архитектура и социум
статья по теме

дипломная работа по социальной педагогике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diplomnaya_rabota_s_.doc216.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Введение

«Архитектура – среда, в которой человечество существует, которая противостоит  природе и связывает человека с природой, среда, которую человечество создаёт, чтобы жить, и оставляет потомкам в наследство».

Среда – понятие относительное, т. е. нет среды вообще, а есть среда по отношению к чему – либо или к кому – либо. В наиболее общем смысле окружающая среда системы – это множество объектов, не входящих в систему, изменение свойств которых может менять состояние системы. Внешние объекты, не влияющее на существенные свойства системы и на которые система тоже не влияет, не относятся к среде. В зависимости от целей исследования будет выделена система и соответствующая ей среда, включая другие взаимодействующие системы. Так мы можем изучить среду для человека, для собаки, для телевизора. Очевидно, что эти среды будут иметь различные параметры, хотя пространственно они могут быть совмещены. Если принимать во внимание исследовательские цели психологии архитектуры и социологии, то наибольший интерес представляет среда для человека, общества (группы людей) и человечества. Представим модель жизненной среды человека. Для этого выделим человека как систему (рис. 1) и рассмотрим его взаимодействие с тремя подсистемами окружающей среды: природная (П), общество (О) и ноосфера (Н) (или техносфера, антропосфера – среда, созданная человеком).

        Актуальность. В последние годы социально – экономические, политические, а также образовательные процессы, происходящие на уровне регионов и государства в целом, стали объектом особого внимания со стороны политиков, учёных, хозяйственников, психологов и социологов. Одним из аспектов, рассматриваемых в этом направлении, является организация среды обитания и жизнедеятельности человека. Возникает ряд вопросов:

  1. Что такое среда ?
  2. Как организовывается жизненное пространство?
  3. Архитектурная среда – влияет или подчиняется развитию общества?
  4. Как правильно организовать среду?
  5. В чём смысл средового подхода в архитектуре? И т. д.

             Все существующее актуально и потенциально в духе классической философии (например, Лейбниц, Гегель) можно обозначить как «универсум». Человек может относиться к универсуму двояко: духовно и практически, опосредуя своё отношение деятельностью. Духовно освоенная часть универсума – это «мир». Практически освоенная часть – «среда».

        Допустим, что жизненная среда человека (т. е. Окружающая среда, оказывающая существенное влияние на человека), не охватывает указанные подсистемы полностью, а вычленяет из них лишь некоторые области пересечения, которые мы обозначим соответственно естественной средой (ЕС), искусственная среда (ИС) и социальной средой (СС). Последние будут являться компонентами жизненной среды исследуемого нами человека (конкретного или обобщенного), с которыми у него образуются прямые и обратные связи. Дальнейшая классификация ЖСЧ может производиться по различным направлениям. Из них особый интерес, на наш взгляд, представляет функциональное основание, исходя из трёх основных фаз жизни человека – труд, быт и отдых. Соответственно, мы расчленяем ЖСЧ на производственную среду (ЖС) и рекреационную среду (РС). Каждая из этих разновидностей среды может быть изучена с различных исследовательских позиций или аспектов, выделяя те или другие особенности или свойства среды, как, например, пространство, цвет, свет, шум и т. п.

        Жилую среду можно рассматривать на уровнях города, жилого района, микрорайона, жилого дома, квартиры, комнаты.

        Модель формирующей среды архитектурного объекта.

        Если представить структуру среды в виде развивающегося конуса, состоящего из двух областей, где первая символизирует общественное бытие, а вторая, зеркально отраженная – общественное сознание, то эти области представляется возможным разделить на два концентрических круга, сходящихся к архитектурному объекту (приложение 1). Малый круг отражает творческую жизнь архитектора, большой – социальную жизнь конкретного общества. Радиальные вертикальные деления представляют таксономические подразделения. Каждое горизонтальное подразделение представляет одновременно эволюционный и фундаментальный слой, выражающий определённые уровни общественного бытия и сознания.

        Предприняв попытку выделения основных структурных элементов среды, формирующий архитектурный объект, мы не рассматриваем их как окончательное решение вопроса. Нас в данном случае интересуют методологические принципы анализа среды, основанные на выявлении специфики пространственно – временного взаимодействия и рефлексивной связи между процессами и явлениями, возникающими в бытии и сознании. Это позволило в первом приближении очертить границы структурных образований, образований, влияющих прежде всего на планировочную организацию архитектурного объекта.

Понятие «среды» складывается из определённых признаков:

  1. Среда как понятие служит выявлению причинно – следственных связей её с объектом, в целях прогнозирования (проектирования) последнего.
  2. Представление о среде всегда подразумевает другую, охватывающую её среду или возможность выделить в ней другую среду.
  3. Понятие внешней среды опирается на представление о её неограниченности в пространстве (или во времени).
  4. Представление о внутренней среде предполагает большую её ограниченность и связность по сравнению с внешней средой (т. е. Связность элементов среды в пространстве, времени или в пространстве признаков – во множестве всех значений признаков вместе с метрикой, определённой на этом множестве).
  5. Для описания внутренней среды важна связность между её компонентами; для внешней среды – связность её с объектом изучения (т. к. функция объекта – это, в широком смысле, его отношения с внешней средой).
  6. Устойчивость взаимоотношений объекта и среды определяется принципом дополнительности.
  7. Если исследуемый объект сложен, мало понятен, то среда формулируется методом высокой общности, когда рассматриваются немногие свободные условия взаимодействия объекта и среды, при небольшом количестве исходной информации.
  8. Если исследуемый объект понятен, сложность его невелика, известна структура его связей, то среда формулируется методом низкой общности или высокой специфичности, когда рассматриваются строгие условия взаимодействия объекта и среды при большом количестве информации.
  9. Выбор определённого среза реальности в качестве среды (для изучаемого объекта) определяет её состав, компоненты которого не обязательно удовлетворяют традиционным или организационным границам.
  10. Набор компонентов среды не формулируется заранее, а формируется в процессе исследования взаимовлияния среды и объекта; полный состав компонентов среды определяется волевым выбором в целях изучения объекта.
  11. Число компонентов в среде конечно, компоненты среды могут быть перечислены, причём перечисление компонентов среды входит в задачу исследования объекта.
  12. Компоненты среды могут быть поделены на группы, согласно общности качеств (или их природы); в группах может быть проведено ранжирование; каждой группе компонентов присущи свои единицы качественного и количественного анализа.
  13. Компоненты среды взаимосвязанны и взаимозависимы, что обусловлено целостностью среды. Рассмотрение отдельных компонентов вне среды не вскрывает их сущности.
  14. Сильная взаимосвязь компонентов не позволяет характеризовать среду какими – либо отдельными их группами, а только всей совокупностью, организованной в пространственно – временное единство.

Итак, из выше перечисленного следует, что существует множество версий и гипотез, связанных с формированием понятия «среда».Трудности  однозначно  интерпритировать понятию «среда» связаны прежде всего с тем, что до сих пор отсутствует единая основа для выделения универсальных признаков данного понятия в различных ситуациях, в различных контекстах.. Одно из определений среды гласит, что «среда» - это все элементы окружающего мира человека, таким образом все аспекты влияющие на жизнедеятельность будут представлять собой совокупность сред как отдельных научных дисциплин (географическая среда, экологическая среда, экономическая среда, психологическая среда и т. д.).

 Одним из объектов изучения является архитектурная среда.  Нетрудно установить, что понятие «архитектурная среда» скорее провозглашено, чем доказано и проверено. Поэтому в существование архитектурной среды можно только верить. И элемент веры особенно нагляден: почти всё окружает нас сопряжено с архитектурой. В качестве архитектурных объектов, т. е. Особым образом упорядоченных пространств для жизни людей, мы рассматриваем отдельные сооружения, поселения различного типа и их части, группы населённых мест, регионы расселения. Поэтому разделами архитектурной деятельности, помимо проектирования отдельных зданий, являются: градостроительство (планировка и застройка населённых мест и их частей), ландшафтная архитектура, архитектура дорог и т. д. Тот факт, что мнение о правомерности существования понятия является достаточно произвольным и любая конкурирующая гипотеза, которая могла бы опровергнуть доказательства первого соображения, также не обоснована, позволяет оправдать нашу попытку с помощью парадоксальных суждений внести некоторую ясность в  обсуждаемую проблему.

Итак, если «архитектура – среда, в которой человечество существует, которая противостоит природе и связывает человека с природой, среда, которую человечество создаёт, чтобы жить и оставлять потомкам в наследство …», то само существование человека возможно благодаря наложению друг на друга различного рода сред, взаимодействующих в единой системе «жизненная среда».

