основы социально-педагогической деятельности
статья по теме

Зайцева Светлана Николаевна

В помощь соц.педагогу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основы социально-педагогической деятельности.

Социально-педагогическая деятельность может реализовываться в виде социально-педагогической технологии - одного из сложившегося на основе предыдущего опыта или выявленного и обоснованного пути достижения определенной социально-педагогической цели (Л.В. Мардахаев). Технология вообще - это совокупность приемов, применяемая в каком-нибудь деле, мастерстве, искусстве. Необходимо отметить, что специалисты сегодня не пришли пока к единому мнению относительно технологизации социально-педагогической деятельности.

С точки зрения В.П. Беспалько, любая деятельность либо технология, либо искусство. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. Интуиция жизненно необходима социальному педагогу, так как не всегда у него имеется запас времени для того, чтобы просчитать оптимальный вариант поведения и (или) реакции возникающие ситуации. Однако социальная педагогика утверждается как наука, поэтому увеличивается количество направлений деятельности социального педагога. В связи с этим социальному педагогу важно уяснить основания для выбора уже сложившейся технологии либо разработки специальной технологии для конкретного случая. Это значит - определить: 

· цель своих усилий;

· необходимые условия для ее реализации;

· особенности и возможности ребенка, подростка;

· возможности и особенности социума, микросоциума (школы, класса, семьи и др.);

· возможные формы и методы ее реализации;

· временные возможности для достижения поставленной цели. 

Различные направления работы социального педагога в разной степени поддаются технологизации.

Социальные технологии - методы решения социальных проблем, направленные на формирование условий жизни и развития общества, общественных отношений, социальной структуры с целью обеспечения потребностей человека, создания условий для реализации его потенциальных способностей и интересов, с учетом одобряемой обществом системы ценностей и взаимозависимости между общественным прогрессом и экономическим развитием.

По практической направленности различают социально-экономические, организационно-распорядительные, медико-социальные и психолого-педагогические социальные технологии.

По способам реализации различают социальные технологии: 

- основанные на государственном патернализме; 

- основанные на самозащите каждой отдельной личности; 

- совмещающие в той или иной мере государственный патернализм и самозащиту личности.

Классификация социальных технологий:

п/п

Основная классификация

Виды социальных технологий

1

Сфера применения

- глобальные
- универсальные
- региональные

2

Объекты

- групповые
- общинные
- индивидуальные

3

Характер решаемых проблем

- организационные
- обучающие (информационные)
- инновационные (поисковые)
- социальное моделирование
- социальное прогнозирование

4

Область заимствования методов

-социально-медицинские
- социально-психологические
- социально-педагогические:
* социально-педагогическая профилактика
* социально-педагогическая поддержка
* психолого-педагогическая коррекция социальной ситуации защиты детства
* социальная защита детства
* социально-педагогическая реабилитация детей и подростков

5

Направления социальной работы

Собственно социальной работы:
- социальная диагностика (экспертиза)
- социальная профилактика
- социальный контроль (надзор)
- социальная реабилитация
- социальная адаптация
- социальный патронаж (опека)
- социальное обеспечение
- социальная терапия
- социальное консультирование

Технологии социальной работы:


· Социальная диагностика - это комплексный процесс исследования социального явления с целью обнаружения, распознания и изучения причин наследственных связей, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития.

·
Социальная реабилитация - это процесс, направленный на восстановление способностей человека к жизни деятельности в социальной среде предполагает реабилитацию на медицинском, бытовом, ролевом, личностном уровнях, в глазах общества. 

·
Социальное обеспечение - это система оказания социальных услуг в рамках государственной системы, материального обеспечения и обслуживания лиц нуждающихся в социальной помощи.

·
Социальная терапия - это целенаправленный процесс практического воздействия, государственных структур, общественных организаций на конкретные формы социальных отношений.

·
Социальное консультирование - это технология оказания социальной помощи путем целенаправленного, информированного воздействия на человека по поводу его социализации.

·
Социальная адаптация - это система методов и приемов, направленных на оказание поддержки людям в процессе их социализации или приспособление к новым условиям в связи с изменением социального статуса, а также неадаптированным личностям.

·
Социальный контроль - это механизм, с помощью которого реализуется совокупность процессов организованного воспитательного характера. В социальной системе он направлен на обеспечение функционирования систем в соответствии с определенными нормами. 

·
Социальная профилактика - это совокупность мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию причин, вызывающих негативное отклонение в развитии и поведении. 

·
Социальная опека - это особая форма государственной защиты прав личности и имущества недееспособных граждан. 

Владение технологиями позволяет оптимизировать свою профессиональную деятельность, поднять на уровень профессиональное мастерство. В этом случае к огромному арсеналу методов, приемов и способов деятельности социальный педагог подходит с позиции необходимости и достаточности. Характер технологии, используемой социальным педагогом, задается проблемой ребенка, особенностями его личности, воспитательного микросоциума, уровнем социальной адаптации и возможностями самого специалиста.

