Сценарий урока русского языка в 5 классе.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Гриднева Ирина Анатольевна

 

«Путешествие в Страну Звуков и Букв».

(Повторение изученного по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография».)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka_russkogo_yazyka_v_5_klasse.docx26.12 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока русского языка в 5 классе

«Путешествие в Страну Звуков и Букв».

(Повторение изученного по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография».)

Тип урока: урок систематизации ЗУН.

Планируемые образовательные результаты

Предметные : знать общие характеристики звуков, порядок фонетического разбора и йотированные звуки;

уметь производить фонетический разбор.

Метапредметные : способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их; умение поставить цель и организовать ее достижение; рефлексивное мышление, самоанализ, самооценка.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения: наблюдение за языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная, проектная.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, выполненная учителем.

Используемая литература:

1. Технологические карты уроков по учебнику Т.А. Ладыженской,   М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. Составитель Г.В.Цветкова .         Изд. «Учитель»,2015 г.

2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе. Книга для учителя. Издательский Дом «Генжер», 2000 г.

3. А.Т.Арсирий. Занимательные материалы по русскому языку. «Просвещение»,1995 г.

4. Материалы образовательных ресурсов Интернета.

Ход урока

1этап. Организационно-мотивационный.                                                        1)Приветствие.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы на урок всем нам

Захотелось вновь прийти.

-Покажите с помощью карточек с улыбающимся или грустным лицом ваше настроение в начале урока.

2)-Сегодня у нас необычный урок – путешествие. Вы любите путешествовать? А что это такое? (Поездка или передвижение пешком по дальним странам, местностям).

-Как вы предпочитаете передвигаться?

-Запишем  предложение об этом для синтаксического разбора. (Предложение записывается на доске и в тетрадях, подчеркиваются орфограммы).

Я люблю путешествовать пешком, на машине, самолетом, пароходом, поездом, автобусом.                                                                                                           – Итак, мы отправимся в путешествие в необычную страну.  Куда?  Ответим на вопрос  после терминологического диктанта «Закончи фразу»

2 этап урока. Актуализация знаний.                                                      1)Терминологический диктант.

Звуки речи изучает раздел науки о языке, который называется…

Средства письменности, используемые для фиксации речи, т.е. буквы изучает...

Раздел науки о языке, в котором содержатся правила произношения звуков и ударения в словах, называется…

Звуки, состоящие только из голоса, называются…

Звуки, в образовании которых участвует шум, называются…

Совокупность букв, расположенных в определенном порядке, имеет название…                                                  Самопроверка по  СЛАЙДУ 1

Как называется раздел, в котором вы познакомились с этими понятиями? Сформулируйте тему урока. Запишите тему в тетрадь.        СЛАЙД 2

Повторение изученного по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография».

-Мы повторим изученное в этой теме, охарактеризуем звуки речи, отработаем навыки фонетического разбора.

Теперь вы уже догадались, что совершим путешествие в Страну Звуков и Букв. Отправная точка – г. Фонетика.  Где мы побываем?   СЛАЙД 3.

2) Фронтальная беседа.

-Перечислите глухие согласные звуки в словах записанного предложения на доске. Правильно назовите буквы, которыми они обозначены. Приведите примеры парных согласных по глухости - звонкости, мягкости-твердости.

Сколько гласных звуков? Назовите. Какими они бывают?

В каком слове в предложении звуков больше, чем букв? ( Поездом)                  Меньше? (Путешествовать) Почему?

-Жителям Фонетики понравились ваши ответы, и они просят вас еще немного задержаться в гостях. А чтобы было интересно, вспомните скороговорки, назовите преобладающий звук, дайте ему характеристику.

3.Основной этап урока. Этап локализации индивидуальных затруднений

-Думаю, что вам понравилось гостить в Фонетике. Задержимся еще немного на Площади Звуков и Букв, чтобы заняться фонетическим разбором.

1)Дифференцированное задание. Фонетический разбор слов: Семья, пять.

Почему буква «я» обозначает в слове семья 2 звука? В каких ещё случаях буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают 2 звука?