Для определения места архитектурной среды в этой системе проведем вертикальную декомпозицию жизненной среды. Основанием такого расчленения, судя по уже вычлененной архитектурной среде, должен служить характер субстанций, т. е. сама природа сред. Исходя из принятых критериев декомпозиции, на первом уровне с некоторой долей условности можно вычленить две основные составляющие жизненной среды: вещественную, или материально – пространственную, и духовную, или социально – психическую. Первая распадается на природную и искусственную среду, вторая, по всей вероятности, на социально – идеологическую (общество) и биопсихическую (человек). Не ставя перед собой цели обоснования последующих уровней декомпозиции, обратимся к искусственной среде, которая является макросредой по отношению к архитектуре. Зная «что есть архитектура», можно выделить среду архитектурную из всего того, что человек сотворил для улучшения условий своего бытия. Допустим это нам удалось.

При попытке самого поверхностного анализа полученной декомпозиции оказывается, что архитектурная среда тесно связана со всеми остальными составляющими жизненной среды, обусловлена ими и зависит от них. Помимо этого необходимо помнить, что главным и неотъемлемым компонентом жизненной среды, в том числе и архитектурной, является человек (социум). Человек и среда взаимопроникновенны: мы дышим, питаемся, осязаем, конструируем элементы среды, созидаем их понимаем или отвергаем. Следовательно, физическая граница между человеком и средой отсутствует, её трудно установить и после смерти человека.

Вместе с там мы всё более убеждаемся, что практика моделирования, созидания и функционирования архитектурного окружения показывает, что заявление о единстве этой субстанции и других  составляющих жизненной среды человека, в том числе и его самого, во многом оказываются лишь предположениями. Традиционное для архитектурной деятельности проектное конструирование среды, узкий круг специалистов, которые, руководствуясь усреднёнными нормативными параметрами, участвуют в формировании среды, вынужденная узость и консерватизм их мышления – всё это способствует искусственному разъединению составляющих интегрированной среды и противопоставлению архитектурной среды человеку. В этих условиях архитектурная среда всё больше напоминает беспристрастную механическую систему, недуг которой – её дегуманизация. В этой связи не только архитекторы, но и психологи, социологи, экологи, философы, географы сходятся во мнении о необходимости реанимации среды и настаивают на том, что архитектура не только цель, обеспечивающая утилитарные, а если это удаётся, то и эстетические потребности человека и общества, но и средство развития социума.

Однако все эти представления ещё больше усугубляют искусственное  разъединение структурных составляющих жизненной среды, поскольку в большинстве суждений присутствуют однозначные соответствия изменений среды и изменений человека, его деятельности, психики и т. п. И поскольку самого человека ставят рядом с тем, что является его «второй природой». Отсюда напрашивается вопрос, не является ли сам феномен «архитектурная среда» причиной всех бед?

Попытаемся пойти от противоположного. Поскольку архитектура «это не стиль …, это не дом и даже не город», поскольку «всё это – только части огромного явления, в котором она воплощается», напрашивается вывод о том, что архитектурной среды в чистом виде не существует. Есть жизненная среда, представляющая собой гармоничное единство, характеризующееся временными, пространственными, энергетическими и другими параметрами. А архитектура, вплетаясь в сложные отношения всех составляющих этой гетерогенной системы, растворяется в ней и одновременно обогащается всеми остальными субстанциями. Здесь архитектурная среда не может однозначно рассматриваться, изучаться, конструироваться. Можно выделить следующие составляющие жизненной среды: городская и сельская среда, в поселениях – жилая, производственная, рекреационная и другие среды.

Сказанное позволяет определить проблему исследования, которая состоит в слабой изученности темы т. к., архитектуре достаточно сложно вписаться в сложившийся          «средовой подход»  и, не теряя минимально необходимой информации для практического воплощения идей, определить границы влияния архитектуры на среду обитания и свод признаков, адекватно описывающих изучаемый объект и позволяющий эффективно прогнозировать его развитие.

Цель работы – изучение влияния архитектуры на развитие общества в целом и в современном промышленном районе в частности.

Объект исследования – архитектурная среда.

Предмет исследования – психологические факторы влияния архитектурной композиции на социум.

Рабочая гипотеза – выявление, обоснование и использование организационно –педагогических и психологических факторов воздействия архитектуры на социум может быть положительным, если:

  1. Действие данных факторов в совокупности рассматривается как приоритетный способ влияния на развитие общества.
  2. Друг по отношению к другу они выступают как необходимые условия реализации.
  3. Применение того или иного фактора как по отдельности, так и в совокупности основывается на анализе конкретного процесса развития социума в определённый период.

Задачи исследования:

  1. Изучение исторического подхода к развитию архитектурной среды, а также её влияние                  на развитие социума.
  2. Изучение архитектуры промышленного района, выявление его особенностей.
  3. Обобщение и анализ данных исследования.

Методы исследования:

  1. теоретический анализ;
  2. изучение исторического опыта;
  3. включенное наблюдение;
  4. беседы;
  5. опрос различных групп населения;
  6. изучение данных здравоохранения ;
  7. изучение данных правоохранительных органов.

Методологические основы исследования: Окружающая среда – всеобъемлющее условие существования людей, она подчиняется объективным закономерностям развития материи и сознания.

Среду жизнедеятельности людей как явление действительности в целях научного познания представим как некоторую абстрогированную сложную систему, отражающую реальную действительность.

Рассматривая архитектуру как процесс и средство организации пространства жизнедеятеятельности людей, мы будем рассматривать не только организацию потребительской (бытовой или непроизводственной) сферы, но и эмоционального воздействия и эстетического восприятия архитектуры.

II .Теоретическая часть.

"Архитектура - тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания и когда уже ничто не говорит о погибшем народе. Пусть же она, хоть отрывками, является среди наших городов в таком виде, в каком она была при отжившем уже народе. Чтобы при взгляде на нее осенила нас мысль о минувшей его жизни и погрузила бы нас в его быт, в его привычки и степень понимания и вызвала бы у нас благодарность за его существование, бывшее ступенью нашего собственного возвышения."

Н.В. Гоголь.

Раздел 1: «Когда и как возникла архитектура»

В древнегреческом языке существовало два слова: "архи" - "старший", и "тект" - "строить". Из этих слов родилось третье: "архитектон" - начальник строительных работ. Древние римляне переделали его в "архитектор", а искусство красиво строить разнообразные сооружения стали называть архитектурой.

Когда и как возникла  архитектура? Почему люди стали строить свои разнообразные и рациональные Жилища, Храмы, посвященные богам, Пирамиды, адресованные вечности, Дворцы, исполненные величия? Каким образом люди научились делать сооружения поэтичными: суровыми и ласковыми, торжественными или лиричными, - сооружения, в которых величие человеческого духа гармонично слито с достижениями строительной техники? Ответить на эти вопросы помогает История.

Славная дорога развития  строительного искусства человечества - дорога Архитектуры. Начало этого пути теряется в глубине веков, и путь этот не имеет конца, так же как и история человеческой цивилизации.

Первым жилищем, которое появилось у наших далеких предков, пытавшихся укрыться от непогоды и врагов, были пещеры, созданные самой природой. Будучи наделенными от природы разумом, сообразительностью и предприимчивостью, первобытные люди начали возводить и искусственные  сооружения для жилища. Это произошло в тот период, когда человек научился изготовлять простейшие орудия труда. Древнейший дом, который удалось обнаружить, был построен 57 тыс. лет назад. Его остатки найдены недалеко от водопада Калембо в Африке. Это сооружение получило название "родезийский дом". Сооружение представляет собой маленькое каменное строение со стенами, дверью и крышей.

В зависимости от климата,  местных строительных материалов и степени развития производительных сил общества человек создавал самые различные жилые постройки. Здесь и свайная деревня в лесных полосах с жарким тропическим климатом; охотничий дом-шалаш из бревен и коры в лесных зонах с умеренным климатом; хижина из дерева и кустарника в лесостепных массивах; юрта из войлока и кошмы в степях; палатка из шерсти в песчаных пустынях; глинобитные уступчатые дома на склонах предгорий и речных долин; чум (коническая палатка) из меха и шкур в зоне снежных пустынь и тундры.

Но все это еще не архитектура, это лишь продукт строительной деятельности человека, продукт, предназначенный для удовлетворения сугубо утилитарных целей.

В эпоху неолита наши предки одновременно с жилищами начали возводить сооружения из очень крупных камней: менгиры, дольмены, кромлехи. Эти сооружения получили название мегалитических (от греческих слов "мегас" - большой и "литос" - камень).

