В каком слове буква Ю обозначает два звука?
- полюс 2) карбюратор 3) жюри 4) юла
- В каком слове выделенная буква правильно обозначает место ударения?
1) избАловать 2) пОняла 3) кашлянУть 4) звонИт
- Что такое орфоэпия?
- Раздел лингвистики, изучающий правила обозначения звуков речи буквами.
- Раздел лингвистики, изучающий правила постановки ударения в словах и произношения звуков и звукосочетаний.
- Раздел лингвистики, изучающий звуки речи.
Тест по русскому языку для 5 класса по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика»
Вариант № 2
- Сколько согласных звуков в русском языке?
- 30 2) 33 3) 36 4) 39
- В каком слове все согласные звонкие?
1) мороз 2) южный 3) вглубь 4) вдруг
- В каком слове количество букв и звуков совпадает?
1) улыбаться 2) деревья 3) счастье 4) местность
- В каком слове произносится звук [с]?
1) сбросить 2) счёт 3) извлечь 4) близко
- В каком слове произносится гласный [о]?
- загородный 2) причёска 3) шелковистое 4) пощадить
- В каком примере произносится согласный [з]?
1) из школы 2) с берега 3) безвкусный 4) сжать
- В каком слове произносится звук [дʼ]?
1) отголосок 2) молотьба 3) отнять 4) редька
- В каком слове произносится гласный [а]?
1) счастье 2) частички 3) яйцо 4) щадить
- В каком слове произносится звук [п’]?
1) глуп 2) вглубь 3) коробки 4) бьют
- В каком слове есть непроизносимый согласный?
1) опас?ный 2) прекрас?ный 3) чудес?ный 4) ус?ный
- В каком примере произносится согласный [в]?
1) вскоре 2) в шубе 3) вдруг 4) здоров
- В каком слове буква Ё обозначает два звука?
- вертолёт 2) подъём 3) окрылённый 4) вёрткий
- В каком слове выделенная буква правильно обозначает место ударения?
1) алфАвит 2) понЯл 3) звОнит 4) красИвее
- Что такое графика?
- Раздел лингвистики, изучающий правила обозначения звуков речи буквами.
- Раздел лингвистики, изучающий правила постановки ударения в словах и произношения звуков и звукосочетаний.
- Раздел лингвистики, изучающий звуки речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока русского языка в 10 классе "Лексические нормы современного русского языка"
Сценарий урока предполагает различные виды работы со словом, реализует элементы требований ФГОС старшей школы...
Сценарий урока русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС "Второстепенные члены предложения"
Урок русского языка в 5 классе "Второстепенные члены предложения" составлен в соответствии с требованиями ФГОС по УМК М.М.Разумовской. Цель урока: формировапние ценностного отношения к совместной позн...

Сценарий урока русского языка в 7 классе.
Сценарий урока русского языка « Одна и две буквы Н в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных» представляет урок «открытия» нового знания, разработан согласно критериям ФГОС....

Сценарий урока русского языка в 5 классе с учётом требований ФГОС.
План-конспект урока русского языка в 5 классе с учётом требований ФГОС....

Сценарий урока русского языка в 7 классе "Портрет причастия"
Сценарий урока возможно использовать на этапе повторения темы "Причастие" в 7 классе....
Сценарий урока русского языка для 5 класса
Сценарий урока на тему "Словари - наши друзья и помошники"...