Прежде чем продолжить путешествие, нужно немного отдохнуть. Физкульминутка.

Если гласный обозначает 2 звука, приседают девочки, если один, то приседают мальчики.   Юнга, хлеб, барьер, люстра, пень, клюква, память, ружьё, озеро, памятник, вьюга, свёкла, каюта, пень, каюта, баян.

2) Реализация проектной деятельности.

-Продолжаем путешествие. Впереди необычный город Алфавитск. Задержимся здесь недолго.

-Что такое алфавит?                                                                        СЛАЙД 4

 - Каким русским словом его можно заменить? Что вы знаете из истории русского алфавита?

Некоторые учащиеся выполняли проектную работу по этой теме. Давайте послушаем выступление «Из истории русского алфавита»       СЛАЙД 5

3)  Работа в группах.

По Алфавитску будем передвигаться только группами с орфографическими словарями, поскольку это священная книга алфавитян.

Вы получите задания по группам. Ответственные в группах назначены, они будут давать ответ. Имейте в виду, что все слова должны быть выписаны в алфавитном порядке.

1-я  группа – выписать из орфографического словаря 10 существительных в алфавитном порядке.

2-я группа  – выписать из орфографического словаря 5 слов, в которых звуков больше, чем букв.

3-я группа - выписать из орфографического словаря 10 слов с удвоенной согласной.

4-я группа – выписать  из орфографического словаря 5 слов с удвоенной согласной.

5-я группа - выписать  из орфографического словаря 5 слов, в которых звуков меньше, чем букв.

4) Словарно-орфографическая работа с самопроверкой по эталону.

Мы завершили прогулку по Алфавитску, пора отправляться в Орфографию.

Игра «Допиши словечко». ( Отвечают хором)

 
 Он на вокзалах есть всегда, к нему подходят поезда,  двойное Р содержит он и называется… (перрон) 
 Загадка эта нелегка, пишусь всегда через два К. И мяч, и шайбу клюшкой бей, а называюсь я ...(хоккей)

На большом расстоянии мчится он без опоздания, пишется в конце два С, а называется… (экспресс)

Во мне два К, не забывайте, таким, как я,  всегда бывайте: я точный, чистый и опрятный, иным же словом -…  (аккуратный)                                                                    

 В конце двойное Л пиши, а как зовут меня-реши: без мастера граненым стал блестящий, правильный… (кристалл) 

 А теперь проверьте, правильно ли вы написали слова с непроверяемыми написаниями.                                                  Самопроверка  по    СЛАЙДУ 6

5) Самостоятельная работа со  взаимопроверкой по эталону.

-Последний пункт нашего путешествия - поселок Орфоэпия.

Запишите слова в алфавитном порядке, расставьте ударения. СЛАЙД 7

Алфавит, сантиметр, расположить, портфель, ворота, синтаксис, партер, кашне.

Взаимопроверка.                                                                                  СЛАЙД 8

 4 этап. Включение в систему знаний и повторение.

Выполнение теста по вариантам. (Приложение)

5 этап. Подведение итогов урока и рефлексия.

Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение сейчас?  Покажите карточку. Если все было понятно – карточку с улыбающимся лицом, если были затруднения – карточку с грустным лицом.

 Задание на дом.

 Мини-проект: написать лингвистические сказки по темам: «О чем спорят  Звуки и буквы?», «Всегда маленькие», «Как однажды Ударение обиделось на слова».

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Тест по русскому языку для 5 класса по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика»

Вариант № 1

  1. Сколько гласных звуков в русском языке?
  1. 4       2) 6       3) 8       4) 10

  1. В каком слове все согласные звуки мягкие?

1) жизнь         2) приятель         3) степь         4) пишешь

  1. В каком слове все согласные звуки глухие?

1) посадка         2) яшма         3) ёж         4) клуб

  1. В каком слове произносится звук [с]?                  

1) изморось   2) изморозь   3) воз   4) сидеть

  1. В каком слове произносится звук [с’]?                

1) мороз   2) восемь   3) всадить   4) сбежать

  1. В каком слове произносится звук [т]?                  

1) отголосок   3) тишина   3) молотьба   4) подкоп

  1. В каком слове произносится гласный [а]?            