Мегалитические постройки  несли в себе образное начало и были художественным выражением идеологических, духовных и эстетических потребностей. Менгир ("длинный камень") - вертикально поставленный камень, иногда завершавшийся изображением головы, по мнению одних ученых, является символом вертикально стоящего человека, своим отвесным положением противопоставляющего себя животным. Другие считают, что менгир мог также символизировать род и его силу, будучи одновременно местом, связанным с культом предков.

Дольмен, состоявший обычно из  двух или четырех вертикально поставленных камней, перекрытых другим камнем, ученые связывают с культом захоронения: это склеп, простейший саркофаг или гробница.

Кромлех сооружали из каменных плит или столбов, расположенных по кругу и перекрытых горизонтальными плитами. В центре круга находится вертикально стоящий камень (менгир) или очаг. Все камни и плиты здесь имеют достаточно тщательную обработку. В Англии около Стоунхенджа был найден кромлех, в котором каменные столбы образуют несколько концентрических кругов: один - из небольших менгиров, другой, центральный, - из огромных глыб, попарно перекрытых каменными блоками. Центр архитектурной композиции - прямоугольная плита. Есть предположение об использовании этого кромлеха в астрономических целях.

Остатки мегалитических сооружений можно встретить сегодня также в Сибири, на Кавказе, а также в Китае и Японии. Современного человека, разумеется, не удивишь ни оригинальностью конструкции этих построек, ни тем художественным впечатлением, которое они производят. Сегодня мы, естественно, не можем утверждать, что конструкция этих сооружений отличается большим остроумием и технической целесообразностью. С точки зрения эффективного использования свойств материала камень, работающий на изгиб, и к тому же положенный плашмя, обладает значительно меньшей прочностью, поскольку лучше всего работает на сжатие.

И все же мегалитические  сооружения являются величайшим достижением рода человеческого в развитии его материальной и духовной культуры, в зарождении и становлении искусства Архитектуры. И вот почему.

  1. Во-первых, эти сооружения, и сегодня поражающие размерами и весом (до 200 тонн) своих элементов, могли явиться продуктом только коллективного труда, продуктом деятельности не одного человека, а общества.
  2. Во-вторых, они демонстрируют удивительное строительное искусство наших предков, сумевших возвести столь внушительные сооружения примитивными средствами. Разгадка способа строительства мегалитических построек не найдена и поныне.
  3. В-третьих, мегалитические сооружения демонстрируют применение каменной конструкции впервые в истории строительной деятельности человечества (менгир - столба, дольмен и кромлех - столба и балки).
  4. И наконец, самое существенное: мегалитические сооружения имеют культовое назначение и возведены уже не ради удовлетворения утилитарных потребностей человека, а для удовлетворения его духовных запросов. Дольмен и кромлех - это прообразы будущих храмовых и погребальных сооружений.

Итак, каменная конструкция, возведенная обществом людей для удовлетворения духовных потребностей. Здесь наглядно видно, как строительство приобретает вид определенной общественной потребности и получает художественную (духовную) трактовку. Вот в этом единстве строительного дела и искусства возникает Архитектура, или, как ее еще называют, Зодчество.

Конечно, мегалитические постройки древних внешне еще очень далеки от тех сооружений, которые сегодня мы относим к произведениям архитектуры. Тем не менее по своей сути они являются уже "носителями архитектуры". В них уже отчетливо проявился двойственный характер архитектурных сооружений: как определенный вещественный объем они материальны, но как художественное произведение они духовны.

Итак, в образе менгира, дольмена и кромлеха архитектура начала свое триумфальное шествие через столетия и эпохи.

Раздел 2: «Польза, прочность, красота».

        С глубокой древности людей  интересовала не только практика, по и теория строительной деятельности. Этому были посвящены различные сочинения, которые подытоживали опыт строительного искусства своего времени. Особенно много таких работ появилось и период расцвета человеческой мысли - в эпоху Возрождения. В них в той или иной форме осмыслена сущность архитектуры, не утратившей своего значенияи и сегодня. Выдающийся архитектор XVI в. Палладио Андреа писал: "...В каждой постройке должны быть соблюдены... три вещи, без которых ни одно здание не может заслужить одобрения: это польза и удобство, долговечность, красота; ибо невозможно было бы назвать совершенным здание хотя бы и полезное, но недолговечное, равно как и такое, которое служит долго, но неудобно, или же то, что имеет одно и другое, но лишено всякой прелести. Удобство получится тогда, когда каждой части будет дано подходящее место и достаточное пространство... Чтобы достигнуть долговечности, необходимо стены делать по отвесу... с хорошим прочным фундаментом... Красота явится результатом красивой формы и соответствия целого частям, частей между собой и также частей целому..."

Говорить об архитектуре, оценивать сооружения разных эпох и народов, понимать существо и смысл содеянного человечеством невозможно без раскрытия содержания этой классической формулы зодчества. Сменяются эпохи, архитектурные стили, изменяется материал, из которого выполняются сооружения, но эти три качества остаются непременными для каждой постройки, претендующей называться произведением архитектуры.

Польза и красота - тема, которая не перестает па протяжении веков привлекать внимание теоретиков искусства. Признавая взаимосвязь этих двух качеств, они высказывают противоположные точки зрения.

"Красота возникает на основе пользы",-утверждают одни.

"Красота рождается на основе бесполезного",- возражают другие.

Вот несколько высказываний сторонников первой точки зрения.

  1. "Дома строятся для того, чтобы в них жить, а не для того, чтобы ими любоваться",- считал английский философ XVI в. Ф. Бэкон.
  2. "Форма, которую невозможно объяснить, никогда не будет красивой",- утверждал французский историк архитектуры XIX. в. Виоле ле Дюк.
  3. "То, что хорошо функционирует, также хорошо выглядит",- провозгласил в начале XX в. немецкий архитектор Б. Тауг.

Вот противоположная точка зрения.

  1. "По-настоящему прекрасным является только то, что ничему не служит", - утверждал французский писатель XIX в. Т. Готье.

В самом дело, разве гигантский размер и геометрия пирамид Египта, абсолютно но нужные для захоронения одного человека (даже фараона), не придают им необыкновенную выразительность? Строить гигантскую пирамиду для захоронения одного человека бессмысленно (бесполезно), но Целесообразно с идеологической точки зрения (прославление власти фараонов).

Анализируя архитектурные творения всегда наталкиваешься на противоречие первичности пользы и красоты. Неизменной остаётся лишь прочность. Она является непременным условием для сооружения, так как его разрушение угрожает жизни людей и наносит материальный ущерб обществу. От прочности зданий зависит их долговечность. Поскольку возведение здания требует больших материальных затрат, срок службы его должен быть столь долговечным, как того требует экономика их эксплуатации.

Сочетание этого триединства необъяснимо воздействует на наши чувства, делая красоту сооружения не холодной абстракцией, а прекрасной реальностью, доставляющей радость людям. "Красота - капитал, который платит проценты всякий раз, как мы бросаем на нее взгляд",- говорил французский архитектор О. Перре.

Раздел 3: «Одухотворенное пространство»

        Одухотворенное пространство - это наполнение пространства или значительной его части некоей идеологией (религиозной, философско - мистической, политической, народно- этнографической, возможны смешения составляющих).

Следовательно, понятие духовного пространства принципиально антропологично. Мерой духовного пространства становится мысль человека (или группы людей) Единое или гетерогенное пространство может быть объектом определенной иерархии, высшая прослойка общества может исповедывать вовсе не те ценности, которые довлеют мыслями остальных. Следовательно, внутри единого, даже религиозного единого пространства, может существовать гетерономия духовного пространства. Русский Серебряный Век яркое тому подтверждение. И даже один человек, как, например Василий Розанов, вполне совмещал в себе антисемитизм как программную установку и оправдание своей позиции.

Одним из ориентиров духовного пространства является архитектура. Она может носить:

  1. религиозно-прокламативные формы (церкви, мечети, синагоги, ступы),
  2. цивилизационные формы (небоскреб, ратуша, Дворец Советов),
  3.  народные формы (Кижи).

 Например, капелла в Роншане, автором которой является Корбюзье или Саград Фамилиа (Гауди), носят очевидные цивилизационные формы, а не традиционно религиозные. Высокая архитектура 20 столетия, даже обслуживая религиозные общины, уходит от заданных приемов и решает чисто архитектурные, творческие задачи. Мир уже привык к этому, кроме России. Периоды сдвигов, решительных качественных изменений в жизни общества всегда были трудными временами для архитектуры. Для России – это периоды Великой Октябрьской социалистической революции и Великой Отечественной Войны 1941 – 1945 г. г.. На переломах истории менялись не только социальные структуры – менялся весь образ жизни; другими становились отношения между людьми их мировоззрение, потребности, нравственные и эстетические идеалы. И зодчеству приходилось нащупывать новые, неизведанные пути как раз тогда, когда на его долю оставалось немногое – силы общества и его ресурсы направлялись на решение множества неотложных задач. Но поворот всемирной истории к коммунизму, совершившийся вместе с Октябрьской революцией, освободил громадные созидательные силы. И за срок, очень короткий по меркам исторических процессов, советская архитектура прошла и достигла результатов огромного социального и культурного значения.

