Педагогические материалы
статья по теме

Вережинская Римма Леонидовна

Тексты выступлений на педагогических советах, круглых столах и районных семинарах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Цели современного урока.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цели современного урока.

Организация процесса обучения прежде всего связана с четким определением его целей, а также их осознанием и принятием учащимися.

Цели обучения есть нечто иное, как идеальное (мысленное) предвосхищение его конечных результатов, т.е. того, к чему должны стремиться педагог и учащиеся. В этом смысле целевые установки учебного процесса делают для учащихся понятными смысл и способы организации учебного процесса, учебно-познавательной деятельности и оказывают существенное влияние на ее активизацию.

Существует 3 группы взаимосвязанных целей:

  1. Образовательные (овладение знаниями, умениями, навыками).
  2. Развивающие (развитие мышления, памяти, творческих способностей, а также умений и навыков).
  3. Воспитательные (формирование мировоззрения, нравственности, эстетической культуры).

Проектируя проведения учебных занятий, педагогу следует детально определить как образовательные, так и развивающе-воспитательные цели, а также тот уровень, на котором будут решаться эти цели. Их необходимо доводить до сознания учащихся, чтобы они хорошо понимали целевую направленность своей учебно-познавательной деятельности.

Нередко учителя основное внимание обращают на усвоение учащимися приемом произвольного внимания, а также способам мыслительной деятельности, приемам рационального запоминания и не заботятся о побуждении их к самостоятельности и творчеству в процессе овладения изучаемым материалом. Все это отрицательно сказывается на развивающей стороне обучения.

Важной развивающей и воспитательной задачей урочных занятий является формирование интереса к учению, усидчивости и настойчивости в овладении знаниями.

Кроме того, встает вопрос об учете индивидуальных особенностей мышления, памяти, сообразительности, способностей. Задача индивидуального подхода к учащимся решается более успешно, если на уроках широко практикуется самостоятельная работа учащихся.

Интересны также рекомендации по определению целей обучения, выработанные с точки зрения технологического подхода в обучении.

––Педагогическая технология - систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования. Для технологического подхода характерно, как указывают ряд зарубежных исследователей (Р.Гонье, Л.Бригге, А.Д.Ромишовский), наличие некоторого воспроизводимого обучающего цикла, включающего обратную связь, диагностику и коррекцию. Вот этапы этого цикла:

а). Общая постановка целей обучения;

б). Переход к их детализации;

в). Предварительная оценка обученности, активизации ранее изученного (диагностики);

г). Коррекция на основе оперативной обратной связи;

д). Оценка результата (рефлексия)

Эти этапы и требования, формулируемые педагогической технологией, помогают учителям отвечать на извечные вопросы, возникающие в практике: какая цель должна быть достигнута и какова последовательность ее реализации?

В результате рождаются вариативные способы решения педагогических задач и разнообразные педагогические системы, в основе которых функционирует технологическая схема:

Цель––средства––правила

и

Последовательность их использования

Результат

Ранее уже были приведены общедидактические цели обучения(«должные»). Специфика технологического подхода в том, что он требует конкретизации.

Цели обучения формируются следующим образом:

  1. Диагностично, т.е. проверяемо и измеряемо;
  2. Цели обучения должны быть реальными, т.е. учитывать «базу знаний» об индивидуальных особенностях учащихся, включая их учебные возможности, сведения о работоспособности и перспективах учения.
  3. Цели формируются конструктивно, т.е. с учетом профессиональных возможностей педагогов, реализующих поставленные цели.

Использованная литература:

  1. Харламов И.Ф. Педагогика. Уч. пособие. 2-е изд. М.:высшая школа, 2002. 576 с.
  2. Кузибецкий А.И. Технологический подход в обучении: эволюция основных понятий и особенности содержания. Химия в школе. №5.2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Дидактические материалы экологической направленности"

В условиях новой системы аттестации педагогических работников одним из требований к первой и высшей квалификационной категории является наличие педагогического проекта. Надеюсь, что опыт моей работы б...

Материалы к аттестации педагогических и руководящих работников

 Материалы к аттестации педагогических и руководящих работниковобразовательных учреждений автономного округа  октябрь,  2012 год...

Применение гибких методов обучения детей с ОВЗ, опирающиеся на новаторские подходы к использованию педагогических материалов, оборудования и ИКТ.

Организация процесса познания – одна из важнейших задач, стоящих перед учителями школ, где обучаются дети с ограниченными физическими возможностями. Познавательная деятельность – это средство достижен...

Материалы педагогического совета "Личность педагога - основной фактор успешности педагогической деяткльности"

Выступление на педагогическом совете на тему "Личность педагога - основной фактор успешности педагогической деяткльности"...

Выступление учителя английского языка на педагогических чтениях школьного уровня с материалом из собственного педагогического опыта с применением образовательных технологий на своих уроках.

Жизнь в современном обществе требует от школьников развития таких важных познавательных навыков, как умение выработать собственное мнение, осмыслить опыт, выстроить цепь доказательств, выразить себя я...