1) прямой   2) порядочный   3) пояс    4) тучами

  1. В каком слове произносится звук [т’]?                  

1) медь   2) учиться   3) отдел   4) том

  1. В каком слове произносится звук [п’]?                

1) глуп   2) вглубь   3) коробки   4) бьют

  1.  В каком слове произносится звук [ж]?                  

1) нож   2) намажьте   3) ближе   4) резче

  1.  В каком слове звуков больше, чем букв?

1) якорь   2) земля   3) пояс   4) считать

  1.  В каком слове буква Ю обозначает два звука?
  1. полюс   2) карбюратор   3) жюри   4) юла

  1.  В каком слове выделенная буква правильно обозначает место ударения?

1) избАловать         2) пОняла         3) кашлянУть         4) звонИт

  1.  Что такое орфоэпия?
  1. Раздел лингвистики, изучающий правила обозначения звуков речи буквами.
  2. Раздел лингвистики, изучающий правила постановки ударения в словах и произношения звуков и звукосочетаний.
  3. Раздел лингвистики, изучающий звуки речи.

Тест по русскому языку для 5 класса по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика»

Вариант № 2

  1. Сколько согласных звуков в русском языке?
  1. 30       2) 33       3) 36       4) 39

  1. В каком слове все согласные звонкие?

1) мороз           2) южный          3) вглубь          4) вдруг

  1. В каком слове количество букв и звуков совпадает?

1) улыбаться          2) деревья          3) счастье          4) местность

  1. В каком слове произносится звук [с]?                  

1) сбросить   2) счёт   3) извлечь   4) близко

  1. В каком слове произносится гласный [о]?
  1. загородный   2) причёска   3) шелковистое   4) пощадить

  1. В каком примере произносится согласный [з]?  

1) из школы   2) с берега   3) безвкусный   4) сжать

  1. В каком слове произносится звук [дʼ]?                

1) отголосок    2) молотьба   3) отнять    4)  редька

  1. В каком слове произносится гласный [а]?            

1) счастье   2) частички   3) яйцо   4) щадить

  1. В каком слове произносится звук [п’]?                

1) глуп   2) вглубь   3) коробки   4) бьют

  1. В каком слове есть непроизносимый согласный?

1) опас?ный   2) прекрас?ный   3) чудес?ный    4) ус?ный  

  1.  В каком примере произносится согласный [в]?  

1) вскоре    2) в шубе   3) вдруг   4) здоров

  1.  В каком слове буква Ё обозначает два звука?
  1. вертолёт   2) подъём   3) окрылённый   4) вёрткий  

  1.  В каком слове выделенная буква правильно обозначает место ударения?

1) алфАвит          2) понЯл          3) звОнит          4) красИвее

  1.  Что такое графика?
  1. Раздел лингвистики, изучающий правила обозначения звуков речи буквами.
  2. Раздел лингвистики, изучающий правила постановки ударения в словах и произношения звуков и звукосочетаний.
  3. Раздел лингвистики, изучающий звуки речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока русского языка в 10 классе "Лексические нормы современного русского языка"

Сценарий урока предполагает различные виды работы со словом, реализует элементы требований ФГОС старшей школы...

Сценарий урока русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС "Второстепенные члены предложения"

Урок русского языка в 5 классе "Второстепенные члены предложения" составлен в соответствии с требованиями ФГОС по УМК М.М.Разумовской. Цель урока: формировапние ценностного отношения к совместной позн...

Сценарий урока русского языка в 7 классе.

Сценарий урока русского языка « Одна и две буквы Н в суффиксах причастий и отглагольных  прилагательных» представляет урок «открытия» нового знания, разработан согласно критериям ФГОС....

Сценарий урока русского языка в 5 классе с учётом требований ФГОС.

План-конспект урока  русского языка в 5 классе с учётом требований ФГОС....

Сценарий урока русского языка в 7 классе "Портрет причастия"

Сценарий урока возможно использовать на этапе повторения темы "Причастие" в 7 классе....

Сценарий урока русского языка для 5 класса

Сценарий урока на тему "Словари - наши друзья и помошники"...