Путь этот был и плодотворен, и сложен. Не все начинания и поиски в нашей архитектуре лучшим образом служили достижению её главных целей – прокладывая первые тропы, нельзя рассчитывать на безошибочность каждого шага. А многие, очень многие задачи, которые приходилось решать никогда не приходилось решать раньше. Впервые в истории архитектура стала служить всему народу, а не только интересам господствующих классов; впервые она освободилась от ограничений, порождавшихся частной собственностью на землю и недвижимость.

Перед советской архитектурой были поставлены  задачи: улучшить обеспечение жильём всего населения страны, создать материальные условия для перестройки быта и развития новых форм общественной жизни, участвовать в становлении мощной отечественной индустрии, вырабатывая для неё типы производственных зданий, удовлетворяющих не только требованиям самых прогрессивных технологий, но и улучшения, оздоровления условий труда. Потребности социалистического общества в целом и задачи плодотворного развития личности человека – члена этого общества – определили главные направления поисков и методы  творчества в советской архитектуре.  

Таким образом, причина понятна: во время советской власти архитектура была лишена созидательного начала, именно потому, что архитектура, в отличие от поэзии и живописи, но вместе с философией организует духовное пространство. Архитектура расставляет меты, метки и, самое главное, отмеривает это пространство. Архитектуре и философии подвластна не только история, но и метафизика. Если проблема новой философии живо обсуждается в обществе, то новая архитектура еще ждет такого разговора.

Архитектура призвана нивелировать различные уровни иерархии духовных ценностей в обществе. Гомогенность пространства - вот, что блюдет архитектура, в особенности сакральная. Не зря ведь чужие пространства в средневековом мире Запада и Руси осваивали монахи, которые и начинали строить, а вернее, обстраивать пространство, делать его своим, отличным от прежнего.

Кроме того, именно архитектуре отведено значительное место по сглаживанию тех зазоров, которые существуют в ценностных ориентациях, и именно она принимает деятельное участие в работе по приведению многих пространств и многих ценностей в одно гомогенное целое. Не зря ведь в древности и средневековье архитекторами становились жрецы, религиозные лидеры или философски настроенные архитекторы (например, те же Корбюзье и Гауди). Следовательно, архитектура имеет прямое отношение не только к передовым для определенной эпохи ценностям, она в некотором смысле есть образ существующего мыслетворчества. Уходить от современной для времени архитектуры, значит, не считаться с текущим временем, пренебрегать им.

Архитектура в принципе назначена и обладает свойством опережать время, формулировать принципы человеческого бытия, универсализировать его. Архитектура - это мера и мерило человеческого существования, существования исторического и метаисторического. А, если сказать еще точнее: архитектура вводит человека в мир его бытия, вводит, поясняя основные его параметры. Вход в Бытие - ответственная вещь, я посвятил этой теме целую книгу. Как нельзя войти в дом не постучавшись, так же невозможно войти в некое Бытие не обтерев прежде ноги с дороги и не испросив разрешения у хозяев.

Народ хочет традиционные формы, он привязан к ним, нельзя обижать народ. При этом забывается, что любое творчество не может существовать с оглядкой на кого бы то ни было. Творчество, будь то художественное или научное, делается вопреки, оно не может считаться с условностями. Иначе оно перестает быть творчеством и обращается в ремесло.

Требования к современной архитектуре научно обоснованы. Наука изучает особенности отдельных типов зданий, взаимосвязь помещений, вопросы оборудования, размеры и формы пространства, необходимые для конкретных социальных процессов, освещение, акустику. Все эти требования учитываются при строительстве общественных и жилых зданий. Научно обоснованы выбор места для жилых и общественных зданий в городе, размещение зеленых массивов с целью создания города как единого целостного организма с учетом воздействия климатических и природных условий, ландшафта, ориентации зданий по странам света.

Наконец, психология и физиология человека также предъявляют требования к архитектурным композициям зданий. Архитектура, являясь средой обитания человека, воздействует на чувства, отражается в сознании человека и тем самым участвует в формировании его духовного мира.

Создание единства архитектурной композиции из множества составляющих, рождение целостного образа на основе комплекса требований - главнейшая задача архитектуры.

Раздел 4: «Основные свойства архитектурно-пространственных форм»

Архитектурно-пространственные формы (в частности, здания) обладают рядом зрительно воспринимаемых свойств, которые важны для их характеристики.

 Вот их главные свойства:

  1. Геометрический вид - основное свойство формы архитектурного сооружения, он определяется соотношением размеров формы по трем координатам пространства (ширине, высоте, глубине). Если все три измерения относительно равны, форма имеет объемный характер. Если одно измерение намного меньше двух других, форма имеет плоский характер. Если одно измерение намного больше двух других, форма имеет линейный характер.
  2. Размеры архитектурной формы - свойство ее протяженности по высоте, ширине, глубине по отношению к размерам человека и в сравнении с другими смежными формами.
  3. Положение формы в пространстве по отношению к зрителю; фронтальное, профильное, горизонтальное ; ближе, дальше, выше, ниже зрителя или линии горизонта.
  4. Масса здания в зрительном восприятии зависит от визуальной оценки количества материала архитектурной формы. Наибольшей массой обладают кубические или шарообразные плотные формы и меньшей - многопустотные, плоские и гладкие.
  5. Фактура материала - важное свойство архитектурной формы, отражающее объемный характер поверхности, в то время как текстура (рисунок) отражает линейную структуру материала на поверхности (например, текстура древесины).
  6. Цвет в архитектурных композициях - свойство поверхности отражать или излучать свет разного спектрального свойства. Его характеризуют цветовой тон (оттенки), насыщенность (степень яркости цвета), светлота (отражающая способность поверхности).
  7. Светотень - свойство, выявляющее распределение светлых и темных участков по поверхности формы. Светотень усиливает и облегчает зрительное восприятие архитектурной формы.

Наиболее выявляет объем и фактуру архитектурной формы направление света под углом 45° к горизонту и к вертикальной плоскости. Роль естественного и искусственного освещения архитектурно-пространственной композиции (как объемной формы, так и интерьера) в создании художественного образа особенно важна.

Качественные характеристики света - прямого, рассеянного и отраженного - связаны с ориентацией здания и состоянием естественной среды. Прямой свет может освещать южный, восточный и западный фасады сооружений, проникая в интерьеры в качестве бокового или верхнего света. Он создает радостное настроение, однако в рабочих и учебных помещениях слепит.

Естественный свет, отраженный экранами, увеличивает освещенность. Рассеянный свет, отраженный от небосвода, не выявляет формы, поэтому не применяется при глубоких рельефах, однако удобен для рабочих помещений.

Искусственное освещение объемов архитектурных сооружений используется на уровне уличного, магистрального освещения и подсветки ряда памятников архитектуры. Искусственный свет включился в интерьер более органичной массой осветительных приборов, светящихся потолков, световых отражателей. Отраженный свет в интерьере создает иллюзию легкости форм. Осветительные приборы в интерьере иногда приобретают самостоятельное значение, участвуя в решении композиционной задачи, выделяя главное - тектонику, форму.         

Раздел 5: «Виды архитектурной композиции»

Различают три вида архитектурной композиции:

  1. фронтальную,
  2. объемную
  3. глубинно- пространственную.

Признаком, отличающим фронтальную композицию, является распределение элементов формы по двум координатам в вертикальном и горизонтальном направлениях (например, фасады зданий).

Объемная композиция представляет собой форму, развитую по трем координатам, воспринимаемую со всех сторон. На восприятие объемности формы влияют: вид ее поверхности, положение и ракурс формы относительно зрителя, высота горизонта, оптимальное положение зрителя, обусловленное нормальным углом зрения 30° и расстоянием, удобным для обзора, характер членения ее поверхности и массы. В случае нескольких обособленных объемов возможно доминантное и бездоминантное соподчинение. Композиционный центр должен быть ориентирован на главные точки зрения.

Глубинно-пространственная композиция строится на развитии пространства в глубину. Ощущение глубинности усиливается, когда в композицию вводят элементы, членящие пространство на ряд последовательных планов.

Внешний облик архитектурного сооружения (экстерьер) зависит от архитектуры внутреннего пространства здания (интерьера) и градостроительных условий (ансамбля).

