методическая разработка урока по теме-РЕЛИГИЯ
методическая разработка (5 класс) по теме

Тема занятия. Религия.

Учебная цель:

выяснить сущность понятия,охарактеризовать архаичные и мировые религии,определить роль и значение религии в современном мире.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-1.odt25.78 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока
Автор:Девивье И.С учитель истории и обществознания
МБОУ №1 им.Героя россии Дм.Ерофеева(с.Топчиха,Топчихинского р-на,Алтайского края)
Первая квалификационная категория.

Тема занятия. Религия.

Учебная цель:

выяснить сущность понятия,охарактеризовать архаичные и мировые религии,определить роль и значение религии в современном мире.

Вступительное слово

Наряду с наукой, образованием, культурой древнейшей и основной формой духовной культуры является – религия.

Объявляется цель урока, учебные вопросы.

I. Сущность религии, ее значение и роль в обществе

Задание: вспомните и озвучьте устойчивые словосочетания с термином религия.

Слово “религия” происходит от латинского глагола religaro - связывать, обозначает духовную связь земного с небесным;

от латинского существительного religio –набожность, святыня, предмет культа.

Научных определений религии, как и культуры,огромное количество.

Познакомимся с некоторыми:

1. Религия - один из компонентов духовной сферы общества наряду с культурой, образованием и наукой.

2. Религия - один из фундаментальных институтов человеческого общества.

3. Религия - сфера общественного сознания(наряду с идеологией, научными знаниями,обыденными мнениями), отличительной чертой которого является вера в сверхъестественное.

4. Религия - специфический тип мировоззрения и мироощущения, т.е. совокупность взглядов на мир как творение Бога.

5. Религия - совокупность моральных принципов,регулирующих образ жизни и поведение людей,разделяющих данное верование.

6. Религия - совокупность ритуальных действий,составляющих культ, в которых религиозный человек выражает свое отношение к Богу и обращается к нему в молитве, жертвоприношении и т.п.

7. Религия - группа, сообщество, союз или организация множества людей, связанных единой верой и взаимными обязательствами (церковные приходы, религиозные общины и братства,монашеские ордена, секты).

8. Религия - система верований и действий, с ее помощью решаются вопросы человеческой жизни.

Решаемые религией проблемы встают перед любым обществом на любой ступени его развития,независимо от общественного строя, уровня развития науки и техники, культурного своеобразия народа.

Сегодня в мире существует огромное количество религий.

Наиболее крупные из них:

  1. христианство;
  2. ислам;
  3. конфуцианство;
  4. буддизм;
  5. синтоизм;
  6. даосизм;
  7. иудаизм и др.

Задание:

какая религия преобладает на территории Российской Федерации?

В разных государствах религия играет различную роль. В одних - первостепенную, в других – церковь отделена от государства. Такие государства называются светскими.

Задание:

прочтите статьи №14, 28 Конституции РФ. Определите роль и место религии в нашей стране.

С каждым годом количество верующих значительно увеличивается. Как вы думаете почему? Зачем людям нужна религия? (Беседа).

Выводы:

  1. религия как форма культуры является одним из источников нравственных ценностей и норм;
  2. объединяет людей, что способствует сохранению стабильности, устойчивости как отдельной личности, так и общества в целом;
  3. обеспечивает общение верующих друг с другом и верующих с богом;
  4. восполняет ограниченность, бессилие людей при изменении условий жизни, снимает стресс, приносит утешение, духовное наслаждение;
  5. узаконивает некоторые общественные порядки, институты, образцы поведения как должное. И наоборот, утверждает неправомерность каких-то из них.

К сожалению, религиозные противоречия могут быть источником и питательной средой кровавых конфликтов, терроризма, т.е. силой разъединения и противоборства.

Познакомимся с некоторыми формами религии.

II. Архаичные религии

К архаичным религиям относят: фетишизм,анимизм, тотемизм.

Задание. Слушая сообщение, выделите основную идею верования и запишите в таблицу.

Сообщения

Примерные выступления.

  1. Тотемизм. .
  2. Фетишизм
  3. Анимизм .

