Основы социально-педагогической деятельности.
материал на тему

Кошелева Анна Александровна

Социальная педагогика

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc198 КБ

Предварительный просмотр:

Основы социально-педагогической деятельности.

Социально-педагогическая деятельность может реализовываться в виде социально-педагогической технологии - одного из сложившегося на основе предыдущего опыта или выявленного и обоснованного пути достижения определенной социально-педагогической цели (Л.В. Мардахаев). Технология вообще - это совокупность приемов, применяемая в каком-нибудь деле, мастерстве, искусстве. Необходимо отметить, что специалисты сегодня не пришли пока к единому мнению относительно технологизации социально-педагогической деятельности.

С точки зрения В.П. Беспалько, любая деятельность либо технология, либо искусство. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. Интуиция жизненно необходима социальному педагогу, так как не всегда у него имеется запас времени для того, чтобы просчитать оптимальный вариант поведения и (или) реакции возникающие ситуации. Однако социальная педагогика утверждается как наука, поэтому увеличивается количество направлений деятельности социального педагога. В связи с этим социальному педагогу важно уяснить основания для выбора уже сложившейся технологии либо разработки специальной технологии для конкретного случая. Это значит - определить:

· цель своих усилий;

· необходимые условия для ее реализации;

· особенности и возможности ребенка, подростка;

· возможности и особенности социума, микросоциума (школы, класса, семьи и др.);

· возможные формы и методы ее реализации;

· временные возможности для достижения поставленной цели.

Различные направления работы социального педагога в разной степени поддаются технологизации.

Социальные технологии - методы решения социальных проблем, направленные на формирование условий жизни и развития общества, общественных отношений, социальной структуры с целью обеспечения потребностей человека, создания условий для реализации его потенциальных способностей и интересов, с учетом одобряемой обществом системы ценностей и взаимозависимости между общественным прогрессом и экономическим развитием.

По практической направленности различают социально-экономические, организационно-распорядительные, медико-социальные и психолого-педагогические социальные технологии.

По способам реализации различают социальные технологии:

- основанные на государственном патернализме;

- основанные на самозащите каждой отдельной личности;

- совмещающие в той или иной мере государственный патернализм и самозащиту личности.

Классификация социальных технологий:

п/п

Основная классификация

Виды социальных технологий

1

Сфера применения

- глобальные

- универсальные

- региональные

2

Объекты

- групповые

- общинные

- индивидуальные

3

Характер решаемых проблем

- организационные

- обучающие (информационные)

- инновационные (поисковые)

- социальное моделирование

- социальное прогнозирование

4         

Область заимствования методов

-социально-медицинские

- социально-психологические

- социально-педагогические:

* социально-педагогическая профилактика

* социально-педагогическая поддержка

* психолого-педагогическая коррекция социальной ситуации защиты детства

* социальная защита детства

* социально-педагогическая реабилитация детей и подростков

5         

Направления социальной работы

Собственно социальной работы:

- социальная диагностика (экспертиза)

- социальная профилактика

- социальный контроль (надзор)

- социальная реабилитация

- социальная адаптация

- социальный патронаж (опека)

- социальное обеспечение

- социальная терапия

- социальное консультирование

Технологии социальной работы:

· Социальная диагностика - это комплексный процесс исследования социального явления с целью обнаружения, распознания и изучения причин наследственных связей, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития.

· Социальная реабилитация - это процесс, направленный на восстановление способностей человека к жизни деятельности в социальной среде предполагает реабилитацию на медицинском, бытовом, ролевом, личностном уровнях, в глазах общества.

· Социальное обеспечение - это система оказания социальных услуг в рамках государственной системы, материального обеспечения и обслуживания лиц нуждающихся в социальной помощи.

· Социальная терапия - это целенаправленный процесс практического воздействия, государственных структур, общественных организаций на конкретные формы социальных отношений.

· Социальное консультирование - это технология оказания социальной помощи путем целенаправленного, информированного воздействия на человека по поводу его социализации.

· Социальная адаптация - это система методов и приемов, направленных на оказание поддержки людям в процессе их социализации или приспособление к новым условиям в связи с изменением социального статуса, а также неадаптированным личностям.

· Социальный контроль - это механизм, с помощью которого реализуется совокупность процессов организованного воспитательного характера. В социальной системе он направлен на обеспечение функционирования систем в соответствии с определенными нормами.

· Социальная профилактика - это совокупность мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию причин, вызывающих негативное отклонение в развитии и поведении.

· Социальная опека - это особая форма государственной защиты прав личности и имущества недееспособных граждан.

Владение технологиями позволяет оптимизировать свою профессиональную деятельность, поднять на уровень профессиональное мастерство. В этом случае к огромному арсеналу методов, приемов и способов деятельности социальный педагог подходит с позиции необходимости и достаточности. Характер технологии, используемой социальным педагогом, задается проблемой ребенка, особенностями его личности, воспитательного микросоциума, уровнем социальной адаптации и возможностями самого специалиста.