Интерьер определяется назначением здания (функцией), типом, конструкцией и др. Внутренние помещения можно разделить на три группы: главные (для основных функций здания), вспомогательное и коммуникационные. Существуют разные схемы композиции интерьера:

  1. зальная - все функции здания сосредоточены в одном помещении (например, крытый рынок);
  2. центрическая - группировка меньших помещений вокруг большего, главного (зрелищные и выставочные залы);
  3. анфиладная - помещения расположены одно за другим (музеи, универмаги);
  4. коридорная - помещения расположены с одной или двух сторон связывающего их коммуникационного коридора;
  5. секционная - здание состоит из нескольких изолированных друг от друга секций (секционные дома);
  6. смешанная - зальная, центрическая и анфиладная композиции образуют цельный интерьер.

Композиционная схема интерьера заложена в основу архитектуры любого здания, поэтому главная роль в интерьере принадлежит не деталям, а принципам общего архитектурного построения.

Общественные и жилые интерьеры с соответствующей организацией пространства помещений могут вызывать различные настроения. В типовых зданиях с повторяющимися конструкциями и одинаковыми габаритами помещений появляется проблема создания разнообразия художественных решений. Большую роль здесь играют отделочные материалы, декоративные штукатурки, разнообразные покрытия полов, а также произведения монументального и декоративно-прикладного искусства. Однако во всех случаях цель - выявить в интерьере задуманную в проекте архитектурно- пространственную идею, иначе художественное решение интерьера будет подменено декоративным оформлением, не соответствующим архитектуре здания.

Раздел 6: « Единство архитектурного пространства»

        Особенность архитектуры как искусства заключается в создании единства архитектурной композиции из множества архитектурных форм. Единство архитектурного произведения достигается рядом композиционных и художественных средств. Простейшее средство создания единства - придание объему здания простой геометрической формы. В сложном ансамбле здания единство достигается соподчинением: главному объему (композиционному центру) подчиняются второстепенные части здания. Композиционными средствами являются также тектоника (художественно выявленное конструктивное строение здания) и ориентация (или направленность) частей архитектурного сооружения в сторону композиционного центра.

Важное средство достижения единства и художественной выразительности композиции в архитектуре - симметрия. Симметричными считают тождественные элементы формы относительно точки (центра), оси или плоскости симметрии. Применяют в архитектуре и асимметрию. Средством создания единства в асимметричных композициях является зрительное равновесие частей по массе, фактуре, цвету и пр. Примеры композиционно цельных асимметричных сооружений - Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря в Пскове (XII в.) и жилой дом на Смоленской площади в Москве (И. Жолтовский). Роль асимметрии в композиции архитектурных форм - в выявлении динамики художественного образа сооружения. В сложных композициях могут сочетаться симметрия и асимметрия. Ярким примером такого сочетания является собор Василия Блаженного в Москве (1555-1561, Барма, Постник Яковлев).

Различные виды симметрии применяют в особой области убранства архитектуры - орнаментальном декоре. Орнамент - ритмично повторяющийся рисунок, основанный на симметричной композиции его элементов и выражаемый линией, цветом или рельефом.

Исторически сложилось несколько типов орнаментов на основе двух источников - природных форм и геометрических фигур. Основные типы орнаментов - сетчатые, прямолинейные (ленточные) орнаментальные полосы, круговые (кольцевые) орнаментальные композиции, центрические (розеты), основанные на симметрии многоугольников, и др. Примеры сетчатого геометрического орнамента можно увидеть в композициях ряда металлических решеток и оград, плиточных покрытий полов, в декоративном решении стен с узорной кирпичной кладкой.

        Специфика архитектурных орнаментальных композиций - в сочетании орнамента с содержанием композиции здания. На конструкциях и деталях, несущих нагрузку, характер орнамента выявляет их напряженность, на несомых и особенно на венчающих элементах - их легкость. Особенности орнамента интерьеров в его камерности, изяществе, более детальной проработке, что можно видеть на примере интерьеров Московского метрополитена.

Важнейшее композиционное средство-пропорции: соотношение архитектурных форм по высоте, ширине и длине. Эти соотношения отрезков, площадей и объемов выражаются целыми (1:2, 2:3 и т.д.) и иррациональными числами. Пример отношений целых чисел - "египетский треугольник" - 3:4:5, примененный в пирамидах Древнего Египта, пример иррациональных отношений - "золотое сечение" - деление отрезка на две неравные части так, чтобы целое относилось к большей части, как большая часть к меньшей. Приближенный ряд чисел "золотого сечения" (3:5, 5:8, 8:13, 13:21 и т.д.) назван рядом Фибоначчи в честь итальянского математика XII в. Пропорции определяют соразмерность и гармоничность элементов архитектурных форм.

Ансамбль в архитектуре - совокупность зданий и прилегающей среды, приведенная к единству и получившая определенный художественный облик. Ансамбли бывают городские, загородные и парковые. Пространственную композицию ансамблей делят на несколько типов:

  1. глубинно-пространственная перспектива, раскрытая вдоль площади, улицы и т.п.;
  2. замкнутое пространство, ограниченное зеленью или застройкой;
  3. свободное пространство без строгих границ;
  4. панорама, раскрывающаяся с высоких точек зрения, на набережных и т.п., где имеет значение силуэт застройки.

Один из основных приемов построения архитектурного ансамбля - постановка его композиционных узлов: зданий, выделяющихся в застройке своим масштабом, композицией или являющихся историческими памятниками архитектуры; монументов, посвященных важным событиям и видным деятелям. Крупными композиционными узлами в ансамбле городской застройки могут быть центры площадей. Такова, например, триумфальная Александровская колонна на Дворцовой площади Ленинграда, представляющая собой монумент славы России, победившей Наполеона.

«Один благородный философ говорил о зодчестве как о застывшей музыке и за то не раз подвергался насмешкам. Мы думаем, что мы лучше всего передадим эту прекрасную мысль, назвав архитектуру отзвучавшей мелодией.

Пусть представят себе Орфея, который, когда ему указали на огромный, предназначенный для застройки пустырь, мудро выбрал себе наиболее удобное место, сел и оживляющими звуками своей лиры создал вокруг себя пространную базарную площадь. Захваченные могуче-повелительными, ласково манящими звуками, скалы, вырванные из своего массивного единства, вдохновенно двинулись вперед, подчинились искусству и ремеслам, чтобы затем целесообразно выстроиться в ритмичные пласты и стены. Пусть так вот улицы пристраиваются к улицам! В надежно ограждающих стенах недостатка не будет.

Звуки отмирают, но гармония остается. Обитатели подобного города живут и движутся среди вечных мелодий, их деятельность не впадает в дремоту и дух не оскудевает. Глаза переймут назначение, права и обязанности слуха, и горожане даже в будний день будут чувствовать себя в идеальном мире; без размышлений, не допытываясь причин, они приобщатся к высшему нравственному и религиозному наслаждению.

Каждый, у кого вошло в привычку посещать собор св. Петра, испытывал аналогичное тому, о чем мы здесь дерзнули заговорить. И напротив, в плохо построенном городе, где случай грязной метлой смел дома в одну кучу, обитатели, сами того не подозревая, пребывают в пустыне сумрачного существования. Приезжему же повсюду чудятся звуки волынки, свистулек и бубна, словно его приглашают взглянуть на пляску медведей и обезьяньи ужимки.»

И.В. Гете.

Раздел7: «Психологическое воздействие цветов»

Феномен цветовосприятия и особенности взаимодействия человеческого организма с цветом издревле интересовали исследователей души. Древние эзотерики, средневековые герметики и современные парапсихологи – сотни поколений ученых пытались разгадать загадку глубинного влияния цвета на внутреннюю жизнь человеческого микрокосмоса. Древние индусы считали человека «светоносным», подразумевая под этим фундаментальное единство цветовых энергий и «соков» тела. Согласно доктринам индийских йогов, человеческий организм соткан из переплетающихся вибраций звуков и цветов, мелодий и световых потоков, динамика которых полностью определяет жизнедеятельность и психическую жизнь человека.

Цвет воистину всемогущ. В сочетании с направленным музыкальным воздействием он может приводить к исцелению даже в самых сложных случаях. Речь идет не только об органических заболеваниях, но и о тяжелых психозах. Цвет таинственен, ибо позволяет за считанные минуты по характеру предпочтения «вычислить» то интимно-внутреннее, о котором порой не догадывается и сам человек. Цвет жизненно необходим всякому, ибо питает тело и поддерживает душу. Цвет глубочайшим образом включен в культурные традиции и биологически связан с психогенетическим кодом каждого человека. Это было известно издревле. День сегодняшний требует перевода веками накопленных знаний на язык современной науки. Цвет жизненно важен для медиков и художников, психологов и строителей, педагогов и рекламщиков, учёных и политиков. Цвет синонимичен душевным состояниям, цвет родственен психическим процессам, цвет близок самому важному, самому глубокому, наиболее истинному в наших душах.