Более древние архаичные религии основаны на верованиях и мифах, составляющих мифологию.Появление мифологии представляло грандиозную революцию в сознании. Ведь первобытному человеку важно было не просто придумать какие-то сверхъестественные силы и поверить в них, а создать систему мировоззрений, объясняющую порядок в обществе. Например, почему есть бедные и богатые, куда уходят люди после смерти и т.п.

Религии, имеющие в основе религиозную веру,принято называть мировыми. К ним относятся:буддизм, христианство, ислам.

III. Мировые религии.

Буддизм

Христианство

Ислам

Буддизм – через размышление и созерцание человек может достичь истины, соблюдая заповеди святого учения, прийти к совершенству. Одна из важнейших заповедей – любовь и милосердие ко всем живым существам, независимо добрые они или злые.

Христианство – основная идея греховности человека как причина всех его несчастий.Проповедует терпение, смирение, прощение обид.

Ислам – человек – существо слабое, склонное к греху, он не в состоянии ничего добиться в жизни самостоятельно. Ему остается уповать на милосердие и помощь Аллаха. Если человек будет верить в Бога, выполнять предписания мусульманской религии, то заслужит вечную жизнь в раю.

Именно мировые религии оказывают наибольшее влияние на развитие современной цивилизации.Почему же их называют мировыми?

  1. Огромное число последователей во всем мире.
  2. Обращены к представителям всех социальных групп.
  3. Стремятся обратить в свою веру лиц другого исповедания.
  4. Носят надэтнический характер. Выходят за пределы наций и государств.
  5. Заключение
  6. Ученые считают, что в основе всякой религии лежит культовая система, которая представляет собой совокупность определенных обрядов. Многие обряды и культы, возникнув в архаичных религиях,перешли в современные.

Например, очистительные обряды, обряд крещения,погребения. венчания, освещение воинского знамени.

Закрепление  Задание №1 Соотнесите.

Тотемизм

Представляет собой веру в существование духов и души.

Фетишизм

Представляет собой комплекс верований и обрядов, связанных с представлением о родстве между группами людей и видами животных и растений.

Анимизм

Представляет собой религиозное поклонение не животным, а конкретным предметам.

Задание №2 исключите лишнее

:- верование; обряд; магия; знание;

- тотемизм; христианство; ислам; буддизм;

- шаман; священник; атеист; мулла.

Задание №3

Тест №1

Что отличает религию от других областей духовной культуры:

а) использование художественных образов;

б) обращение к сверхъестественным силам;

в) опора на представления о добре и зле;

г) стремление объяснить окружающую действительность.

Тест №2

К мировым религиям не относится:

а) христианство;

в) иудаизм;

б) буддизм;

г) ислам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Религия древних греков" (5 класс)

Конспект урока по теме "Религия древних греков", 5 класс. Учебник "История Древнего мира" Вигасин...

Методическая разработка урока по обществознанию 9 класс. Тема:Религия (в рамках реализации ФГОС ООО)

Данный методический материал был разработан для проведения открытого мероприятия по ФГОС в раммках работы районного методического семинара....

Методическая разработка. Презентация к уроку по теме "Религия Древнего Египта" в 5 классе

Представленная презентация позволит наглядно и детально представить тему по истории Древнего Мира в 5 классе - тему "Религия Древнего Египта". Может быть использована как основа урока изучения нового ...

Методическая разработка урока для 5 класса на тему "Религия древних египтян"

Разработка урока для учащихся 5 класса на тему "Религия древних египтян"...

Методическая разработка урока по обществознанию 8 класс тема: "Религия"

Обобщение и систематизация знаний о религии и религиозных организациях....

Методическая разработка открытого урока по теме "Религия"

Методическая разработка открытого урока по теме "Религия"...

Методическая разработка урока обществознания для 10 класса по теме "Религия: понятие, структура, функции и виды"

Урок рассчитан на учащихся 10 класса, изучающих обществознание на базовом уровне и учитывает их способности и познавательные потребности. В уроке использованы элементы следующих современных образовате...