Классификация основных методов, используемых социальным педагогом.

Условно методы можно разделить на методы исследования социально-педагогической реальности и методы ее преобразования (С.В.Тетерский). Имеет право на существования и классификация, предложенная Ф.А.Мустаевой, она выделяет: методы исследования, методы воспитания и методы социально-психологической помощи. В контексте содержательной характеристики социально- педагогической деятельности возможно деление, имеющихся методов на: социально-педагогического исследования, методы социального обучения и воспитания, методы социально-педагогической помощи (Л.Н.Маркина).

Следует отметить, что в современной педагогической реальности наблюдается тенденция превращения методов науки в методы практической деятельности работников образовательных учреждений. Так, в реальной практической деятельности, социальному педагогу, чтобы оказать профессиональную помощь ребенку, необходимо собрать объективные сведенья о ребенке и его окружении, проанализировать полученные сведенья, выстроить предположение (гипотезу) о возможном решении проблемы социальной жизни ребенка, предпринять конкретные практические шаги по реализации, выдвинутой гипотезы и, наконец, проверить результативность, предпринятых им шагов.

Методы

Социальной работы

Психологические

Педагогические

Методы социальной диагностики:
- интервью
- мониторинг
- социологический опрос
- экспертная оценка
- экспертный прогноз
- биографический метод

Психодиагностические:
- тесты интеллекта и способностей
- личностные опросники
- тесты достижений
- проективные тесты
- рисуночные тесты
- социометрия

Организационные:
- педагогический эксперимент

Методы социальной профилактики:
- превентивный метод
- социальная терапия
- социодрама
- группа поддержки

Психокоррекционные:
- психогимнастика
- игровая коррекция
- игротерапия
- арттерапия
- диагностический обучающий эксперимент
-социально-психологический тренинг

Педагогической диагностики:
- педагогическое наблюдение
- естественный эксперимент

Методы социального контроля:
- социальный надзор
- социальная опека
- социально-медицинский уход
- социальное обслуживание

Методы психологического консультирования:
- эмпатическое слушание
- интерпретация
- идентификация
- фасилитация
- выдвижение гипотез

Обучения:
- словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция)
- наглядные (иллюстрация, демонстрация, работа с учебником)
- практические (упражнения, игры, творческие задания, проблемные ситуации)

Методы социальной реабилитации:
- трудотерапия
- статусное перемещение
- групповая терапия
- кризисная интервенция

Метод психотерапии:
- самовнушение
- рационализация
- психоанализ
- транзактный анализ
- групповая терапия
- семейная терапия

Воспитания:
- положительный пример
- убеждение
- приучение
- поощрение и наказание
- внушение
- упражнение
- перспектива
- игра
- доверие
- организация успеха
самовоспитание

Социально-экономические методы:
- метод льгот и пособий
- метод компенсаций
 - социальный патронаж
- медицинский патронаж
- социально-экономические санкции

Организационно-распорядительные методы:
- регламентирование
- нормирование
- инструктирование
- критика
- контроль и проверка исполнения

Социально-педагогические методы

Методы как элемент социального воспитания:
- метод мотивирования и поощрения к действию
- метод репродуцирования
- метод закрепления и обогащения
- метод содействия и сотворчества

Методы воздействия:
- методы, воздействующие на сознание
- методы, воздействующие на чувства
- методы, воздействующие на поведение

Методы организации социально-педагогического взаимодействия:
- метод целеполагания
- метод ценностного ориентирования
- метод организации деятельности
 - методы общения
- методы оценки
- методы самореализа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы социально-педагогической деятельности

Презентация для лекции "Основы социально-педагогичекой деятельности"...

«Теоретические и практические основы социально-педагогической деятельности в современных образовательных учреждениях»

Идея социально - психологического сопровождения является методом работы школьной социально - психологической службы. Сопровождение рассматривается нами как целостная деятельность практического психоло...

Открытый урок по МДК 02.01. Основы организации внеурочной работы (социально- педагогическая деятельность)

План- конспект открытого урока на тему: "Организация и проведение КТД в разные периоды смены" проведен в соответствии с модульной технологией обучения в виде практического занятия. данный урок способс...

Законодательные основы социально-педагогического сопровождения семьи, находящейся в социально-опасном положении

В своей деятельности социальный педагог опирается в первую очередь на законодательные акты Федерального, Регионального и Муниципального уровня....

"Социально-педагогические аспекты деятельности учителя в современной школе"

В связи с процессом урбанизации, свя­занной с концентрацией промышленно­сти, торговли и транспорта в городах, поя­вилось множество новых профессий, в ко­торых молодежи трудно ориентиро...