Классификация цветов по их психологическому воздействию на человека.

  1. Стимулирующие (теплые) цвета, способствующие возбуждению и действующие как раздражители:
  1. красный: волевой, жизнеутверждающий;
  2. кармин: повелевающий, требующий;
  3. киноварь: подавляющий;
  4. оранжевый: теплый, уютный;
  5. желтый: контактирующий, лучезарный.
  1. Дезинтегрирующие (холодные) цвета, приглушающие раздражение:
  1. фиолетовый: углубленный, тяжелый;
  2. синий: подчеркивает дистанцию;
  3. светло-синий: уводит в пространство, направляющий;
  4. сине-зеленый: подчеркивает движение, изменчивость.
  1. Пастельные цвета, приглушающие чистые цвета:
  1. розовый: нежный, производящий впечатление некоторой таинственности;
  2. лиловый: замкнутый, изолированный;
  3. пастельно-зеленый: ласковый, мягкий;
  4. серовато-голубой: сдержанный.
  1. Статичные цвета, способные уравновесить, успокоить, отвлечь от других возбуждающих цветов:
  1. чисто зеленый: требовательный, освежающий;
  2. оливковый: успокаивающий, смягчающий;
  3. желто-зеленый: обновляющий, раскрепощающий;
  4. пурпурный: изысканный, претенциозный.
  1. Цвета глухих тонов, которые не вызывают раздражение (серые); гасят его (белый); помогают сосредоточиться (черный).

К ним относят две группы смешанных цветов.

  1. Теплые темные тона (коричневые), стабилизирующие раздражение, действующие вяло, инертно:
  1. охра: смягчает рост раздражения;
  2. коричневый, землистый: стабилизирующий;
  3. темно-коричневый: смягчающий возбудимость.
  1. Холодные темные цвета, изолирующие и подавляющие раздражение: темно-серые, черно-синие, темные – зелено-синие.

Полярные цветовые пары при первом рассмотрении обнаруживают следующие признаки:

  1. желтый – ультрамариново-синий: сильная напряженность, благодаря которой создается эффект движения. Воздействие активное, но требующее выравнивания, уравновешивания;
  2. оранжевый – синий (зелено-синий): ритмическая полярность между излучением и глубокой замкнутостью в себе, отчего создается сильное впечатление;
  3. красный – зеленый (сине-зеленый): сильный контраст между энергией и спокойствием, отсюда впечатление жизнеутверждения, импульсивности;
  4. пурпурный – цвет зеленых листьев: повышает ощущение жизнеутверждения;
  5. фиолетовый – лимонно-желтый: создает впечатление тяжести и легкости.

Неполярные цветовые пары.

Для неполярных цветовых пар наиболее характерны следующие признаки:

А) группа 1:

  1. желтый – красный: насыщенная лучезарность, радостная теплота;
  2. золотой – красный: пышность, роскошь, теплота;
  3. оранжевый – красный: резко кричащий.

Б) группы 1 и 4:

  1. желтый – пурпурный: некоторый диссонанс, неблагозвучность, подвижность;
  2. золотой – пурпурный: мощь, достоинство, праздничность;
  3. красный – пурпурный: диссонанс, праздничность;
  4. желтый – цвет зеленого липового листа: веселье, радость;
  5. желтый – оливковый: некоторый диссонанс (успокаивающая подвижность);
  6. желто-оранжевый – цвет зеленого липового листа: умеренное возбуждение (обволакивающая теплота);
  7. оранжево-красный – зеленый: импульсивность.

В) группы 1 и 2:

  1. оранжевый – фиолетовый: опьянение, оглушение;
  2. красный – синий: динамика отталкивания, волнение;
  3. красный – ультрамариновый: резкая сила;
  4. оранжевый – ультрамариновый: претенциозность, резкость.

Г) группы 1-4:

  1. синий – розовый: робость, застенчивость, разобщенность;
  2. пастельно-зеленый – красный: неуверенность, мерцание;
  3. пастельно-зеленый – синий: односторонность, пассивность, неясность;
  4. пастельно-зеленый – розовый: слабость, нежность, радушие;
  5. пастельно-зеленый – лиловый: диссонанс, сумерки;
  6. желто-зеленый – красновато-серый: легкий диссонанс, связанность.

Д) сопоставление с цветами группы 6:

  1. бежевый – красный: легкий диссонанс (внутренняя раздвоенность);
  2. бежевый – цвет зеленого липового листа: ассоциации с природой, успокаивающая теплота;
  3. коричневый – зеленый (оливковый): заземленность;
  4. коричневый – ультрамариновый: укрепление, разрешение;
  5. темно-коричневый – синий: бескомпромиссность;
  6. темно-коричневый – охра: оцепенение, жесткость, заземленность.

Е) сопоставление с цветами группы 5:

зеленый – серый: родственность, пассивность;

  1. синий – серый: нейтральность, холодность;
  2. красный – черный: подавление жизненности, опасность;
  3. оранжевый – черный: насилие;
  4. желтый – черный: разрыв, подавление лучезарности, фиксация внимания;
  5. синий – черный: подчеркивание удаленности синего, ночь;
  6. желтый – белый: прояснение, просветление;
  7. красный – белый: ослабление яркости красного;
  8. синий – белый: чистота, холодность;
  9. зеленый – белый: усиление зеленого цвета, чистота, ясность;
  10. розовый – белый: слабость, бледность.

В зависимости от обстоятельств тот или иной цвет психологически вызывает у нас определенные чувства. Желтый и светлый желто-зеленый цвета вызывают ощущение чего-то легкого и, наоборот, темные тона фиолетово-синего цвета – чего-то тяжелого. При взгляде на желтый цвет леденцов выделяется больше слюны, чем при взгляде на красные леденцы. Желтый цвет конфет настраивает на ожидание кислого, красный – на сладкое. Мебель синего цвета создает впечатление холодного. Подсознательно возникает ощущение, что на синем стуле сидеть не так «тепло», как на красно-коричневом. В помещении, окрашенном в оранжевый цвет, температура кажется выше, чем в помещении сине-зеленого цвета, хотя в том и другом случае температура фактически одна и та же.

В практике необходимо учитывать психологическую реакцию человека на цвет. Цвет, воспринимаемый человеком, чисто зрительно влияет и на другие его чувства. Так, например, резкие акустические раздражители могут быть приглушены соответствующими цветовыми раздражителями. Резкие, кричащие шумы будут восприниматься более спокойно в помещении, окрашенном в оливково-зеленый, серо-зеленый, болотно-зеленый или темно-коричневый цвета. Глухие громыхающие шумы в помещении могут быть выровнены желтоватой его окраской. На кондитерской фабрике, где атмосфера насыщена запахом сладкого, можно приглушить его окраской всего помещения в «горький» цвет, прежде всего в синий. Само собой разумеется, что в литейном или кузнечном цехах, где рабочий имеет дело с огнем или расплавленным металлом, не рекомендуется красить стены в огненно-красный цвет. По-видимому, здесь рационально использовать противоположные цвету расплавленного металла синие или зеленые тона с тем, чтобы помещение казалось более холодным.

III. Исследование промышленного района

Раздел 1: «Среда крупного города»

Под социальной средой города мы понимаем иерархию социальных отношений, субъектом которой выступает член городской территориальной общности. Житель города – это прежде всего индивид, принадлежащий определённой общественной формации и поэтому он представляет тот или иной класс, социальную группу, прослойку общества.

Социально – классовые отношения, соответствующие способу производства, характеризующие ту или иную общественно – экономическую формацию, представляет собой «макросреду» городской общности. «Микросреда»- это система отношений между индивидами в первичных группах – семье, трудовом коллективе, неформальных группах

и т. д. Помимо « макро» и «микро» сред можно говорить о промежуточной социальной среде. Это область межличностных отношений, в которые горожанин вступает не как представитель класса и не как член первичной группы, а как член территориальной общности.

        Городская среда как непосредственная среда жизнедеятельности,  конкретное проявление создаваемых обществом условий, представляет собой совокупность фактических условий трудовой деятельности, удовлетворения потребностей в бытовых услугах, культуре, образовании, социальной активности и т. д., которые складываются в соответствии с экономическим потенциалом, народнохозяйственным профилем города, численностью населения, историко – культурными традициями, административным статусом.