Классификация основных методов, используемых социальным педагогом.

Условно методы можно разделить на методы исследования социально-педагогической реальности и методы ее преобразования (С.В.Тетерский). Имеет право на существования и классификация, предложенная Ф.А.Мустаевой, она выделяет: методы исследования, методы воспитания и методы социально-психологической помощи. В контексте содержательной характеристики социально- педагогической деятельности возможно деление, имеющихся методов на: социально-педагогического исследования, методы социального обучения и воспитания, методы социально-педагогической помощи (Л.Н.Маркина).

Следует отметить, что в современной педагогической реальности наблюдается тенденция превращения методов науки в методы практической деятельности работников образовательных учреждений. Так, в реальной практической деятельности, социальному педагогу, чтобы оказать профессиональную помощь ребенку, необходимо собрать объективные сведенья о ребенке и его окружении, проанализировать полученные сведенья, выстроить предположение (гипотезу) о возможном решении проблемы социальной жизни ребенка, предпринять конкретные практические шаги по реализации, выдвинутой гипотезы и, наконец, проверить результативность, предпринятых им шагов.

        Методы

Социальной работы

Психологические

Педагогические

Методы социальной диагностики:

- интервью

- мониторинг

- социологический опрос

- экспертная оценка

- экспертный прогноз

- биографический метод

Психодиагностические:

- тесты интеллекта и способностей

- личностные опросники

- тесты достижений

- проективные тесты

- рисуночные тесты

- социометрия

Организационные:

- педагогический эксперимент

Методы социальной профилактики:

- превентивный метод

- социальная терапия

- социодрама

- группа поддержки

Психокоррекционные:

- психогимнастика

- игровая коррекция

- игротерапия

- арттерапия

- диагностический обучающий эксперимент

-социально-психологический тренинг

Педагогической диагностики:

- педагогическое наблюдение

- естественный эксперимент

Методы социального контроля:

- социальный надзор

- социальная опека

- социально-медицинский уход

- социальное обслуживание

Методы психологического консультирования:

- эмпатическое слушание

- интерпретация

- идентификация

- фасилитация

- выдвижение гипотез

Обучения:

- словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция)

- наглядные (иллюстрация, демонстрация, работа с учебником)

- практические (упражнения, игры, творческие задания, проблемные ситуации)

Методы социальной реабилитации:

- трудотерапия

- статусное перемещение

- групповая терапия

- кризисная интервенция

Метод психотерапии:

- самовнушение

- рационализация

- психоанализ

- транзактный анализ

- групповая терапия

- семейная терапия

Воспитания:

- положительный пример

- убеждение

- приучение

- поощрение и наказание

- внушение

- упражнение

- перспектива

- игра

- доверие

- организация успеха

самовоспитание

Социально-экономические методы:

- метод льгот и пособий

- метод компенсаций

 - социальный патронаж

- медицинский патронаж

- социально-экономические санкции        

        

Организационно-распорядительные методы:

- регламентирование

- нормирование

- инструктирование

- критика

- контроль и проверка исполнения

Социально-педагогические методы

Методы как элемент социального воспитания:

- метод мотивирования и поощрения к действию

- метод репродуцирования

- метод закрепления и обогащения

- метод содействия и сотворчества

Методы воздействия:

- методы, воздействующие на сознание

- методы, воздействующие на чувства

- методы, воздействующие на поведение

Методы организации социально-педагогического взаимодействия:

- метод целеполагания

- метод ценностного ориентирования

- метод организации деятельности

 - методы общения

- методы оценки

- методы самореализации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы социально-педагогической деятельности

Презентация для лекции "Основы социально-педагогичекой деятельности"...

«Теоретические и практические основы социально-педагогической деятельности в современных образовательных учреждениях»

Идея социально - психологического сопровождения является методом работы школьной социально - психологической службы. Сопровождение рассматривается нами как целостная деятельность практического психоло...

Открытый урок по МДК 02.01. Основы организации внеурочной работы (социально- педагогическая деятельность)

План- конспект открытого урока на тему: "Организация и проведение КТД в разные периоды смены" проведен в соответствии с модульной технологией обучения в виде практического занятия. данный урок способс...

Законодательные основы социально-педагогического сопровождения семьи, находящейся в социально-опасном положении

В своей деятельности социальный педагог опирается в первую очередь на законодательные акты Федерального, Регионального и Муниципального уровня....

"Социально-педагогические аспекты деятельности учителя в современной школе"

В связи с процессом урбанизации, свя­занной с концентрацией промышленно­сти, торговли и транспорта в городах, поя­вилось множество новых профессий, в ко­торых молодежи трудно ориентиро...