        Городская среда как экологический феномен представляет собой возведённую человеком искусственную среду обитания. Рассмотренная же в ракурсе образа жизни она оказывается средой жизнедеятельности населения города. Способ организации городской материально – пространственной среды несёт на себе отпечаток общественного строя, обретает свой облик в связи с теми видами деятельности, которые в ней происходят. Через человеческую деятельность осуществляется связь городского пространства и городского времени в единое целое, где горожанин живёт в своём пространственно – временном ритме. В своей основе он диктуется ритмом жизни общества, динамикой социальных изменений. Чем разнообразнее виды деятельности, которые могут осуществляться синхронно или сменять друг друга на ограниченном участке пространственной среды города, тем оно функционально богаче, насыщеннее.

        Городская среда может быть классифицирована по преобладающим видам деятельности (типология районов):

  1. промышленный район;
  2. исторический центр города;
  3. район новой застройки;
  4. «спальный» район;

Для каждого типа характерны определённые преобладающие виды деятельности, которые накладывают отпечаток на организацию жизненного пространства индивида (и общества в целом), в том числе и на создание архитектурного ансамбля того или иного района. Например, для исторического центра города характерны следующие моменты застройки:

  1. центральная улица представляет собой достаточно широкую, чаще всего пешеходную дорогу, по сторонам которой расположены здания;
  2. здания эти являются представителями различных архитектурных стилей, что позволяет увидеть, как развивалась застройка,
  3. здесь же расположены театры, музеи, библиотеки и другие культурно – массовые заведения;
  4. со стороны двора располагаются невысокие здания (чаще частная застройка);
  5. строения в основном заняты офисными помещениями, а также магазинами, кафе и т. д.;
  6. все центральные улицы , так или иначе выходят на основные площади города, атак же соединяют их между собой.

Существует множество признаков, которые характерны только для определённого типа района. Исследуемый объект является промышленным районом.

 

Раздел 2: «Характеристика Ленинского района г. Н. Новгорода»

Ленинский район г. Нижнего Новгорода расположен в заречной части города. Район занимает площадь 2,7 тыс. га (7,3 % всей территории города). Население района по состоянию на 01.01.2003 г. составляет 153,5 тыс. человек (11,5 % населения города), из них 31,5 тыс. несовершеннолетних в возрасте до 18 лет, среди которых 17434 учащиеся образовательных учреждений.

Ленинский район – это район промышленный. По объёму промышленной продукции он находится на четвёртом месте в городе после Автозаводского, Канавинского и Советского. Доля наших предприятий в общем объёме промышленной продукции города растёт: если в 2002 г. она составила 5,5 %, то в 1 квартале нынешнего года – 6,1 %.

Среднесписочная численность работающих на крупных и средних предприятиях района на 01.06.2003 г. составила 35028 человек, из них в сфере материального производства занято 18967 человек. Уровень безработицы в районе составляет 0,68 %. По сравнению с 1998 годом безработица снизилась на 41 % и составила на 01.01.2002 года - 515 человек.

Социальная ситуация в районе характеризуется следующими показателями:

Всего населения

153500

Кол-во детей в возрасте от 0 до 18 лет

31500

Кол-во детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения

43367

  1. Количество учреждений образования.

Дошкольные образовательные учреждения

31

Муниципальные детские сады

28

Ведомственные детские сады

3

Средние общеобразовательные школы

21

Вечерняя сменная школа

1

Специальные (коррекционные, общеобразовательные учреждения)

2

Учебно-производственный комбинат

1

Центр дополнительного образования

1

Центр социального обслуживания населения «Елочка»

1

Муниципальный центр социальной реабилитации несовершеннолетних «Дом детства «Солнышко»»

1

Клубы по месту жительства

12

Музыкальные школы

4

Библиотеки

13

Кинотеатры

2

Спортивные школы

2

Профессиональные лицеи

3

  1. Социальная защита

многодетные семьи

760

        в них детей

1949

Сироты

56

Опекаемые

197

дети-инвалиды

260

неполные семьи

3112

неблагополучные семьи

285

  1. Наличие социальных отклонений у детей и подростков, состоящих на учёте в подразделении по делам несовершеннолетних – 627

бродяжничество

4

употребление наркотиков, токсических веществ

19

алкоголизация

201

правонарушения

379

преступления

28

  1. Количество учащихся, состоящих на учёте:

в правоохранительных органах

627

в подростковом диспансерном отделении № 1

380

в учреждениях образования

160

Раздел 3: «Приоритетные направления деятельности администрации района»

Одним из приоритетных направлений деятельности администрации района является создание муниципальной системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, включающих в себя:

  1. осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних;
  2. выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;
  3. социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
  4. выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Социально-экономические и политические преобразования обусловили снижение уровня жизни населения, изменение уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций, ухудшение психологического климата и ослабления воспитательных возможностей семьи, эскалацию агрессии во внутрисемейных отношениях, особенно по отношению к несовершеннолетним. Это и ряд других факторов явились причинами роста  социального сиротства и безнадзорности детей.

.        Программа утверждена главой администрации района и согласована с управлением образования и молодёжной политики, управлением финансов, управлением социальной защиты населения, отделом культуры и организации досуга населения, комитетом по физкультуре и спорту, центром занятости населения, управлением внутренних дел, отделом здравоохранения, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Немаловажная роль в работе с детьми «группы риска» отводится психологам, которые проводят психодиагностику и психологическое просвещение, коррекцию, консультирование и профилактику детей и их родителей. Применяются групповые и индивидуальные формы работы. На каждого ребёнка разрабатывается индивидуальная программа реабилитации.

Несмотря на то, что дети поступают по разным причинам, характерно одно – они все их неблагополучных семей. Работа «телефона доверия» показала, что 40 % обращаются по вопросам конфликтов между детьми и родителями и домашнего насилия в отношении детей и женщин.

Большую работу с молодёжью и, в частности, с несовершеннолетними, проводит районный Центр занятости населения. В сложившейся экономической ситуации, молодой человек без специальности, остаётся невостребованным на рынке труда. Поэтому, Центр занятости, прежде всего, ставит перед собой задачу обеспечить молодого человека такой специальностью и квалификацией, которая была бы востребована. Специалисты Центра проводят тестирование с целью определения сферы деятельности, знакомят с профессиями, на которые может обучиться обратившийся молодой человек. Было обучено в 1999 г. – 29 человек, в    2000 г. – 37 человек, 2001 – 46 человек несовершеннолетних «группы риска».

Широко применяется программа «Клуб ищущих работу», в рамках которой осуществляется психологическая поддержка безработной молодёжи, помощь в адаптации к современным рыночным условиям.

Другим, наиболее распространённым направлением работы с молодёжью является квотирование рабочих мест на предприятиях различных форм собственности. Так, на квотируемые места было устроено в 1999 году 70, в 2000 году – 73, а в 2001 году – 75 подростков. Неотъемлемой частью активной политики занятости несовершеннолетних является временная занятость, в основном, на время летних каникул. На этот период формируются рабочие места по благоустройству парковых зон, пляжных массивов, пришкольных территорий, дворовых площадок микрорайонов. Преимущественным правом трудоустройства на временные работы пользуются дети из социально-незащищённых семей, дети-сироты. В апреле-сентябре 2001 года в количестве 113 человек работали дети из школ-интернатов №№ 6 и 8, а также дети из школ района №№ 91, 97, 100 в количестве 887 подростков. На организацию этой акции из средств фонда занятости было выделено 62,5 тысячи рублей. Кроме того, по договорам с предприятиями было организовано 674 рабочих места на общую сумму 159,10 тысячи рублей. Главной проблемой в трудоустройстве несовершеннолетних и молодёжи остаётся установка молодых людей на работу в коммерческих структурах, нежелание идти на малооплачиваемые рабочие места, нежелание трудиться и учиться.

Активно работают по предупреждению правонарушений, наркомании и алкоголизма среди несовершеннолетних, с неблагополучными семьями Советы общественного самоуправления района. Работа ведётся в тесном контакте с инспекторами по делам несовершеннолетних, участковыми инспекторами, социальными педагогами школ, клубами по месту жительства, библиотеками и активами микрорайонов. С их помощью ведётся сбор информации о семьях, ещё не состоящих на учёте в подразделении по делам несовершеннолетних, но в  которых один или оба родителя употребляют спиртные напитки, нигде не работают, уклоняются от воспитания детей. С такими семьями ведется профилактическая работа: они обсуждаются на Советах общественности, проводятся комиссионные выходы в семьи, их ставят на учёт. Таким образом, поставлены на учёт семьи Воструховых, Палагиных, Киселёвых и другие в микрорайоне «Ипподром». В микрорайоне «Двигатель» были обследованы семьи Посякиных, Маряскиных, Тютюновых, Судак с целью обследования материального положения и психологического микроклимата воспитания детей. Если же проводимая работа не даёт результата, тогда Советы обращаются в соответствующие органы о лишении родительских прав нерадивых родителей. В микрорайоне «Карповка», например, было оформлено опекунство 3 семьям над четырьмя детьми.

С целью организации досуга детей и подростков в микрорайонах создаются дворовые команды. Проводятся футбольные матчи среди  дворовых команд микрорайонов «Двигатель», «Ипподром», «Карповка» и «Стройплощадка» на приз героя Попова; спортивные соревнования по баскетболу, лёгкой атлетике, гимнастике, гиревому спорту – на приз Совета в микрорайоне «Кавказ». Советы общественного самоуправления пытаются с помощью депутатов различных уровней, администрации района, жилищных организаций улучшить базу для организации досуга детей. Эта база на сегодняшний день воплощена в строительстве детских площадок с множеством игровых и спортивных элементов, хоккейных коробок и футбольных полей.  Почти в каждом микрорайоне построены площадки, которые стали местом сбора большого количества подростков, что позволяет эффективно контролировать их действия. Детские площадки включены в маршруты патрулирования Управления внутренних дел. В сентябре 2002 г. открыт досуговый центр в микрорайоне «Карповка», где активизируется работа с «трудными» подростками;  будут функционировать театральная студия, бесплатные спортивные кружки, клубы по интересам, интернет-зал, компьютерный класс.

Однако, для  организации досуга детей и подростков, отвлечения их от влияния улицы необходимо увеличение бесплатных кружков и секций в школах и детских клубах.

Профилактика правонарушений среди подростков и молодёжи в учреждениях культуры - сложный, длительный, многогранный процесс, строящийся на взаимодействии со школами, общественными организациями, внешкольными учреждениями, семьями. Важная роль в вопросах организации досуга молодёжи, культурно-просветительской работы с подрастающим поколением отводится библиотекам. Из 13 библиотек района, 5 – детских. Из 55206 читателей 23354 – школьники. Понимая, что одна из причин правонарушения среди подростков – неумение организовать свой досуг, неприкаянность, незанятость, коллектив центральной библиотечной системы (ЦБС), отдел культуры администрации района, сумели добиться того, что сегодня каждая библиотека является центром работы с населением по месту жительства, местом общения, досуга, литературно-творческой деятельности детей и их родителей. Администрация района дала социальный заказ ЦБС на организацию досуга детей и молодёжи, и вот более 7 лет в библиотеках реализуется программа «Досуг», с началом работы которой увеличились рамки массовой работы среди населения, театральных и художественных гостиных. Каждая библиотека имеет своё направление в работе. Так, центральная детская библиотека им. Кольцова координирует свою работу с Советом профилактики школы № 100. Проводит цикл этических диалогов «Я – частица этого мира» для учащихся 6 – 10 классов. В основе цикла – ситуативная информация о никотине, СПИДе, наркомании и т. п. В работе принимают участие более 280 школьников. Библиотека им. Комарова работает с анкетой – откровения «Пять причин, по которым подростки начинают употреблять наркотики». По словам ребят, это:

  1. влияние друзей-наркоманов;
  2. желание попробовать;
  3. отсутствие в семье заботы и любви;
  4. желание уйти от проблем;
  5. за компанию.

Анализ анкет позволяет библиотекам скорректировать проводимую профилактическую работу. Во всех библиотеках района работают стенды с информацией для читателей с телефонами доверия,  а также информацией о работе кружков, секций и клубов по интересам, созданным в библиотеках района. Библиотеки проводят работу по профилактике правонарушений и правовому воспитанию подростков и молодёжи в тесном взаимодействиями с другими учреждениями района, организуя:

  1. чтение правоведческой литературы;
  2. турниры правоведов;
  3. театрализованные викторины «Ваши права, дети!», правовые лектории с участием Управления внутренних дел.

Из ведомственных учреждений культуры, наиболее эффективно с детьми и подростками работает ДК «Этна». 5 детских коллективов объединяют 200 человек, около 750 детей и подростков посещают любительские объединения.

.        Учреждения культуры, расположенные на территории Ленинского района (ДК «Этна», ДК «РУМО», детский кинотеатр «Искра», парк «Дубки», музеи образовательных учреждений района, музей ДК «Этна», музей школы-интерната № 6) являются резервом для нравственного воспитания школьников, который далеко не полностью используется. Следует активнее внедрять новые эффективные формы и методы работы, делать акцент на организацию досуга подростков и молодёжи в вечернее время.

Значительная роль в пропаганде здорового образа жизни принадлежит Комитету по физкультуре и спорту, который совместно со спортивными организациями предприятий, профессиональных училищ и лицеев, СУЗов, МП «Центр», РУО и МП, СОС организует и проводит спортивно-массовую и оздоровительную работу  по месту жительства. Комитет строит свою работу таким образом, чтобы физическая культура была доступна всем возрастным группам населения.

Ежегодно среди дошкольных учреждений проводятся соревнования по мини-футболу. В 12 детских садиках созданы постоянные команды. В день Всемирного Дня Защиты детей проведена вторая спартакиада, участниками которой стали все дошкольные учреждения района, В 2001 среди общеобразовательных школ района была проведена районная спартакиада по 14 видам спорта, в которой приняло участие более 10000 человек. Команды-победители защищали честь района в городской и областной спартакиадах. В дополнительных центрах управления образования культивируется более      17 видов спорта, в которых занимается более 5000 детей, к занятиям спортом привлекаются и «трудные» подростки. Школьные секции могли бы привлечь большее количество учащихся, но плохая материально-техническая база и нехватка площадей не позволяют сделать это.

Совместно с МП «Центр», управлением образования, советами общественного самоуправления ежегодно проводятся районные соревнования по футболу на призы «Кожаный мяч» (67 команд) и хоккею «Золотая шайба» (18 команд), мини-футболу, эстафетные легкоатлетические пробеги, шахматы, шашки, стрельба, и т. д. В клубе по месту жительства в спортивных секциях занимается 98 несовершеннолетних «группы риска» (в прошлом году - 23).

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав большое внимание уделяла организации летнего отдыха, досуга и занятости подростков «группы риска». В результате проведённой работы удалось не допустить роста преступности несовершеннолетних. Всего за летний период совершено 11 преступлений, в них участвовало 13 несовершеннолетних       (в прошлом году совершено 20 преступлений, с участием несовершеннолетних - 24).

К пропаганде здорового образа жизни и профилактике безнадзорности были привлечены средства массовой информации района и города. В газетах «Нижегородский рабочий», «Нижегородские новости», «Город и горожане», «Заречье» были опубликованы материалы о работе органов и учреждений района с детьми и подростками. На радио «Заречье» неоднократно звучали интервью на тему профилактики детской безнадзорности с главой администрации Ленинского района Шибаевым И. Д., заместителем главы администрации по социальным вопросам. Егоровым Б. Л., старшим помощником прокурора по делам несовершеннолетних Ленинского района г. Нижнего Новгорода Атряхиной А. А. и другими.

сложную систему градостроительства т. е., организации пространства для жизни и деятельности простых членов общества.

Раздел 4: «Архитектурное решение района».

          В архитектуре как организующей деятельности и в объектах архитектуры как продуктах этой деятельности различают два основных типа:

  1. Зодчество (или архитектура в узком смысле слова) – сфера создания материальных конструкций, своей оболочкой образующих относительно замкнутые пространства и обладающие двумя ( внешним – экстерьер и внутренним – интерьер) измерениями.
  2. Градостроительство – сфера интегрирующей организации объектов архитектуры и инженерии.

Сущность и форма развития архитектуры определяется социальным и научно – техническим прогрессом.

Как было сказано выше, исследуемый район является промышленным центром города. Следовательно, архитектурная застройка территории производилась с учётом того, что промышленные предприятия будут расширятся, количество рабочих мест – увеличиваться, что ведёт к уплотнению строительства жилого фонда.(Приложение 2).

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Архитектура. Виды архитектуры.

Презентация для уроков изобразительного искусства....

«Архитектура. Стили архитектуры»

Проект по ИЗО включает в себя 2 теоретических занятия и 4 недели, в форме дальтон – урока,  один раз в неделю, каждую среду. В ходе работы учащиеся ведут дневник проекта, что позволяет контролиро...

Материал для уроков в 9 классе по теме: "Архитектура современного города. Органическая архитектура"

Материал подготовлен для учителя. Ознакомление учащихся с органической архитектурой современного города, с проектами архитекторов по созданию экологически чистых построек, городов и их связь с окружаю...

План-конспект урока «Архитектура современного города. Органическая архитектура» 9 класс

План-конспект урока «Архитектура современного города. Органическая архитектура» 9 класс...